Что такое автобрекетинг в фотоаппарате. Что такое брекетинг экспозиции. Как выполняется съемка при брекетинге

Что такое брекетинг экспозиции. Секреты съемки зеркалкой

Увы, далеко не каждый обладатель новенького зеркального фотоаппарата внимательно прочитывает инструкцию к нему. Но если вы решитесь на такой шаг, то в числе прочих возможностей вашей камеры вам может встретиться необычное слово «брекетинг». Обычно в инструкции очень скупо рассказывается, как эту функцию включить, но вот для чего она предназначена, написано, к сожалению, далеко не всегда. Давайте вместе разберемся что такое брекетинг и чем он может быть вам полезен.

Начать, наверное, нужно с того, что динамический диапазон матрицы цифрового фотоаппарата гораздо уже, чем у человеческого глаза. Попробую пояснить это на примере. Возьмем обычную фотографию, сделанную в помещении против окна (прошу не ругать за неудачное построение кадра — это часть сферической панорамы):

Если бы мы с вами оказались в этом помещении, то глядя своими глазами на данную сцену вполне могли бы видеть и то, что находится за окном, и то, что находится в темных углах. То есть от наш глаз обладает способностью различать очень светлые объекты (улицу за окном) одновременно с очень темными (обои по краям кадра). Матрица цифрового фотоаппарата, даже зеркального, даже полноматричного к сожалению «отсекает края». То, что светлее определенного порога она передает как абсолютно белое, а то, что темнее противоположного порога — как черное.

Глядя на эту картинку вы ни за что не догадались бы, что обои на самом деле темно-красные, а не черные, а за окном стоит многоэтажный дом. Камера не может передать таких тонкостей, хотя невооруженным глазом мы все видели просто прекрасно.

Для исправления ситуации можно «сдвинуть динамический диапазон» матрицы в светлую сторону. Просто немного увеличим выдержку и на матрицу попадет больше света. Тогда эта же самая фотография выглядела бы вот так:

Смотрите-ка: обои действительно красные. Точнее сказать — темно-красные. И накидка на стол выглядит похожей на белую в отличие от грязно-серой на предыдущем снимке. И плитка на полу теперь имеет более реальный цвет. Но что случилось с окном?

Получается: одно лечим, другое — калечим.

Теперь проведем другой эксперимент: сфотографируем эту же сцену с более короткой выдержкой. На матрицу попадет меньше света и снимок станет более темным:

С одной стороны можно подумать, что мы безнадежно все испортили. Но посмотрите — появился пейзаж за окном! Пусть он слегка размыт из-за тюлевых занавесок, но он есть. Теперь нет сомнений, что за окном находятся какие-то строения.

Вот такая у нас получается незадача. Первый снимок — «ни нашим ни вашим», второй слишком светлый, зато хорошо проработаны темные участки. Третий — слишком темный, зато виден пейзаж за окном.

Вот бы из этих трех снимков сделать один, в котором соединить положительные качества каждого!

Что такое брекетинг экспозиции

И вот тут мы как раз плавно подошли к этому таинственному термину — брекетингу экспозиции (ударение на первый слог — брЕкетинг) . Это как раз тот самый вариант, о котором мы только что говорили — снять три снимка с разной выдержкой, а потом сделать из них один.

Если в фотокамере предусмотрена такая функция, то это просто здорово. Иначе вам придется вручную менять настройки экспозиции (менять выдержку) и делать три кадра. Один нормальный, второй посветлее, третий — потемнее. Сами понимаете, что необходимость изменения выдержки приведет к тому, что вы не сможете сделать три снимка, с одной и той же точки, направив объектив в точности в то же самое место. Держа камеру в руках вы будете иметь три снимка, которые могут не склеиться автоматически.

Немного спасает штатив. Если поставить на него камеру и очень аккуратно, не сдвигая ее в пространстве, сделать три снимка с разной выдержкой, то получится то, что нужно. К сожалению для владельцев некоторых камер это единственный вариант. Получается некий ручной брекетинг.

Однако, если в инструкции к фотоаппарату вам встретилась эта возможность, то работа значительно упрощается. Вы просто выбираете данный пункт в меню (выделено красным):

Называться этот пункт меню может по-разному в разных камерах. В моей Canon EOS 5D MarkII пункт называется «Компенсация экспозиции / AEB».

Далее мы видим вот такой экранчик — красная отметка стоит в центре. Если там ее и оставить, то ничего не произойдет — камера продолжит съемку в обычном режиме:

Однако, если покрутить настройку (прошу прощения за эту дилетантскую фразу — просто в каждой камере надо крутить свое «колесико» — почитайте инструкцию к вашей камере), то появляются еще две цветных рисочки, которые расползаются в разные стороны от центральной:

При данном их положении первый снимок будет сделан с обычными параметрами выдержки, который вы сами установите, второй — сразу после первого, более темный, с более короткой выдержкой (компенсация экспозиции -2) и третий, более светлый — сразу за вторым с более длинной выдержкой (компенсация экспозиции +2).

Все это произойдет автоматически. Вам стоит только один раз нажать на кнопку спуска и три снимка будут сделаны уже без вашего участия.

Здесь стоит сделать два важных замечания. Новички часто жалуются, что у них в фотоаппарате данная функция «почему-то» не работает, хотя она имеется. Причин может быть две.

Читать еще:  Что получается первым сталь или чугун. Как отличить чугун от стали. Дать определение стали и чугунам. Как они маркируются

    После установки положения рисочек не забывайте нажать на кнопку фиксации этой настройки. Посмотрите на последний снимок — там в правом нижнем углу есть подсказка (SET) Ok. Это означает, что для фиксации изменений значения параметра надо нажать кнопку SET (установить). В Вашем фотоаппарате она может называться иначе. Просто если вы ее не нажмете и начнете фотографировать, установка не будет применена и вы будете продолжать делать обычные кадры. Многие новички спотыкаются об это. Да что там новички, я и сам иногда забываю нажать на Set и приходится начинать настройку сначала.

  • Для того, чтобы камера делала три снимка по одному нажатию на кнопку «Спуск» в фотоапарате надо установить режим съемки «Серийная съемка». Посмотрите в инструкции к своей камере как это делается. Если у вас установлен режим»одиночный кадр», то для съемки в режиме эксповилки (так иногда называют брекетинг) потребуется нажать на кнопку спуска три раза. С одной стороны — вроде бы это не так уж сложно. С другой — каждое прикосновение к камере — это потенциальная опасность сдвинуть ее с места. Тогда три кадра могут просто не склеиться.
  • Снимая с брекетингом экспозиции не забудьте про штатив

    Это кочка, о которую уже споткнулись многие новички, осваивающие съемку в режиме эксповилки. Если съемка идет на улице при нормальном освещении, то этот совет скорее всего не понадобится. Но если света недостаточно, вас может подстерегать проблема. Причем во время съемки вы можете даже не обратить на нее внимания. А вот когда придете домой и скачаете фото в компьютер.

    Дело в следующем. Представьте себе, что вы снимаете на улице в яркий солнечный день. Само собой при хорошей освещенности выдержка будет очень короткая. Например 1/250. Если вы будете снимать в режиме эксповилки, то камера обязана будет сделать еще два кадра — один «потемнее», второй «посветлее». Чтобы сделать более темный кадр камера автоматически уменьшит выдержку, например до значения 1/320. Чтобы сделать более светлый кадр, выдержка будет увеличена до, например, 1/125. Все эти значения вполне допускают съемку с рук.

    Теперь заходим в помещение. Нам здорово повезет, если освещения будет достаточно, чтобы снимать с выдержкой 1/30 и при этом «не задирать чувствительность матрицы до небес». Если же при таком раскладе мы будем снимать в режиме брекетинга экспозиции, то более темный кадр будет снят с выдержкой, например, 1/60 — это нормально, а вот для более светлого кадра выдержка будет установлена, скажем, 1/10 секунды. А вы же знаете, как я надеюсь, что при такой длинной выдержке уже нужен штатив.

    Если в указанном выше примере продолжать снимать с рук, то один из трех кадров, а именно более светлый, будет постоянно получаться не резким, размазанным. Это значит, что его нельзя будет использовать в построении идеального усредненного кадра. Следовательно, придется довольствоваться одним «средним» снимком, который, как мы выяснили, передает реальную картинку далеко не самым лучшим образом.

    Отсюда — при съемке в режиме брекетинга экспозиции в условиях недостаточной освещенности использование штатива или какой-нибудь другой стабильной опоры является обязательным.

    Как склеить снимки, снятые в режиме брекетинга

    Для этого есть самые разные программы. В частности, можно использовать Adobe Photoshop CC. Там есть специальный пункт меню, который позволяет сделать из трех фотографий одну.

    Ниже для сравнения даны два снимка — левый — обычный, правый — результат склейки. Решите сами, который из них больше похож на реальное изображение.

    Таким образом, если в вашей фотокамере есть функция брекетинга экспозиции, помните о ней и используйте по возможности. У вас будут получаться более красивые и естественные фотографии. Особенно брекетинг поможет справиться с ситуациями, когда в кадре одновременно присутствуют и очень темные и очень яркие объекты.

    И, напоследок, еще одна мысль. Не стоит использовать данный режим, если в сцене что-то движется. Надеюсь, сами понимаете, почему.

    Что такое брекетинг или автовилка в фотографии

    Если говорить простым языком, брекетинг – это съемка одного и того же кадра несколько раз с разными настройками основных параметров, в первую очередь, экспозиции. Для чего это нужно? Предположим, вы снимаете лунный пейзаж или закат в горах. При этом для качественной прорисовки неба требуются одни настройки экспозиции, для травы – другие, а для гор – третьи. Но для одного снимка можно задать только одни, определенные настройки. Именно тогда на помощь приходит брекетинг.

    Брекетинг и экспозиция

    Если вы знаете, что такое экспозиция, вы, наверняка, знаете и о том, что существуют разные способы изменить ее настройки. Первое, что можно поменять в настройках – это диафрагма, второе – выдержка. В принципе, три снимка с разной экспозицией можно сделать и вручную, каждый раз изменяя настройки в меню аппарата. Но делать это неудобно хотя бы по той причине, что во время настройки камера будет двигаться, и получить абсолютно одинаковые снимки будет сложно даже с использованием штатива. Для решения этой проблемы в большинстве современных цифровых аппаратов предусмотрена функция автоматического брекетинга (AEB), которую также называют автовилкой. С ее помощью можно получить сразу несколько кадров (чаще всего три, иногда пять) одним нажатием клавиши спуска затвора. При этом один кадр будет слегка недодержанным (темным), второй – нормальным (для выбранных настроек) и третий – слегка передержанным (светлым). После этого вы можете либо выбрать самый удачный кадр, либо объединить все три снимка в один для усиления глубины динамического диапазона.

    Типы брекетинга

    Итак, мы выяснили, что функция автоматического брекетинга в цифровых фотоаппаратах позволяет производить несколько кадров с разными настройками экспозиции. Но параметры экспозиции, как мы знаем, можно изменить разными способами. В зависимости от этого различают два основных вида брекетнига:

    Читать еще:  Фсс суммы превышающие предельную величину. Размеры взносов в ФСС. Льготы по страховым взносам

    Брекетинг выдержки. Сначала аппарат делает снимок с тем значением выдержки, которое было задано фотографом вручную или определено камерой автоматически как оптимальное. Второй кадр производится со значением выдержки на один шаг больше, а третий, со значением выдержки на один шаг меньше.

    Брекетинг диафрагмы. Первый снимок производится с заданной диафрагмой – второй и третий с диафрагмой на один шаг больше и на один шаг меньше соответственно. Однако само понятие брекетинга несколько шире; оно не ограничивается только лишь функцией AEB в фотоаппарате. Ведь изменить можно не только значение экспозиции, но и любые другие параметры. Зачастую для того, чтобы получить удачный снимок приходится делать несколько одинаковых кадров с разными значениями таких параметров как баланс белого, фокусировка, светочувствительность. Также можно попытаться снять один и тот же объект или сцену с вспышкой и без нее. Впоследствии полученные кадры точно так же можно объединить в один с помощью компьютерной программы. Всё это относится к понятию брекетинг. Таким образом, можно выделить еще несколько видов брекетинга:

    Брекетинг фокуса. В данном случае изменяется расстояние фокусировки. Данный прием успешно применяется при макросъемке, когда сложно выбрать оптимальное значение фокуса из-за того, что глубина резкости недостаточно велика в сравнении с объектом съемки.

    Брекетинг баланса белого. Здесь точно так же производится три снимка: первый с заданным значением WB, второй – с более «теплыми» настройками (желтоватый оттенок), третий – с более «холодными» (синеватый оттенок). Актуально при использовании аппаратов, не поддерживающих съемку в raw-формате.

    Брекетинг вспышки. Тут все просто: для съемки первого кадра используется встроенная вспышка, второй кадр снимается без вспышки.

    Брекетинг: пленочная и цифровая фотография

    Сама идея брекетинга зародилась еще в эпоху существования пленочных фотоаппаратов. Несмотря на то, что снятые на пленку недодержанные или передержанные фотографии можно было скорректировать в процессе проявки, функция брекетинга была достаточно востребованной, особенно при съемке цветных фотографий, так как цветная пленка весьма чувствительна к правильной экспозиции. В то время брекетинг производился с помощью моторной протяжки пленки. С появлением цифровых фотоаппаратов эта функция была адаптирована под цифровые матрицы, но ее суть осталась прежней. И хотя системы экспозамера в современных аппаратах отличаются высокой точностью, иногда возможность брекетинга оказывается весьма кстати. Чаще всего брекетинг используется для получения снимков с глубоким динамическим диапазоном. О сайте fotomtv.

    (Только режимы P, S, A и M)

    Брекетинг автоматически слегка изменяет экспозицию, уровень вспышки, Активный DLighting (ADL) или баланс белого при каждом снимке, выполняя «брекетинг» текущего значения. Выбирайте в ситуациях, в которых трудно получить правильные настройки, и нет времени, чтобы проверить результаты и настроить установки для каждого снимка, или же для экспериментирования с различными настройками для одного и того же объекта.

    Брекетинг регулируется с помощью параметра Установка автобрекетинга в меню режима фотосъемки, которое содержит следующие параметры:

    • АЭ и брекетинг вспышки: Фотокамера использует различные значения экспозиции и уровень вспышки для серии фотографий ( 0 Брекетинг экспозиции и вспышки). Имейте в виду, что брекетинг вспышки доступен только в режиме i-TTL и, где это поддерживается, режимах управления встроенной вспышкой ( q А) автоматической диафрагмы ( 0 Режим управления встроенной вспышкой).
    • Брекетинг АЭ: фотокамера изменяет экспозицию по сериям фотографий.
    • Брекетинг вспышки: фотокамера изменяет уровень вспышки по сериям фотографий.
    • Брекетинг баланса белого: фотокамера создает несколько копий каждой фотографии, каждая с различным балансом белого ( 0 Брекетинг баланса белого).
    • Брекетинг акт. D-Lighting: фотокамера изменяет активный D-Lighting по серии фотографий ( 0 Брекетинг акт. D-Lighting).

    Брекетинг экспозиции и вспышки

    Изменяет экспозицию и/или уровень вспышки для серии фотографий.

    Экспозиция изменена на: 0 EV

    Экспозиция изменена на: -1 EV

    Экспозиция изменена на: +1 EV

    Выберите количество снимков.

    Нажав кнопку BKT, поверните главный диск управления, чтобы выбрать количество снимков в порядке брекетинга.

    Кнопка BKT

    Главный диск управления

    При настройках, отличных от нуля, на панели управления отобразится символ M . D появляется в видоискателе, пока информационный экран предоставляет индикатор брекетинга и символ, показывающий тип брекетинга: v (брекетинг экспозиции и вспышки), w (только брекетинг экспозиции) или x (только брекетинг вспышки).

    Выберите шаг экспозиции.

    Нажмите кнопку BKT и поверните вспомогательный диск управления для выбора шага экспозиции.

    Кнопка BKT

    Вспомогательный диск управления

    При настройках по умолчанию можно выбрать значение шага 0,3 (1/3), 0,7 (2/3), 1, 2 и 3 EV. Программы брекетинга с шагом 0,3 (1/3) EV перечислены ниже.

    Имейте в виду, что для шага экспозиции 2 EV или более, максимальное количество снимков составляет 5; если в Шаге 1 было выбрано более высокое значение, то количество снимков, будет автоматически установлено на 5.

    Наведите фотографию, выполните фокусировку и сделайте снимок.

    Фотокамера изменит экспозицию и/или уровень вспышки снимок за снимком, в соответствии с выбранной программой брекетинга. Изменения экспозиции добавляются к сделанным с коррекцией экспозиции ( 0 Коррекция экспозиции).

    Индикатор выполнения брекетинга отображается во время работы брекетинга. После каждого снимка с индикатора будет исчезать один сегмент.

    Кол. сним.: 3; шаг: 0,7

    Индикация после первого снимка

    В режиме live view параметры брекетинга отображаются на мониторе.

    Для получения информации об:

    • выборе размера шаг см. A > Пользовательская настройка b2 (Шаг EV контроля экспоз., 0 Шаг EV контроля экспоз.).
    • выборе порядка, в котором выполняется брекетинг, см. A > Пользовательская настройка е5 (Порядок брекетинга, 0 Порядок брекетинга).
    • выборе функции кнопки BKT см. A > Пользовательская настройка f1 (Назнач. польз. эл. управ.) >Кнопка «BKT» + y ( 0 Назнач. польз. эл. управ.).

    Отмена брекетинга

    Чтобы отменить брекетинг, нажмите кнопку BKT и поверните главный диск управления, пока в порядке брекетинга не останется снимков, а индикаторы брекетинга на панели управления и в видоискателе не погаснут. При следующем включении брекетинга будет восстановлена программа, которая использовалась последней. Брекетинг также можно отменить, выполнив двухкнопочный сброс ( 0 Двухкнопочный сброс: Восстановление настроек по умолчанию), хотя в этом случае программа брекетинга не будет восстановлена при следующем включении брекетинга.

    Читать еще:  Указанный трек код не поддерживается. На Алиэкспресс дали неправильный, чужой трек-номер: что делать? Как выиграть спор, если не отслеживается трек номер

    Индикатор режима live view показывает «–/–», когда в порядке брекетинга не осталось снимков.

    Брекетинг экспозиции и вспышки

    В непрерывных режимах съемки ( 0 Выбор режима съемки) съемка будет приостанавливаться после выполнения количества снимков, указанных в программе брекетинга. Съемка будет снова продолжена после нажатия спусковой кнопки затвора.

    Если карта памяти заполнится прежде, чем будут сделаны все снимки в выбранном порядке, съемку можно возобновить со следующего по порядку снимка, после замены карты памяти или удаления снимков, для освобождения места на карте памяти. Если фотокамера выключится прежде, чем будут сделаны все снимки в выбранном порядке, брекетинг возобновит работу со следующего по порядку снимка при включении фотокамеры.

    Фотокамера изменяет экспозицию, изменяя выдержку и диафрагму (режим P), диафрагму (режим S) или выдержку (режимы A и M). При выборе Вкл. для Настройки чувствит. ISO > Авт. управл. чувствит. ISO ( 0 Авт. управл. чувствит. ISO) в режимах P, S и A фотокамера автоматически изменит чувствительность ISO для оптимальной экспозиции, когда будут превышены пределы системы экспозиции фотокамеры; в режиме M фотокамера сначала будет использовать автоматическое управление чувствительностью ISO, чтобы как можно больше приблизить экспозицию к оптимальной, а затем выполнит брекетинг этой экспозиции, изменяя выдержку.

    Брекетинг баланса белого

    Фотокамера создает несколько копий каждой фотографии, каждая с различным балансом белого.

    Выберите количество снимков.

    Нажав кнопку BKT, поверните главный диск управления, чтобы выбрать количество снимков в порядке брекетинга.

    Брекетинг экспозиции – что это такое?

    Брекетинг экспозиции (иначе этот метод называют «автовилка» или просто «вилка») – это метод съемки, при котором получаются несколько кадров.

    Особенность его в том, что на каждом из них свой уровень экспозиции. Снимки делаются в автоматическом режиме.

    Для чего нужен брекетинг экспозиции?

    Вилка – очень удобный метод съемки, который позволяет даже в тяжелых условиях получить необходимый снимок. Удобство в том, что все кадры делаются автоматически, поэтому не приходится нажимать на кнопку аппарата и упускать момент.

    Однако следует понимать, что главным преимуществом является не серийная фотосъемка одного и того же кадра, а то, что все они различаются эффектами. Способ этот появился довольно давно (по меркам индустрии фотографии) – еще во времена пленочных снимков, когда посмотреть на конечный результат было невозможно.

    По статистике, из-за неправильно выставленных настроек и эффектов на фотографии, могут получиться неудачные кадры. На них будут отсутствовать какие-то детали, что-то будет размыто, а цветопередача и вовсе пострадает, будет заглатывать все цвета, а возможно и искажать их.

    Именно для того, чтобы таких ситуаций не происходило, была создана так называемая вилка, помогающая в создании снимков, делающая весь процесс съемки намного проще. Одновременно производится 3 и более кадров. Три – стандартное количество для большинства цифровых фотоаппаратов, однако есть модели, которые могут снять подряд снимать намного больше разных кадров с одним сюжетом. Максимальное число – девять.

    В чем отличие от других видов?

    Экспозиция – одна из самых проблемных зон в фотографиях. Ее значение может поменять все на фотографии. Особенно это касается снимков с высокой детализацией, насыщенностью цвета – это может быть как портретная съемка, так и пейзаж, а также многие другие виды фотографий.

    Целью любого нормального фотографа является выбор правильной экспозиции, которая не только не ухудшит качество снимка, но и улучшит его восприятие в несколько раз. Чтобы сделать это, была придумана новая возможность для фотографов облегчить процесс – брекетинг экспозиции.

    Существуют разные виды, которые по своей технологии фактически не отличаются друг от друга. Можно таким методом менять контрастность, яркость и насыщенность, а также многие другие параметры. Это чрезвычайно удобно, если для фотографии требуется мало времени.

    К примеру, когда нужно поймать летящую птицу, нет особого времени на то, чтобы размышлять о лучшей экспозиции и выставлять параметр самостоятельно. Легче сделать несколько кадров с разными значениями, а потом уже из них выбрать самый подходящий.

    Фотошоп: альтернатива ли?

    Конечно, читая о проблемах с экспозицией у профессиональных фотографов, может возникнуть вполне резонный вопрос: а не легче ли изменить экспозицию в фотошопе, уже в готовом снимке? Конечно же, легче. Однако при этом получаются кардинально разные результаты.

    Во-первых, стоит упомянуть о сжатии изображения при его редактировании в фотошопе. Во-вторых, не стоит забывать, что в руках у профессионального фотографа все линии станут четче, а все детали – заметнее. В-третьих, если определить что нормальных кадров нет во время съемки, можно легко сделать новый и исправить его.

    Если же это заметить в фоторедакторе, где есть только один исходный снимок, с ним придется долго повозиться – и не факт, что окончательный результат вас устроит.

    Поэтому легче всего воспользоваться брекетингом экспозиции. При этом можно использоваться как и заранее поставленные самостоятельные настройки, так и автоматические – которые уже запрограммированы в фотоаппарате.

    Как правильно и точно произвести брекетинг экспозиции?

    Прежде чем перейти к пошаговой инструкции произведения настроек дли вилки для экспозиции, стоит отметить, что делится она на два типа: автоматическая и ручная настройка. Конечно, шаги в их реализации существенно отличаются.

    Рассмотрим подробно каждый из видов настройки для того, чтобы включить брекетинг и сделать несколько кадров с разными настройками экспозиции. Это идеальный способ для того, чтобы обеспечить себе наличие нескольких кадров, из которых в дальнейшем и можно будет выбрать подходящий по всем требованиям снимок.

    • Произведите ручную настройку: выставите диафрагму на f/16, а экспозицию на «ноль»;
    • Настройте выдержку: сделайте пробный снимок и уже в зависимости от него меняйте значения;
    • Тонкая настройка: все то же самое, но с большим количеством кадров.
    • Установка данного режима: любо отдельной кнопкой, либо через меню – зависит это от вашего устройства;
    • Установка шага экспозиции – будет меняться с каждым кадром на заданное число позиций;
    • Тонкая настройка происходит также, как при ручной настройке.
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector