Содержание

Учреждение и предприятие разница. Чем организация отличается от учреждения. Особенности унитарных предприятий

Муниципальное учреждение и муниципальное предприятие. Муниципальное унитарное предприятие

Предприятие – это автономный субъект хозяйствования, который учреждается и действует на основе существующего национального законодательства для производства продукции, предоставления услуг и выполнения работ.

Две основных цели его функционирования – удовлетворение появившихся потребностей и получение прибыли. Одной из форм организации хозяйственной деятельности является муниципальное предприятие. О его основных особенностях и пойдет речь в этой статье.

Категории хозяйственных субъектов

По Гражданскому кодексу РФ, фактически существует три больших группы коммерческих организаций:

  1. Хозяйственное общество, или товарищество.
  2. Производственный кооператив.
  3. Унитарное государственное или муниципальное предприятие.

Первая группа включает в себя наибольшее количество подкатегорий:

  • Полное общество.
  • Коммандитное товарищество.
  • ООО.
  • Общество с дополнительной ответственностью.
  • ОАО и ЗАО.

Кооператив – это объединение граждан на добровольной основе для совместной хозяйственной деятельности. Каждый его член лично участвует в работе и вносит туда паевой взнос. Все участники данной организации несут совместную ответственность. Это означает, что прибыль распределяется пропорционально трудовому вкладу. При ликвидации производственного кооператива все оставшееся имущество распределяется между работниками по аналогичному принципу.

Государственное и муниципальное предприятие: главные особенности

В последнюю категорию входят унитарные субъекты хозяйствования. Муниципальное предприятие – это особый вид коммерческой организации, в которой право собственности на имущество не закрепляется за отдельным человеком. Поэтому такой субъект хозяйственности и называется унитарным. Его имущество не распределяется на доли и паи, в том числе между людьми, которые на нем работают. По Гражданскому кодексу РФ, муниципальное предприятие всегда является унитарным. При этом такая форма характерна исключительно для подобных субъектов хозяйственности, созданных органами государственного или местного самоуправления.

Некоммерческие организации

Кроме перечисленных субъектов хозяйствования, нацеленных на прибыль, по российскому законодательству могут создаваться добровольные гражданские объединения. Учреждать их может и государство. Выделяют следующие основные виды некоммерческих объединений:

  1. Потребительский кооператив.
  2. Религиозная или общественная организация.
  3. Фонд.
  4. Учреждение, в том числе и муниципальное.
  5. Ассоциация или союз.

Таким образом, муниципальное учреждение и муниципальное предприятие – это два основных способа, с помощью которых государство может осуществлять хозяйственную деятельность. От того, получает ли оно прибыль, с какими целями было создано, зависит, как его правильно называть.

Формы муниципальных предприятий

Все унитарные субъекты хозяйственности принято разделять на два вида. Все государственные учреждения можно отнести к одному из них.

Первый включает в себя предприятия с правом хозяйственного ведения. Это означает, что у него есть законная возможность владеть, использовать и распоряжаться имуществом в установленных законодательством пределах. Такое положение вещей является более предпочтительным, поскольку в этом случае можно самостоятельно определять свою стратегию и устанавливать соответствующее ей цели и повседневные задачи.

Муниципальное унитарное предприятие с правом оперативного управления гораздо больше зависит от государства. Оно может владеть, использовать и распоряжаться всем имуществом, но только в заранее установленных пределах. Государственный орган определяет его цели и задачи, которые не подлежат изменению. Этот вид имеет гораздо меньшую самостоятельность в управлении.

Процесс создания и работа

Муниципальное унитарное предприятие начинает деятельность по решению государственного органа. Правительство РФ также может создать казенное предприятие на основе имущества в его собственности. Учредительным документом выступает устав. Государственный или муниципальный орган несет ответственность при недостаточности имущества созданного им предприятия. Руководитель полностью подотчетен Правительству РФ в лице его уполномоченных органов.

Основные положения

Согласно статье 52 Гражданского кодекса РФ, унитарное предприятие представляет собой субъект хозяйствования, не наделенный правом собственности числящимся за ним имуществом. Его устав должен обязательно включать два пункта:

  • Предмет и цель деятельности.
  • Величина уставного фонда и источники его финансирования.

Фирменное наименование должно обязательно содержать указание на государственную собственность. По обязательствам унитарное предприятие несет ответственность всем имуществом, но не может выступать предметом залога или стать неплатежеспособным в результате банкротства своего собственника. В РФ действует специальный Федеральный закон, в котором описываются именно такие субъекты хозяйствования.

Возможности оперативного и полного управления

Любое муниципальное предприятие создается на основе решения местного государственного органа. Именно им и утверждается его устав. Размер фонда унитарного предприятия с правом хозяйственного ведения должен быть полностью профинансирован до его регистрации. Если размер чистых активов в конце года оказывается меньше уставного фонда, то уполномоченный орган обязан отследить эту ситуацию и сократить его. Уведомление об изменении величины фонда посылается всем кредиторам, которые могут потребовать досрочного выполнения предприятием своих обязательств. Собственник не отвечает по обязательствам, кроме случаев, которые описаны в статье 56 Гражданского кодекса РФ.

Унитарные предприятия с правом оперативного управления создают по решению правительства. Федеральная собственность закрепляется за ними в качества их имущества. Учредительный документ — также устав. Основное отличие состоит в том, что при недостаточности имущества государство несет ответственность по его обязательствам. Соответственно, реорганизация и ликвидация производятся только по решению Правительства РФ.

Отличие муниципального учреждения от муниципального предприятия

Муниципальное учреждение и муниципальное предприятие

Любое муниципальное предприятие создается на основе решения местного государственного органа. Именно им и утверждается его устав. Размер фонда унитарного предприятия с правом хозяйственного ведения должен быть полностью профинансирован до его регистрации. Если размер чистых активов в конце года оказывается меньше уставного фонда, то уполномоченный орган обязан отследить эту ситуацию и сократить его. Уведомление об изменении величины фонда посылается всем кредиторам, которые могут потребовать досрочного выполнения предприятием своих обязательств. Собственник не отвечает по обязательствам, кроме случаев, которые описаны в статье 56 Гражданского кодекса РФ.

Муниципальное унитарное предприятие с правом оперативного управления гораздо больше зависит от государства. Оно может владеть, использовать и распоряжаться всем имуществом, но только в заранее установленных пределах. Государственный орган определяет его цели и задачи, которые не подлежат изменению. Этот вид имеет гораздо меньшую самостоятельность в управлении.

Отличия муниципальных унитарных предприятий от предприятий других форм собственности

Особенности МП как коммерческих предприятий. МУПы относятся к числу коммерческих организаций, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли. Однако данная классификация менее всего подходит для характеристики деятельности муниципальных предприятий, владеющих имуществом на праве хозяйственного ведения.

Проблемы:Муниципальная форма собственности менее экономически эффективна, нежели частная. Стабильность в оплате труда угнетает стимулы для творческой инициативы, коммерческого интереса и риска, повышения производительности труда; Государственная форма собственности провоцирует бюрократизм в управлении унитарным предприятием, создает почву для уравниловки и разворовывания имущества предприятия; Персонал унитарного предприятия часто стремится использовать имущество предприятия в целях личной наживы.

Читать еще:  Фишки с зажигалкой зиппо. Необычные фокусы с зажигалкой. В мгновение ока

Отличие муниципального учреждения от муниципального предприятия

Главное отличие унитарного предприятия в том, что оно не наде­лено правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество с вытекающими из этого определенными законом послед­ствиями. Имущество же иных коммерческих организаций принад­лежит им на праве собственности. По сравнению с ними унитарные предприятия ограничены в праве распоряжения закрепленным за ними имуществом.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться также в таких организационно-правовых формах как хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы. В отличие от унитарных, они относятся к корпоративным организациям (см. главу 4 ГК РФ). С точки зрения ГК эти организации не являются предприятиями, хотя реально в соответствующих формах могут функционировать заводы, фабрики и им подоб­ные организации сферы производства и обращения.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Учредительным документом унитарного предприятия считается его устав, утверждаемый министерством, ведомством или другим федеральным органом, на который в соответствии с действующим законодательством возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, необходимых для любого юридического лица, данные о предмете и целях его деятельности, а также о размере уставного фонда предприятия. Унитарное предприятие — единственная коммерческая организация, обладающая гражданскими правами и обязанностями, прямо связанными с той деятельностью, которая указана в уставе.

Уставный капитал унитарных предприятий образуется за счет закрепленных за унитарным предприятием основных и оборотных активов, его размер отражается в балансе предприятия на дату утверждения устава. Размер уставного фонда муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее 1000 МРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия, а государственного унитарного предприятия — не менее 5000 МРОТ. Уставный фонд в унитарном предприятии выполняет те же функции, что и уставный капитал в других коммерческих организациях. Помимо того, что уставный фонд является материальной основой ведения унитарным предприятием хозяйственной деятельности, он выступает индикатором ее эффективности.

Разница между предприятием и учреждением

Организации называют по-разному: всё зависит от особенностей их деятельности, количества персонала, масштабов работы. Есть существенная разница между предприятиями и учреждениями, однако она заметна далеко не сразу. Понимание отличий поможет грамотно использовать наименование организаций в своей повседневной деятельности.

Учреждение – некоммерческая организация, созданная для выполнения задач, связанных с социально-культурной, просветительской, образовательной и иной деятельностью, не предполагающей напрямую с заработка денег. Собственником может выступать как частное, так и юридическое лицо, государство, финансируя проект частично или полностью.

Муниципальное предприятие и его права

Учитывая специфику работы рассматриваемых комплексов, нормативные акты регламентируют процедуру их создания. Так, муниципальное казенное предприятие направляет большую часть своей продукции, работ или услуг на удовлетворение нужд МО. Такой комплекс выпускает товар по установленной стоимости для решения общественных задач.

По ГК в качестве административного органа выступает директор. Коллегиальные структуры управления в муниципальных предприятиях исключаются. Руководитель осуществляет контроль перемещения денежных потоков, принимает самостоятельные решения по вопросам использования прибыли. С согласия собственника предприятие может стать участником некоммерческой или коммерческой компании, распоряжаться акциями, принадлежащими ему, а также долями в хозяйственных товариществах и обществах.

Государственное учреждение и муниципальное учреждение

Бюджетным учреждением называется организация некоммерческого типа, которая создается государством или его субъектами для реализации определенных целей, направленных на удовлетворения общественного блага, некоммерческих потребностей населения. Данные организации могут работать в сфере образования, здравоохранения, занятости, физической культуры и спорта, социальной защиты и других сферах, предусмотренных законодательством.

Особенность государственных учреждений – финансирование осуществляется собственником. Согласно закону, государственные учреждения являются некоммерческими структурами, которые действуют для достижения целей, направленных на удовлетворение всеобщего блага граждан.

Муниципальные предприятия

публичные коммунальные предприятия — Коммунальное предприятие, эксплуатируемое некоммерческой правительственной или квази правительственной компанией. Публичные коммунальные предприятия включают муниципальные коммунальные предприятия, кооперативы и агентства по маркетингу энергии… … Справочник технического переводчика

Муниципальные финансы — форма организации фондов денежных средств, формируемых и используемых на уровне муниципального образования. Муниципальные финансы составляют основу экономической самостоятельности муниципальных образований. Каждое муниципальное образование имеет… … Википедия

Отличия муниципальные предприятия от муниципальных унитарных

  1. За счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
  2. В качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с новой редакцией пункта 7 статьи 3 Закона № 44-ФЗ заказчик – это государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Закона № 44-ФЗ бюджетное учреждение, государственные, муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие закупки.

Методические рекомендации по созданию муниципальных организаций и передаче им муниципального имущества

При создании муниципальных организаций, основанных на праве хозяйственного ведения (см. подраздел «Муниципальное имущество») сразу же проявляются особенности участия муниципальных образований в гражданских правоотношениях и распоряжения публичной собственностью: на праве хозяйственного ведения создаются только унитарные предприятия, а в форме унитарных могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия[1]. Поэтому, рассматривая вопрос о таком способе распоряжения муниципальным имуществом, как передача его в хозяйственное ведение, мы, в сущности, говорим о создании муниципальных предприятий и должны оценить целесообразность их создания с точки зрения эффективности этого способа распоряжения муниципальным имуществом.

Создание муниципальных предприятий для осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам) весьма сомнительно, так как (мы уже отмечали это) предприятие – организация коммерческая. Может быть, это относится к предоставлению коммунальных услуг по минимальным ценам, но тарифы на услуги организаций коммунального комплекса и так устанавливаются органами государственной власти и органами местного самоуправления вне зависимости от формы собственности. Организации и проведение закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства к вопросам местного значения отношения не имеют;

Учреждение и предприятие разница. Чем организация отличается от учреждения. Особенности унитарных предприятий

12. Унитарные предприятия и бюджетные учреждения. Хозяйственное ведение и оперативное управление.

Унитарное предприятие в России (обычные сокращения: Государственное унитарное предприятие — ГУП, Муниципальное унитарное предприятие — МУП, Федеральное государственное унитарное предприятие — ФГУП) — коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество.
В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество (соответственно государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (казенное предприятие).
Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Учредительным документом унитарного предприятия является устав.
Обычно унитарные предприятия расцениваются как менее прозрачная форма по сравнению с акционерными обществами, поскольку в последних закон устанавливает процедуры корпоративного управления. Однако в качестве преимущества унитарных предприятий можно выделить то, что имущество остается в государственной (муниципальной) собственности.
В отличие от акционерных обществ и иных коммерческих организаций унитарные предприятия обязаны раскрывать информацию о проводимых ими закупках на официальных сайтах уровня своей подчиненности. Для ФГУП — на официальном сайте государственных закупок Российской Федерации (федеральный государственный заказ), для ГУП на сайтах закупок регионов и для МУП на официальных сайтах муниципалитетов или, при их отсутствии, на официальных сайтах закупок регионов.
Виды государственных унитарных предприятий
1. унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, ¬федеральное госпредприятие и госпредприятие субъекта РФ (госпредп¬риятие), муниципальное предприятие;
2. унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, ¬
федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие (казенное предприятие).
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления составляют особую разновидность вещных прав, неизвестную развитому законодательству. Это — вещные права юридических лиц по хозяйственному и иному использованию имущества собственника. Они призваны оформить имущественную базу для самостоятельного участия в гражданских правоотношениях юридических лиц-несобственников, что невозможно в обычном, классическом имущественном обороте.
Различие прав хозяйственного ведения и оперативного управления состоит в содержании и объеме правомочий, которые они получают от собственника на закрепленное за ними имущество. Право хозяйственного ведения, принадлежащее либо предприятию как коммерческой организации, либо учреждению, осуществляющему разрешенную ему собственником предпринимательскую деятельность, в силу этого является более широким, нежели право оперативного управления, которое может принадлежать либо некоммерческим по характеру деятельности учреждениям, либо казенным предприятиям.
Согласно ст. 295 ГК собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Статья 294. Право хозяйственного ведения

Читать еще:  Что делать если на смартфоне перестала работать вспышка. Почему не работает вспышка

Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 295. Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении

1. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
2. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Статья 296. Право оперативного управления

(в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

1. Казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казенного предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Статья 297. Распоряжение имуществом казенного предприятия

1. Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.
Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
2. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.
Бюджетное учреждение — по российскому законодательству это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.[1]
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (англ. budget institution) — по бюджетному законодательству РФ организация, созданная органами гос-ной власти РФ, органами гос-ной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (ст. 161 БК РФ*). Б.у. является некоммерческой организацией.
В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы Б.у., получаемые как из бюджета и гос-ных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в т.ч. доходы от оказания платных услуг, др. доходы, получаемые от использования гос-ной или муниципальной собственности, закрепленной за Б.у. на праве оперативного управления, и иной деятельности.
При уменьшении уполномоченными органами гос-ной власти в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных целевым назначением для финансирования договоров, заключаемых Б.у., такое учреждение и др. сторона подобного договора должны согласовать новые сроки, а если необходимо, то и др. условия договора. Сторона договора вправе потребовать от Б.у. только возмещения реального ущерба, причиненного изменением условий договора.
Статус бюджетной организации имеет только организация, обладающая одновременно следующими признаками:
1. В качестве учредителей организации должны выступить органы государственной власти РФ, субъектов РФ, а также органы местного самоуправления. Акционерные общества, кооперативы и другие аналогичные хозяйствующие субъекты не могут создать бюджетную организацию.
2. В качестве цели создания бюджетной организация в учредительных документах могут быть определены исключительно функции некоммерческого характера. В то же время, указанное ограничение нельзя понимать так, что бюджетной организации запрещено оказывать платные услуги и самостоятельно получать доходы.
Основная масса бюджетных организаций осуществляет те или иные виды платной деятельности и получает, таким образом, средства, необходимые для своего развития. Однако получение прибыли не является и не может являться целью бюджетной организации. А все самостоятельно заработанные ею средства должны направляться исключительно на расширение и развитие системы услуг, для предоставления которых она создана.
3. Бюджетная организация должна финансироваться из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, муниципального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда.
Данный признак имеет следующую особенность: само по себе получение финансирования из бюджета еще не говорит о том, что данная организация является бюджетной. Бюджетные средства выделяются не только бюджетным организациям, но и коммерческим структурам. Это осуществляется в многочисленных формах, начиная от закупки различных товаров в государственных или муниципальных целях и кончая предоставлением финансовой поддержки в виде дотаций, субвенций, субсидий и т.п.
4. Основой финансового планирования бюджетной организации является смета доходов и расходов. До начала финансового года бюджетная организация обязательно составляет этот документ, по истечении отчетного периода обязательно составляется баланс исполнения сметы.
Следует обратить внимание, что только сочетание всех перечисленных признаков вместе по отношению к одной структуре дает бюджетную организацию, каждый из названных признаков сам по себе не означает, что мы имеем дело с бюджетной организацией. [12, с.12-19]
Виды бюджетных организаций.
Бюджетные организации могут классифицироваться по ряду признаков.
В зависимости от выполняемых ими функций (т.е. по роду деятельности) бюджетные организации могут подразделяться в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджета.
По этому признаку можно выделить бюджетные организации, реализующие функции государства и, соответственно, получающие финансирование по разделам бюджетной классификации:
государственное управление и местное самоуправление, к которому, в частности, относится Комитет РФ по финансовому мониторингу, Комитет РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами, Федеральная служба РФ по финансовому оздоровлению и банкротству, Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ;
судебная власть, в том числе Конституционный Суд, Верховный Суд, суды общей юрисдикции, Высший Арбитражный суд;
международная деятельность, посольства и представительства за рубежом и т.д.
В зависимости от источника финансирования бюджетные организации могут быть разделены на следующие группы:
финансируемые за счет средств федерального бюджета;
финансируемые за счет средств бюджетов субъектов РФ;
финансируемые за счет средств местных бюджетов.
По источникам формирования средств бюджетные организации могут быть разделены на две группы:
* бюджетные организации, оказывающие платные услуги физическим и юридическим лицам и, соответственно, имеющие собственные источники средств;
* бюджетные организации, не оказывающие платные услуги физическим и юридическим лицам и, соответственно, не имеющие собственных источников средств. [12, с.19-28]
Место финансов бюджетных организаций в финансовой системе РФ.

Читать еще:  Тэо установка прибора учета газа в котельной. Новые требования к коммерческим узлам учета расхода газа. IX. Гарантийные обязательства

Административное право России

Понятие и виды предприятий, учреждений

Предприятия и учреждения — разновидности организаций, осуществляющих, в отличие от органов исполнительной власти, не руководство, а экономические, социально-культурные и иные функции в целях удовлетворения материальных, духовных, и других потребностей граждан, общества и государства. В качестве таковых они не обладают юридически-властными полномочиями и не являются субъектами управления (исключение составляют учреждения, представляющие собой форму органов управления, например, морской регистр, речной регистр).

Предприятия и учреждения отличаются друг от друга по их назначению.

Предприятие — самостоятельный хозяйствующий субъект, коммерческая организация. Оно занимается производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг.

Учреждение — некоммерческая организация, выполняет социально-культурные или административно-политические функции. Учреждения создают социальные ценности в основном непроизводственного характера (например, учреждения образования, культуры, здравоохранения и др.). Различия между предприятиями и учреждениями коренятся в содержании и результатах их основной деятельности. Вместе с тем деятельности предприятий часто сопутствует выполнение отдельных функций, характерных для учреждений, и, наоборот, учреждения могут выполнять работу, характерную для предприятий (например, в научно-исследовательских учреждениях часто функционируют экспериментальные и другие заводы, различные производственные подразделения).

В Гражданском кодексе РФ обозначены государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 113), отнесенные к разновидностям коммерческих организаций и организационно-правовых форм юридических лиц — субъектов гражданского права.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться также в таких организационно-правовых формах, как хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы. В отличие от унитарных они относятся к корпоративным организациям (см. гл. 4 ГК РФ). С точки зрения ГК, эти организации не являются предприятиями, хотя реально в соответствующих формах могут функционировать заводы, фабрики и им подобные организации сферы производства и обращения.

Главное отличие унитарного предприятия в том, что оно не наделено правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество с вытекающими из этого определенными законом последствиями. Имущество же иных коммерческих организации принадлежит им на праве собственности. По сравнению с ними унитарные предприятия ограничены в праве распоряжения закрепленным за ними имуществом.

В ГК РФ предприятие рассматривается также как определенный имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 132), — объект гражданского права.

Следовательно, понятие предприятия, по ГК РФ, является сугубо специальным, основанным на особенностях гражданско-правового режима имущества, закрепленного за ним собственником, и на признании предприятием определенного имущественного комплекса.

Однако коммерческие организации являются субъектами и объектами других отраслей права (административного, финансового, трудового и др.). Поэтому в правовых актах термин «предприятие» часто употребляется в качестве родового понятия, охватывающего все виды коммерческих организаций, независимо от их организационно-правовых форм как юридических лиц 1 Термин «предприятие» относится также ко всем коммерческим организациям, если иное не вытекает из текста. .

Предприятия и учреждения могут быть подразделены на виды по различным основаниям.

Они подразделяются в зависимости от:

  1. видов собственности — на частные, государственные и муниципальные. Государственные предприятия могут быть федеральными и субъектов РФ; муниципальные — городских, сельских поселений и других муниципальных образований;
  2. организационно-правовых форм коммерческих организаций — полные товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, открытые и закрытые акционерные общества; государственные и муниципальные предприятия; производственные кооперативы.

При этом унитарными могут быть только государственные и муниципальные предприятия.

Многообразны виды предприятий, определяемые их отраслевой производственно-технологической специализацией.

промышленные предприятия — заводы, фабрики, шахты, рудники, комбинаты и др.;

сельскохозяйственные предприятия — кооперативы, совхозы, акционерные общества и др.;

строительные предприятия — комбинаты, строительные управления, кооперативы, мостостроительные поезда и др.;

транспортные предприятия — железные дороги, отделения железных дорог, станции, депо и другие предприятия железнодорожного транспорта; пароходства, порты и другие предприятия водного транспорта; объединения, аэропорты и другие предприятия гражданской авиации; автопредприятия, автокомбинаты автомобильного транспорта; территориальные управления трубопроводного транспорта и т.д.;

предприятия связи — узлы связи, почтамты, телеграфы, телефонные станции и др.;

предприятия торговли — универмаги, гастрономы, различные специализированные магазины:

жилищно-коммунальные предприятия — жилищно-эксплуатационные конторы, дирекции единого заказчика, ремонтно-эксплуатационные управления, теплоемкости, энергосети и др.

В зависимости от организационно-правового статуса можно различать предприятия, входящие и не входящие в систему органов управления, других образований.

По общему правилу, предприятия не входят в систему каких-либо отраслевых органов управления в качестве звеньев их единых организационных систем.

Исключения составляют предприятия отдельных отраслей, органично связанные между собой технологически в едином производственном процессе, атомной промышленности и т.п.

Принудительное включение предприятии, не подпадающих под установленные исключения, в какие-либо организационные системы противоречит закону.

ГК РФ разрешает коммерческим организациям по договору между собой создавать объединения в форме союзов или ассоциаций в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты их общих имущественных интересов. Входящие в объединения коммерческие организации сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Руководящие органы объединения не обладают распорядительной властью в отношении предприятий, входящих в объединение, и выполняют свои функции на основе договоров с предприятиями.

В зависимости от принципа, положенного в основу организации управления предприятием, можно различать предприятия, управляемые непосредственно собственником, и предприятия, управляемые органами, уполномоченными собственниками. Например, согласно п. «г» ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью.

Правовые нормы, закрепляющие виды учреждений, рассредоточены по правовым актам, регулирующим отношения в отдельных отраслях и сферах социально-культурной и административно-политической деятельности — здравоохранения, образования, культуры, иностранных дел и т.д. Например, в Законе РФ от 10 июля 1995 г. «Об образовании», Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан от 21 июля 1993 г., Основах законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. и др.

Учреждения могут быть частными, государственными, муниципальными. Они, как правило, специализируются на выполнении определенного вида деятельности (учреждения здравоохранения, учреждения образования и т.д.).

Однако ГК РФ признает учреждениями также организации, выполняющие управленческие функции, т.е. органы управления. А Закон РФ от 14 апреля 1995 г. «Об общественных объединениях» выделяет негосударственные учреждения в разновидность общественных объединений.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector