Тэо установка прибора учета газа в котельной. Новые требования к коммерческим узлам учета расхода газа. IX. Гарантийные обязательства


Технические требования

для потребителей г. Москвы и Московской области,
находящихся в договорных отношениях с ООО «Газпром межрегионгаз Москва».

На стадии проектирования вновь строящихся, реконструируемых, переводимых на другие виды топлива газопотребляющих объектов, а также модернизируемых узлов учета расхода газа необходимо согласовывать:

1. Технические требования к коммерческому узлу учета газа и составу газоиспользующего оборудования.

Перечень предоставляемых документов (копии):

— разрешение на использование природного газа в качестве топлива от Топливно-энергетического комитета МО (ГУТЭК МО, МЖКХ МО) или Минэкономразвития России, если годовой объем потребления свыше 10,0 тыс.тут;

— согласование технической возможности поставки газа ООО «Мострансгаз»

(для вновь строящихся);

— согласование объема газа от поставщика;

— согласование ОАО «Газпром» на использование природного газа в качестве топлива с годовым объемом более 0,1 тыс.тут;

— технические условия ГУП МО «Мособлгаз» о технической возможности поставки газа;

— технические условия МЖКХ (для предприятий тепловыработки);

— паспорта и сертификаты на газоиспользующее оборудование, средства измерения коммерческого узла учета газа.

2. Проектные решения к коммерческому узлу учета расхода газа и составу газоиспользующего оборудования.

Перечень предоставляемых документов:

Рабочий проект газоснабжения, разработанный на основании топливного режима и технических условий с предоставлением следующих разделов:

монтажная схема узла учета газа,

жидкое топливо, если предусмотрено топливным режимом.

На стадии заключения договора поставки газа для проведения пуско- и режимно-наладочных работ:

предъявлять техническим службам ООО «Газпром межрегионгаз Москва» после монтажа узлы учета расхода газа, состав газоиспользующего оборудования, построенное резервное топливное хозяйство;

Перечень предоставляемых документов:

— 1. акты приемки объекта инспектором Ростехнадзора (до пуска газа) для проведения пуско- и режимно-наладочных работ (Ф.15, Ф.2, Ф.5);

— 2. акт приемки коммерческого узла учета газа в эксплуатацию ( Ф.13а, Ф.13б), подписанный представителем ф-ла ГУП МО «Мособлгаз»;

— 3. разрешение на использование природного газа в качестве топлива;

— 4. рабочий проект согласованный с ГУП МО «Мособлгаз» и с ООО «Газпром межрегионгаз Москва»;

— 5. акт приемки рабочей комиссией резервного топливного хозяйства к эксплуатации и справка о наличии резервного топлива в соответствии с топливным режимом);

— 6. договор на проведение режимно-наладочных работ со специализированной наладочной организацией, имеющей лицензию на право деятельности;

— 7. паспорта на средства измерения расхода газа (счетчик, корректор, датчики);

— 8. паспорта с техническими характеристиками газоиспользующего оборудования, в т.ч. газогорелочных устройств;

— 9. расчет необходимого количества газа (по месяцам) для проведения пуско-режимно-наладочных работ, выполненный представителем наладочной организации;

— 10. приказ о назначении ответственного за газовое хозяйство (образец письма о пуске газа под наладочные работы).

По окончании режимно-наладочных работ для заключения основного договора поставки газа предъявляются:

— акты приемки объекта в эксплуатацию после наладочных работ инспектором Ростехнадзора (Ф.16);

— акт окончания наладочных работ по договору;

— отчеты специализированной наладочной организации о проведении пуско и режимно- наладочных работ в соответствии с п. 4 Требований к содержанию технических отчетов: с рассчитанной удельной нормой расхода топлива на выработку и отпуск теплоэнергии (для котельных) и на производство продукции (для технологии), КПД нетто котельной и т.д. (образец письма о готовности газоиспользующего оборудования к эксплуатации после проведения РНР).

Обращаем внимание потребителей газа, что в соответствии с п. 34 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в РФ очередные режимно-наладочные работы на газоиспользующем оборудовании проводятся не реже одного раза в 3 года. По результатам проведения режимно-наладочных работ наладочной организацией составляется технический отчет, отражающий показатели, влияющие на эффективность использования газа, при различных режимах работы газоиспользующего оборудования.

Сантехнические работы Тюмень

Чем отличается коммерческий узел учёта газа от некоммерческого У.У.Г. ?

Основные требования, предъявляемые к приборам учета газа

Основными требования, предъявляемые к приборам учета газа, являются высокая точность измерения в широком диапазоне изменения физических величин; надежность работы в российских климатических условиях; автономность работы; стабильность показаний на протяжении всего межповерочного интервала; архивирование и передача информации; простота обслуживания, в т.ч. работ, связанных с поверкой приборов.

При выборе оборудования по учету газа необходимо руководствоваться не только обещаниями производителей таких технических характеристик как высокая точность, широкий диапазон измерений, длительный межповерочных интервалов, а иногда и возможности поверки без демонтажа, необязательность прямых участков измерительных трубопроводов, либо их малые значений, а прежде всего наличием необходимого опыта эксплуатации оборудования или наличием необходимого объема испытаний приборов учета.

Оперативный /некоммерческий/ – предназначен для определения физических характеристик технологических жидкостей и газов, объема жидкости иили газа. Все это производится для оперативного определения и контроля расчетных величин технологического процесса, корректировки потребностей в сырье и материалах технологической установки, а также /иногда/ при прогнозировании развития технологического процесса.

Учет нужен всем: частнику, фирме, предприятию +7-932-2000-535

Коммерческий узел – призван только для того, чтобы контролировать качество конечного продукта, учитывать количество продукта сертифицированным методом. Показания коммерческого узла учета используются только при взаиморасчетах между потребителем и производителем.

Читать еще:  Уход за пенсионерами. О выплатах от государства по уходу за пенсионером.

Оперативный узел – должен отвечать только требованиям метролога и технолога заказчика.

Коммерческий – пройти метрологическую экспертизу, иметь сертификат средства измерения.

Методы измерения расхода газа

Выбор метода измерения, подходящего для индивидуальных условий измерений и предполагаемых объемов газа является самым ответственным этапом в организации учета. Применение того или иного метода измерения обусловлено необходимостью наличия полной информации как об измеряемой среде, так и о предполагаемой точности измерения расхода газа.

Измерения расхода и определение количества природного газа осуществляют одним из следующих методов:

  • переменного перепада давления /сужающие устройства, усредняющие напорные трубки/ ;
  • измерения объемного расхода /объема/ газа с помощью средств измерений объемного расхода при рабочих условиях с последующим пересчетом к стандартным условиям – турбинные, камерные, ротационные, диафрагменные, вихревые, ультразвуковые, струйные расходомеры;
  • измерения массового расхода (массы) газа с помощью средств измерения массового расхода с пересчетом к объемному расходу при стандартных условиях – кориолисовые, термоанемометрические /корпусные и погружные/ расходомеры.

Основные принципы организации учета газа

Основные принципы организации учета газа:

  • поуровневый узловой учет;
  • иерархическое изменение требований к погрешности измерений на каждом уровне;
  • повсеместный учет у конечных потребителей;
  • централизация и автоматизация сбора данных о потреблении со всех уровней.

Приборы учета самой высокой точности должны устанавливаться на газоизмерительных станциях и на выходах из магистрального газопровода, т.е на ГРС.

Оснащение узлов учета должно выполняться с учетом их уровня.

На нижнем уровне существенно возрастают требования к увеличению диапазона измерений приборов.

При расходах свыше 10 м3/ч рекомендуется оснащать расходомеры электронными корректорами по температуре.

На узлах учета, в которых давление газа не превышает до – 0,005 МПа, целесообразно устанавливать диафрагменные счетчики газа.

Если максимальный объемный расход газа при рабочих условиях меньше или равен – 16,0 м3/ч и давление газа менее – 0,005 МПа, измерение газа целесообразно осуществлять с помощью диафрагменных счетчиков газа

Если объемы транспортировки газа превышают – 200,0 млн. м3 в год /приведенных к стандартным условиям/, для повышения надежности и достоверности измерений объема газа, рекомендуется применять дублирующие средства измерения. Дублирующие средства измерения не должны влиять на работу основных средств измерений. Рекомендуется, чтобы основная и дублирующая измерительные системы использовали разные методы измерений расхода и количества газа.

На узлах измерения с максимальным объемным расходом газа более 100 м3/ч, при любом избыточном давлении и в диапазоне изменения объемного расхода от – 16,0 м3/ч до – 100,0 м3/ч, при избыточным давлении более – 0,005 МПа измерение объема газа проводят только с использованием вычислителей или корректоров объема газа.

При избыточном давлении не более – 0,005 МПа и объемном расходе не более – 100,0 м3/ч разрешается использование преобразователей расхода с автоматической коррекцией объема газа только по его температуре.

Состав узла учета газа

Состав средства измерения и вспомогательных устройств, на базе которых выполнен узел учета газа, определяется применяемым методом измерения и требованиями методики выполнения измерений, регламентирующими проведение измерений, а также исходя из назначения узла учёта, заданного расхода газа и диапазонов его изменения, давления и показателей качества газа, с учетом режимов отбора газа и необходимости включения узлов учета в автоматизированную систему коммерческого учета газа /АСКУГ/.

В состав узла учета газа, в общем случае входят:

  • расходомер для измерения объема и расхода газа;
  • измерительные трубопроводы;
  • средства подготовки качества газа /в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оборудованию, входящему в узел учета газа/;
  • анализатор качества газа /для узлов учёта, устанавливаемых в местах добычи газа, на границах магистральных газопроводов после мест возможного смешения газа из различных месторождений, подземных хранилищ газа и от независимых поставщиков/;
  • комплекс технических средств автоматизации, в том числе – обработки, хранения и передачи информации.

Сокращение состава узла учета возможно при избыточном давлении не более чем – 0,005 МПа и расходе газа не более чем – 16,0 м3/ч. Другие изменения состава узла учёта допускаются исключительно в целях повышения точности и информативности учёта.

Узел учета расхода природного газа /УУГ/ – это комплекс средств, предназначенных для измерения объемного и массового расхода газа, а также давления, температуры и других физических свойств природного газа.

Узел учета газа применяется для коммерческого учета при учетно-расчетных операциях, и технологического учета на промышленных предприятиях, объектах технологических производств, газораспределительных станциях, подземных газохранилищах, и других объектах.

Отопление и водоснабжение – многогранный инженерный процесс,

требующий знаний и умений ПРОФЕССИОНАЛА.

Проясним Вашу ситуацию и ответим на вопросы бесплатно +7-932-2000-535

Сантехнические работы Тюмень

ВАС РФ подтвердил законность узлов учета газа

Попытка Саратовского завода «Медупак» доказать противоречие п. 2.2 Правил учета газа, утвержденных приказом Минтопэнерго России 14 октября 1996 г. (зарегистрированы Минюстом России 15.11.96 № 1198), нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не удалась.

В пункте 2.2 Правил учета газа (далее — Правила), утвержденных Минтопэнерго России 14 октября 1996 г., в частности, установлено, что количество газа, отпускаемого поставщиком газораспределительной организации или потребителю газа (при прямых поставках), учитывается по узлам учета поставщика или потребителя газа, установленным в соответствии с требованиями действующих норм и Правил. Средства измерений, входящие в комплект узлов учета газа, должны иметь сертификат Госстандарта России об утверждении типа и поверены в органах Государственной метрологической службы.

Читать еще:  Файл размеры визитки в coreldraw. Как сделать макет визитки самостоятельно в CorelDraw, основы. Изменение фона карточки

Почему завод решил оспаривать норму

В 1997 г. завод приобрел нежилое здание, оборудованное котельной согласно проекту, к которому у Госгортехнадзора не было замечаний. У ведомства не было замечаний и к используемому оборудованию для учета потребления газа. Учет вели с помощью счетчика газа ротационного РГ-100.

В 2010 г. при обследовании газопотребляющего оборудования газораспределительная компания пришла к выводу, что узел учета газа, соответствующий Правилам, отсутствует. В частности, не имелось в наличии корректора, датчиков давления, температуры, перепада давления. Кроме того, оборудование не было опломбировано.

В результате газораспределительная компания рекомендовала заводу провести реконструкцию оборудования и зафиксировала ее допсоглашение к договору поставки газа. Тем не менее, несмотря на наличие допсоглашения, газорас­пределительная компания решила, что в такой ситуации завод должен был использовать расчетный способ определения количества потребленного газа, а следовательно, больше платить. В итоге компания обратилась в суд с требованием взыскать с завода задолженность и проценты за пользование чужими денежными средствами, но в суде проиграла.

Суд не оценивал используемое для определения количества потребленного газа оборудование, а оценивал условия договора поставки газа, который допускал использование для расчета количества потребленного газа в том числе счетчиков РГ. Исходя из условий договора требования газораспределительной компании не были удовлетворены (постановление ФАС Поволжского округа от 09.11.2010 № А57-12334/2009, легитимность вердикта подтверждена Определением ВАС РФ от 05.05.2011 № ВАС-2332/11).

Завод решил попытаться доказать легитимность использования своего счетчика с помощью признания недействующим того самого пункта Правил, которому этот счетчик не соответствует.

В чем несоответствие

По мнению завода, п. 2.2 Правил противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно ст. 4, 5, 426 ГК РФ, ст. 1.1, 1.2, 1.3, 1.6, 1.7, 1.8, 2.1 КоАП РФ, ст. 1—3, 5, 7, 8, 18, 25 Федерального закона от 31.03.99 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», ст. 1, 2, 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты», п. 21, 22, 23 Правил поставки газа, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.02.98 № 162, п. 1—3, 12, 14, 49 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 № 317. Завод ссылался на то, что обязанность по установке и использованию узла учета газа не предусмотрена действующим законодательством (ни один нормативный правовой акт не содержит такого понятия, как узел учета газа), ну и конечно же на отсутствие претензий к проекту котельной со стороны Госгортехнадзора.

ВАС РФ решением от 17.05.2012 № ВАС-26-13/12 заявление завода оставил без удовлетворения. Суд руководствовался следующим.

Постановлением Правительства РФ от 02.11.95 № 1087 «О неотложных мерах по энергосбережению» в целях повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и создания необходимых условий для перевода экономики страны на энергосберегающий путь развития Минтопэнерго России было поручено пересмотреть и утвердить правила учета газа. Министерство 14 октября 1996 г. утвердило Правила учета газа, в которых изложены основные организационные и технические требования к учету газа во всех сферах экономики России. Согласно п. 2.2 Правил узел учета — это комплект средств измерений и устройств, обеспечивающий учет количества газа, а также контроль и регистрацию его параметров. На каждом узле учета с помощью средств измерений должны определяться время работы узла учета, расход и количество газа в рабочих и нормальных условиях, среднечасовая и среднесуточная температура газа, среднечасовое и среднесуточное давление газа (п. 2.4 Правил).

Изучив все доводы завода, ВАС РФ счел их неверными. Перечислять их вряд ли стоит. Пожалуй, самое главное в принятом решении ВАС РФ то, что несоответствие терминов и определений, содержащихся в Правилах (узел учета), Правилах поставки газа и Законе об энергосбережении (приборы учета), по мнению суда, не влечет несоответствия п. 2.2 Правил названным нормативным правовым актам, не нарушает прав и законных интересов завода. В Правилах говорится о приборах учета газа. Узел учета — это обобщающее понятие совокупности средств измерений (приборов учета), обеспечивающих учет количества газа, контроль и регистрацию его параметров. В силу п. 2.5 Правил по согласованию поставщика и потребителя газа количество газа может определяться по приборам с автоматической коррекцией по температуре или температуре и давлению. В связи с этим учет газа юрлицом, использующим его в качестве топлива или сырья, возможен как по узлам учета, так и по приборам учета с автоматической коррекцией по температуре или температуре и давлению по согласованию поставщика и потребителя газа.

Таким образом, оспариваемый пункт Правил не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Вопрос приведения терминов и определений, содержащихся в Правилах, в соответствие с терминами, содержащимися в федеральных законах и иных НПА, должен быть урегулирован на законодательном уровне, а не в судебном порядке. Так решил ВАС РФ.

Читать еще:  Что означает нацеленность на результат. Нацеленность на результат - это что такое? Используй сильные стороны

Как пояснили в суде представители Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, счетчики газа ротационные РГ-100 измеряют объем движущегося в трубопроводе газа при действующих давлении и температуре. Коммерческому учету подвергается газ, параметры которого приведены к нормальным условиям.

Чтобы определить объем газа, который подлежит оплате, необходимо использовать комплект контрольно-измерительных приборов, обеспечивающий измерение средних за определенный период значений температуры и давления газа, объема газа в рабочих условиях и расчет объема газа в стандартных условиях.

Этот комплект средств измерений в Правилах учета газа назван узлом учета, а в Правилах поставки газа — контрольно-измерительными приборами.

Требования к узлу учета газа, изложенные в Правилах учета газа, являются техническими нормами, без которых невозможен достоверный учет газа.

Таким образом, кроме счетчика газа требуются газовые корректоры, включающие в себя датчики давления, температуры, электронные вычислительные и другие устройства, позволяющие передавать и анализировать информацию.

Учет расхода газа, узлы учета газа, метрология

Учет расхода газа организуется с целью:

— осуществления взаимных финансовых расчетов между поставщиком газа, газораспределительной организацией и потребителем газа;

Требования к узлам учета и средствам измерений расхода газа:

Средство измерений — техническое средство, предназначенное для измерений.

1. При учете расхода газа к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями Федерального закона об обеспечении единства измерений, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений

*Следовательно, все узлы учета газа должны быть оснащены: счетчиком (первичным преобразователем), датчиком температуры, датчиком давления и вычислителем (корректором) объема газа.(узлы учета газа должны быть оснащены: счетчиком газа (первичным преобразователем), датчиком температуры, датчиком давления и вычислителем (корректором) объема газа).

Проверку соответствия средств измерений узла учета газа проводит аккредитованная в соответствующем порядке организация, результатом проверки является «Акт проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований методики измерений».

Поверка средств измерений

1. Средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации — периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели, и собственники нежилых помещений обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку. Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

2. Результаты поверки действительны в течение межповерочного интервала.

3. Срок действия результатов поверки СИ устанавливается: для СИ, на которые выдается свидетельство о поверке с нанесенным знаком поверки, — до даты, указанной в свидетельстве о поверке СИ.

4. В добровольном порядке владельцы СИ могут представлять на периодическую поверку СИ чаще установленного межповерочного интервала.

5. В случае утраты оформленного по результатам поверки свидетельства о поверке по заявлению владельца СИ ему выдается Дубликат свидетельства о поверке. Дубликат свидетельства о поверке выдается только аккредитованным юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, выполнившим поверку.

Неисправность узлов учета газа:

2. При отсутствии либо неисправности средств измерений у потребителя количество поданного газа поставщиком или газораспределительной организацией определяется по проектной мощности газопотребляющих объектов исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерений, либо иным методом по согласованию Сторон.

3. В случае неисправности средств измерений организациям и лицам, которым принадлежат средства измерения необходимо обратиться в отдел метрологии и АСКУГ по тел. 40-20-40.

Согласование проектов газоснабжения в части узлов учета газа:

2. Учет расхода газа должен осуществляться при входе на газопотребляющий объект (по единому узлу учета).

3. ОБРАЩАЕМ ВАШЕ ВНИМАНИЕ! Согласование проектов в части узлов учета газа необходимо производить ДО закупки оборудования по спецификации.

Приемка средств измерений в эксплуатацию:

1. Документы, которые необходимо предоставить при приемке в эксплуатацию:

— Копии паспортов на средства измерения с отметками о поверке;

— Копии свидетельств о поверке;

— Паспорта на газоиспользующее оборудование (котлы, плиты и т.д.);

ОБРАЩАЕМ ВАШЕ ВНИМАНИЕ! при использовании турбинных, ротационных, вихревых и ультразвуковых расходомеров и счетчиков:

Акт проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований методики измерений. Для получения акта необходимо обращаться в территориальный орган Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии или иному юридическому лицу, аккредитованному на право аттестации методик (методов) измерений.

2. Согласование проекта в отделе метрологии;

3. Закупка средств измерений (счетчика, корректора и т.д.);

4. Монтаж средств измерений специализированной организацией;

5. Опломбировка средств измерений, приемка в эксплуатацию узла учета газа.

По вопросам, связанным с согласованием проектов, приемкой узлов учёта газа в эксплуатацию необходимо обращаться к сотрудникам отдела метрологии и АСКУГ по телефонам:

Заместитель начальника отдела Алешина Наталья Викторовна – телефон (4922) 40-20-40

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector