Идеи эмерсона. Вклад гаррингтона эмерсона в развитие менеджмента

Г. Эмерсон и его 12 принципов

Гаррингтон Эмерсон (1853—1931) в рамках школы научного менеджмента считается философом и идеологом этого направления. В плане создания новых методов рационализации труда Г. Эмерсон не предложил ничего нового, однако представил целостную концепцию эффективности, содержащую немало плодотворных идей. Г. Эмерсон прожил яркую жизнь, он был и академическим профессором, и предпринимателем, пытавшимся реализовать различные инженерные проекты, и консультантом по вопросам управления, и теоретиком менеджмента.

Г. Эмерсон сам себя называл инженером по эффективности. Свою карьеру он начинал в качестве консультанта высшего менеджмента железнодорожных компаний. Благодаря его содействию удалось значительно усовершенствовать методы управления, систему обеспечения, централизовать производство материалов и инструментов, внедрить систему материального поощрения на основе индивидуальной производительности. За два года его работы на железных дорогах Санта Фе производительность увеличилась на 57%, издержки были сокращены на 36%, а оплата труда рабочих выросла на 14%. Методы Г. Эмерсона получили высокую оценку и ставились в качестве примера применения научного менеджмента на железнодорожном транспорте [1] .

Благодаря накопленному опыту управленческого консультирования на железных дорогах, Г. Эмерсон стал одним из ведущих экспертов в этой области, его свидетельства на судебных слушаниях, посвященных тарифной политике компании Восточной железной дороги, стали важной вехой в распространении теории и методологии научного менеджмента.

В 1908 г. Г. Эмерсон написал книгу «Эффективность как основа производственной деятельности и заработной платы», в которой остро поставил вопрос о причинах низкой эффективности экономики США и способах решения этой проблемы. По его мнению, процветание нации зависит не от наличия или отсутствия тех или иных природных ресурсов, а от «амбиций, стремления достичь успеха и благосостояния». Америка обладает и огромными запасами природных ресурсов, и трудолюбивыми работниками, что и обусловило ее промышленный прогресс. Однако страна не в полной мере использует свой потенциал и продолжает неэффективно расходовать ресурсы. Ключом для решения проблемы низкой эффективности является правильная организация труда, машин и материалов.

Г. Эмерсон соглашался с Ф. Тейлором в том, что для правильной организации труда необходимы знания специалистов, но сама идея

«функциональной администрации» его не устраивала. Г. Эмерсон полагал, что следует обратиться к опыту функционирования прусской армии, которая во второй половине XIX в. под руководством начальника Генерального штаба Гельмута фон Мольтке продемонстрировала высокий уровень управленческой эффективности и долгое время считалась непобедимой. Во многом успех прусской армии был обеспечен благодаря работе штабных специалистов, которые отвечали за сбор и анализ необходимой командирам подразделений и частей информации для принятия оперативных и тактических решений. По мнению Г. Эмерсона, армейская модель «линии и штаба» может быть с успехом перенесена в сферу построения организационных структур промышленных предприятий. В каждой организации необходимо создать централизованный штаб, внутри которого будут четыре дополнительных подразделения, занимающихся планированием, руководством и консультированием по вопросам, связанным 1) с персоналом; 2) машинами, оборудованием, инструментами и т. п.; 3) материально-техническим обеспечением и управлением материалами, сырьем и т. п.; 4) определением методов работы, стандартов, ведения учета и т. п.

Стандартам Г. Эмерсон уделял особое внимание. Это прежде всего касалось установления стандартов, позволяющих учитывать издержки операций, услуг, материалов, амортизации машин и оборудования. Именно оценка издержек по всем составляющим деятельности является ключом к достижению эффективности.

Принцип эффективности реализуется тогда, когда «нужная вещь сделана надлежащим образом подходящим работником в нужном месте в нужное время».

Знания и компетенции сотрудников штабных подразделений должны непосредственно использоваться линейными менеджерами, которые претворяют в управленческие действия подготовленные в штабах решения: «Задачей штаба является не выполнение работы, но установление стандартов для того, чтобы линейные менеджеры могли работать более эффективно» [2] . Модель организационной структуры Г. Эмерсона позволяла воспользоваться преимуществами специализированного знания штабных специалистов, но была избавлена от главного недостатка «функционального менеджмента» Ф. Тейлора — нарушения принципа единоначалия.

В 1913 г. Г. Эмерсон опубликовал книгу «Двенадцать принципов эффективности», в которой он развил свою философию управления. Он утверждал, что основным фактором производительности и благосостояния нации является не труд, земля или капитал, а идеи, позволяющие открыть возможности более рационального использования ресурсов. Эффективность понимается Г. Эмерсоном как возможность достижения лучших результатов при меньших затратах ресурсов, усилий, энергии.

Найдите в надежных и достоверных источниках перевод на русский язык книги Г. Эмерсона «Двенадцать принципов производительности» (1908) и внимательно прочтите.

В своей книге Г. Эмерсон приводит многочисленные примеры неэффективного управления и использования ресурсов американскими компаниями. Менеджеры должны изучать историю и современность с целью выявления примеров неэффективного управления и извлечения соответствующих уроков. Эффективная организация управления зависит не от отдельных талантливых руководителей или образцовых исполнителей, а от целостной системы управления, выстроенной на основе определенных принципов.

Каждая глава книги посвящена одному из принципов эффективности: первые пять касаются выстраивания определенных отношений с людьми, а остальные — методов, систем. Причем все принципы обеспечивают положительный результат только в том случае, если они применяются во взаимосвязи и образуют единую систему менеджмента. Организационным инструментом реализации этих принципов является линейно-штабная структура управления. Каждый принцип раскрывается с помощью большого количества примеров из реальной жизни или истории. Краткое изложение принципов Г. Эмерсона представлено в табл. 7.3.

Гаррингтон Эмерсон (1853-1931гг.)

Гаррингтон Эмерсон — сын бродячего священника, теоретик, пропагандист, публицист, инженер-самоучка и, как называет его Д. Нельсон, «человек Ренессанса среди искателей приключений» Свою юность Эмерсон провел в путешествиях по странам Европы, в зрелом возрасте, будучи всемирно признанным авторитетом менеджмента, посетил Советский Союз, где высоко оценивал промышленные достижения русских.

Свою карьеру Эмерсон начал профессором современных языков в университете штата Небраска (1876— 1882). Уже здесь он зарекомендовал себя как человек нового типа, активно выступающий против академического традиционализма. В 90-е годы Эмерсон занимается созданием электрических кораблей, прокладкой телеграфного кабеля, строительством почтовых дорог на Аляске. Кроме того, он пытался (правда, безуспешно) получить средства для постройки электрокорабля для кругосветного путешествия. В другой раз он хотел воздвигнуть судоверфь в Вашингтоне и построить подводную лодку с неглубокой осадкой для русского флота.

По-настоящему перелом в судьбе Эмерсона произошел в 1903 г., когда его пригласили консультантом в национальную железнодорожную компанию. В 1910 г. Комиссия по регулированию торговли между штатами рассматривала конфликт между группой фирм — отправителей грузов и железнодорожными компаниями, стремившимися под предлогом высоких издержек на зарплату повысить тарифы. Привлеченный в качестве эксперта Г. Эмерсон доказал, что применение научных методов позволит железнодорожным компаниям снизить издержки на 1 млн долл. ежедневно. Компании потерпели поражение. В последние годы Эмерсон получил известность как индустриальный инженер, предприниматель и писатель. Изящный стиль, остроумная и экспрессивная манера изложения нравились читателям. Его книги стали бестселлерами.

По-настоящему перелом в судьбе Эмерсона произошел в 1903 г., когда его пригласили консультантом в национальную железнодорожную компанию. В 1910 г. Комиссия по регулированию торговли между штатами рассматривала конфликт между группой фирм — отправителей грузов и железнодорожными компаниями, стремившимися под предлогом высоких издержек на зарплату повысить тарифы. Привлеченный в качестве эксперта Г. Эмерсон доказал, что применение научных методов позволит железнодорожным компаниям снизить издержки на 1 млн долл. ежедневно. Компании потерпели поражение. В последние годы Эмерсон получил известность как индустриальный инженер, предприниматель и писатель. Изящный стиль, остроумная и экспрессивная манера изложения нравились читателям. Его книги стали бестселлерами.

  • · Внёс в науку управления такие понятия как производительность или эффективность.
  • · Разработал 12 принципов производительности
  • · Разработал положения функционального менеджмента
Читать еще:  Если на работника пришло несколько исполнительных листов. Три исполнительных листа на одного работника

В книге «Двенадцать принципов производительности» он сформулировал принципы правильной организации как труда отдельного исполнителя, так и производственного процесса предприятия. Книга была в полном объеме напечатана издательством «Техника управления» в 1930 и 1931 гг. в серии «Классические работы по рационализации». В настоящее время она является библиографической редкостью.

Главная идея Эмерсона:

Истинная производительность труда всегда дает максимальные результаты при минимальных усилиях.

Напряженный труд дает крупные результаты при усилиях ненормальных. Напряжение и производительность — это не только не одно и то же, но и вещи прямо противоположные. Работать напряженно — значит прилагать максимальные усилия. Работать производительно — значит прилагать усилия минимальные.

Известное многим из нас стремление выполнить план любой ценой — это и есть попытка решить экономическую задачу не за счет рациональной организации работы, а путем аврала, командных методов управления, принуждения работников. Не производство должно подстраиваться к управлению, считает Эмерсон, а управление должно обслуживать производство.

  • 1. Четко поставленные цели производства и четко обозначенные задачи персонала.
  • 2. Здравый смысл. Имеется в виду не просто житейская сметливость, а мужество посмотреть правде в глаза: если есть трудности в организации производства — оно не приносит прибыли, произведенный товар не раскупается на рынке — значит существуют конкретные причины, зависящие в первую очередь от организаторов и менеджеров. Необходимо найти эти причины и смело и решительно их устранить.
  • 3. Компетентная консультация. Целесообразно и выгодно привлекать к постоянному совершенствованию системы управления специалистов в этой области — социологов, психологов, конфликтологов и пр.
  • 4. Дисциплина. Настоящая дисциплина требует прежде всего четкого распределения функций: каждый управленец и исполнитель должен четко знать свои обязанности; каждый должен быть осведомлен, за что он отвечает, как и кем он может быть поощрен или наказан.
  • 5. Справедливое отношение к персоналу, выражающееся в идее «лучше работаешь — лучше живешь». Произвол в отношении работников должен быть исключен.
  • 6. Обратная связь. Позволяет быстро, надежно и полноценно учитывать и контролировать предпринятые действия и выпущенную продукцию. Нарушение в обратной связи ведет к сбоям в системе управления.
  • 7. Порядок и планирование работы.
  • 8. Нормы и расписания. Высокие результаты в труде связаны не с повышением, а с сокращением усилий. Сокращение усилий достигается благодаря знанию и учету всех резервов производительности, умению реализовать их на деле и избежать неоправданных трудовых затрат, потерь времени, материалов, энергии.
  • 9. Нормализация условий. Нужно не человека приспосабливать к машине, а создавать такие машины и технологии, которые дали бы возможность человеку производить больше и лучше.
  • 10. Нормирование операций. Труд необходимо нормировать так, чтобы рабочий был в состоянии выполнить задание и хорошо заработать.
  • 11. Письменные стандартные инструкции. Они служат для того, чтобы освобождать мозг работника для инициативы, изобретений, творчества.
  • 12. Вознаграждение за производительность. Целесообразно ввести систему оплаты труда, которая учитывает как время, затраченное работником, так и его умения, проявляющиеся в качестве его работы.

Двенадцать принципов организации труда, предложенные Эмерсоном, послужили основой рациональной организации труда на промышленном предприятии и в настоящее время эффективно используются на практике управления.

Эмерсон подчеркнул основную предпосылку: “Не труд, не капитал и не земля создали и создают сегодня современное богатство. Идеи — вот что создает богатство. И все, что требуется сегодня — это идеи, шире использующие природные условия, а также уменьшение и труда, капитала и земли на производство единицы продукции”.

Г. Эмерсон впервые поставил вопрос об эффективности производства.

Эффективность (производительность) — понятие, введенное им впервые, означает максимально выгодное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами.

«Истинная производительность всегда дает максимальные результаты при минимальных условиях; напряжение, наоборот, дает довольно крупные результаты лишь при условиях ненормально тяжелых».

Каждая фирма должна иметь “руководителя персоналом” и четыре большие службы кадров под его подчинением:

  • q одна для “персонала”, чтобы “планировать, управлять и советовать” по всему спектру вопросов, имеющих отношение к благосостоянию служащих;
  • q вторая, чтобы советовать относительно “структуры, машин, приборов, и другого оборудования”;
  • q третья для “материалов”, включая их приобретение, заботу о сохранности, выдачу, и обработку;
  • q четвертая для “методов и условий”, чтобы включить стандарты, записи, и учет.

Материал подготовлен: обучающиеся гр. 5206 Цыренова В. Сойжилова О-Б.

3. Теория “изучения движений” Фрэнка и Лилиан Гилбрет.

Среди учеников Тейлора называют Джилбретта (иногда его фамилию пишут как Гилбретт).

Фрэнк Джилбретт, второй после Тейлора специалист в области изучения трудовых методов, родился в 1868 г., т.е. был на двенадцать лет моложе Тейлора, а умер в 1924 г., т.е. через 9 лет после него. Он начал свою трудовую карьеру примерно так же, как и Тейлор, — учеником каменщика. Обучаясь профессии, Джилбретт заметил, что опытные каменщики используют на деле не одну — самую рациональную и правильную, — а целых три системы операций: одну для медленной работы, другую — для более быстрой и третью — при демонстрации правильных методов кладки кирпича. Более того, ни один каменщик не делал одинаковых с другим движений. Это было достаточно распространенным явлением среди американских рабочих в самых разных отраслях производства. Его, в частности, описывал Тейлор под именем «работы с прохладцей».

Заинтересовавшись, как и Тейлор, этим явлением, Джилбретт стал тщательно изучать его. Сравнив различные системы движений, инструменты и рабочие места, он создал усовершенствованный способ кладки кирпичей. Сократив число рабочих движений с 18 до 5, он увеличил производительность в несколько раз. В своих исследованиях он применял вначале фотоаппарат, а позже кинокамеру, которая помогла ему разработать специальные карты-схемы цикла одновременно выполняемых микродвижений.

Вместе со своей женой, Лилиан Джилбретт, психологом по образованию, Франк Джилбретт всю жизнь посвятил исследованию трудовых движений, достигнув значительных успехов. Он стал горячим защитником идеи экономии человеческих затрат в труде и однажды высказал такую мысль: «В мире нет больших потерь, чем потери от бесполезных, плохо скоординированных и непроизводительных движений». Джилбретт разработал множество методов и изобрел десятки приборов, которые и поныне применяются в одной из ведущих областей менеджмента — так называемом «анализе работы».

4. Г. Эмерсон и его вклад в развитие менеджмента

Философия менеджмента — это система идей, взглядов и представлений менеджеров, о природе человека и общества, задачах управления и моральных принципах поведения менеджеров, выработанная преимущественно опытным путем. К примеру, вас могут осудить, если вы открыто оскорбляете подчиненного, смотрите на него с подозрением или антипатией, нетерпимо относитесь к тем, кто ниже вас по должностному рангу или социальному положению. Если менеджер ведет себя не так, как думает, то это значит, что он не обладает четко выраженной философией. «Приличный» руководитель или «приличная» фирма должны иметь глубокую философию. Центральным моментом тейлоровской философии менеджмента можно считать концепцию разумного эгоизма. Абстрактная благотворительность, как и абстрактный гуманизм, появляется там, где уравнительность подменяет личную ответственность, где почти весь прибавочный продукт отчуждается в пользу государства, которое затем делает вид, что содержит рабочих.

В связи с этим Тейлор энергично протестовал против любой формы «фазербединга», т.е. практики, когда предприниматель обязывается сохранять численность рабочей силы независимо от потребности в ней. Первое, что сделал Тейлор в Вифлеемской компании, сократил штат с 500 до 150 рабочих и в З раза поднял производительность труда. Такая система, полагал он, гораздо больше дисциплинирует рабочих, стимулирует их к достижениям, позволяет вести более трезвый образ жизни.

Другим философом менеджмента классического периода является Г. Эмерсон. Его идеи целесообразно рассмотреть подробнее. Гаррингтон Эмерсон — сын бродячего священника, теоретик, пропагандист, публицист, инженер-самоучка и, как называет его Д. Нельсон, «человек Ренессанса среди искателей приключений». Свою юность Эмерсон провел в путешествиях по странам Европы, в зрелом возрасте, будучи всемирно признанным авторитетом менеджмента, посетил Советский Союз, где высоко оценивал промышленные достижения русских.

Читать еще:  Детская реабилитация. Медицинский вид реабилитации у детей. Трудовой тип реабилитации у детей

Свою карьеру Эмерсон начал профессором современных языков в университете штата Небраска (1876—1882). Уже здесь он зарекомендовал себя как человек нового типа, активно выступающий против академического традиционализма. В 90-е годы Эмерсон занимается созданием электрических кораблей, прокладкой телеграфного кабеля, строительством почтовых дорог на Аляске. Кроме того, он пытался (правда, безуспешно) получить средства для постройки электрокорабля для кругосветного путешествия. В другой раз он хотел воздвигнуть судоверфь в Вашингтоне и построить подводную лодку с неглубокой осадкой для русского флота.

По-настоящему перелом в судьбе Эмерсона произошел в 1903 г., когда его пригласили консультантом в национальную железнодорожную компанию. В 1910 году он доказал, что применение научных методов позволит железнодорожным компаниям снизить издержки на 1 млн. долл. ежедневно. В последние годы Эмерсон получил известность как индустриальный инженер, предприниматель и писатель. Изящный стиль, остроумная и экспрессивная манера изложения нравились читателям. Его книги стали бестселлерами.

В 1908 г. Эмерсон написал книгу «Эффективность как основа производственной деятельности и заработной платы». В этой работе он сравнивал неэффективность действий человека и эффективность методов, которыми пользуется окружающая человека природа, и сделал вывод о том, что только человеческая неэффективность является причиной бедности человечества. Он считал, что проблему неэффективности труда можно решить двумя способами:

• во-первых, с помощью специально разработанных методов, которые позволили бы людям добиваться максимальных результатов, на которые они способны в решении задач или достижении поставленных целей;

• во-вторых, с помощью методов постановки целей, требующих максимальной производительности, на которую исполнитель работы способен.

При всей приверженности идеям Тейлора, его выводы существенно отличались от представлений патриарха школы научного менеджмента. Это касается идеи Эмерсона о зависимости эффективности от размеров организации и ее организационной структуры.

Вывод его исследований таков: экономия от операций в больших масштабах, или увеличение отдачи от масштаба, имеет предел, после которого наступает неэффективность, или уменьшение отдачи от масштаба, а причиной неэффективности производства является неэффективная структура организации (или неэффективность структуры относительно запланированных масштабов производства).

Для оценки результатов труда Эмерсон предлагал использовать стандарты (в большей мере, чемзадания), имея в виду профессиональные стандарты, или «предварительно установленные наборы правил, которые признаны большинством в данной сфере производства». Особое внимание он уделял стандартизации учета издержек, зная из собственного опыта, что в этом заложен большой потенциал повышения эффективности.

В своем трактате Эмерсон исследовал вопросы человеческих возможностей (людских ресурсов), взаимосвязь временных нормативов выполнения работы (или задания), времени и соответствующего премиального вознаграждения. Все проблемы он рассматривал в контексте эффективности, которая в конце трактата была определена так: «эффективность — это основа хозяйственной деятельности и установления заработной платы, не следует ожидать эффективности от переутомленных, низкооплачиваемых и ожесточенных людей».

Эффективность достигается тогда, когда «нужная вещь сделана надлежащим образом подходящим работником в нужном месте и в нужное время». Пожалуй, никогда еще вечная проблема эффективности не была определена так точно, как это сделал Эмерсон.

Обобщение полученных результатов исследований и жизненного опыта было приведено во второй монографии Эмерсона «Двенадцать принципов эффективности» (1912). Эмерсон скромно заявил, что не открывает ничего нового, так как эти принципы действуют уже в течение многих миллионов лет в различных формах природы и жизни, что они просты, понятны и элементарны. 12 принципов эффективности заключаются в следующем:

• четко сформулированные идеалы и цели организации;

• здравый смысл в принятии решений;

• привлечение экспертов по принимаемым решениям;

• дисциплина в работе;

• честность в ведении дел;

• прямой, адекватный и постоянный учет;

• диспетчеризация (или календарное планирование);

• использование стандартов и графиков;

• вознаграждение за эффективный труд.

По мнению Эмерсона, неэффективность и потери в организации любой работы могут быть устранены только тогда, когда действуют одновременно все 12 принципов. Максимальная неэффективность может иметь место по одной из двух причин: либо эти принципы неизвестны на данном предприятии, либо известны, но не практикуются. В любом случае эффективность страдает. Поэтому, если принципы не действуют, то эффективность практически недостижима.

Период становления научного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:09, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение периода становления научного менеджмента и социального развития организации.
В рамках этой цели нужно обозначить следующие задачи:
— Изучить этап формирования основ научного управления социальным развитием.
— Рассмотреть основные теоретические концепции Ф.У. Тейлора, А. Файоля, Г. Эмерсона, Г. Форда и их вклад в социальное управление.
— Проанализировать практический опыт предприятия «Ford Motor Company» и его влияние на процесс формирования управления социальным развитием организации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Формирование основ научного управления социальным развитием на рубеже XIX-XX вв.
Формирование основ научного управления социальным развитием……………………………………………………………….5
Идеи основоположника менеджмента – Фредерика Уинслоу Тейлора………………………………………………………………….7
Вклад Гаррингтона Эмерсона в развитие школы научного управления………………………………………………………….…..9
Генри Форд — великий менеджер XX века……………………….11

Воплощение идей научного менеджмента на примере предприятия Г. Форда «Ford motors company»
2.1. Политика Генри Форда в 1910-х гг. Программа «пять долларов за рабочий день»……………………………………………………………14
2.2. Гуманизация методов управления в 1916 г………………………26

Файлы: 1 файл

Формирование основ научного управления социальным развитием на рубеже XIX.docx

  1. Формирование основ научного управления социальным развитием на рубеже XIX-XX вв.
    1. Формирование основ научного управления социальным развитием……………………………………………………… ……….5
    2. Идеи основоположника менеджмента – Фредерика Уинслоу Тейлора…………………………………………………………… …….7
    3. Вклад Гаррингтона Эмерсона в развитие школы научного управления…………………………………………………… …….…..9
    4. Генри Форд — великий менеджер XX века……………………….11
  1. Воплощение идей научного менеджмента на примере предприятия Г. Форда «Ford motors company»

2.1. Политика Генри Форда в 1910-х гг. Программа «пять долларов за рабочий день»……………………………………………………………14

2.2. Гуманизация методов управления в 1916 г………………………26

Данная курсовая работа посвящена изучению периода формирования менеджмента и социального управления и рассмотрению попыток внедрения основных идей в организацию.

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что теоретики и практики менеджмента оставили заметный след в развитии менеджмента, и не только европейского. Разработанные ими теории, принципы поведения до сих пор активно применяются в практической деятельности.

Проблемы организации и совершенствования социального управления на предприятиях всегда стоят остро; в условиях современной России подобные вопросы приобретают особый смысл и значение. В истории России и других стран имеется немало примеров разрешения и предотвращения социальных конфликтов между администрацией и рабочими.

Объектом курсовой работы выступает процесс формирования управленческой науки и социального развития организации. Предметом – деятельность основоположников менеджмента на рубеже XIX – XX вв.

Целью данной работы является изучение периода становления научного менеджмента и социального развития организации.

В рамках этой цели нужно обозначить следующие задачи:

— Изучить этап формирования основ научного управления социальным развитием.

— Рассмотреть основные теоретические концепции Ф.У. Тейлора, А. Файоля, Г. Эмерсона, Г. Форда и их вклад в социальное управление.

— Проанализировать практический опыт предприятия «Ford Motor Company» и его влияние на процесс формирования управления социальным развитием организации.

Интерес к проблеме развития менеджмента и социального управления неизменно вызывает интерес у представителей различных отраслей знаний. Источниками для работы послужили различного рода издания. Прежде всего это учебная литература биографические сочинения людей, которые имели непосредственное отношение к рассматриваемому вопросу.

В первой части работы рассматриваются теоретические аспекты становления менеджмента как науки и вклад великих теоретиков и практиков управления, таких как Ф.У. Тейлор, А.Файоль, Г. Эмерсон и Г. Форд.

Читать еще:  Дополнительные выплаты военным пенсионерам в году

Во второй части работы рассматриваются цели, ход выполнения, последствия и результаты программы «пять долларов за рабочий день». Сопоставление известных публике и не афишируемых обстоятельств позволяет выявить общие тенденции развития и изменения взаимоотношений между руководством «Ford Motor Company» и рядовыми рабочими.

  1. Формирование основ научного управления социальным развитием на рубеже XIX-XX вв.
    1. Формирование основ научного управления социальным развитием.

Проблемы повышения эффективности производства за счет социальных факторов исследуются с начала XX в., когда Ф. Тейлор создал основы научной организации труда (НОТ). Как известно, он выдвинул и всесторонне исследовал идею рационализации рабочего места за счет уменьшения свободы действий, что в значительной мере способствовало повышению производительности труда. Наступила эра так называемого физического человека: за счет рационализации его движений, оптимальной организации снабжения, расположения инструментов и оборудования достигалась высокая эффективность производства. 1

На рубеже XIX–XX вв. началась разработка основ НОТ и рационализации управления производством. В это время управление персоналом становится самостоятельным направлением в науке управления. Практики и ученые начинают уделять внимание условиям социальной среды, оказывающим существенное влияние на эффективность работы персонала.

Ф. Тейлор установил важнейший принцип НОТ: стремление человека к материальной выгоде должно обеспечить максимальную прибыль для организаций. Поощрение лучших работников, по его суждению, нельзя ограничивать повышенной выплатой денег – желательно дополнять его устройством рабочих столовых, детских садов, вечерних курсов и т. д.

Г. Эмерсон, в свою очередь, считал, что в целях повышения производительности труда, эффективности производства администрация предприятия должна проявлять заботу о рабочих. По его мнению, заработная плата, премия – только часть вознаграждения за производительный труд; необходимо, чтобы работа доставляла также и удовольствие, а не воспринималась как бремя. Оплата должна быть основана на принципе справедливости.

Г. Форд, выдающийся бизнесмен и изобретатель конвейера, одним из первых установил на своих заводах высокий размер сменного заработка и 8 часовой рабочий день, создал в своей автомобильной компании социологический отдел, исследующий наряду с условиями труда жилищное обустройство и домашний быт рабочих, их запросы и материальное положение, формы проведения досуга, социологические выводы использовались в управлении компанией.

Достижения научного менеджмента способствовали появлению на предприятиях служб, призванных поддерживать социальное партнерство, противодействовать деструктивной деятельности профсоюзов, собирать информацию о настроениях рабочих и их требованиях к руководству, поощрять наиболее усердных и преданных фирме сотрудников, проводить корпоративные празднества и т. п. Эти же подразделения решали некоторые жилищные проблемы и вопросы рабочего быта.

    1. Основатель административной (классической) школы управления — Анри Файоль.

Родоначальником административной школы управления считается Анри Файоль (1841-1925), французский горный инженер, выдающийся менеджер – практик, один из основоположников теории управления.

В отличие от школы научного управления (Ф. У. Тейлор; Ф. и Л. Гилберт; Г. Гантт), которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего, представители административной школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом. Подобный подход в известной мере объясняется и тем обстоятельством, что Ф. Тейлор и Л. Гилберт начинали свою деятельность простыми рабочими, в то время как А. Файоль и его последователи имели опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Так, А. Файоль на протяжении тридцати лет (1888-1918) был управляющим большого французского горнодобывающего и металлургического концерна «Комамбо». Когда он принял руководство, концерн находился на грани краха. К моменту выхода Файоля в отставку концерн превратился в один из крупнейших, эффективно работающих предприятий, что способствовало укреплению обороноспособности Франции во время первой мировой войны.

Итак, работая в организации на разных уровнях управления, представители школы научного управления и административной школы имели различные взгляды на проблемы управления организацией. Создатели школы научного управления основное внимание уделяли повышению эффективности производства, тогда как представители административной школы считали главным совершенствование управления организацией в целом. Своей целью основоположники административной школы считали создание универсальных принципов управления. При этом они придерживались того мнения, что следование этим принципам, несомненно, приведет организацию к успеху.

В своих исследованиях А. Файоль исходил не из американского, а из европейского, в частности французского опыта организации и управления производством. Главное внимание он уделял непосредственно самому процессу управления, который он рассматривал как функцию администрирования, предназначенную для оказания помощи административному персоналу в достижении целей организации. 2

Основным трудом А. Файоля является его работа «Общее и промышленное управление»(1923). В основе его концепции лежало положение о том, что во всяком предприятии имеется два организма: материальный и социальный. Первый включает сам труд, средства труда и предметы труда в их совокупности, под вторым он подразумевал отношения людей в процессе труда. Эти отношения и стали предметом исследования Файоля, т. е. он сознательно ограничил область своих изысканий.

А. Файоль старался обосновать необходимость и возможность создания особой науки управления людьми, как части общего учения об управлении предприятием.

1.3. Вклад Гаррингтона Эмерсона в развитие школы научного управления.

Инженер-механик Г. Эмерсон родился в семье профессора литературы, говорил на 19 языках и в 23 года стал деканом факультета иностранных языков университета штата Небраска. Но в течение последующих 20 лет занимался экономическими и инженерно-экономическими исследованиями и консультировал по всему миру. Эмерсон разделял большую часть убеждений Тейлора и в 1908 г. написал книгу “Эффективность, как основа производственной деятельности и заработной платы”, где обратил внимание на важность обоснованной структуры организации, неэффективность которой, по его мнению, может снизить экономию на масштабе. Он придавал большое значение стандартизации.

Наиболее важные идеи Эмерсон высказал в работе “12 принципов эффективности” (1913 г.), из которой видно, что он, в сущности, “дрейфовал” по классическому направлению. Это заметно из формулировок самих принципов, в чем легко убедиться даже при беглом знакомстве с ними.

1. Отчетливо поставленные цели — исходный пункт управления.

2. Здравый смысл, состоящий в признании ошибок и поиске их причин.

3. Компетентная консультация на основе привлечения профессионалов с целью совершенствования управления.

4. Дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности, контролем, своевременным поощрением.

5. Справедливое отношение к персоналу.

6. Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет.

7. Диспетчирование по принципу “лучше диспетчировать хотя бы не спланированную работу, чем планировать работу, не диспетчируя ее”.

8. Нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов.

9. Нормализация условий труда.

10. Нормирование операций, состоящее в стандартизации способов их выполнения, регламентировании времени.

11. Письменные стандартные инструкции.

12. Вознаграждение за производительность. 3

В свете этого задача менеджмента понималась как выявление этих закономерностей и руководство в соответствии с ними каждым направлением деятельности организации вне связи с остальными. Таким образом, игнорировалось реальное единство ее внутренних процессов и необходимость целостного управления ими, а следовательно ограничивались возможности полного использования существующего потенциала. Кроме того, рационалисты недооценивали роль личностного фактора, упрощенно представляли себе мотивы человеческого поведения.

    1. . Генри Форд — великий менеджер XX века.

Генри Форд продолжил дело Тейлора в области организации производства. Не имея серьезного образования, являясь изобретателем, практиком и просто энергичным человеком, Генри Форд все эти качества перенес и на свою деятельность как инженера и менеджера. Не доверяя специалистам с образованием, он соответствующим образом построил и управление в своей компании, подчеркивая отсутствие на своих предприятиях организации, должностей и административной.

Среди основных идей наибольшей известностью пользуется применение им сборочных линий и налаживание высокоэффективного массового производства. Причем наряду с широким использованием механизации, которая в скором времени стала одной из типичных черт промышленного производства, Г.Форд осуществил глубокую вертикальную интеграцию.

Заслуживает внимания и такое нововведение промышленника, как непрерывно перемещающиеся запасы, что практически явилось прообразом системы «точно вовремя».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector