Фотографируем портрет в домашних условиях. Съемка портрета. Как фотографировать людей и портретная фотография. Какая фототехника нужна

Портретная съемка

Съемка портретных фотографий — один из самых распространенных и в то же время сложных жанров фотоискусства. Фотографируют портреты как профессионалы этого ремесла, так и любители, которые используют фотокамеру “для себя”. Качественная портретная фотография ставит перед собой задачу раскрыть внутренний мир человека, передать его эмоции и рассказать историю. Жанр сложен, так как любые корректировки ракурсов и освещения влекут за собой полной изменение человеческого лица — именно поэтому так важно разобраться со всеми правила фотосессий людей.

Правильная портретная фотография помогает подчеркнуть особенности и достоинства лица, в то же время скрывая или показывая в правильном свете недостатки. Такой эффект достигается только благодаря использованию основных правил портретной съемки, которые будут перечислены в этой статье.

Выбираем фототехнику

На подготовительном этапе необходимо определиться с тем, на что вы будете снимать и какую оптику использовать. Предпочтительнее остановить свой выбор на зеркальной камере, которая быстрее реагирует на команды и дает возможность менять объективы. С ней у вас будет возможность выбирать разнообразные режимы съемки, в том числе ручной, который позволит расширить список возможностей и добиться желаемого результата. С зеркальной камерой вы сможете решить любые творческие задачи и снимать при самых разных условиях, даже если речь идет о плохой освещенности.

Когда подходящая камера подобрана, можно переходить к выбору оптики — то есть объектива, который наилучшим образом “захватит” человека в кадр. От того, какой тип портрета вы собираетесь создать, зависит то, какой объектив нужно использовать. Всего можно выделить три основных типа портретной фотографии:

  • крупный план , где в кадре только лицо;
  • средний план или полуростовой по грудь;
  • общий план , в котором человек запечатлен в полный рост.

Для каждого из этих типов можно подобрать свой идеальный объектив. Правильно подобранный, он никогда не исказит картинку и наиболее точно передаст формы и пропорции. Именно поэтому для крупных планов стоит присмотреться к оптике с фокусным расстоянием от 70 до 135 мм, для средних — с 50 мм, а для фотографий в полный рост выберете объектив в 30 мм. Конечно, эти цифры — лишь усредненный вариант, ведь в фотографии, как и в любом другом виде искусства всегда есть место эксперименту и необычным решениям.

Выбирайте объективы с мягко рисующей оптикой — они помогают скрыть неровности лица и сделать акцент на чертах лица модели, таких как рот, глаза, лоб.

Настраиваем камеру

Портреты необходимо снимать с параметрами, создающими малую глубину резкости. Это означает, что диафрагма должна быть открыта, а ее значение начинается от f 2.8. Это нужно для того, Человек в кадре получился резким, а задний фон размылся как можно лучше. Следует помнить и про расстояние, на котором вы снимаете модель — от него зависит глубина резкости кадра. Обычно, в классическом портрете, резкость добавляют глазам и в целом лицу человека. Для съемки портрета, на котором расположены несколько человек, рекомендуется закрывать диафрагму до значения от f 8-f 11 и даже больше — это позволит сделать каждого участника фотосессии резким.

Что касается выдержки, то при съемки людей она не должна быть слишком длинной, тем более, если речь идет о фотосессии с детьми, которые отличаются особой подвижностью и неусидчивостью. Поскольку ни один человек не сможет долго находиться в одном и том же положении, не дыша, то риск получить не самые резкие фотографии при длинной выдержке очень велик. Еще одним аргументов в пользу короткой выдержки можно назвать психологическую неготовность многих моделей подолгу стоять в ожидании готовности кадра — это может сильно напрягать. Чтобы поймать короткий момент с по-настоящему искренними выражениями лица, выбирайте короткие значения и получайте в итоге резкие и интересные фотографии. Для детей стоит выбирать значение не более 1/250 с, а для взрослых — чуть длиннее. Не забывайте о том, что на резкость влияет освещение в кадре.

Настраивая ISO, не поднимайте его слишком высоко. Отлично подойдет значение ISO 100. Фокусироваться при портретной съемке необходимо именно на глаза, а не на близлежащие части лица вроде носа, лба или рта. Для того, чтобы добиться такого результата, необходимо использовать ручной режим выбора точек фокусировки, который поможет акцентировать внимание зрителя на взгляде модели.

Работаем со светом

Освещение в кадре — один из самых важных параметров, на который стоит обращать внимание в портретном жанре. Правильно настроенное, оно преображает лицо и фигуру, выделяя все их достоинства и убирая на второй план недостатки, и наоборот — ошибки в подборе света влекут за собой создание некачественных снимков. Правила в работе со светом стоит соблюдать не только любителям черно-белой съемки, в которой ошибки в освещении заметны наиболее сильно, но и приверженцам цветных фотографий.

Для того, что результат фотосъемки превзошел все ожидания, рекомендуем сделать тестовые снимки модели при самом разнообразном освещении — так вы изучите особенности конкретного лица и фигуры, что позволит вам более точно настроить все параметры.

Пользоваться в съемке портретов можно как естественными источниками света, так и вспышкой — со второй работать сложнее, так как возрастает шанс получить на снимках плоское лицо с равномерным светом и жесткими границами.

Естественное освещение

Простой и эффективный способ сделать хорошие портретные снимки — использовать дневной натуральный свет. Снимать лучше утром или ранним вечером. Естественное освещение настроить и подогнать под себя несколько проще, чем вспышку. Вы можете изменять силу освещенности, температуру, цветовую гамму, глубину кадра и другие параметры. С таким освещением вы обязательно найдете точку, в которой фотографии получатся с необходимым объемом. В такой фотографии вы можете пробовать разные тени, как жесткие, так и мягкие — вы получаете возможность использовать вашу фантазию в полную силу. Единственным недостатком, пожалуй, можно назвать то, что фотографу приходится подстраиваться под условия естественной освещенности.

Искусственное освещение

С таким светом у вас не будет необходимости постоянно следить за изменениями в погодных условиях и степени освещенности. Ни фотограф, ни модель не будут отвлекаться на внешние факторы и смогут спокойно продолжать работу, не обращая внимание на то, что происходит за окном.

Не забудьте использовать ручной режим для съемки портретов со вспышкой — он даст вам простор для творчества и не позволит снимкам быть однотипными.

Съемка в студии позволяет не спешить и поработать над всеми важными настройками, которые создают идеальные кадры: диафрагма, ISO и другие. Также позаботьтесь о том, чтобы в наличии были светоотражатели и софтбоксы, которые помогут сгладить засвеченные пятны и резкие углы при фотографировании людей со вспышкой. МОжно использовать и другие предметы, но уже в композиции кадра, которые помогут отразить свет и подсветить фигуру и лицо модели со всех нужных сторон.

Пожалуй, самым популярным ракурсом для портретов является тот, где модель стоит вполоборота в три четверти к фотографу. Для него есть пара популярных способов освещения, которыми пользуются многие известные профессиональные фотографы:

  1. Петля . Здесь объект света располагается чуть выше, чем глаза модели, и на 40 градусов от камеры (регулировать угол можно в зависимости от особенностей лица). На таких снимках тень от носа не соприкасается с тенью от щеки.
  2. Рембрандт . Великий художник любил использовать в своих произведениях схему, в которой свет находится над головой модели. Но стоит учесть, что такой вариант подойдет не всем, а только людям с ярко выраженными скулами и не слишком маленьким носом.

Создаем композицию

В портретной съемке, как и в других жанрах, действует классическое композиционное правило третей, которое подразумевает деление кадра на 9 одинаковых квадратов, где взгляд падает на четыре центральные точки. Конечно, каждый вправе сам решать, какими будут его снимки: кому-то важно показать красоту модели, кому-то — цвета и тени, а кто-то хочет обратить внимание зрителя на фон и другие детали. Вносить что-то свое в композицию фотографии вполне допустимо, но помните о том, что кадр должен быть гармоничен и уравновешен.

Размещайте объекты на воображаемой “сетке” таким образом, чтобы важные элементы находились на выигрышных точках.

Не забудьте поработать над фоном: чаще всего подходит именно нейтральный или однотонный задник без пестрых пятен и множества цветов, который не будет отвлекать от самого главного. Но авторская задумка может быть и таковой, что фон оказывается одним из ключевых элементов фотографии: в таком случае, сделать его заметным и абстрактным просто необходимо.

Для того, чтобы грамотно заполнить кадр, обращайте внимание на направление взгляда модели. То есть, когда человек смотрит в левую сторону, постарайтесь оставить слева как можно больше пустого пространства, так, чтобы взгляд не упирался в край фотографии.

Правильное кадрирование

Если фотография и само тело модели обрезаны без соблюдения основных правил кадрирования, то на выходу получается снимок, которые может показаться неряшливым и незавершенным. Для портретов разных планов есть свои особенности обрезки изображения:

  • крупный план с портретом по плечи снимается примерно по грудь и ни в коем случае не по шею. Голову же можно немного кадрировать и разместить глаза на уровне верхней линии сетки. Для того, чтобы не сделать человека выше или ниже, а показать его фигуру нейтральной, держите камеру на уровне его глаз;
  • средний план с портретом по пояс кадрируется по бедрам. Здесь важно оставить некоторое пространство над головой модели, чтобы его отсутствие не давило на силуэт. Для корректной передачи роста и пропорций тела рекомендуется держать фотоаппарат на уровне плеч модели;
  • общий план с ростовым портретом представляет собой фотографию в полный рост. Для того, что кадр не казался тесным, требуется оставить еще больше пространства вокруг модели, чем в предыдущих случаях. Взгляд лучше разместить в верхней трети или немного выше. Камеру необходимо держать на уровне груди.
Читать еще:  Чем отличается литол от солидола? Сравниваем и разбираем. Графитная смазка УС

Старайтесь в фотосессии с одним человеком использовать самые разные крупности планов и экспериментировать с ними — тогда фотоснимки не получатся однотипными и скучными.

Самое важное правило с кадрировании любого портрета — не обрезать фотографию по суставам: локтям, коленям и кистям, а также по шею. Обрезаем либо выше, либо ниже этих линий. Сюда же относим фотографии по пояс — их тоже делать не стоит.

Создаем рабочую атмосферу

Многие люди, которые не являются профессиональными моделями, но хотят иметь качественные снимки, во время фотосессии замыкаются в себе и становятся неуверенными. В таких случаях фотографу надо не просто уметь обращаться с камерой, но и знать, как настроить человека на рабочий творческий лад, в котором не будет места стеснению — то есть, отчасти даже побыть психологом.

Хорошим способом подготовить к съемке непрофессиональную модель будет просто попросить ее заранее покрутиться перед зеркалом и поискать удачные углы и ракурсы съемки. Так человек будет знать, что ему делать перед камерой.

Важно понимать, что чем раскрепощеннее и непосредственнее вы общаетесь с моделью, тем лучше. Говорите на отвлеченные темы, шутите, рассказывайте о своих планах и том, что вы хотели бы отразить на снимках — и тогда даже самый стеснительный человек начнет понемногу “оттаивать”. И сами всегда работайте с уверенностью на лице и боевым (в хорошем смысле слова) настроением, чтобы модели не передалось ваше состояние.

10 классических ошибок, которые делают фотографы-портретисты, или Как не нужно снимать портреты

Портретная съемка, как ни одна другая фотосъемка, полна всяких правил и условностей. И хотя очень многие принципы уже постоянно нарушаются фотографами, есть еще несколько основополагающих постулатов, которые следует учитывать, чтобы избегать явно нелепых образов. Давайте рассмотрим основы основ в данном уроке фотографии и разберемся как правильно фотографировать портреты начинающим.

Портретная ошибка номер 1. Неловкость ситуации, нелепость поз

Если ваша модель будет находиться в неудобном для себя положении, вряд ли получатся достойные фотографии. Ваша модель должна чувствовать себя раскрепощено, не напряженно и полностью доверять фотографу. Прежде, чем начать съемку, особенно если вы впервые работаете с моделью, необходимо в обязательном порядке обсудить типы фотографий, которые бы вы хотели сделать. Для этого у каждого фотографа должно быть две подборки: удачных и неудачных фотоснимков. Покажите несколько примеров хороших фотографий, объясните почему данные изображения «работают», за счет чего та или иная фотокарточка смотрится выигрышно в сравнении с другими.

Объясняйте модели, что вы хотите, чтобы она делала, как стояла или сидела, рассказывайте как это выглядит со стороны. Ваша задача – создать максимально комфортные условия, в которых не чувствуется скованности и неловкости от общения.

Даже, если модель настаивает на некоторых вещах, проще согласиться с ней, а потом сказать нечто подобное: «это здорово, теперь давайте попробуем. » Нередко бывает так, что модели говорят, что неудобно держать руки каким-то определенным образом, они чувствуют неестественность и поза кажется дискомфортной. Тем не менее, на снимках зачастую именно продиктованные вами позы выглядят более выигрышно. Не забывайте – фотограф управляет всем тем, что происходит на его творческой площадке.

Портретная ошибка номер 2. Неуклюжие руки

Неопытные модели часто не знают, что делать со своими руками. Фотограф может столкнуться с тем, что модель просто опускает руки, и они у нее безжизненно болтаются вдоль тела. Гораздо выигрышнее будет смотреться положение рук, когда они как бы скользят по верхней части бедер. Такой прием хорошо работает во многих случаях.

Скрещенные на груди руки также могут выглядеть очень эффектно, только следует остерегаться создания визуального барьера для зрителя.

Если вы не хотите, чтобы изображение передавало тревогу или напряжение, следите, чтобы руки модели была расслабленными, а не сжатыми в кулаки. Поможет получить нужный эффект, если вы попросите модель взять что-то в руки или коснуться опоры рядом.

Если модель находится за спиной кого-то, кто сидит, например, можно расположить кисти рук на спинке стула или положить на плечи другого человека.

По опыту можно утверждать, что самая большая проблема у начинающих моделей – это правильное расположение рук. При этом ведь руки в портрете являются вторым центром внимания после глаз и чаще даже более выразительны, чем глаза. Именно поэтому фотографу стоит очень тщательно подготовиться в этой области – рассмотреть примеры и варианты, подумать над тем, что он хочет выразить снимком, и какие жесты будут подчеркивать это на фотографии.

Портретная ошибка номер 3. Нет – косой сажени в плечах!

Обычно плечи являются самой широкой частью человеческого тела. Даже у женщин. При съемке, когда модель располагается строго фронтально, плечи получаются визуально широкими, что не может сделать женщину более красивой, а значит изображение модели будет проигрывать.

Разверните модель под небольшим углом в отношении камеры и вы получите аккуратные плечи и тонкую талию, все линии будут изящно изогнуты, что не может не понравиться зрителю и самому портретируемому.

Вообще фронтальный портрет без изгибов и движения чаще всего смотрится как фото на паспорт.

Портретная ошибка номер 4. Шея должна быть красивой и гладкой!

Если тело вашего субъекта по задумке отвернуто от камеры под таим углом, что образуются физиологические складки на шее, необходимо сделать так, чтобы их не было видно на фотографии.

Попросите модель, например, поднять воротник пиджака или рубашки или задрапируйте шею шарфом или платком. В качестве альтернативы – используйте другой угол для съемки. Попросите развернуться человека к камере не за счет поворота головы, а за счет более крутого поворота корпуса в районе талии.

Перегибы, как любые линии, будут привлекать внимание зрителя. Их можно «драпировать» не только вещами, но даже руками, прикрыв то место, где образуются складки.

Портретная ошибка номер 5. Следы от одежды.

Отпечатки на коже от ремня, бюстгальтера, пояса, других поддерживающих аксессуаров или носок с колготками, относятся к классическим ошибкам, о которых, как правило, забывают или просто не учитывают.

©NW Model Photographer

Вы должны убедиться в том, что если планируется фотосессия с демонстрацией украшений или открытой шеи модели, необходимо заранее снять всю одежду, которая оставляет следы на коже. Кожа должна полностью восстановиться, прежде чем вы начнете фотосессию. Закладывайте на этот процесс около 30 минут. А лучше заранее попросите модель прийти в свободной одежде, которая не оставляет следов.

Портретная ошибка номер 6. Избегайте зажатости

Как правило, портретная фотография требует минимум пространства вокруг модели. Тем не менее, обращайте внимание на то, что человек в кадре не был полностью зажат, тем более, если модель смотрит в сторону. Ее взгляд не должен упираться в край кадра, в фотографии всегда должно быть достаточно воздуха.

Обращайте внимание на то, сколько свободного места у вас есть вокруг модели, особенно, если человек передвигается или камера находится на штативе. Такое положение вещей – создает дополнительные трудности для фотографа, поэтому следует учитывать насколько гармонично в видоискателе расположение портретируемого и сколько вокруг него свободной площади.

Теоретически зажатость или срез конечности границей кадра приводит к дискомфорту смотрящего. У изображения появляется некая напряженность, у зрителя возникает ощущение неудобства. Поэтому в общем случае не стоит зажимать и обрезать конечности по суставам, но если в задачу фотографа входит показать напряженность – тогда прием зажатости изображения может стать хорошим дополнительным штрихом.

Портретная ошибка номер 7. Головы в ряд

Когда у вас в кадре находится несколько человек одновременно, не стоит их располагать ровно по линеечке, или чтобы все головы находились на одной высоте. Компоновка «строго в ряд» делает снимок примитивным и заурядным.

Избежать подобного можно довольно просто, если располагать моделей на разной высоте относительно друг друга. Кого-то можно посадить в кресле, другого расположить на подлокотнике, а третий человек может легко и удобно разместиться на полу.

Подобное распределение может помочь решить и еще одну задачу – создать ту самую «динамику треугольника», по канонам которой взгляд зрителя будет двигаться между объектами и по кругу фотографии. Снимок будет динамичным и гармоничным по композиции.

Портретная ошибка номер 8. Нежелательные «головные уборы»

В то время, как фотограф следит за осанкой модели, вполне реально забыть и не обратить внимание на то, что находится на заднем плане. Не забывайте проверять фон, чтобы избежать совершенно ненужных вещей, «растущих» из головы человека: столбов, ламп, опор, растений и деревьев.

Только в том случае, если нечто на заднем плане служит дополнительным элементом для создания задуманного образа, оно может там находиться. Во всех остальных вариантах вы получите критическую ошибку, которую необходимо избегать, дабы не прослыть новичком или профаном в фотографии.

Портретная ошибка номер 9. Не смотрите снизу вверх

И хотя в некоторых случаях съемка снизу вверх сделает ваши фотографии лучше и будет выглядеть визуальным комплиментом для модели (например, зрительно удлинит ноги), нижняя точка съемки чаще всего покажет множество подбородков у портретируемых, увеличит размер ног и непропорционально уменьшит голову.

Следует внимательно следить за тем, на сколько нужно присесть, чтобы фотоснимок получился максимально эффективным без неприятных искажений человеческого тела.

Портретная ошибка номер 10. Не надейтесь на детскую сознательность

Иногда фотографам везет и дети могут даже попозировать несколько минут перед фотокамерой, особенно если они уже раньше фотографировались или находятся в таком возрасте, когда можно отвлечь маленьких моделей от важных больших детских дел и заинтересовать на мгновение процессом фотосъемки.

К фотосессии с детьми нужно готовиться отдельно. Фотограф должен помнить, что снимать взрослых моделей и детских – это не одно и то же. Фотосессии даже близко не похожи между собой. Вы должны быть готовы к тому, что вам придется уложиться в самые короткие сроки с тем, что вы будете двигаться вокруг моделей, чтобы найти правильный угол, вы будете перемещать реквизит, а не просить детей передвинуться, дабы получить лучший ракурс. Терпение будет вознаграждено в том случае, когда все сделано правильно.

Читать еще:  Чем лучше кормить пчел в зиму. Как закормить пчел в зиму: полезные советы для каждого пчеловода. Концентрация, консистенция, дозировка

Видеоканал Фотогора

Как правильно снимать портреты?

Следуйте советам из статьи, а после усовершенствуйте снимки в программе ФотоМАСТЕР!

Для Windows 7, 8, 10, XP, Vista. Быстрая установка.

Как правильно снимать портреты:
подробное руководство для новичков

Портрет на первый взгляд кажется весьма незамысловатым жанром. Что тут сложного – поставь человека перед камерой, попроси улыбнуться и щёлкни затвором. Заблуждение! Портрет требует от фотографа определённого мастерства и умения учитывать технический и психологический аспекты съёмки. В этой статье разберём, как снимать портреты на уровне профи и превращать каждый кадр в маленький шедевр. Пройдёмся по всем этапам, начиная с настроек камеры и заканчивая постобработкой.

Этап №1. Тщательная подготовка

В первую очередь определитесь с задумкой – где, кого и как вы хотите снимать. Это важно, поскольку для каждой разновидности портретного фото будут свои особенности.

Уличная фотосессия открывает безграничные возможности в подборе локаций. Вариант отлично подойдёт как для классического, так и для художественного портрета. Для съёмок на улице важно знать несколько правил.

1. Учитывайте время суток

Снимать лучше на рассвете (1-3 часа после подъёма солнца) или в предзакатное время суток. Утром вы получите угловое освещение и преимущественно холодные оттенки в кадре, на закате – тёплые яркие цвета и ровный свет. Зимой выигрышное время для фотосессии – вторая половина дня. Избегайте съёмок в полуденное время. Если это невозможно, старайтесь увести модель в тень или используйте отражатель.

Естественный свет при съёмке на улице – ваш главный инструмент

2. Выбирайте удачные локации

Фон на портретах должен быть максимально нейтральным. Важно исключить появление в кадре «фотографического мусора» – машин, проводов, столбов, дорожный знаков (если, конечно, речь идёт не о стилизованном портрете в урбанистическом пейзаже). В качестве фона сойдёт любая растительность, улочка или попросту стена или забор.

На улице можно без труда найти удачный фон для съёмок портрета

3. Соблюдайте технические особенности

Настройка фотоаппарата для съёмки портрета – индивидуальный ритуал каждого фотографа. Кто-то предпочитает JPEG и пользуется автонастройками, а кто-то снимает в RAW и регулирует параметры вручную. Но, независимо от пристрастий, есть ряд моментов, которые нужно знать. Откройте диафрагму на максимум, чтобы добиться размытого фона и низкой глубины резкости. Так вы сделаете акцент на лице модели более явным.

Чтобы изображение получилось чётким и несмазанным, подойдёт выдержка 1/200, 1/250. Светочувствительность или ISO лучше сделать минимальное – 100 (для некоторых моделей камер меньше).

Для фотосессии в студии требуется больше оборудования, чем для уличной. Пусть нежелание возиться с осветительными приборами не станет для вас поводом игнорировать студийные съёмки! Работа в помещении не только позволяет работать независимо от погодных условий, но и способствует большей свободе и раскрепощённости модели.

Работать с несколькими осветителями одновременно вовсе не страшно!

Вы можете работать как с однотонным светлым или тёмным фоном, так и в полностью обустроенном интерьере. И в том и другом случае важнейшую роль играет освещение.

В арсенал студийного фотографа входят:

  • софтбокс – нужен для создания мягкого света, бывает прямоугольной (для общих планов), квадратной (для крупных портретов) и восьмиугольной (для групповых съёмок) формы;
  • отражатель – полотно золотого, серебряного или белого цвета для подсветки теневой стороны объекта;
  • рефлекторы – лампа с жёстким направленным светом для создания контрового освещения;
  • стрипбокс – узкий прямоугольный осветитель для создания выразительных теней и бликов на портрете.

Старайтесь подходить к выбору осветительного прибора осознанно. Понимая, какой эффект даёт та или иная лампа, вы сможете экспериментировать со схемами освещения и получать действительно оригинальный результат.

Грамотно расположив осветители, можно добиться эффектного светотеневого рисунка

Съёмка портрета в студии предъявляет особые требования к параметрам камеры. Выдержка может колебаться от 1/120 до 1/200. ISO обычно выставляют на минимальное значение, однако, показатель светочувствительности в 200 тоже будет допустимым. А вот диафрагму лучше оставить чуть прикрытой: f/1.8 – f/3.0 будут оптимальными. Если вы арендуете студию, обязательно изучите её до начала фотосессии. Сделайте несколько пробных кадров. Так вы сможете точнее подогнать параметры камеры под имеющиеся условия.

Для качественной съёмки одиночных портретов в студии не стоит использовать длиннофокусные объективы (выше 85 мм). Причина проста – в помещении, где вы снимаете, может не хватить пространства для того, чтобы снять модель общим или даже средним планом.

Заранее подготовьте место – у вас должно хватить пространства, чтобы расположить всех. На улице это могут быть не слишком тенистые парки, архитектурные сооружения с большими лестницами. В студии потребуются стулья, кресла, скамейки, а также один или несколько октобоксов, чтобы равномерно осветить всю группу.

Необходимо обсудить с участниками стиль и цвет одежды, которую они наденут на съёмки. Попросите их отказаться от слишком ярких цветов, чтобы снимок не получился аляповатым. Можете использовать гардероб моделей как интересную «фишку» и предложить всем одеться в определённом стиле или цвете.

Главное при съёмке нескольких человек – сохранить единство группы

Для съёмки нескольких человек лучше использовать объективы со стандартным фокусным расстоянием (35-50 мм). Широкоугольные модели могут исказить фигуры участников, которые расположены ближе к камере. Малая глубина резкости на групповых портретах недопустима, так как лица на заднем плане или по бокам могут получиться размытыми. Обязательно прикройте диафрагму: оптимальными будут значения f/4.0-f/5.0.

Среди профессионалов распространён небольшой трюк, как снимать групповые портреты и получать в итоге идеальный снимок, где каждый смотрится безупречно. Фотографы намечают общую композицию кадра и расстановку людей, снимают небольшими группами, а после – соединяют кадры на фотомонтаже.

Если вариант не подходит, используйте режим серийной съёмки и делайте по 2–3 кадра. Это даст вам возможность выбрать самое удачное изображение и, при необходимости, скрыть недочёты при монтаже, используя материал с соседних кадров. Например, если одна из моделей прикрыла глаза или отвернулась.

Этап 2. Работа с моделью во время съёмки

Чтобы передать на снимке характер, вам нужно побыть немного психологом. Общайтесь с человеком на равных, обсудите сторонние темы, поинтересуйтесь, чем он увлекается, попытайтесь понять, что за личность перед вами.

Общение во время съёмок – ключ к созданию выразительного характерного портрета. Почувствовав, какой темперамент у вашей модели, вы сможете с выгодой использовать это. Флегматичные, спокойные люди идеально смотрятся в томных задумчивых образах, тогда как сангвиники, подвижные и позитивные, идеальны для создания динамичных и весёлых кадров.

Если наладите контакт с моделью, считайте, что выполнили половину работы!

Крайне важно при съёмке соблюдать правила кадрирования и позирования.

  • Старайтесь делать разные планы – во весь рост, поясные, плечевые и крупные.
  • Включите на камере отображение сетки, чтобы соблюдать правило третей.
  • Просите модель принять естественную позу или попросите выполнить простое действие на камеру.
  • Во время съёмки лица и планов средней крупности, размещайте камеру на уровне глаз модели. Снимая ростовой портрет, опуститесь чуть ниже.
  • При кадрировании не режьте фигуру по локтям, запястьям, коленям и по линии шеи.
  • Снимая по весь рост, следите, чтобы нога, которая ближе к камере нога не закрывала ту, что дальше.
  • Чтобы светотеневой рисунок ровно ложился на лицо, разверните модель под углом 45-50° к источнику света.
  • На групповых портретах участники не должны находиться в одинаковых позах.

Помните об этих правилах, однако не позволяйте им стеснять вас. Вы можете свободно экспериментировать с ракурсами, с закрытыми и открытыми позами, углом падения света и с источниками освещения в целом.

Ищите необычные способы запечатлеть модель в кадре

Этап №3. Обработка портретов в редакторе

Чтобы кадр получился безупречным, порой недостаточно знать только то, как правильно снимать портрет. Важно понимать, как грамотно его обработать. Одни снимки требуют только базовой цветокоррекции, а другие — серьёзной ретушёрской работы. И в том и в другом случае потребуется мощный редактор, который даст возможность оперативно и эффективно преображать кадры. Как раз к такому софту относится ФотоМАСТЕР.

Автоулучшение, кадрирование, тонкая настройка цветового баланса, кисти для тщательной ретуши и фильтры для моментальной обработки – софт позволяет устранить недостатки и усовершенствовать кадры в короткие сроки. Остановимся подробнее на опциях, без которых не обойдётся ни один фотограф-портретист.

  • Удобная коррекция несовершенств

Во вкладке «Ретушь» вы найдёте инструмент «Идеальный портрет» , который позволит комплексно и в полуавтоматическом режиме обработать лицо модели на снимке. Выберите пресет и примените к снимку одним кликом.

Улучшите состояние кожи модели на портрете в один клик

Перейдите к ручным настройкам, чтобы получить больше контроля над результатом. Вы сможете разгладить кожу, скорректировать тон, добиться выразительного взгляда и белоснежной улыбки, просто перемещая ползунки.

При желании скорректируйте внешность модели на фото вручную

  • Автоматическая замена фона

Если вас не устраивает задний план на портрете – не проблема. ФотоМАСТЕР поможет заменить фон буквально за минуту. Обведите модель с помощью специальной кисти, обозначьте участки со старым фоном – и софт автоматически удалит его. Вам останется лишь уточнить границы фигуры и загрузить новый задник.

Разместите модель на новом, более гармоничном и интересном фоне

  • Добавление художественных эффектов

ФотоМАСТЕР – просто находка для любителей поэкспериментировать с оформлением фотографии. Программа включает несколько десятков фильтров, которые добавят атмосферности в любой портретный кадр. Световые и цветовые эффекты, стилизации под старую плёнку, тонирование и виньетирование – примените понравившийся вариант, настройте его интенсивность и сохраните результат.

Сделайте снимок атмосфернее, применив фильтр из коллекции программы

Читать еще:  Чина пост на русском отслеживание посылок. Почта Китая China Post. Почта Китая China Post Air Parcel

Овладев этими тонкостями, вы будете получать потрясающие портреты, которые придутся по душе тому, кто на нём изображён. Превратите фотографирование из рутины в творческий процесс! Придумывайте новые способы оригинально запечатлеть человека на снимке и не забудьте установить ФотоМАСТЕР, чтобы довести фото до совершенства.

Съемка портрета в домашних условиях
при естественном освещении

В очередной раз перебирая фотографии семейного альбома, всматриваясь в дорогие мне лица, я поймал себя на мысли, что очень многие снимки не передают настоящего образа тех людей, которые на них изображены. Многие на себя даже не очень похожи. В чем дело, почему простые семейные фотографии, передавая настроение времени, часто искажают лица близких мне людей? Вывод напрашивался сам собой, люди в этом не виноваты — виноват фотограф.

Есть такой анекдот.

Один говорит другому:

— Ты знаешь, я могу изуродовать человека одним пальцем!
— Ты что, каратист.
— Нет, я фотограф!

Мне захотелось исправить это положение вещей и запечатлеть своих близких и друзей такими, какими их вижу я, а может, даже и лучше! Но как это сделать в домашних условиях, чтобы не тащить всех за руку в ближайшую фотостудию? Вывод — надо сделать студию дома.

Что в нашей студии главное — конечно, свет. Светом можно из Квазимодо сделать красавца и наоборот (что, правда, намного легче). Итак, да будет свет! С чего начать, вот вопрос не хуже гамлетовского. Начните с самого простого и поэтому самого правильного варианта — естественного освещения. В принципе все осветительные приборы имеют своей целью приближение к натуральному солнечному свету. Главное — правильно им воспользоваться, кроме того, он ничего не стоит.
Многие мастера и опытные фотографы пользуются этим источником и признают его непревзойденным — это окно, которое есть в любой квартире. Если солнечные лучи падают напрямую в комнату, то занавесьте окно белой простыней, и вы получите идеальный софт-бокс для портретной съемки, который не греется и не потребляет электроэнергии. Если лучи бьют в окно не напрямую или в данный момент солнце переместилось на другую сторону, или просто на улице пасмурно, то окно можно не занавешивать — свет будет более мягким, что придаст вашей работе другое настроение.

На практике
Давайте попробуем все это применить на практике и снимем для начала крупный план или плечевой портрет. Выбираем окно (если их несколько), которое будет нашим рисующим источником света. Учтите, что чем больше размер нашего окна (софт-бокса), тем более мягкий светотеневой рисунок нам удастся получить, и наоборот. В зависимости от требуемого характера портрета ему можно придать более жесткий тип (например, мужской) или более мягкий (лирический женский).
Чтобы уменьшить световой проем окна, можно частично занавесить его непрозрачной тканью. Для начинающих лучше использовать черную или темно-серую ткань для сохранения цветового баланса, при определенном опыте работы — цветную ткань для придания интересного оттенка портрету. Можно также просто прикрыть жалюзи, так делаю я.
Достаточно распространенное заблуждение, что чем больше источников света, тем лучше. Совсем не обязательно. Попробуем снять самый простой портрет без применения дополнительных источников подсветки и отражателей, с использованием только света от окна. Для определения светотеневого рисунка и практики посадите модель лицом к окну, поставив аппарат сбоку от модели. Я не оговорился, сказав «поставив аппарат». Дело в том, что свет, идущий от окна, особенно в пасмурную погоду достаточно слабый, чтобы установить короткую выдержку, поэтому применение штатива обязательно. При диафрагме 4,5—5,6 и при чувствительности пленки или «цифры» на уровне 200 выдержка может колебаться в пределах от 1/60 до 1 секунды! Здесь не поможет даже гиростабилизатор. При этом модель тоже должна сохранять неподвижность. В этих ограничениях и заключается основной минус съемки в комнате при естественном освещении. (Фото 1.)

Рассматривая полученный результат, мы видим, что область затылка, противоположная окну, достаточно плохо проработана, поскольку находится в глубокой тени. Попытки «вытянуть» тень в «Фотошопе» не приведут к хорошим результатам, кроме значительного усиления «шумов». Что делать? Достаточно с теневой стороны разместить простой отражатель (например, лист ватмана) и подсветить им тень! (Фото 2.) Как видите, фотография изменилась в лучшую сторону, причем без значительных усилий. При этом число отражателей может быть разным, в зависимости от требуемого результата. На силу подсветки будет влиять как площадь отражателя, так и расстояние до него — согласно законам физики обратно пропорционально квадрату расстояния. Также сгибая отражатель в ту или другую сторону, можно рассеивать или фокусировать отраженный свет.


В качестве переносных отражателей можно использовать любой подручный материал: лист ватмана, пенокартона, пластика, фольги и т.п. Если вы хотите несколько изменить цветовую картинку, то можете применить цветные материалы, но для начала используйте белые или серебристые (существуют и черные рефлекторы для снижения освещенности нужных участков). Можно, конечно, купить и промышленные отражатели, лайт-диски, хотя они достаточно дорогие. В данном случае подсветка была выполнена при помощи серебристого лайт-диска диаметром 80 см. Для подсветки небольших участков можно использовать небольшие отражатели — лист бумаги формата А4 и меньше! Самое замечательное свойство съемки с естественным освещением (особенно на начальном этапе приобретения мастерства) — трудно сделать плохо.

Меняем ракурс
Давайте немного изменим положение модели и придадим портрету более художественный вид. Для этого немного развернем ее в сторону аппарата, примерно на 45 градусов. Конечно, простое изменение положения не сделает портрет шедевром, кроме этого нужны настроение, порыв и другие тонкости, но об этом в следующий раз. Фотоаппарат расположен под углом 90 градусов к окну. Наклоном головы модели выставим глубину теней на глазах — чем ниже опущена голова, тем глубже тени. Но нельзя этим злоупотреблять, дабы не получился эффект «синяков» под глазами. Поскольку всю светотеневую картинку вы наблюдаете в реальном времени, то никакого труда выставить ее правильно у вас не возникнет.
Наиболее выигрышный — классический свет (еще его называют рембрантовский), когда подсвечена дальняя от камеры щека модели, а на ближней щеке образуется некоторый светлый треугольничек. Попробуем сделать это на практике. (Фото 3.)
Данный портрет выполнен при помощи простейшего самодельного объектива с одной линзой — монокля, с использованием того же отражателя. Если вам захочется сделать более жесткие тени, просто занавесьте окно, сделав световой проем меньшего размера. При этом не забывайте, что выдержка увеличится.
Несмотря на то что в данном случае волосы практически сливаются с фоном, сделано это умышленно для подчеркивания образа. Для создания портрета как никогда важно, чтобы фотограф хорошо знал и представлял, что он будет делать и что хочет получить от модели. Поэтому прорабатывайте съемку заранее, составьте примерный план, определите для себя типаж модели, выгодные ракурсы в зависимости от строения (формы) лица и другие тонкости, к которым мы вернемся в следующих статьях. Вот вы усадили вашу фотомодель к окну, чтобы свет падал на нее под правильным углом, одним или двумя белыми листами подсветили тени, если это нужно, и шедевр готов!? (Фото 4.) Важный момент при съемке портрета — «искорки» в глазах моделей. Для этого возьмите в руку белый лист бумаги или фольги и направьте на модель так, чтобы он отразился в ее глазах. Но запомните, что без хорошего настроения «искорки» в глазах не заиграют!

Работа с задним планом
Мы ничего не забыли? Конечно, забыли — фон! На первый взгляд вещь несущественная, на нее даже внимания не обращаешь (когда он есть), особенно когда перед вами прелестная модель, красота которой затмевает все вокруг. Отсутствие правильного фона — это одна из самых распространенных ошибок начинающих фотографов, которые видят перед собой только передний план — главный объект съемки. А плохой задний план может испортить всю работу. Для создания портрета это актуально как никогда. Здесь все должно работать на модель, не отвлекать зрителя от созерцания красоты, а дополнять ее! Правильно подобранная цветовая гамма фона и его освещенность (если нужно) способна заставить вашу работу заиграть, как бриллиант, и придать ей нужное настроение. Фоном можно сделать работу холодной или экспрессивной. (Фото 5)
В качестве фона можно использовать очень многое из того, что есть у вас дома. Например, любые однотонные ткани, бумагу и пр. Главное, чтобы фон подходил по размеру к вашей композиции. Если вы используете материал, то не забудьте его погладить, особенно это касается светлых и белых тонов.
Расположите фон позади модели на максимально удаленном расстоянии, которое позволяют размеры вашего помещения. Чем дальше вы его расположите, тем легче вам будет осуществить его подсветку (не затрагивая модель) и вывести из зоны резкости («отбить» объект от фона). Можно воспользоваться различными фонами, которые есть в продаже (тканевые, бумажные, из нетканого материала и рисованные фоны и т.д.). Вопрос только в вашей фантазии и размерах кошелька. У меня, к примеру, несколько нетканых фонов размером 2,1х2,75 м по цене 750 руб. разных цветов и пара тканевых итальянских. Для начала вполне достаточно двух-трех.
Как повесить фон в квартире, зависит от вашей комнаты. У меня сделана простая, но удобная конструкция. На потолке закреплены два крючка, на которых висят две цепочки. К цепочкам подвешивается трехметровый брусок. Фон крепится к бруску канцелярскими кнопками, а цепочки позволяют регулировать высоту фона. Можно опустить его на пол для съемки лежа или поднять под самый потолок для съемки в рост. (Фото в начале статьи.) Если же у вас однотонные обои, можно использовать их в качестве фона. Любите свое дело и наслаждайтесь процессом съемки — это окупится прекрасными кадрами. Поверьте, дарить радость родным и близким — ни с чем не сравнимое удовольствие! Когда вы увидите светящиеся, благодарные глаза вашей модели, вы поймете, что не зря прожили этот день, а может, и всю жизнь!

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector