Детская реабилитация. Медицинский вид реабилитации у детей. Трудовой тип реабилитации у детей

Минздрав разработал порядок медицинской реабилитации детей

Министерство здравоохранения РФ разработало проект документа, регламентирующего порядок медицинской реабилитации детей. Документ определяет требования к медицинским организациям, проводящим реабилитацию детей на различных ее этапах, их штатное расписание, оснащение, а также методы реабилитации в зависимости от стадии заболевания и состояния ребенка. Медицинскую реабилитацию детей планируется осуществлять как стационарно, так и в условиях дневного стационара и амбулаторно.

В реабилитации детей планируется использовать мультидисциплинарный принцип: с ребенком будут работать лечащий врач (по профилю его заболевания), реабилитолог, физиотерапевт, врач и инструктор-методист по ЛФК, медицинский психолог, а также специалисты по кинезиотерапии, массажу, лечебной физкультуре и физиотерапии. Медицинскую реабилитацию детей планируется осуществлять в плановой форме ‎в виде первичной медико-санитарной помощи, а также специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи. Реабилитационные мероприятия, согласно проекту, будут проводиться стационарно, в условиях дневного стационара и амбулаторно.

При осуществлении медицинской реабилитации будут проводиться следующие мероприятия:

  • анализ объективного состояния здоровья ребенка;
  • оценка (диагностика) исходного реабилитационного статуса;
  • определение этапа медицинской;
  • установление реабилитационного диагноза у ребенка;
  • оценка реабилитационного потенциала;
  • оценка факторов риска проведения реабилитационного мероприятия;
  • оценка факторов, ограничивающих проведение реабилитационных мероприятий;
  • формирование цели проведения комплекса реабилитационных мероприятий;
  • формирование индивидуального плана медицинской реабилитации ребенка;
  • осуществление комплекса реабилитационных мероприятий (медицинских услуг) ребенку;
  • подбор индивидуальных технических средств реабилитации;
  • оценка динамики реабилитационного статуса;
  • оценка эффективности проведенного комплекса реабилитационных мероприятий;
  • оценка реабилитационного прогноза;
  • выдача рекомендаций по дальнейшей тактике ведения ребенка;
  • направление отделением медико-социальной помощи детской поликлиникив соответствии с рекомендациями, указанными в выписном эпикризе.

Медицинская реабилитация детского населения будет осуществляться ‎в зависимости от уровня курации (уровня сложности проведения медицинской реабилитации с учетом тяжестисостояния ребенка):

  • V уровень курации – крайне тяжелое или тяжелое состояние, острое течение, стадия обострения или рецидива;
  • IV уровень курации – тяжелое или среднетяжелое состояние, острое или подострое течение;
  • III уровень курации – среднетяжелое состояние, хроническое течение, стадия ремиссии;
  • II уровень курации – легкое состояние, хроническое течение, стадия ремиссии;
  • I уровень курации – легкое состояние, хроническое течение, стадия ремиссии без осложнений сопутствующих заболеваний.

Медицинская реабилитация детского населения осуществляется в три этапа при наличии реабилитационного потенциала:

  • Осуществляется в острый период, в стадии обострения (рецидива) основного заболевания или острый период травмы, послеоперационный период при V или IV уровне курации. Проводится низкоинтенсивная медицинская реабилитация (комплекс из двух или трех реабилитационных мероприятий).
  • Осуществляется после окончания острого (подострого) периода заболевания или травмы при IV и III уровнях курации. Проводится высокоинтенсивная реабилитация (комплекс из не менее пяти реабилитационных мероприятий).
  • Осуществляется после окончания острого (подострого) периода или травмы, при хроническом течении заболевания вне обострения при II и I уровнях курации. Проводится интенсивная медицинская реабилитация (комплекс из не менее трех реабилитационных мероприятий).

Оптимальная продолжительность курса медицинской реабилитации на первом этапе ограничивается периодом нахождения в отделении (палате) реанимации и интенсивной терапии или специализированном отделении медицинской организации. На втором этапе продолжительность курса медицинской реабилитации составляет от 12 до 21 дня, частота курсов колеблется от 1 до 3-4 раз в год в зависимости от нозологии согласно клиническим рекомендациям (протоколам лечения). На третьем этапе проводится интенсивная медицинская реабилитация – комплекс реабилитационных мероприятий, дозированных по времени с учетом толерантности к физическим нагрузкам и исключения риска возникновения осложнений.

Реабилитация детей

Она имеет свою специфику в силу особенностей детского организма. Последствия многих заболеваний, дефекты развития существенно нарушают адаптивные способности детского организма, не позволяя считать такого ребенка вполне здоровым. В Уставе ВОЗ определено, что здоровье — это состояние физического, духовного и социального благополучия при отсутствии болезней или физических дефектов. Восстановление здоровья заболевшего ребенка во всех аспектах, в том числе и функциональном, должно быть в центре внимания врача-педиатра.
Реабилитация в педиатрии — четко очерченный этап в стройной системе детского здравоохранения. Начинается он с момента возникновения заболевания, травмы или дефекта развития и заканчивается восстановлением физического, психического и социального благополучия при отсутствии или стойкой компенсации патологических отклонений морфологического или функционального характера.
Возможности и эффективность реабилитации зависят не только от социальных условий, но и от правильного понимания каждым врачом ее целей и особенностей.

Цель и место реабилитации в педиатрии

Цель — не только вернуть больному ребенку здоровье, но и развить его физические и психические функции до оптимального уровня (схема ниже).
Местом осуществления реабилитационных мероприятий в педиатрии являются все учреждения здравоохранения и просвещения, а также семья ребенка, обеспечивающие восстановление его здоровья на определенном этапе. Медицинская реабилитация проводится, как правило, в нескольких учреждениях.
Из них наиболее важное значение имеют:
— родильный дом (родильное отделение);
— детская поликлиника (амбулатория, консультация);
— стационар;
— реабилитационные отделения;
— специализированный диспансер;
— санаторные отделения больницы;
— специализированный детский санаторий;
— оздоровительный лагерь санаторного типа;
— школа, школа-интернат.

Средства реабилитации в периатрии

Комплексное применение разнообразных средств реабилитации в соответствии с планом восстановления здоровья и функциональной полноценности заболевшего ребенка требуют особого подхода к вопросам организации и методики. Отечественный и зарубежный опыт восстановительного лечения имеет ряд основополагающих положений:
1) реабилитация больного ребенка должна осуществляться в условиях учреждения, располагающего всеми видами восстановительного лечения, а также имеющего хорошо налаженную связь с другими лечебными и реабилитационными учреждениями;
2) реабилитация заболевшего ребенка должна начинаться на самых ранних стадиях болезни, составляя естественную и органичную часть лечебных мероприятий, дополняя и обогащая комплексное лечение;
3) процесс реабилитации должен осуществляться непрерывно, пока не будет достигнуто максимальное восстановление здоровья ребенка;
4) реабилитация на каждом этапе должна носить комплексный характер;
5) индивидуальный характер как программы реабилитации, так и применяемых средств, учитывающих особенности личности ребенка и своеобразие патологических и функциональных изменений;
6) конечная цель реабилитации — возвращение ребенка к обычным для него условиям жизни, учебы, а при необходимых изменениях — адаптация к новым условиям жизни.
Ребенок, возвращающийся после обычного лечения в детское учреждение или домашнюю обстановку, не может без затраты определенных усилий быстро адаптироваться к условиям, казалось бы, привычной для него жизни. Эти усилия не всегда приводят к успеху, и в ряде случаев возникает рецидив заболевания или новое заболевание. Следовательно, для полноценного восстановления здоровья ребенка нужна качественно новая организация лечебно-реабилитационных мероприятий с широким использованием лечебно-охранительного режима, диетотерапии, фармакологии, ЛФК, массажа, физиотерапии, психотерапии.

Этапы реабилитации в педиатрии

Весь процесс реабилитации больного ребенка можно разделить на три этапа: клинический, санаторный и адаптационный.
1. Первый этапклинический (стационарный). На этом этапе обеспечивается не только восстановление функции пораженных систем, но и подготовка организма ребенка к следующему этапу реабилитации. Для решения этих задач используются фармакология, диета, ЛФК, массаж, физиотерапия. Большое значение, в зависимости от степени и характера заболевания, имеет диета. Разгрузочная — в остром периоде, витаминная, калорийная и легко усвояемая — в период выздоровления. Первый этап реабилитации оценивается по биохимическим показателям, ЭКГ, функциональным показателям.
2. Второй этап реабилитациисанаторный. Он имеет решающее значение для нормализации функции пораженной системы наряду с восстановлением функций других органов и систем. Особое внимание уделяется расширению физической и психической деятельности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями. Этот этап реабилитации больного ребенка проводится в специализированном санатории. Основное внимание уделяется диете, закаливающим процедурам, физиотерапии, ЛФК.
После санаторного лечения функциональные показатели нормализуются. Успешность реабилитации определяется положительной динамикой роста и развития ребенка. Существенную роль в оценке результатов санаторного лечения играет наличие у ребенка положительных эмоций, хорошего самочувствия, нормального сна и аппетита. Показателем завершения санаторного этапа реабилитации надо считать отсутствие клинических, рентгенологических и иных признаков патологического процесса.
3. Третий этап реабилитацииадаптивный. На этом этапе достигается нормализация функциональных показателей, характерных для данного возраста, обеспечивающих возврат ребенка к обычным для него условиям жизни и учебы. Адаптационный этап реабилитации может проводиться и в специализированном центре. Содержание реабилитационных мероприятий определяется состоянием здоровья ребенка и степенью адаптации функциональных систем. Завершается третий этап реабилитации полным восстановлением здоровья. Однако это не всегда удается. Так, при хронических заболеваниях (пороки сердца, бронхиальная астма, полиомиелит и др.) задача реабилитации состоит не только в достижении состояния максимальной компенсации функций больного органа, но и в поддержании состояния этой компенсации. Такие дети продолжают оставаться на диспансерном учете в поликлинике, врачи которой наблюдают за состоянием здоровья ребенка (осмотр, анализы, функциональные пробы и т.д.). У таких детей реабилитация затягивается на неопределенный срок, перемежаясь с возвращением к первому и второму этапам в периоды обострения.
Реабилитационная программа в сжатом виде фиксируется в специальной карте!
Рахит
Кривошея
Врожденная косолапость
Плоскостопие
Сколиоз
Бронхит
Бронхит астматический
Астма бронхиальная
Пневмония
Болезни суставов
Дисплазия
Врожденные пороки сердца
Вялый паралич мышц верхних конечностей
Гипотрофия
Гипотонус
Гипертонус
Диатез экссудативный
Диспепсия простая
Заболевания ЖКТ
Запоры у детей
Колит у ребенка
Наследственные нервно-мышечные заболевания
Ожирение у детей
Опрелость кожи у ребенка
Остеохондропатии у детей
Паралич плечевого сплетения
Пиелонефрит у детей
Повреждение лицевого нерва у ребенка
Полиомиелит у ребенка
Психоэмоциональные перегрузки у детей
Пупочная грыжа у ребенка
Ревматизм у ребенка
Недержание мочи у ребенка
Медицина

Читать еще:  За сколько месяцев до окончания загранпаспорта можно ехать в европу. Срок действия загранпаспорта для выезда за границу.

Виды реабилитации детей-инвалидов

Реабилитация детей-инвалидов — система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Различают следующие виды реабилитации детей-инвалидов:

  • — медицинская,
  • — психологическая,
  • — педагогическая,
  • — социально-экономическая,
  • — профессиональная,
  • — трудовая,
  • — бытовая,
  • — спортивная.

Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной нарушенной или утраченной функции или на замедление прогрессирования заболевания.

Реабилитация в медицине является начальным звеном системы общей реабилитации, ибо ребенок-инвалид прежде всего нуждается в медицинской помощи. По существу, между периодом лечения ребенка-инвалида и периодом его медицинской реабилитации, или восстановительного лечения, нет четкой границы, так как лечение всегда направлено на восстановление здоровья и возвращение к активной деятельности, однако мероприятия по медицинской реабилитации начинаются в больничном учреждении после исчезновения острых симптомов заболевания.

Медицинские меры реабилитации детей-инвалидов включают определение медико-физиологического состояния детей, реабилитационного потенциала, восстановительную терапию, реконструктивную хирургию, заключение о профессиональной пригодности, а также медико-социальную экспертизу. Для комплексной оценки состояния здоровья, как правило, проводится комплексное клиникофункциональное обследование ребенка с использованием клинических, инструментальных, функциональных и физиологических методов исследования, с выявлением компенсаторных возможностей организма, толерантности ребенка к физическим и нервно-психическим нагрузкам, психологического статуса.

Все другие формы реабилитации детей-инвалидов — психологическая, педагогическая, социально-экономическая, профессиональная, бытовая — проводятся наряду с медицинской.

Психологическая реабилитация — это воздействие на психическую сферу ребенка-инвалида. Эта форма реабилитации сопровождает весь цикл лечебно-восстановительных мероприятий. Прежде всего социальный педагог должен знать и учитывать психологию ребенка- инвалида, понимать, что он как бы обособлен от общества и остается один на один со своими собственными проблемами. Замкнутое пространство, ограниченность общения приводят к возникновению у инвалидов нервных расстройств, что вносит дополнительные трудности в социально-педагогическую работу.

Психологическая реабилитация детей-инвалидов включает как одно из направлений психологическую коррекцию отклонении в развитии при различных вариантах ограничения возможностей ребенка. При исследовании личностной и интеллектуальной сфер психики ребенка в центре внимания стоит вопрос о психических причинах отклонений, степени их выраженности. Однако в отношении детского возраста психология и педагогическая оценка нарушений развития не могут быть полными, если они не учитывают также и отклонений от нормы возрастного развития, на котором находится ребенок, особенностей его онтогенеза, вызванного болезненными процессами либо их последствиями.

Следует также учитывать, что психологические проблемы испытывают не только дети-инвалиды, но и их родители, близкие, другие родственники. Следовательно, и им необходима психологическая помощь и поддержка.

Педагогическая реабилитация — это мероприятия воспитательного характера, направленные на то, чтобы больной ребенок овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил школьное образование. Очень важно выработать у ребенка психологическую уверенность в собственной полноценности и создать правильную профессиональную ориентацию. Социальным педагогом проводятся мероприятия, предусматривающие подготовку к различным доступным им видам деятельности, создающие уверенность в том, что приобретенные знания в том или иной области окажутся полезными в последующем трудоустройстве.

Социально-экономическая реабилитация включает в себя комплекс мероприятий: обеспечение инвалида необходимым и удобным для него жилищем; поддержание уверенности ребенка-инвалида в том, что он является полезным членом общества; денежное обеспечение инвалида и его семьи путем выплат по временной нетрудоспособности или инвалидности, назначения пенсии и т.п.

Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение детей-инвалидов доступным формам труда, обеспечение необходимыми индивидуальными техническими приспособлениями для облегчения пользования рабочим инструментом, приспособление прежнего рабочего места инвалида к его функциональным возможностям, организацию для инвалидов специальных цехов и предприятий с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем и т.д.

Трудовая реабилитация — заключается в том, что в реабилитационных центрах широко используется метод трудовой терапии, основанный на тонизирующем и активизирующем воздействии труда на психофизиологическую сферу человека. Длительная бездеятельность расслабляет человека, снижает его энергетические возможности, а работа повышает жизненный тонус, являясь естественным стимулятором. Трудовая терапия как метод восстановительного лечения имеет важное значение для постепенного возвращения детей-инвалидов к обычному жизненному ритму. Большую роль трудовая терапия играет при заболеваниях и травмах костно-суставного аппарата. Особое значение трудовая терапия приобретает при лечении психических болезней, которые часто являются причиной длительной изоляции ребенка- инвалида от общества. Трудовая терапия облегчает взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства. Занятость, концентрация внимания на выполняемой работе отвлекают ребенка-инвалида от его болезненных переживаний.

Читать еще:  Дивиденды газпрома в году прогноз последние. Как купить в Газпромбанке. Согласно этому положению

Бытовая реабилитация — это предоставление ребенку-инвалиду протезов, личных средств передвижения дома и на улице (специальные вело- и мотоколяски, автомашины с приспособленным управлением и др.).

В последнее время большое значение придается спортивной реабилитации. Участие в спортивно-реабилитационных мероприятиях позволяет относительно здоровым детям преодолевать страх перед больным ребенком, формировать культуру отношения к слабому, включать ребенка в процесс самовоспитания, приобретения навыков вести самостоятельный образ жизни, быть достаточно свободным и независимым.

При разработке и проведении реабилитационных мероприятий необходимо учитывать как медицинский диагноз ребенка-инвалида, так и особенности личности в социальной среде. Реабилитация отличается от обычного лечения тем, что предусматривает выработку совместными усилиями социального педагога, специалиста по социальной работе, психолога и врача, с одной стороны, и ребенка-инвалида и его окружением (в первую очередь семейного) — с другой стороны, качеств, помогающих оптимальному приспособлению ребенка- инвалида к социальной среде. Лечение в данной ситуации — это процесс, воздействующий на организм, на настоящее, а реабилитация больше адресуется личности и устремлена в будущее.

И, наконец, отметим, что в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» различают федеральную базовую программу реабилитации инвалидов (это гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно за счет средств федерального бюджета) и индивидуальную программу реабилитации инвалида (разработанный на основе решения Государственной службы медикосоциальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности).

Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством или видом реабилитации, включая автомобили, кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.

Реабилитация в педиатрии

Реабилитация в педиатрии имеет свою специфику в силу особенностей детского организма. Последствия многих заболеваний, дефекты развития существенно нарушают адаптивные способности детского организма, не позволяя считать такого ребенка вполне здоровым. В Уставе ВОЗ определено, что здоровье — это состояние физического, духовного и социального благополучия при отсутствии болезней или физических дефектов. Восстановление здоровья заболевшего ребенка во всех аспектах, в том числе и функциональном, должно быть в центре внимания врача-педиатра.

Реабилитация в педиатрии — четко очерченный этап в стройной системе детского здравоохранения. Начинается он с момента возникновения заболевания, травмы или дефекта развития и заканчивается восстановлением физического, психического и социального благополучия при отсутствии или стойкой компенсации патологических отклонений морфологического или функционального характера.

Возможности и эффективность реабилитации зависят не только от социальных условий, но и от правильного понимания каждым врачом ее целей и особенностей.

Цель реабилитации в педиатрии — не только вернуть больному ребенку здоровье, но и развить его физические и психические функции до оптимального уровня (схема XV).

Местом осуществления реабилитационных мероприятий в педиатрии являются все учреждения здравоохранения и просвещения, а также семья ребенка, обеспечивающие восстановление его здоровья на определенном этапе. Медицинская реабилитация проводится, как правило, в нескольких учреждениях. Из них наиболее важное значение имеют родильный дом (родильное отделение); детская поликлиника (амбулатория, консультация); стационар; реабилитационные отделения; специализированный диспансер; санаторные отделения больницы; специализированный детский санаторий; оздоровительный лагерь санаторного типа; школа, школа-интернат.

Схема XV

Комплексное применение разнообразных средств реабилитации в соответствии с планом восстановления здоровья и функциональной полноценности заболевшего ребенка требуют особого подхода к вопросам организации и методики. Отечественный и зарубежный опыт восстановительного лечения имеет ряд основополагающих положений:

реабилитация больного ребенка должна осуществляться в условиях учреждения, располагающего всеми видами восстановительного лечения, а также имеющего хорошо налаженную связь с другими лечебными и реабилитационными учреждениями;

реабилитация заболевшего ребенка должна начинаться на самых ранних стадиях болезни, составляя естественную и органичную часть лечебных мероприятий, дополняя и обогащая комплексное лечение;

процесс реабилитации должен осуществляться непрерывно, пока не будет достигнуто максимальное восстановление здоровья ребенка;

реабилитация на каждом этапе должна носить комплексный характер;

индивидуальный характер как программы реабилитации, так и применяемых средств, учитывающих особенности личности ребенка и своеобразие патологических и функциональных изменений;

конечная цель реабилитации — возвращение ребенка к обычным для него условиям жизни, учебы, а при необходимых изменениях — адаптация к новым условиям жизни.

Ребенок, возвращающийся после обычного лечения в детское учреждение или домашнюю обстановку, не может без затраты определенных усилий быстро адаптироваться к условиям, казалось бы, привычной для него жизни. Эти усилия не всегда приводят к успеху, и в ряде случаев возникает рецидив заболевания или новое заболевание. Следовательно, для полноценного восстановления здоровья ребенка нужна качественно новая организация лечебно-реабилитационных мероприятий с широким использованием лечебно-охранительного режима, диетотерапии, фармакологии, ЛФК, массажа, физиотерапии, психотерапии.

Весь процесс реабилитации больного ребенка можно разделить на три этапа: клинический, санаторный и адаптационный.

Первый этап — клинический (стационарный). На этом этапе обеспечивается не только восстановление функции пораженных систем, но и подготовка организма ребенка к следующему этапу реабилитации. Для решения этих задач используются фармакология, диета, ЛФК, массаж, физиотерапия. Большое значение, в зависимости от степени и характера заболевания, имеет диета. Разгрузочная — в остром периоде, витаминная, калорийная и легко усвояемая — в период выздоровления. Первый этап реабилитации оценивается по биохимическим показателям, ЭКГ, функциональным показателям.

Второй этап реабилитации — санаторный. Он имеет решающее значение для нормализации функции пораженной системы наряду с восстановлением функций других органов и систем. Особое внимание уделятся расширению физической и психической деятельности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями. Этот этап реабилитации больного ребенка проводится в специализированном санатории. Основное внимание уделяется диете, закаливающим процедурам, физиотерапии, ЛФК.

После санаторного лечения функциональные показатели нормализуются. Успешность реабилитации определяется положительной динамикой роста и развития ребенка. Существенную роль в оценке результатов санаторного лечения играет наличие у ребенка положительных эмоций, хорошего самочувствия, нормального сна и аппетита. Показателем завершения санаторного этапа реабилитации надо считать отсутствие клинических, рентгенологических и иных признаков патологического процесса.

Читать еще:  Должностная инструкция водителя автокрана образец. Должностные инструкции машиниста крана автомобильного. Должностная инструкция машиниста-крановщика

Третий этап реабилитации — адаптивный. На этом этапе достигается нормализация функциональных показателей, характерных для данного возраста, обеспечивающих возврат ребенка к обычным для него условиям жизни и учебы. Адаптационный этап реабилитации может проводиться и в специализированном центре. Содержание реабилитационных мероприятий определяется состоянием здоровья ребенка и степенью адаптации функциональных систем. Завершается третий этап реабилитации полным восстановлением здоровья. Однако это не всегда удается. Так, при хронических заболеваниях (пороки сердца, бронхиальная астма, полиомиелит и др.) задача реабилитации состоит не только в достижении состояния максимальной компенсации функций больного органа, но и в поддержании состояния этой компенсации. Такие дети продолжают оставаться на диспансерном учете в поликлинике, врачи которой наблюдают за состоянием здоровья ребенка (осмотр, анализы, функциональные пробы и т.д.). У таких детей реабилитация затягивается на неопределенный срок, перемежаясь с возвращением к первому и второму этапам в периоды обострения.

Реабилитационная программа в сжатом виде фиксируется в специальной карте.

Опрелость кожи

Заболевание характеризуется гиперемией кожи, ее постоянной влажностью, зудом. Ребенок беспокоен. Наряду с гигиеной кожи назначаются соллюкс на пораженные участки (3-5 мин), УФ-облучение местное или общее по основной схеме (начинают с 0,5 биодозы и доводят до 1,5-2 биодоз), курс 3-5 облучений; ванны марганцовые или крахмальные, таниновые, мыльнопени-стые, с температурой воды 36—37 °С по 3—5 мин через день, курс 8—12 ванн; воздушные и солнечные ванны; ЛГ; массаж здоровых тканей.

Рахит

Рахитом чаще болеют дети в возрасте до 2 месяцев и старше. Характерны изменения всех видов обмена веществ, прежде всего расстройство фосфорно-кальциевого обмена. При рахите возникает деформация опорно-двигательного аппарата. В значительной степени поражается мышечная система из-за недостаточного поступления в мышцы богатых энергией фосфорных соединений (АТФ), нарушения кальциевого обмена. Отмечаются дряблость мышц, вздутие живота, беспокойство, плохой сон, потливость. Важную роль в клинике рахита играют нарушения функции дыхания из-за гипотонии дыхательных мышц, деформации грудной клетки.

Различают три степени рахита: I — легкий рахит, II — болезнь средней тяжести, III — тяжелый рахит.

Наряду с организацией правильного вскармливания детям назначают витамины D и С, закаливающие процедуры, ЛГ (рис. 136), массаж, УФ-облучение по основной схеме (начинают с 0,25 биодозы и доводят до 2-2,5 биодозы по 10-12 мин), хвойно-солевые ванны с температурой воды 36—37°С по 5—10 мин через день (применяют с 5—6-месячного возраста). Показаны обтирания соленой водой, обливания, души, солнечно-воздушные ванны после кормления, ЛГ и процедуры массажа. В период реконваленсценции облучение начинают с 0,25 биодозы и доводят до 2—2,5 биодозы. Курс 15—20 облучений.

Массаж успешно применяют в комплексном лечении рахита, он улучшает обменные процессы, предупреждает прогрессирование болезни, деформацию опорно-двигательного аппарата, усиливает кровоснабжение в массируемой области, стимулирует окислительно-восстановительные процессы в мышцах, нормализует сон. Массаж проводится осторожно, применяют поглаживание, растирание. Выполняют несколько раз в день по 5—7 мин.

Рис. 136.Примерный комплекс ЛГ для детей раннего возраста: 1

скользящие движения ногами; 2 — присаживание с отведенными руками; 3 — «парение» лежа на животе; 4 — поочередное сгибание ног; 5 — сгибание и разгибание рук; 6 — отведение и скрещивание рук на груди; 7 — вставание; 8 — «парение» на спине; 9 — поворот со спины на живот; 10 — ползание рефлекторное; 11 — присаживание (при поддержке за одну руку); 12 — самостоятельное присаживание; 13 — сгибание и разгибание ног; 14 — одновременное сгибание ног; 15 — ползание; 16 — приседание на корточки; 17 — приподнимание туловища за выпрямленные руки из положения лежа на животе; 18 — сгибание и разгибание рук; 19 — приподнимание из исходного положения лежа на спине; 20 — круговые движения руками

Гипотрофия

Болезнь характеризуется истощением организма, истончением подкожно-жирового слоя в результате нарушения функций желудочно-кишечного тракта, перенесенных инфекционных заболеваний и др. Ребенок худеет, отмечается вялость мускулатуры, бледность кожи, нарушение теплового обмена. Гипотрофия — наиболее частое проявление хронической недостаточности питания у детей раннего возраста (неправильное вскармливание и уход, частые заболевания и т.д.).

Выделяют три степени гипотрофии: при I степени — потеря веса составляет до 20% нормы, при II — до 40%, и при III — более 40%.

Комплексное лечение включает общий массаж, ЛГ (см. рис. 136), воздушные ванны, диету, хвойные ванны с температурой воды 36-37°С по 8-10 мин через день, УФ-облучение общее по замедленной схеме с 0,16 биодозы до 1,5—2 биодоз, курс 15—20 облучений через день.

В комплексном лечении массаж занимает ведущее место. Большое значение имеет также правильный уход, рациональное питание.

Задача массажа: улучшение и нормализация обменных процессов, функции желудочно-кишечного тракта, восстановление функции опорно-двигательного аппарата. Используют поглаживание, растирание и разминание всего тела. Во время процедуры ребенка надо чаще переворачивать со спины на живот и обратно. Массаж проводится 2—3 раза в день. Продолжительность 3—5 мин.

Пупочная грыжа

Встречается у детей довольно часто. Она возникает из-за слабости пупочного кольца, нередко наблюдается также расхождение прямых мышц живота, предрасполагающим фактором являются запоры, кашель, повышение внутрибрюшного давления.

В комплексное лечение входит общий массаж, ЛГ, фиксация грыжи тейповым лейкопластырем или наложение повязки из эластичного бинта.

Массаж выполняют в положении на спине. Массируют живот, косые мышцы живота (см. рис. 52), а затем ребенка переворачивают на живот и массируют спинку. Продолжительность массажа 5-7 мин с включением упражнений для ног.

Запоры (метеоризм)

Для болезни характерны задержка стула, боли в животе при спазмах, тошнота и другие симптомы. Наряду с нормализацией режима питания рекомендуются общий массаж, ЛГ с последующим ползанием на животе, общие ванны (температура 36—37°С), воздушные и солнечные ванны и купание в ванне.

Хброший результат дает массаж живота. Включают поглаживание, растирание живота, после чего ребенка кладут на живот и проводят массаж спины. Затем дают ему возможность полежать, а лучше — поползать на животе. Эту процедуру следует выполнять многократно в течение дня. Продолжительность 3—5 мин.

Диспепсия простая

Для этой патологии характерны вздутие живота, диспепсический стул, срыгивание. Наряду с чайно-водной диетой, дозированным питанием и применением антибактериальных средств назначают ежедневно общие ванны с температурой воды 36—37°С по 8—12 мин; теплые влажные укутывания ежедневно по 20—30 мин; общее УФ-облучение по замедленной схеме через день; обтирание тела водой (температурой 30—33°С); общий массаж и гимнастика с последующим укладыванием ребенка на живот (особенно если есть вздутие живота). Воздушные и солнечные ванны, гимнастика, игры, общий массаж, диета способствуют более быстрой нормализации желудочно-кишечного тракта ребенка.

Дата добавления: 2015-11-28 ; просмотров: 1861 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector