Что такое компетентность определение в образовании. Чем отличается компетентность от компетенции? Компетентность и компетенция: отличия в образовании. О компетенции и компетентности в общих чертах

В чем разница между компетентностью и компетенцией?

Материал подготовлен
с использованием источников сети интернет
педагогом дополнительного образования
МБОУДОД «ДЮЦ» Гылкой О.В.

Проблема дефиниций сводится к их множеству и отсутствию общепринятой дефиниции. Она вовсе не означает отрицание новой качественной характеристики образования вообще и высшего образования, в частности. Ознакомимся с существующими определениями и попытаемся выяснить общее между ними.

И.А. Зимняя пишет, что есть два варианта толкования соотношения этих понятий: они либо отождествляются, либо дифференцируются.

Обобщенное представление о компетентности как научной категории мы рассмотрим на основе анализа некоторых определений понятий «компетентность», «компетенция», «образовательная компетенция», взятых из разных источников:

— компетентность (лат. competens — подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) — качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным;

— компетентность — способность к осуществлению реального, жизненного действия и квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность; поскольку у любого действия существуют два аспекта — ресурсный и продуктивный, то именно развитие компетентностей определяет превращение ресурса в продукт;

— компетентность — потенциальная готовность решать задачи со знанием дела; включает в себя содержательный (знание) и процессуальный (умение) компоненты и предполагает знание существа проблемы и умение ее решать; постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного применения этих знаний в конкретных условиях, т. е. обладание оперативным и мобильным знанием;

— компетентность — это обладание определённой компетенцией, т.е. знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющими выносить суждения и принимать решения;

Слово «компетенция» происходит от латинского «competere», что значит «добиваться, соответствовать, подходить».

В словарях и научной литературе «компетенция» объясняется по-разному:

— знания, умения, опыт, теоретико-прикладная подготовленность к использованию знаний;

круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён 21 ;

— совокупность вопросов, в которых данный субъект обладает познаниями и опытом собственной деятельности 22 .

Компетентность и компетенция, считает В.А.Метаева являются взаимодополняемыми и взаимообусловленными понятиями: компетентный человек, не обладающий компетенцией, не может в полной мере и в социально значимых аспектах ее реализовать.

A.B. Хуторской так разделяет понятия «компетентность» и «компетенцию» следующим образом: «Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Для разделения общего и индивидуального будем отличать синонимически используемые часто понятия «компетенция». Компетенциявключает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний,умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности но отношению к ним. Компетентность — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

В российском документе «Стратегии модернизации содержания общего образования» были сформулированы основные положения компетентностного подхода в системе современного российского образования, узловое понятие которого — компетентность. Было подчеркнуто, что это понятие шире понятия знания, или умения, или навыка; оно включает их в себя (хотя, разумеется, речь не идет о компетентности как о простой аддитивной сумме знания — умения — навыка, это понятие несколько иного смыслового ряда). Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и др. Компетентности формируются в процессе обучения, и не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и пр. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей в целом образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается обучающийся.

В.Д. Шадриков исходит из определения, согласно которому, компетенция — это круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, круг чьих-нибудь полномочий, прав. «Таким образом, мы видим, что компетенция относится не к субъекту деятельности, а к кругу вопросов, относящихся к деятельности. Другими словами, компетенции — это функциональные задачи, связанные с деятельностью, которые кто-то может успешно решать. Компетентность же относится с субъекту деятельности. Это приобретение личности, благодаря которому человек может решать конкретные задачи».

По В.Д. Шадрикову, «компетенция является системным проявлением знаний, умений, способностей,и личностных качеств. В каждой деятельности вес этих компонентов и их сочетания могут существенно различаться. В образовательном процессе наблюдается определенная диалектика в формировании компетенций. Компетенции формируются на основе знаний, умений, способностей, личностных качеств, но сами эти знания и др. во многом не являются компетенциями, они выступают как условия для формирования компетенций. Было бы большой ошибкой (которая намечается), если при реализации компетентностного подхода мы противопоставим его знаниям, умениям, способностям, личностным качествам»

Соотношение понятий «Компетенция» и «Компетентность» в контексте современного образования

Филиал ОмГПУ в г. Таре

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «КОМПЕТЕНЦИЯ» И «КОМПЕТЕНТНОСТЬ» В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящее время отечественная система образования столкнулась с достаточно серьезной проблемой, которая связана с объективным определением своих целей, смысла и предназначения. Чему учить, что формировать и воспитывать, каковы оптимальные объемы и содержание знания – эти и многие другие вопросы находятся в фокусе пристального внимания и изучения со стороны как педагогической науки, так и общественности.

Изменения в социально-экономической, политической, идеологической и ценностной системах нашего общества, происходящие в последние два десятилетия, обусловили поиск новой образовательной парадигмы, как для системы общего, так и высшего профессионального образования, ориентированных на формирование компетенций/компетентностей.

Понятия «компетенция» и «компетентность» являются ведущими категориями компетентностного подхода и сегодня различными научными областями и теоретическими школами содержательно точно не определены, и как следствие, трактуются достаточно неоднозначно.

Понятия «компетенция» и «компетентность» в педагогическом лексиконе иногда рассматриваются как синонимы, однако, чаще они всё-таки разводятся и трактуются по-разному.

Словарь иностранных слов трактует понятие «компетенция» (лат. competenlia — принадлежность по праву) как круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Понятие «компетентность» — как обладание знаниями, позволяющими судить о чём-либо, высказывать веское, авторитетное мнение. Понятие «компетентный» (лат. competens (competenlis) — надлежащий, способный) раскрывается как знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо.

Сегодня в отечественной литературе развернулась дискуссия, темой которой выступает употребление рассматриваемых понятий в педагогической науке.

Например, утверждает, что широкое применение терминов «компетенция», «компетентность» вполне оправдано. Эти понятия «ворвались в российскую педагогику». Даже нормативные документы предписывают учителю работать с этой терминологией [1].

По мнению , «понятие компетентности не содержит каких-либо принципиально новых компонентов, не входящих в объём понятия «умение». Конечно, современное общество предъявляет новые требования к умениям, но это не может служить основанием для введения принципиально новой терминологии, характеризующей эти новые умения, поскольку это неизбежно приведёт к трудностям при понимании смысла высказываний»[2].

В целом дискуссия об определении и соотношении понятий «компетенция» и «компетентность» в педагогической литературе далеко не завершена, скорее всего, она только находятся в стадии начальной разработки. Особое внимание этим категориям уделяется в работах , , Дж. Равена, , и др.

Обзоры работ свидетельствуют о том, что современным исследователям не удается дать терминам «компетентность» и «компетенция» однозначные дефиниции. Сегодня для толкования этих терминов применяются большое количество определений, раскрывающих их основные аспекты.

В целях наглядного восприятия отличий в определении понятий «компетентность» и «компетенция» приведём сравнительную таблицу мнений (Таблица 1), где обозначены отличительные особенности авторских точек зрения.

Отличительные особенности авторских точек зрения в понимании

категорий «компетенция» и «компетентность»

Читать еще:  Фсс суммы превышающие предельную величину. Размеры взносов в ФСС. Льготы по страховым взносам

Способность к созданию собственного продукта, выполненного и представленного с ориентацией на восприятие другим человеком [2].

Образовательная – уровень развития личности учащегося, связанный с качественным освоением содержания образования [1].

Образовательная – способность учащегося осуществлять сложные культурсообразные виды деятельности [1].

Интеграция знаний, умений, опыта с социально-профессиональной ситуацией, конкретной реальной деятельностью [3].

Профессиональная – интегральная характеристика личности, отражающая степень освоения знаниями, умениями и навыками в профессиональной деятельности, а также личностные качества, отражающие умение человека жить, эффективно действовать в обществе [4].

Некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека [5].

Основывающиеся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека. Конечный результат процесса образования [5].

Профессиональная компетентность учителя включает специальную и профессиональную компетентность; методическую; социально-психологическую; дифференциально-психологическую; аутопсихологическую [6]

– Профессиональная компетентность учителя включает профессиональные знания, умения, психологические позиции, установки, личностные особенности;

– Конечный результат процесса образования [7]

Педагогическая компетентность включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвития) личности [8]

Профессиональная – способность творчески выполнять деятельность на основе сформированных мотивов, личностных качеств, умений использовать нормативно-приемлемые образцы поведения в профессиональной области [9].

Профессиональная – осведомленность работника относительно его профессиональной деятельности и способность реализовать ее на основе знаний, умений, навыков владения технологиями [9].

Мотивированные способности [10]

– Образовательная – результат, выражающийся в подготовленности, «оспособленности» выпускника, в реальном владении методами, средствами деятельности, в возможности справиться с поставленными задачами;

– Такая форма сочетания знаний, умений и навыков, которая позволяет ставить и достигать цели по преобразованию окружающей среды [11].

– Деятельностная характеристика человека;

– Интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности ее к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности [11].

Образовательная – интегральная характеристика качества подготовки учащегося, связанная с его способностью осмысленно применять комплекс знаний, умений и способов деятельности в определенном междисциплинарном круге вопросов [12]

Общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретаются благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность [13]

Общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетенция не сводится ни к знаниям, ни к навыкам. [14]

Рассмотрев различные позиции к определению понятийного содержания «компетентности» и «компетенции», мы обнаружили, как велик разброс мнений в работах исследователей по вопросу определения и содержания рассматриваемых понятий.

Хотя, при существующих различиях во взглядах, практически все названные авторы, так или иначе, едины в том, что о компетенции мы можем говорить, если человек обладает достаточным объемом навыков, с помощью которых он способен и готов самостоятельно определять цели, выполнять задачи, стоящие перед ним в повседневной жизни.

Однако наиболее удачно, по нашему мнению, определение компетенции сформулировано и . Из него следует, что компетенция — это «общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретаются благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность» [13, с.60].

Таким образом, мы можем сделать вывод, что компетенция – это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Компетенция предполагает некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной (включая профессиональную) подготовке. На уровне компетентности данные качества (знания, умения, опыт, установка, ценности, склонности) выступают как внутренние, сокрытые, потенциальные [6]. Они представляют собой общую способность и подготовленность к деятельности. Компетентность же предполагает уже состоявшееся личностное качество (характеристику).

1. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? //Народное образование№4. — С. 137.

2. Дискуссионный клуб по педагогике: Компетенция и компетентность //www. Auditorium, ru. 2004.

3. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования //Образование и наука№2 (14). — С. 31-50.

4. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми компетенциями //www. *****.

5. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования //Высшее образование сегодня№5. — С. 34-42.

6. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения — М., 1990.

7. Психология профессионализма — М., 1996.

8. Психология профессионального развития — М., 1998.

9. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки: Автореферат дисс. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук. —Тюмень, 2003.-50 с.

10. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: Выявление, развитие и реализация. — М., 2001

11. Компетентности и их квалификация //Народное образование№4. — С. 138-142.

12. Ключевые компетенции: Технология конструирования //Народное образование№5. — С. 55-61.

13. , Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? //Стандарты и мониторинг в образовании№2.-С.58-62.

14. , Школа: мониторинг качества образования. — М.: Педагогическое общество России, 20с.

Компетенция и компетентность.
методическая разработка по теме

Начнем с вопроса терминологического плана, а именно: откуда взялось понятие «компетенция»? На первый взгляд, ответ очевиден – это перевод английского слова competence. При этом утверждается, что одно и то же слово competence имеет два разных, но равноправных перевода на русский язык – «компетенция» и «компетентность». Обратимся к англо-русскому словарю, в котором к слову competencе приводится несколько значений, в том числе: 1) способность, умение; 2) компетентность; 3) юр. компетенция, правомочность. Посмотрим словарное значение слов «компетенция» и «компетентность». «Компетенция (…”добиваюсь, подхожу, соответствую”) – 1. Совокупность полномочий официального лица, установленная законом или уставом; … 4. Знания, осведомленность в какой-л. области» . «Компетентность – способность данного лица производить определенный вид работы, наличие достаточного запаса знаний для вынесения обоснованного суждения по какому-л. вопросу.

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 2 «Теремок» городского округа Власиха

Компетенция и компетентность.

Отличительные для конца XX — начала XXI века изменения в характере образования — в его направленности, целях, содержании — все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Эти накапливающиеся изменения, которые нашли отражение в Федеральном законе «Об образовании», Концепции модернизации отечественного образования на период до 2010 года.

Начнем с вопроса терминологического плана, а именно: откуда взялось понятие «компетенция»? На первый взгляд, ответ очевиден – это перевод английского слова competence. При этом утверждается, что одно и то же слово competence имеет два разных, но равноправных перевода на русский язык – «компетенция» и «компетентность». Обратимся к англо-русскому словарю, в котором к слову competencе приводится несколько значений, в том числе: 1) способность, умение; 2) компетентность; 3) юр. компетенция, правомочность. Посмотрим словарное значение слов «компетенция» и «компетентность». «Компетенция (…”добиваюсь, подхожу, соответствую”) – 1. Совокупность полномочий официального лица, установленная законом или уставом; … 4. Знания, осведомленность в какой-л. области» . «Компетентность – способность данного лица производить определенный вид работы, наличие достаточного запаса знаний для вынесения обоснованного суждения по какому-л. вопросу.
Таким образом, перевод английского слова competence как «компетенция» является некорректным, поскольку значение последнего термина находится за пределами образовательной проблематики, характеризуя формальные полномочия, которыми наделено данное должностное лицо (его функционал). Более правильным является термин «компетентность», поскольку он обращен к оценке способностей человека и его знаний в связи с готовностью принимать эффективные решения в рамках конкретной предметной области, то есть к его психологической характеристике, непосредственно связанной с образовательным процессом. Именно в этом значении используется термин «компетентность» в работах Дж. Равена.

В отечественной педагогике (Г. В. Горланов, Д. А. Мещеряков, А. В. Хуторской и др.) принято различать понятия «компетентность» как характеристику работника (специалиста) и «компетенция» как характеристику рабочего места (должности, позиции). В обыденной речи компетентным называют знающего, осведомленного, авторитетного в каком-либо деле человека, за которым признается право выносить суждения, принимать решения, совершать действия в данной сфере.

Читать еще:  Трудовой договор сварщика образец. Трудовой договор с главным сварщиком. Гарантии и компенсации

Как раскрывает понятие компетенции и компетентности А.В.Хуторской:

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним

Компетентность — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности.

В понимании компетентности следует различать информацию как простые сведения о чем-либо и знание как форму существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Только в таком понимании знание становится основой компетентности специалиста, компонентом его профессиональной деятельности, «живым знанием», оперируя которым педагог оптимально реализует свой профессиональный потенциал. Такое знание становится компонентом профессионального мировоззрения педагога, информация соединяется с личностным отношением, в основе которого лежат этические критерии.

Овладение знаниями помогает педагогу эффективно достигать результатов деятельности в соответствии с принятыми профессиональными и социальными нормами, стандартами, требованиями. «Быть компетентным — значит знать, когда и как действовать» (П. Вейлл). Знания становятся для педагога ориентиром в разнообразных педагогических и жизненных ситуациях, основой адаптации в профессиональной среде, базой для самообучения и профессионально-личностного саморазвития. Понимание и принятие профессиональных норм обеспечивает человеку профессиональную идентификацию, т.е. критическое соотнесение своей позиции с профессиональными установками педагогического сообщества (когда педагог говорит: «Я как учитель не могу себе позволить…»).

Компетентность как «живое знание» в структуре профессиональной деятельности педагога обеспечивает ее эмоциональный компонент, активизирующий профессиональный потенциал учителя.

В настоящее время наблюдается тенденция к развитию профессиональных функций преподавателя, ориентированных не столько на знание предмета и способность организовать свой труд, сколько на формирование самостоятельности и ответственности учителя, его способности эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся в условиях инновационных преобразований, проводимых в системе образования.

Если образно представить модель педагогического мастерства специалиста в виде здания, то фундаментом будет являться профессиональная компетентность; стены здания будут образованы способностью применения традиционных и инновационных технологий и разнообразных психолого-педагогических техник; крыша – вершина творческой зрелости мастера. Внутри образного здания находится уникальная творческая индивидуальность мастера, состоящая из его профессиональной индивидуальности, педагогического опыта, интеллектуальной культуры и личностной зрелости. Педагогическое мастерство – высокий уровень профессиональной деятельности учителя, преподавателя вуза, педагога. Внешне, педагогическое мастерство проявляется в успешном творческом решении самых разнообразных педагогических задач, в эффективном использовании различных способов учебно-воспитательной работы и достижении её целей. Педагогическое мастерство – это функционирующая система знаний, навыков, умений, психических процессов, свойств личности, обеспечивающая выполнение задач обучения и воспитания. В этом плане педагогическое мастерство – выражение личности педагога, его возможностей и способностей самостоятельно, творчески, квалифицированно заниматься педагогической деятельностью. В психической и педагогической литературе педагогическое мастерство нередко трактуется или как совокупность знаний, навыков, умений, или же как единство личных качеств, знаний, умений и навыков, необходимых педагогу.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения:

  1. Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

• Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

• Педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

• Педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

• Технология — это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).

• Технология обучения — это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).

• Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

• Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

• Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)».

Можно рассмотреть что такое «технология» на более понятном примере: приготовление пищи, отсюда можно выделить структуру технологии, которая включает в себя: проблему, цель, срок выполнении, прогнозирование результата, задачи, способы и методы, конечный результат.

Рассмотрим понятие «педтехнология».

  1. Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
  2. Педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
  3. Педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
  4. Технология — это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).
  5. Технология обучения — это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).
  6. Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).
  7. Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
  8. Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)».

Для того, чтобы систематизировать ваши знания о педагогических технологиях, каждой технологии будет уделено определенное время. Опытом работы поделится Шанина И.В., Голубничая Е.А.

  1. И.А. Зимняя «Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования».
  2. А.В.Хуторской «Технология проектирования ключевых и предметных компетенций»
  3. М.А. Холодной, Расширенный текст доклада профессора на IV Всероссийском съезде психологов образования России «Психология и современное российское образование».
  4. К.Е. Романова, Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство, 2010г.
  5. Г.К. Селевко, Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

Педагогическая компетентность и компетенция: проблемы терминологии

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Статья просмотрена: 27119 раз

Библиографическое описание:

Ломакина Г. Р. Педагогическая компетентность и компетенция: проблемы терминологии [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 276-279. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2190/ (дата обращения: 11.02.2020).

Компетентность и связанное с ним понятие компетенции традиционно широко используются в контексте оценки полномочий должностного лица или профессиональной характеристики специалиста, однако их значение в педагогических науках трактуется не всегда однозначно. Однако прежде чем перейти к обсуждению вопроса профессиональной компетентности педагога, попытаемся дать общее определение профессиональной компетентности в целом.

Исследования Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева показывают, что профессионализм, формирование профессиональной личности включает в себя не только усвоение определенного объема знаний, умений и навыков, но и формирование сложных психических систем регуляции социального поведения личности, свойственного представителям данной профессии, накопление профессионального опыта и формирование способности к дальнейшему его углублению и развитию. Данный психологический процесс в чем-то схож с дихотомией языка и речи, определенной Ф.де Соссюром: с одной стороны профессиональная компетентность является формирующимся и развивающимся свойством личности, однако с другой стороны, развитие профессиональной пригодности неизменно сказывается на развитии личности.

По мнению большинства психологов, занимавшихся вопросами профессиональной пригодности и формированием профессиональной компетенции, основы профкомпетенции закладываются с рождением ребенка и определяются нейродинамическими качествами индивида. Между тем они признают доминирующую роль личности и тот факт, что благодаря высокой степени мотивации успехов в той или иной деятельности могут достигнуть даже люди «профессионально непригодные» с точки зрения их комплекции или быстроты нейродинамических реакций (наиболее яркие примеры мы можем видеть в спорте и в балете). Таким образом, в самом общем смысле, под профессиональной компетентностью мы можем понимать профессионализм личности, то есть совокупность его теоретического и практического опыта в той или иной сфере. Между тем, как компетенция, это, скорее, наличие способностей личности к реализации той или иной деятельности и степень развития данных способностей.

Читать еще:  Черная пятница эльдорадо 12 октября. Чёрная пятница в Эльдорадо – реальный блеск золотого бренда. Где и как получить промокод

Интересны взгляды западных психологов на вопросы профессиональной компетенции. В частности, Ф.Парсон, один из основоположников дифференциально-диагностического направления в психологии, считает, что каждый человек по своим профессиональным способностям пригоден к выполнению только одной профессии [4]. По его мнению, именно правильный выбор профессии лежит в основе гармоничной самореализации и обусловливает исключение внутренних конфликтов между ожиданиями и возможностями человека. Несмотря на то, что в целом, применительно ко всем профессиям, с данным утверждением можно дискутировать, оно кажется весьма верным в отношении выбора профессии педагога. Психологические проблемы, возникающие у студентов старших курсов, впервые проходящих педагогическую практику в школах и у молодых педагогов, приступающих к самостоятельной педагогической деятельности, во многом связаны с несоответствием психологической конституции личности требованиям, предъявляемым к педагогическому работнику. Так, например, анализ анкет студентов, проходящих учебную и педагогическую практику показывает, что они не всегда психологически готовы к необходимости многократного объяснения одного и того же, к проблемам, возникающим с дисциплиной и нахождением общего языка с учащимися и их родителями, к проблемам, связанным с регулярной неготовностью обучаемых к уроку и нежеланием изучать предмет (исследования проведены автором статьи на базе Педагогического института Южного федерального университета в 2009-2012 г.г.).

В.А. Бодровым были проанализированы и обобщены основные положения зарубежных и отечественных теорий профессионального развития. Одним из наиболее существенных и имеющих непосредственное отношение к теме нашего исследования является следующее: «Успешность профессионализации определяется степенью соответствия индивидуально-психологических свойств личности требованиям практики. Каждый человек соответствует требований ряду профессий» [3].

Таким образом, профессионализм в самом общем смысле можно определить как совокупность теоретических знаний, практических умений и навыков, а также личностных и нейродинамических качеств личности, необходимых для осуществления профессиональной деятельности. По определению Казаковой Н.Е. и Валеевой И.А. профессионал – «это человек, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе осуществления труда, вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию, нашедший свое индивидуальное предназначение, стимулирующий в обществе интерес к результатам своей профессиональной деятельности и повышающий престиж своей профессии в обществе» [3]. Одним из ведущих качеств профессионала является, в том числе, способность к постоянному саморазвитию и самообразованию, а также способность к рефлексии. Основы данной стороны профессиональной компетенции теоретически должны закладываться еще в школе – путем формирования у обучаемых умения самооценки, самоанализа и самообразования (именно это, кстати, указывается в новых образовательных стандартах, в частности в ФГОС НОО, вступившем в силу с 1 сентября 2011. В частности, ФГОС НОО предусматривает формирование у обучаемых таких личностных качеств, как готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции) [5].

Каким образом можно определить профессиональную компетентность педагога и как из всего комплекса психологических, педагогических, лингвистических (в нашем случае исследования проблемы формирования учителя-преподавателя иностранных языков) знаний вычленить то, что необходимо объяснить студентам в процессе их обучения в педагогическом вузе.

В современной педагогической науке формирование личности учителя рассматривается как с психологической (Б.Г.Ананьев, А.Г.Ковалева, С.Л.Рубинштейн и др.), так и личностной (В.А.Сластенин, С.Н.Архангельский, Л.Ф.Спирин) точки зрения. Существует множество исследований, посвященных формированию различных аспектов профессиональной компетентности педагога и обучению различным видам педагогической деятельности: организации внеклассной работы, работы с родителями, воспитательной работы, формирование и развитие дидактических навыков и умений учителя, способностей использования элементов психоанализа и т.п. Однако большинство исследователей рассматривает лишь один или несколько аспектов педагогический деятельности, а, следовательно, уделяет внимание формированию того или иного качества, являющегося частью профессиональной компетентности.

Первоначально термины компетентность и компетенция использовались в педагогике только применительно к изучению иностранного языка и способностью выражать свои мысли средствами данного языка. Впервые термин «компетенция» был использован преподавателем Массачусетского университета (Соединенные Штаты Америки) Н.Хомским в 1965 году. Под компетенцией он понимал «знание языка говорящим», отличая ее от «употребления языка». Под употреблением языка он понимал способность формулировать и выражать свои мысли средствами иностранного языка и считал, что компетенция далеко не всегда совпадает со способностью индивида использовать имеющиеся знания в практике иноязычного общения. То есть, он перенес на педагогику различие между языком и речью, определенное Ф. де Соссюром, положив, таким образом, фундамент для коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам, основной целью которого является формирование у учащихся способности осуществлять акт коммуникации, используя доступные им знания о системе языка.

В чем тогда заключается отличие значения терминов компетенция от термина компетентность применительно к педагогической профессии? «Компетентность» определяется И.А.Зимней как «основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека» [2]. Объединяя определения, данные Н.Хомским и И.А.Зимней, мы можем определить компетентность в самом широком смысле как способность практически реализовать свою компетенцию, то есть способность к осмыслению, анализу, синтезу и использованию имеющихся теоретических знаний в процессе практического осуществления педагогической деятельности. Применительно к осуществлению процесса преподавания иностранных языков под компетенцией мы предлагаем понимать совокупность теоретических знаний, необходимых педагогу для осуществления своей профессиональной деятельности, а под термином компетентность – способность практически использовать полученные знания в ходе реализации педагогического процесса.

Понятие «профессиональной компетенции» учителя рассматривается в настоящее время с точки зрения гуманистического подхода к образованию, целью которого является формирование и развитие личности учащегося. Одним из основных элементов образования, с точки зрения гуманистов, являются субъект-субъектные отношения, предполагающие, в отличие от многовековой практики, установившейся в методике обучения различным дисциплинам, равновеликую важность ролей учителя и ученика в педагогическом процессе. Главной «ловушкой» в данном случае является четкое различение понятий «равновеликая важность» и «равенство». Одинаковая активность сторон образовательного процесса вовсе не обозначает их равенства в плане социальном и психологическом. Мастерство учителя в этом случае состоит в том, чтобы очень тонко выдержать грань между сотрудничеством и панибратством и, увлекшись идеями максимально гармоничного самостоятельного развития личности, не упустить из виду тот факт, что любое педагогическое сотрудничество предполагает наличие ведущего и ведомого, главная же задача учителя – реализация роли ведущего, даже в ситуациях, предполагающих иллюзию равенства ролей учителя и обучающихся.

Таким образом, можно сделать вывод, что компетентность – это то, чему можно научиться (во время учебы или на практике), то есть в случае нашего исследования – это уровень владения учителем преподаваемым языком, его педагогическая, психологическая и методическая грамотность, наличие практического опыта работы с обучаемыми той или иной возрастной группы; между тем, как компетенция – это наличие врожденных или благоприобретенных качеств, необходимых для профессии педагога: умение работать с аудиторией того или иного возраста (каждый учитель, как правило, предпочитает свою возрастную категорию, т.е. аудиторию того возраста, с которым ему работать наиболее комфортно), способность к изучению иностранных языков, терпение, эмпатия, способность к психологическому наблюдению и анализу и т.д. Какие-то из этих качеств, несомненно, можно воспитать в себе, однако опыт работы студентов и молодых учителей позволяет прийти к заключению, что большинство компонентов педагогической компетенции учителя действительной является либо врожденными, либо заложенными в ребенке с детства.
Литература:


Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования гос впо нового поколения: методическое пособие. – м.: исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 72 с.

Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования. Эл.текст: http://www.rsuh.ru/article.html?id=50758

Казакова Н.Е, Валеева И.А. Теоретические основы исследования полипрофессионализма учителя сельской школы — Образование: исследовано в мире//Международный педагогический интернет журнал, 2004. – Эл.текст: www.oim.ru/reader.asp?nomer=446.
Кондаков И.М., Сухарев А.В.. Методологическое обоснование зарубежных теорий профессионального развития. – Вопросы психологии, 1989, № 5. – С. 158-164

Стандарты второго поколения: ФГОС: Начальное общее образование. – М., Просвещение, 2010. – 52 с.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector