В каких странах самые большие запасы лития. Хватит ли нам лития? Оценочные мировые запасы лития в тоннах

В каких странах самые большие запасы лития. Хватит ли нам лития? Оценочные мировые запасы лития в тоннах

* данные US Geological Survey

Чили и Аргентина производят самую большую часть мирового лития из солей озер, в совокупности примерно 46% всего производства лития (компании FMC, Rockwood и S.Q.M.). Компания Talison Lithium поставляет

34% мирового лития и около 65% литиевого минерала сподумен. Что касается мирового спроса, то запасы лития представлены в изобилии, и действующие производители, как ожидают, планируют расширять производство для удовлетворения растущих потребностей.

Добыча лития в мире, тыс.тонн*

* данные US Geological Survey

Литий используется в большом количестве отраслей промышленности из-за его уникального высоко электрохимический потенциал, низкого коэффициент теплового расширения и каталитических свойств.
Мировое потребление лития увеличилось с 12,800 т в 2000 году до 22,600 т в 2008 году, 6% в среднем в год. Спрос снизился приблизительно на 13% в 2009 году, ввиду мирового экономического кризиса, однако полностью восстановился в 2010 году, в приблизительно до 24,500 т. Стекольная и керамическая отрасли промышленности — крупнейшие потребители лития, приблизительно 31% полного потребления, далее следуют аккумуляторные батареи — 23% (по сравнению с 6% в 2000 году). Крупные автомобилестроители предсказывают, что сектор гибридных и полных электромобилей будет устойчиво расти и достигнет доли на рынке автомобилей в 10-30% к 2020 году. В результате спрос на литий врастет на 100-200% за этот же период времени. В дополнение к устойчивому росту в секторе батарей и электрических транспортных средств, все другие области применения лития, как ожидают, также будут расширятся в соответствии с экономическим ростом в мире в целом.

Литиевое потребление может быть разделено на литиевые полезные ископаемые (24% потребления) и литиевые химикаты (76% потребления). Литиевые полезные ископаемые поставляются из сподуменовых месторождений, и используются непосредственно в конечных продуктах, таких как стекло, керамика и литье. Литиевые химикаты производятся из осадка, выпадающего из раствора, или через преобразование литиевых полезных ископаемых до химических продуктов, и используются в батареях, фармацевтических препаратах, воздушной обработке, жирах и других областях.
Стекольная и керамическая отрасли промышленности составляют самую большую часть всего потребления лития (

31%). Небольшие добавки лития при производстве стекла облегчает его обработку и уменьшает на 5-10% потребление энергии. Использование лития в стеклянном производстве оценивается в 25% от полного потребления или более 6 000 т. Возрастающие энергетические затраты и производственные методы модернизации ведут к тому, чтобы увеличить использование металла в данном секторе, в результате ежегодный рост потребления лития в стекольной промышленности ожидается выше среднего. Точно так же энергосбережение достигается в производстве алюминия, пластмасс и резиновых изделий, что представляет потенциал для более высоких ежегодных темпов роста и в данных сферах.
Сектор литиевых батарей вырос с 6% доли на рынке в 2000 году (около 800 т) до 23% доли на рынке в 2008 году (примерно 5 000 т), при среднем ежегодном темпе роста 25%. В то время как батареи и электромобили, как ожидают, будут самыми сильными стимуляторами роста потребления лития, другие области использования металла будут расти в соответствии с мировой экономикой.
Электрификация транспортного средства представляет самую большую возможность для роста спроса на литий. Гибридные автомобили и в меньшей степени полные электромобили, получают долю на рынке каждый год. У развивающихся стран есть возможность начать производить электромобили намного быстрее с учетом большого количества первичных покупателей (испытывающих недостаток в транспортных средствах), недавно начавшей развиваться сети инфраструктуры и правительством сосредотачивающимся на растущих проблемах загрязнения окружающей среды.

Производство и потребление лития в мире, тыс.тонн*

Литиевые химикаты и спондумен не биржевые товары; цены являются договорными между производителями и конечными пользователями с промышленными группами, а также правительствами. В начале 1990-ых годов средние цены на карбонат лития были примерно $4,000/т, но ввиду появления S.Q.M. рыночные цены упали до $1,600/т в течение нескольких лет.
Литиевые цены постепенно увеличивались ввиду роста спроса до пика 2008 года

$6,500/т. В 2009 году цены на литий понизились, в соответствии с мировой экономикой, и с тех пор оставались относительно низкими — $5,000/т. Данная ценовая оценка $5,000/т относится к более низкокачественному товару (чистота менее чем 99,5%), карбонат лития сорта продукта или для батарей (чистота более 99,5%) продается с премией в размере $500-1,000/т. Новые производители с совместными предприятиями и партнерами, как ожидают, сосредоточатся на рынке карбоната лития сорта батарей и получат устойчивую надбавку в следующие несколько лет. В целом, ожидается относительно плоское ценовое движение на рынке карбоната лития сорта батарей, а средняя цена в долгосрочном периоде составит около $6,000/т. Поскольку рынок уйдет от избыточных мощностей в 2016 – 2020 годах, существует потенциал для роста цен в течение этого периода. Сподумин продается в диапазоне цен, зависящих от чистоты, частей размера, и уровня примесей. Продукты могут колебаться от Li2O на 4,8% (60%-ая чистота) до Li2O на 7,5% (95%-ая чистота).
Сподумен продается двух сортов: технический и химический сорт. Категория технических продуктов используется в качестве сырья для промышленности стекла и керамики из-за очень низкого содержания железа, которое может вызвать обесцвечивание. Компания Talison поставляет большую часть технического лития. С учетом ситуации близкой к монополии на производство со стороны Talison, цены, вероятно, будут увеличиваться в связи с растущим спросом.
Химический сорт литиевого концентрата, в основном, представляет собой высокочистый Li2O, без ограничения на содержание железа. Стоимость для рынка литиевого карбоната из спондумена составляет $4,300-5,300/т, что соответствует эталонным ценам карбоната лития. Эксперты не ожидают сильного повышения цен на химический сорт из-за косвенного его отношения с ценами на карбонат лития.

Цены на литий, долл./кг

В 2012 году на рынке лития появился один новый производитель, а еще два проекта были профинансированы, находятся в стадии строительства, и должны быть запущены в 2013 и 2014 годах. Всего, эти три проекта могут добавить к мировому производству до 10,000 т лития в год к 2015 году. Тем временем, расширение на существующих производствах продолжается: компания Talison в 2012 году удвоила мощности по добыче, а новые мощности по плучению лития из морской воды, которые создаются компаниями FMC и Rockwood, начнут функционировать в 2013-2014 годах. Другие компании также расширяются, и ожидается, что они увеличат мощности в 2013 году.
Потребление лития продолжает устойчиво расти, несмотря на мировой экономический кризис, кризис задолженности в Еврозоне и замедление темпов роста в Китае. Перезаряжающиеся литиевые батареи продолжают поддерживать этот рост на высоком уровне, чему способствует увеличение производства портативной бытовой электроники так же как и увеличение мощности батарей. Уникальные свойства лития также подкрепляют рост на других рынках, которые испытывали спад, включая производство жиров, стеклокерамику, и металлургические порошки. Потребление лития уже превзошло уровни 2008 года и составило 26,500 т в 2012 году. Спрос на литий будет расти в пределах 8% в год при базовом варианте развития событий с рынком электромобилей, становящимся все более и более важным для роста по мере приближения к 2017 году.
Множество литиевых продуктов удовлетворяет разнообразие конечного использования, в котором литий потребляется, усложняя глобальный баланс поставки/спрос и оценку. На цены на главные литиевые продукты, потребляемые рынком, такие как карбонат и гидроокись, воздействуют более широкие факторы мирового рынка и поставка/спрос, другие продукты в тандеме с этими исходными материалами и некоторыми абсолютно независимыми от них, такими как металлический литий и органолитий. Цены за литиевый карбонат повысились в 2010 году, но остаются ниже максимумов 2007 года. Перспектива новых поставок, выходящих на рынок компаний, действует как барьер для повышения цен, несмотря на возрастающий спрос.

Mind.Explain: действительно ли Украина – лидер по залежам лития и кобальта

И что нужно, чтобы превратить их в батареи для электрокаров

Mind начинает новую постоянную рубрику Mind.Explain. В украинском информационном пространстве девальвирована ценность достоверности и фактчекинга. Политики, бизнесмены, даже медиа манипулируют данными, утверждениями, источниками. Мы не будем проверять выступления чиновников и анализировать их на процент содержания лжи – с этим прекрасно возятся грантовые околополитические проекты. В свою очередь, мы попробуем разобраться в интересных и противоречивых суждениях и оценках со стороны бизнеса и чиновников. В том, что нельзя проверить, просто зайдя в «Гугл» или проверку на плагиат. Богата ли Украина залежами кобальта, правда ли, что себестоимость курятины в Польше ниже, чем у нас, действительно ли реальные рыночные цены на газ были бы меньше, чем «установленные Кабмином рыночные цены», и т. п.

На прошлой неделе глава министерства инфраструктуры Владимир Омелян заявил у себя в Facebook о больших ресурсах кобальта и лития, имеющихся в Украине.

Впоследствии автопроизводитель «Богдан» подхватил этот тезис и разослал свой комментарий СМИ. «Украина имеет самые богатые месторождения лития и кобальта в Европе. Это может позволить ей стать мировым центром по производству литиевых батарей и электрокаров».

Но пока ни одно из месторождений в Украине не работает на индустрию «зеленого» машиностроения. Mind взялся исследовать, есть ли в словах министра хотя бы доля здравого смысла, и действительно ли Украина настолько богата кобальтом и литием, чтобы стать весомым игроком на рынке.

С ростом популярности электрокаров увеличился спрос на такие ресурсы, как литий и кобальт.

Ранее добыча лития была направлена прежде всего на керамическую и стеклянную отрасли, а также на производство масел, полиметаллов, сельскохозяйственных химикатов или медикаментов. Кобальт применяли для изготовления сверхтвердых жаропрочных магнитных спецсплавов для космической и авиационной техники, в стеклянной и химической промышленности. Теперь основная доля приходится именно на производство аккумуляторов.

Читать еще:  Выход инвалида на пенсию по возрасту. Увольнение при отказе на перевод. Кто имеет право на назначение страховой пенсии по инвалидности

Потребление лития

В 2017 году на изготовление аккумуляторов пришлось 46% из 41 500 тонн использованного лития. Похожая ситуация и с кобальтом: в прошлом году его потребление отраслью составило 42%, в результате чего средние годовые цены выросли более чем вдвое. В итоге за пять лет стоимость кобальта выросла с $24 700 за тонну в 2013 году до $54 000 за тонну в 2018-м. Литий подорожал с $4400 в 2013-м до $16 500 в этом году.

Цены на кобальт на Лондонской бирже металлов в течение 2013–2018 годов, $/т

Среднегодовая стоимость лития, $/т

Первая реакция опрошенных Mind отраслевых экспертов была в духе «хороший троллинг, у министра прекрасное чувство юмора». «Что в действительности имел в виду Омелян, остается загадкой. Де-факто, он сказал правду. Действительно – кобальт очень распространенный металл, содержится как сопутствующий элемент в никелевой руде и сульфатах железа, например, в мерказите. Поэтому ресурсы у нас, конечно, есть. Но с тем же успехом можно сказать, что Украина богата элементами таблицы Менделеева», – отметил один из них.

Это металл, который распространен в земной коре – 0,002% от общей массы. Однако из-за низкой концентрации он обычно добывается как побочный ресурс из комплексных никелевых и медных руд. В экономически рентабельных месторождениях в 1 тонне руды должна содержаться от 1 до 30 кг кобальта, или от 0,1 до 3%. После добычи основного металла кобальт отделяют от него путем химических реакций.

В Украине кобальт-никелевые месторождения расположены в Среднем Приднестровье (четыре месторождения) и Среднем Побужье (шесть месторождений). Содержание кобальта в них составляет 0,04–0,14%. Также металл можно найти в Прутивском месторождении сульфидных медно-никелевых руд. Здесь содержание кобальта составляет 0,022%.

«Прутивское месторождение не может быть интересным с экономической точки зрения из-за высокой глубины залежей. Это скорее рудопроявление. Оно может быть интересно с научной точки зрения, ведь похоже по типу на промышленные месторождения в РФ», – рассказал Mind один из участников рынка на правах анонимности.

На базе месторождений Побужья работает Побужский ферроникелевый комбинат, возобновивший свою деятельность в 2003 году. На проектную мощность по переработке руды в 1,5 млн тонн он никогда не выходил. Теперь он работает на импортном сырье. То есть даже разведанные месторождения никеля не имеют экономической ценности.

«Украинская руда не используется в производстве из-за низкого содержания никеля, по той же причине невозможно использовать русскую руду, низкое содержание никеля и высокое меди предусматривает совсем другую технологию переработки (электролиз)», – уточнили Mind в компании.

«Месторождений кобальта в Украине просто не существует. За исключением некоторых месторождений Африканского континента, кобальт является вторичным элементом. То есть для оценки потенциала и экономики добычи в Украине нужно восстановить производство никеля», – рассказал Mind один из инвесторов, который изучал перспективы инвестиций в добычу редкоземельных материалов в Украине.

В целом же подтвержденные запасы кобальта в Украине, по данным Госгеослужбы, составляют 8000 тонн. Мировые же запасы этого металла, по исследованиям Геологической службы США, составляют 7,1 млн тонн. То есть Украина обладает 0,1% залежей кобальта всей планеты.

Запасы кобальта на 2018 год*

Папуа Нова Гвинея

*По данным Геологической службы США.

При этом исследования Геослужбы США показали, что условные мировые ресурсы значительно больше, чем 7,1 млн подтвержденных запасов. По предварительным оценкам, на континентах находится еще около 25 млн тонн кобальта, а на дне Мирового океана, в земной коре и конкрециях – 120 млн тонн ресурса.

Согласно исследованиям, на Африканском континенте сосредоточено 50% мировых запасов кобальта, 24% в Австралии, 10% в Северной и Южной Америке. И только 13% приходится на остальные территории, включая Европу.

Украине, как и другим европейским странам, где доля кобальта мала, приходится импортировать ресурс. И учитывая то, что о. Новая Каледония в очередной раз на референдуме решил не отделяться от Франции, то среди европейских стран больше всего кобальта фактический имеет Франция.

Есть еще один нюанс, который может повлиять на рынок. С каждым годом технологии позволяют использовать все меньше ресурса на батареи: за восемь лет Tesla уменьшила содержание кобальта в аккумуляторах для своих автомобилей 59%.

Заявление корпорации «Богдан» по мотивам поста в Facebook Владимира Омеляна выглядит еще забавнее. Люди, которые писали и утверждали релиз, очевидно, не обладают даже базовыми экономическими знаниями. Возможно, они считают, что в подвалах Tesla расположен вход в шахту?

На самом деле между производством элетрокаров и разработкой месторождений существует пять производственных циклов. То есть даже если бы в Украине литий добывался в промышленных масштабах, никакого влияния на производство батарей он бы не имел. Производство «battery grade» металла – это сложный и капиталоемкий процесс. Если же говорить о залежах лития, то в Украине шансы наладить его добычу действительно есть: геологи считают, что по разведанным запасам и прогнозным ресурсам на украинской территории крупнейшие залежи этого металла в Европе. По разным неофициальным данным (официальные данные по литию являются государственной тайной), в Украине запасы составляют от 500 000 до 5 млн тонн.

Среднее содержание лития в крупнейших литиевых рудах в Украине составляет 1,25–1,26% – на Полохивском и Станковатском месторождениях в Кировоградской области; 1,1–1,5% на Шевченковском месторождении на границе Запорожской и Донецкой областей. Для сравнения: такой же процент ресурса содержится в аргентинских залежах, запасы которых считаются наибольшими.

Литий добывают из пегматитов и рапы соляных озер. Пегматиты – это горные магматические породы, содержащие минералы: сподумен (наибольшая доля лития именно в нем), петалит, лепидолит, амблигонит.

«Проблема в Украине заключается в области экономики проектов. Украинские руды представлены петалитом, тогда как 99,9% мировых аналогов – сподумен. Технологический процесс выделения лития из петалита необходим другой», – рассказал Mind представитель иностранной добывающей компании в Украине.

«За последние годы только одна канадская компания заявляла о поисках инвестора для разработки новой технологии. Украинские компании, очевидно, не очень переживают из-за отсутствия технологий», – добавляет геолог, знакомый с планами украинских компаний по добыче лития.

Литий обычно добывается в качестве основного материала, но косвенно с ним из пегматитов получают тантал, олово, бериллий, рубидий, а с литиеноснои рапы – калий, натрий, бор, бром, магний. При этом, как и кобальт, оксид лития можно получить как побочный продукт, при переработке высокоминерализированной рапы на соду, сульфаты, хлориды и другие компоненты.

Добыча лития из пегматитов является затратной. Однако концентрация его в породах большая. Можно добывать руду с помощью обычных карьерных технологий или шахтным способом. Затем ресурс обрабатывается и концентрируется с помощью различных методов перед непосредственным использованием или последующей обработкой в литиевых соединениях. Следовательно, добыча лития из пегматитов также будет экономически выгодной при условии больших запасов на участке. Кроме того, производство побочных материалов может компенсировать расходы. В Украине источником добычи являются именно гранитные пегматиты.

«В качестве сырья для керамической промышленности петалитовый концентрат может пользоваться спросом на европейском рынке. Но его стоимость вряд ли позволяет перекрыть подземный способ добычи. Пока мы не увидим реальный Feasibility study на любом из украинских объектов, говорить без улыбки об их перспективах трудно», – считает один из опрошенных Mind экспертов.

В мире оцененные запасы лития составляют более 53 млн тонн: Аргентина – 9,8 млн тонн; Боливия – 9 млн тонн; Чили – 8,4 млн тонн; Китай – 7 млн тонн; США – 6,8 млн тонн, Австралия – 5 млн тонн; Канада – 1,9 млн тонн; Конго (Киншаса), Россия и Сербия – по 1 млн тонн каждая; Чехия – 840 000 тонн; Зимбабве – 500 000 тонн; Испания – 400 000 тонн; Мали – 200 000 тонн; Бразилия и Мексика – 180 000 тонн каждая; Португалия – 100 000 тонн; Австрии – 50 000 тонн.

Добывают ресурс в Австралии, Австрии, Канаде, Китае, Чехии, Финляндии, Мали, Португалии и Испании.

Запасы лития на 2018 год*

Китай и США воюют за рынок электромобилей и лития

Китай выталкивает американцев с рынка электромобилей и лития

Автор – Уильям Фредерик

Вашингтон уже не в силах диктовать Пекину

В течение нескольких лет после того, как стремление к массовой разработке электромобилей приобрело глобальный характер, элемент литий стал стратегическим металлом. В настоящее время спрос на него огромен в Китае, в ЕС и в США, и, в отличие от контроля над нефтью, обеспечение контроля над поставками лития уже становится собственной геополитикой.

На фото: на производственной линии батарей лития (Фото: Imago/ ТАСС)

Китай тянется к гарантированным источникам

Для Китая, который поставил перед собой амбициозную задачу стать крупнейшим в мире производителем электромобилей, разработка материалов для литиевых батарей является приоритетом на период 13-й пятилетки (2016−20 годы). Хотя у Китая и есть свои собственные запасы лития, объемы его добычи ограниченны, и Пекин приступил к обеспечению прав на добычу лития за рубежом.

В Австралии китайская компания Talison Lithium, контролируемая корпорацией Tianqi*, добывает и владеет крупнейшими в мире запасами сподумена** самого высокого качества на месторождении Гринбушес («Зеленые кусты»; произносится: Гринбушиз) недалеко от г. Перт в Западной Австралии.

Talison Lithium Inc. – крупнейший в мире производитель первичного лития. Их производство в Гринбушес сегодня удовлетворяет около 75% китайского спроса на литий и около сорока процентов мирового спроса. Это, а также другое жизненно важное австралийское сырье сделало отношения с Австралией, традиционно твердым союзником США, стратегически важными для Пекина. Кроме того, Китай стал крупнейшим торговым партнером Австралии.

Однако растущее экономическое влияние Китая в Тихоокеанском регионе, окружающем Австралию, привело к тому, что премьер-министр Скотт Моррисон направил Китаю предупредительное сообщение о том, чтобы Пекин не бросал вызов Австралии в ее стратегическом тыловом регионе. В конце 2017 года Австралия, с растущей обеспокоенностью наблюдая за расширением китайского влияния в регионе, возобновила неформальное сотрудничество в таком формировании, которое иногда называют Quad (Австралия, США, Индия и Япония), реанимировав, таким образом, более раннюю попытку ограничить влияние Китая в южной части Тихого океана. Австралия также недавно активизировала кредитование стратегических островных государств Тихого океана с целью противодействовать тому, чтобы их кредитовал Китай. Все это, безусловно, заставляет Китай выходить на мировые рынки, чтобы гарантировать себе литий и в течение ближайшего десятилетия стать ключевым игроком в развивающейся экономике электромобилей.

Читать еще:  Восстановление данных с sd карты телефона. Восстановление данных с sd карты. Алгоритм восстановление данных с карты памяти SD

Поскольку развитие отрасли электромобилей стало приоритетом китайского экономического планирования, усилия по поиску гарантированных поставок лития переместились в Чили. Там китайская Tianqi аккумулировала основную долю в Sociedad Quimica Y Minera (SQM), одном из крупнейших производителей лития в мире. Если китайская Tianqi преуспеет в получении контроля над SQM, то, по данным отчетов горнодобывающей промышленности.

Предложение на глобальный рынок литиевых металлов, стратегического компонента литиево-ионных аккумуляторов, используемых для питания электромобилей, сосредоточено в очень немногих странах.

Чтобы составить представление о потенциальном спросе на литий, надо понять, что для аккумулятора электромобиля Tesla Model S требуется 63 килограмма карбоната лития. Этого достаточно для примерно 10 000 аккумуляторов мобильных телефонов. В своем недавнем отчете банк Goldman Sachs назвал карбонат лития «новым бензином». По словам Goldman Sachs, увеличение производства электромобилей всего на 1 процент может увеличить спрос на литий более чем на 40 процентов по сравнению с текущим мировым производством. В связи с тем, что правительства многих стран требуют снижения выбросов CO2, мировая автомобильная промышленность в ближайшие десятилетия значительно расширит планы по использованию электромобилей. А это сделает литий таким же стратегическим ресурсом, каким сегодня является нефть.

Литиевая Саудовская Аравия?

Боливия, литий которой добывать гораздо сложнее, также в последние годы стала для Пекина объектом интереса. По некоторым геологическим оценкам, запасы лития в Боливии считаются самыми большими в мире. Так, только в соляных равнинах Салар-де-Уюни содержится девять миллионов тонн лития.

С 2015 года китайская горнодобывающая компания CAMC Engineering Company эксплуатирует в Боливии крупный завод по производству хлорида калия в качестве удобрения. Что преуменьшает CAMC, так это тот факт, что в солончаках Салар-де-Уюни, одном из 22 таких солончаков Боливии, под хлористым калием находятся крупнейшие в мире запасы лития. Китайская компания Linyi Dake Trade в 2014 году построила в этом месте пилотный завод по производству литиевых батарей.

Затем в феврале 2019 года правительство Моралеса заключило еще одну литиевую сделку с китайской Xinjiang TBEA Group Co Ltd, которая будет владеть 49-процентной долей в запланированном совместном предприятии с государственной литиевой компанией Боливии YLB. Это – сделка по производству лития и других материалов из солончаков Coipasa и Pastos Grandes. Проект обойдется примерно в 2,3 миллиарда долларов.

В том, что касается лития, Китай до сих пор доминирует в новой Большой Игре Глобального Контроля. В настоящее время китайские предприятия контролируют почти половину мирового производства лития и 60 процентов мощностей по производству электрических батарей. Goldman Sachs прогнозирует, что в течение десятилетия Китай сможет удовлетворить мировую потребность в электромобилях почти на 60 процентов. Короче говоря, литий является стратегическим приоритетом для Пекина.

Литиевое соперничество между США и Китаем?

В современном мире еще одним важным игроком в добыче лития являются Соединенные Штаты. Albemarle, компания из г. Шарлотта, штат Северная Каролина, с впечатляющим советом директоров, ведет крупномасштабную добычу лития в Австралии и Чили и – что важно – в Китае. В 2015 году Albemarle стала доминирующим фактором в мировой добыче лития, когда она купила американскую компанию Rockwood Holdings. Примечательно, что Rockwood Lithium работала в Чили в Салар-де-Атакама и на том же руднике Гринбушес в Австралии, где китайской промышленной группе Tianqi принадлежит 51 процент. Это дало Albemarle 49%-ую долю в огромном австралийском литиевом проекте в партнерстве с Китаем.

Становится ясно, что напряженность в отношениях между США и Китаем по поводу китайских экономических планов также, вероятно, включает противодействие влиянию Китая в контроле над ключевыми стратегическими запасами лития. Недавний военный переворот в Боливии, который вынудил Эво Моралеса отправиться в мексиканскую ссылку, по предварительным данным, имеет отпечатки пальцев Вашингтона. Выход на политическую авансцену Жанин Аньес, «временного» президента, правого христианина и ультраправого миллионера Луиса Фернандо Камачо, указывает на отвратительный поворот вправо в политическом будущем страны. И это открыто поддерживает Вашингтон. Среди других вопросов важным будет вопрос о том, аннулирует ли будущее правительство соглашения по добыче лития с китайскими компаниями.

То же самое относится и к отмене, намеченной на 16 ноября в Чили встречи АТЭС, где должен был состояться торговый саммит Трамп-Си Цзиньпин. По сообщению South China Morning Post, во время этой встречи Китай и Чили также должны были заключить крупные торговые сделки. Планируемая делегация Си включала бы в себя 150 руководителей корпораций, в их планы входило подписать крупные экономические соглашения. Это еще больше укрепило бы экономические связи между Чили и Китаем, против чего выступали США.

Вспышка массовых акций протеста в Чили, участники которых выступают против повышения государственного тарифа на общественный транспорт, имеет признаки сходства с аналогичными экономическими «спусковыми механизмами» в других странах, где Вашингтон использовал их для разжигания «цветных революций». Протесты имели краткосрочный эффект в виде отмены саммита АТЭС в Чили. Активная роль финансируемых Соединенными Штатами НПО в протестах в Чили не была подтверждена, но растущие экономические отношения между Чили и Китаем явно не воспринимаются Вашингтоном как позитивные. В настоящее время эксплуатация Китаем литиевых месторождений в Чили является мало обсуждаемым стратегическим геополитическим фактором, который может стать целью вмешательства Вашингтона, несмотря на приверженность нынешнего правительства рыночной экономике.

На данном этапе ясно, что идет глобальная битва за доминирование на рынке аккумуляторов для электромобилей в будущем, и в основе этого лежит контроль над литием.

Автор: Фредерик Уильям Энгдаль – Frederick William Engdahl; – американский экономист (консультант по стратегическим рынкам), независимый журналист, писатель, лектор и политолог; автор ряда известных книг и исследований. Закончил Принстонский университет (США) по специальности «Политика», докторскую степень в области сравнительной экономики получил в Университете Стокгольма (Швеция) и более 30 лет работает в сфере геополитики. Регулярно выступает в интернет-журнале New Eastern Outlook.

* Tianqi Lithium Corp – китайская производственная компания, базирующаяся в Сычуани. По состоянию на 2018 год компания контролирует более 46% мирового производства лития.

**Сподумен – минерал, силикат лития и алюминия из группы пироксенов.

Электромобили захлестнут Китай. Производство электрокаров.

Месть за литий: за госпереворотом в Боливии стоят мировые корпорации

Китай хочет остановить США

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные. Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Литиевая лихорадка

На солончаке Салар-де-Атакама ничего не растет. Дно высохшего озера в Чили, в 1100 км к северу от Сантьяго, — одно из самых сухих мест на земле, уровень осадков здесь редко превышает несколько миллиметров в год. Над этой пустыней, расположенной на высоте 2250 м над уровнем моря и усыпанной, как навозными лепешками, грязными соляными глыбами, всегда безоблачное небо, и солнце за несколько минут сжигает оголенные участки тела.

Люди держались бы подальше от этих мест, если бы не ценный рассол, пузырящийся под землей, на глубине 40 м. Извлеченный на поверхность, он напоминает слякотный, грязный снег. Но когда смесь прожаривается на солнце, жидкость испаряется, оставляя после себя желтоватую пленку, которую издали можно принять за оливковое масло. Мутный раствор содержит вещество, без которого современная жизнь невозможна, — литий. Самый легкий металл используется в аккумуляторных батареях для сотовых телефонов и ноутбуков. По данным Службы геологии, геодезии и картографии США, озерная котловина Салар-де-Атакама содержит 27% мировых запасов этого металла. Чили — Саудовская Аравия лития.

До недавних пор литий в небольших количествах закупали производители стекла, технических смазок и успокоительных средств. Но спрос резко увеличился, когда смартфоны BlackBerry и плееры iPod стали неотъемлемым атрибутом жизни среднего класса. В промежутке с 2003-го по 2007 год производители батарей удвоили потребление карбоната лития, основного сырья для литийсодержащей продукции.

Возможно, это только начало. Ставку на литий делают автомобилестроители, которые рассчитывают, что ионно-литиевые батареи позволят им отказаться от двигателя внутреннего сгорания. В 2010 году на рынок должен быть выпущен долгожданный гибридный Chevrolet Volt, который наряду с 1,4-литровым бензиновым двигателем будет снабжен ионно-литиевой батареей и сможет подзаряжаться от электросети. Mercedes планирует продемонстрировать гибридную версию седана S-Class в 2009 году и тоже полагается на ионно-литиевую технологию, которая обеспечивает большую дальность пробега на одном заряде батарей. Nissan в сотрудничестве с NEC намерен запустить в массовое производство ионно-литиевые батареи для гибридов.

Поскольку автомобильная батарея требует в сто раз больше карбоната лития, чем аккумулятор для ноутбука, «зеленая» автомобильная революция обещает превратить литий в один из стратегических ресурсов. Литиевая лихорадка гонит добывающие компании в самые далекие уголки земли: от высокогорных пустынь Чили и Боливии до северного Тибета. Геологоразведчиков не пугает, что из-за дороговизны и сложности ионно-литиевых батарей автомобильная промышленность откажется от их широкого применения. Они предпочитают верить более оптимистичным прогнозам. Кевин Маккарти, аналитик рынка химического сырья в Bank of America, ожидает, что по меньшей мере до 2012 года продажи карбоната лития будут расти на десятки процентов в год.

Это подстегивает интерес инвесторов к чилийскому производителю удобрений Sociedad Quimica y Minera de Chile S.A. (SQM), на долю которого приходится треть мировой добычи карбоната лития. За последние три года торгуемые на Нью-Йоркской фондовой бирже акции SQM выросли с $11 до $22. В первой половине 2008 года прибыль SQM удвоилась и достигла $191 млн при выручке $787 млн.

Читать еще:  В какой стране можно открыть банковский счет россиянам. Как открыть счет за границей

SQM контролируется Хулио Понсе Леру, возглавляющим чилийскую инвестиционную группу Pampa Calichera. Леру — бывший зять диктатора Аугусто Пиночета, который железной рукой правил Чили с 1973-го по 1990 год. Почти такой же, как у Леру, пакет акций SQM (32%) принадлежит канадской Potash Corp., но глава Pampa Calichera держит бразды в своих руках благодаря акционерному соглашению, которое он заключил с японской фирмой Kowa, владеющей 2% акций SQM. Другое дело, что сейчас Леру по уши в долгах: ему пришлось взять крупные кредиты, чтобы увеличить свою долю в Pampa Calichera, после того как в июле Standard & Poor’s поместила компанию в список Credit Watch с негативным прогнозом.

Мода на литий лишь отчасти объясняет интерес Potash к SQM. Чилийская компания получает 58% выручки от продажи удобрений и только 11% — от лития. Но инвесторы явно заинтригованы стремительно разворачивающейся активностью в пустыне Атакама. В Чили есть еще как минимум 10 солончаков, которые предстоит исследовать на предмет запасов лития. Если автопроизводители не ошиблись и потребители действительно готовы платить больше за автомобили на литиевых батареях, на SQM может пролиться золотой дождь.

Литиевая промышленность еще очень молода. Почти четверть мирового производства карбоната лития приходится на Китай, который недавно начал добычу на солончаке в Тибете. Это сразу повлияло на рынок. Выручка SQM от продажи лития упала в I квартале 2008 года на 10%, и компания обвинила в этом «растущее присутствие китайских производителей».

Литиевые поля SQM покрыты слепяще-белыми бугорками солоноватого хлорида магния; по ним, кажется, можно кататься на лыжах. Эти холмы — побочный продукт расположенного по соседству производства хлористого калия — отличное место для обзора литиевых бассейнов, которые протянулись до самых Анд. С вершины высокого холма видны десятки рукотворных бассейнов, каждый чуть больше хоккейной площадки.

Бассейны со свежедобытым рассолом имеют бирюзовый оттенок; другие, уже почти готовые для сбора урожая, ярко-желтые по краям. Человеческого вмешательства почти не требуется, всю работу делает солнце. Примерно год уходит на то, чтобы концентрация лития в растворе достигла 6%, после чего раствор увозят в автоцистернах на фабрику. Там его очищают и высушивают до получения кристаллов карбоната лития. Эти кристаллы гранулируют, чтобы получить чистый белый порошок, похожий на кокаин, и отправляют его производителям аккумуляторов.

Благодаря солнцу издержки SQM на производство карбоната лития не превышают $1260 за тонну. Отпускная цена доходит до $12 000 за тонну.

Производство лития не всегда было таким простым и дешевым. С начала 1950-х годов большую часть лития на мировые рынки поставляли из американского штата Северная Каролина, одно из основных месторождений находилось в городке Кингс-Маунтин. Мягкий металл, необходимый в производстве водородной бомбы, получали в лабораторных условиях из сподумена — минерала, используемого для изготовления ювелирных изделий. К середине 1970-х США выпускали около 2900 т лития в год.

Примерно тогда же химик из компании Exxon Стэнли Уиттингем разработал новую аккумуляторную батарею, в которой использовались ионы лития. В литии Уиттингема привлекла способность накапливать необычайно большую энергию на единицу объема, благодаря чему такие аккумуляторы идеально подходят для портативной электроники. Хотя Exxon не удалось внедрить эту технологию (Уиттингем не смог устранить риск возгорания аккумуляторов), проект показал, что со временем литию может найтись применение не только в гонке вооружений.

Компания Foote Mineral, контролировавшая шахту в Кингс-Маунтин, в предвкушении литиевого бума начала разведку на севере Чили. В 1975 году компания заключила соглашение с правительством Пиночета о разработке месторождения в Салар-де-Атакама и девять лет спустя начала добычу лития.

Осознав ценность солончака, правительство Пиночета провело тендер на право разработки остальной части Салар-де-Атакама. Его выиграла американская Amax, но разрабатывать месторождение не стала, в 1992 году уступив его компании, которой владел Леру.

К тому времени все было подготовлено для литиевого бума: Sony запустила первое поколение ионно-литиевых аккумуляторов для бытовой электроники. К концу 1991 года японская фирма выпускала 100 000 аккумуляторов в год. SQM начала продавать карбонат лития в 1996-м, и за несколько недель мировые цены на него упали на треть, до $2000 за тонну. Американская литиевая промышленность исчезла в мгновение ока. Цены восстановились только в 2002 году, когда мобильные телефоны и ноутбуки стали доступны миллионам потребителей. И с тех пор стабильно растут, особенно на так называемый аккумуляторный карбонат лития, порошок из мельчайших частиц с наименьшим количеством примесей. Производители стекла и керамики платят от $6000 до $7500 за тонну карбоната лития относительно грубой очистки. Спрос на качественное сырье растет на 20–25% в год. Главный вопрос — что произойдет, когда начнется массовый выпуск ионно-литиевых батарей для автомобилей?

Нынешние гибридные авто используют батареи на основе никеля. Почему литий лучше? Ионно-литиевая батарея накапливает вдвое-втрое больше энергии на единицу массы, чем никель-металлогидридная, отмечает Чарльз Гассенхаймер, директор нью-йоркской фирмы Ener1, которая приобрела бизнес по производству ионно-литиевых аккумуляторов Delphi Corp. (Ионно-литиевые батареи сильно отличаются от литиевых, которые не подзаряжаются и используются, например, в слуховых аппаратах.)

Chevrolet Volt от General Motors, компактный автомобиль стоимостью около $40 000, будет оснащен 180-килограммовым блоком ионно-литиевых батарей с запасом 16 кВт/×ч. Это 21 лошадиная сила в час. На первый взгляд немного, но предполагается, что Volt будет пробегать 64 км на батареях, прежде чем потребуется подзарядка от его компактного бензинового двигателя. При полном заряде от электросети автомобиль сможет проезжать 42 км на каждый литр бензина (если человек за рулем придерживается оптимального стиля вождения).

Другие автопроизводители, переживающие финансовые трудности, сосредоточились на чисто электрических автомобилях. В сентябре Chrysler объявил о разработке электрического Dodge, способного проходить 240 км без подзарядки. Tesla Motors недавно начала продажу электрического Roadster за $109 000. Автомобиль оснащен батареей из 6831 ионно-литиевого элемента.

Американский консорциум по разработке перспективных батарей, финансируемый детройтской «большой тройкой», отмечает, что ионно-литиевые батареи должны достичь емкости 40 кВт×/ч, прежде чем электромобили будут востребованы на рынке. Вопрос о массе карбоната лития на один кВт×/ч емкости остается дискуссионным, но самая распространенная оценка — 1,4 кг, что согласуется с расчетами Аргоннской национальной лаборатории. Иными словами, на один электромобиль потребуется 56 кг карбоната лития. В 2007 году было выпущено лишь 102 000 т карбоната лития и только четверть этого была использована в аккумуляторах всех типов. SQM предсказывает, что объем мирового производства достигнет 176 000 т к 2018 году, из них 10% пойдет на автомобильные батареи, что дает результат в 284 000 электромобилей (без учета гибридных автомобилей на ионно-литиевых аккумуляторах). Исследовательская фирма Freedonia Group прогнозирует, что в 2013 году в мире будет продано 4,5 млн автомобилей с гибридными двигателями. Налицо разрыв между этими цифрами.

Промышленных запасов лития на планете просто недостаточно для реализации амбициозных планов автопроизводителей, убежден основатель французской консалтинговой компании Meridian International Research Уильям Тахил. По его оценке, с экономически оправданными издержками можно добыть 4,4 млн т лития, эти запасы быстро исчерпаются, если литий станет ключевым элементом для автомобилей следующего поколения. Тахил скептически относится к данным SQM. Компания сообщает, что добыла 5,7 млн т лития в Салар-де-Атакама и исследовала лишь 45% площади озерной котловины. Но Тахил убежден, что легко извлекаемые запасы лития близки к исчерпанию.

Прогнозируемое Тахилом снижение добычи лития активно обсуждается поставщиками этого металла и автопроизводителями. Геолог Кит Эванс, работающий в литиевом бизнесе с 1970-х годов, в марте опубликовал возражение на критику Тахила. Эванс оценивает мировые запасы карбоната лития в 165 млн т. Если спрос, как ожидается, увеличится, выросшие цены сделают рентабельным получение лития из глины и сточных вод. «Это 33-й по распространенности элемент в мире, — говорит Гассенхаймер из Ener1. — Мы абсолютно уверены, что литий не иссякнет».

Toyota настроена не так оптимистично. Японская компания изначально планировала использовать ионно-литиевые батареи на Prius 2009 года, но решила отказаться от них в пользу никель-металлогидридных. «Лития просто не хватит, чтобы поддерживать экспоненциальный рост производства батарей для потребительской электроники и удовлетворять высокий спрос на автомобильные батареи», — говорит Джейси Читвуд, менеджер американской группы Toyota по передовым технологиям.

Toyota скептически относится к долгосрочным перспективам ионно-литиевой технологии. Билл Райнерт, возглавляющий группу по передовым технологиям в США, предсказывает, что ионно-литиевые батареи будут популярны примерно десять лет, после чего автомобильная промышленность переключится на более легкие и доступные решения, возможно, топливные элементы или еще не открытые типы аккумуляторов. «Если люди хотят иметь автомобиль, который в автономном режиме проезжает 320 км и стоит дешевле $ 100 000, литий не годится, нужно что-то другое», — говорит Райнерт.

«С нашей точки зрения, ионно-литиевые батареи пока не подходят для широкого применения», — заявил в марте прошлого года президент Honda Такэо Фукуи в интервью Automotive News. Honda Insight 2010 года, еще один ожидаемый гибрид, будет оснащен обычной никель-металлогидридной батареей.

И все же спрос на карбонат лития будет загонять шахтеров во все менее пригодные для жизни места. FMC, наследник Foote Mineral, добывает литий на солончаке с устрашающим названием «Мертвец» (Салар-де-Омбре-Муэрто) в горах на северо-западе Аргентины. Самое заманчивое месторождение на континенте — Салар-де-Уйюни на северо-западе Боливии. Здешняя котловина, как считается, содержит больше лития, чем Атакама. В сентябре 2008-го инвестиционная компания, контролируемая французским промышленником Винсеном Боллоре, объявила о планах по добыче лития в Боливии. Литий будет использоваться для выпуска BlueCar — электромобиля, который Боллоре разрабатывает совместно с итальянской мастерской автомобильного дизайна Pininfarina. Но минеральный раствор под поверхностью Салар-де-Уйюни испорчен большим содержанием магния, его очистка обойдется недешево.

SQM уповает на то, что Chevy Volt станет бестселлером. Чилийская фирма запустила новую рекламную кампанию под слоганом «Литий — путь в будущее». Но Toyota и другие автопроизводители, похоже, на пути к экологичному будущему проедут мимо ионно-литиевой технологии.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector