Содержание

Что регулируют локальные образовательные акты образовательной организации. Что такое локальный акт? Локальные нормативные акты организации. По характеру действия выделяют ЛНА

Локальные нормативные акты (ЛНА) образовательной организации

Ломов Алексей Иванович, почетный работник общего образования РФ.
Заместитель главного редактора журнала «Практика административной работы в школе», Издательская фирма «Сентябрь», г. Москва

18.05.2015

Понятие локального нормативного акта не является устоявшимся и общепринятым ни в юридической науке, ни в нормотворческой практике, поэтому в дальнейшем под локальным нормативным актом будем понимать основанный на нормах законодательства правовой документ (акт), принятый в установленном порядке компетентным органом управления образовательной организации (далее — ОО), предназначенный для детализации, конкретизации, дополнения, а иногда и восполнения общей правовой нормы применительно к условиям конкретной ОО с учетом особенностей и специфики трудовых отношений, организации образовательного процесса и иных условий, содержащий правила, обязательные для всех или отдельных категорий субъектов образовательного процесса, и рассчитанный на неоднократное применение.

Предлагаем Вашему вниманию фрагмент семинара « Требования ФЗ „Об образовании в Российской Федерации“ к уставу и локальным актам». Проводит Алексей Иванович Ломов, почетный работник общего образования РФ, Заместитель главного редактора журнала «Практика административной работы в школе», эксперт информационного портала 273-ФЗ.рф

Видео (7 мин.) можно развернуть на весь экран!

Для обеспечения легитимности локальных актов при их принятии необходимо строго соблюдать следующие принципы:

· никто не может быть ограничен в своих правах и свободах, предоставленных действующим законодательством и нормативными актами муниципального уровня (ст. 55 Конституции РФ);

· любые локальные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности обучающихся, их родителей (законных представителей), работников ОО не могут применяться, если они не представлены для всеобщего ознакомления (не доведены до их сведения) (ст. 15 Конституции РФ);

· осуществление прав и свобод обучающихся, их родителей (законных представителей), работников ОО не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17 Конституции РФ);

· все равны в пользовании правами и свободами и несении обязанностей (ст. 19 Конституции РФ);

· при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права работников, в порядке и в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, необходимо учитывать мнение представительных органов работников ОО (при их наличии) (ч. 4 ст. 30 Закона);

· при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся, необходимо учитывать мнение совета обучающихся и совета родителей (при их наличии) (ч. 4 ст. 30 Закона);

· нормы локальных нормативных актов не должны ухудшать положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании и трудовым законодательством (ч. 4 ст. 30 Закона).

В настоящее время требования к оформлению документов определяются национальным стандартом ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов.», утвержденным и введенным в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 декабря 2016 г. № 2004-ст). Однако следует иметь в виду, что применение национального стандарта является обязательным для исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации (ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 29.062015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»), т.е. если ОО не заявляет о соответствии ее документации требованиям данного национального стандарта, то его применения и не является обязательным!

Поэтому оформление всех ЛНА и иных документов ОО вправе осуществлять в принятом и закрепленном в Инструкции по делопроизводству виде.

Инструкция по делопроизводству может весьма солидным документом, разработанным на основе Примерной инструкции по делопроизводству в государственных организациях, утвержденной приказом Федерального архивного агентства от 11 апреля 2018 года № 44, а может быть действительно работающим ЛНА, который устанавливает общие рамки по работе с документами в конкретной ОО.

При этом следует помнить о том, что для обеспечения легитимности ЛНА, при их оформлении необходимо обеспечить минимально необходимый набор реквизитов. Обычно бывает достаточно следующих реквизитов:

  • название ОО;
  • вид ЛНА;
  • название ЛНА;
  • дата утверждения ЛНА;
  • должность лица, утвердившего ЛНА;
  • подпись лица, утвердившего ЛНА;
  • расшифровка подписи лица, утвердившего ЛНА.

Единого перечня ЛНА, которые обязательно должны быть в каждой ОО, нет и быть не может!

Среди локальных нормативных актов (далее — ЛНА), которые должны или могут быть в ОО, можно выделить 3 группы:

1) ЛНА, вид и название которых закреплены законодательно, и которые обязательно должны быть в каждой ОО;

2) ЛНА, которые должны регламентировать предписанные законодательно процедуру, порядок, правила и т. п. , вид, название и количество которых ОО определяет самостоятельно;

3) ЛНА, наличие которых не предписано никакими законодательными актами, наличие которых ОО определяет самостоятельно в силу своей автономии (ч. 1 ст. 28 Закона).

К первой группе ЛНА относятся:

· Устав (ч. 1 ст. 25 Закона);

· Положения о филиалах, представительствах (при их наличии) (п. 5 ч. 3.3 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях»);

· Инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре (п. 12 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390);

· Программа развития (п. 7 ч. 3 ст. 28 Закона);

· Образовательная программа (п. 6 ч. 3 ст. 28 Закона);

· Образовательная программа, совместно разработанная и утвержденная (при сетевой форме ее реализации) (ч. 2 ст. 15 Закона);

· Расписание обязательных занятий (п. 10.6. СанПиН 2.4.2.2821−10);

· Расписание факультативных занятий (п. 10.6. СанПиН 2.4.2.2821−10).

Наличие именно таких (включая вид и название) ЛНА вправе потребовать от ОО и проверяющие.

Ко второй группе относятся ЛНА, регламентирующие:

· систему оплаты труда (ч. 3 ст. 135 ТК РФ);

· формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения (ч. 5 ст. 17 Закона);

· порядок обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе по ускоренному обучению, в пределах осваиваемой образовательной программы (п. 3 ч. 1 ст. 34 Закона);

· порядок пользования лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта ОО (п. 21 ч. 1 ст. 34 Закона);

· порядок пользования учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги (ч. 3 ст. 35 Закона);

· порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения (ч. 6 ст. 45 Закона);

· порядок доступа к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности (п. 7 ч. 3 ст. 47 Закона);

Читать еще:  Что делать со старой кассой. Утилизация кассовых аппаратов. Преимущества переработки кассовых аппаратов

· формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (п. 10 ч. 3 ст. 28 Закона);

· режим занятий обучающихся (ч. 2 ст. 30 Закона);

· порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся (ч. 2 ст. 30 Закона);

· порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между ОО и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся (ч. 2 ст. 30 Закона);

· определение языка (языков) образования (ч. 6 ст. 14 Закона).

Поскольку вид, название, количество, а также наличие отдельных ЛНА, регламентирующих конкретное направление деятельности (порядок, процедуру, правила и т. п. ), ОО определяет самостоятельно, то проверяющие потребовать именно ЛНА, регламентирующий процедуру, но не в праве требовать наличие какого-то конкретного ЛНА, например положения или инструкции, регламентирующего эту процедуру.

В ОО могут быть как отдельные ЛНА, регламентирующие требования к одежде обучающихся, правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между ОО и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, так и один ЛНА, отдельные разделы которого регламентируют эти отношения (например, Правила внутреннего распорядка обучающихся).

К третьей группе можно отнести, например, ЛНА, регламентирующие:

· порядок использования печатей (если в ОО их имеется несколько);

· создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся;

· работу органов управления ОО;

· работу объединений обучающихся;

· работу объединений работников;

· работу объединений родителей (законных представителей) обучающихся;

· организацию проведения различных мероприятий.

Таким образом, единого перечня ЛНА, которые обязательно должны быть в каждой ОО, нет и быть не может!

Каждая ОО самостоятельно определяет перечень ЛНА, регламентирующих ее деятельность, исходя из своих особенностей. Главное, чтобы этот перечень был достаточным, то есть обеспечивающим нормативно правовую регламентацию всех направлений деятельности ОО.

Локальные нормативные акты

Локальные нормативные акты

Похожие публикации

В каждой организации, независимо от ее размера и сферы деятельности, должны разрабатываться локально-нормативные акты (ЛНА). У предпринимателей, которые впервые столкнулись с необходимостью составлять данные документы, может возникнуть ряд вопросов. Для чего нужны локальные акты? Кто обязан их разрабатывать? В каком порядке утверждаются данные акты? Ответы на эти и другие вопросы можно найти в статье.

Что такое локальные нормативные акты?

Локально-нормативные акты организации – это внутренние документы, в которых установлены права и обязанности работодателя и нанятых сотрудников в части, не урегулированной действующим законодательством. Полное определение указано в ст. 8 ТК РФ. Работодатель имеет право разрабатывать любые ЛНА с учетом своих потребностей. Документы не должны содержать норм, снижающих уровень прав и гарантий рабочего персонала, утвержденных законом. Обязанность разрабатывать данную документацию возложена на кадровую службу организации.

Документы составляются с целью адаптации трудового законодательства к особенностям конкретной компании. Локальные акты касаются трудового коллектива в целом, а также применяются для индивидуальной работы с каждым работником. Необходимо отметить, что в ТК РФ не указаны виды локальных нормативных актов и перечень документов, которые являются таковыми. Кроме того, в нем нет определения данного термина.

Виды локальных нормативных актов

Основные виды локальных актов можно разделить на:

  • обязательные (наличие этих документов в организации установлено законодательством);
  • необязательные (не предусмотрены трудовым законодательством).

В зависимости от сферы действия ЛНА бывают:

  • общего характера (указанные в них положения распространяются на всех без исключения сотрудников компании);
  • специального характера (прописанные в них нормы применяются в отдельных случаях).

По способу принятия ЛНА бывают:

  • принимаемые лично работодателем;
  • принимаемые с учетом мнения представительного органа рабочего персонала.

Мы уже рассмотрели локальные нормативные правовые акты, понятие, виды. Теперь необходимо выяснить, какие документы относятся к ЛНА.

Перечень основных локальных нормативных актов

Какие бывают локальные нормативные акты? В соответствии с нормами ТК РФ, в организациях должны быть разработаны такие документы:

  • штатное расписание;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • положение о защите персональных данных;
  • график сменности;
  • график отпусков;
  • положение о распорядке рабочего дня;
  • правила и инструкции по охране труда;
  • положение об установлении заработной платы, размеров окладов, тарифных ставок;
  • положение об установлении системы премирования;
  • положение о проведении аттестации;
  • положение о введении, замене и пересмотре норм труда в организации.

Необязательные локальные акты примеры: должностные инструкции, положения о персонале, положение о комиссии по трудовым спорам и пр.

Коллективные договоры и соглашения не относятся к локальным актам.

Примеры локальных нормативных актов

Если работодателю необходимо разработать локальный акт, некий образец можно взять за основу. Но необходимо учитывать, что локальные акты должны отражать специфику конкретного предприятия, поэтому даже самый хороший образец потребует тщательного анализа и переработки. Унифицированных форм и конкретных требований к составлению документов не существует, поэтому лицо, ответственное за их разработку, должно знать общие требования трудового законодательства. Только тогда документы будут иметь юридическую силу.

Примеры локальных нормативных актов можно найти по ссылкам, приведенным выше. Кроме того, существуют образцы отраслевых ЛНА, содержание которых уже отредактировано с учетом специфики конкретной отрасли. Актуальные формы локальных актов представлены в альбомах, разработанных специалистами Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела (ВНИИДАД).

Составление приказа об утверждении локальных актов

Приказ об утверждении локальных актов является основным документом, обеспечивающим внутреннее регулирование работы организации. «Шапка» приказа оформляется по установленному образцу, после этого надо указать номер распоряжения и дату его составления. В документе следует перечислить все виды ЛНА, которые будут разработаны и приняты в дальнейшем. Правила оформления локальных актов можно найти в Постановлении Госстандарта РФ от 03.03.2003 № 65-ст.

Порядок принятия ЛНА

Принятие локальных нормативных актов состоит из следующих этапов:

  • Разработка документации.
  • Согласование с выборными представителями работников, экспертами, представителями вышестоящих организаций.
  • Утверждение работодателем (является необходимым условием подтверждения юридической значимости документа).
  • Введение в действие.

На каждом локальном акте следует проставить гриф «Утверждаю». Его ставят после того, как документ согласовали и подписали все ответственные лица. ЛНА вступает в силу сразу же после утверждения его руководителем или с даты, указанной в текстовой части документа.

Сотрудников компании следует ознакомить под подпись со всеми принятыми документами, касающимися их трудовой деятельности. Данное требование указано в ст. 68 ТК РФ. Факт ознакомления рабочего персонала с документами подтверждается проставлением подписей на листе ознакомления (указывается ФИО и дата ознакомления) или в отдельном журнале.

Локальные нормативные акты работодателя — разберемся в нюансах

Появление внутренних кадровых документов в той или иной мере обусловлено требованиями законодательства. Но Трудовой кодекс РФ не дает сколь-либо определенного их перечня или четкого набора требований. Попробуем разобраться, что такое локальный нормативный акт и чем он отличается от остальных кадровых документов.

Напомним об основных признаках ЛНА

В определении понятия «локальные нормативные акты» (далее — ЛНА) большую роль играет ст. 8 ТК РФ. В ней оговорено, что это документы, которые создает организация в рамках своих компетенций с опорой на нормы трудового законодательства. Еще один важный момент — локальные нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение для всех или нескольких работников. Это значит, что приказ об отпуске на конкретного работника, трудовой договор или график сменности нельзя рассматривать как ЛНА.

ЛНА имеют подзаконный характер, конкретизируют нормы федерального законодательства, уточняют особенности работы у определенного работодателя или на определенной должности. Эти документы позволяют автоматизировать и унифицировать многие процессы в организации.

Очень важно помнить, что ЛНА не могут ухудшать положение работника в сравнении с нормами централизованного законодательства. Например, в Правилах внутреннего трудового распорядка может быть предусмотрен увеличенный дополнительный отпуск определенным категориям работников, но ни в коем случае отпуск не может быть меньше установленного законом.

Читать еще:  Что значит в хронологическом порядке пример. Что такое хронологический порядок? Понятие, примеры. Запоминание исторических событий

При этом локальные нормативные акты работодателя должны быть доведены до сведения работника под роспись. Если он не исполняет положений кадрового документа, его можно привлечь к дисциплинарной ответственности. Организации в случае нарушений грозит административная ответственность.

Издавать и утверждать ЛНА могут и обязаны работодатели — юридические лица и индивидуальные предприниматели, если они не относятся к микропредприятиям.

Важно! С 2017 года микропредприятия могут отказаться от утверждения всех или нескольких ЛНА. Такое право им предоставляет новая глава ТК РФ — гл. 48.1 (Федеральный закон от 03.07.2016 № 348-ФЗ). Напомним, что критерии для микропредприятий не так давно тоже претерпели изменения (п. 10 ст. 10 Федерального закона от 29.12. 2015 № 408-ФЗ).

А конкретнее?

Как мы уже сказали, точного перечня локальных нормативных актов не существует, как нет и указаний на то, какие из них являются обязательными. В этом основная сложность работы с кадровыми документами.

Можно выделить условно обязательные. Это те, наличие которых прописано в Трудовом кодексе, их чаще всего и запрашивают надзорные органы при проверке. К таким ЛНА можно отнести Правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ), Положение об обработке персональных данных работников (ст. 86 ТК РФ), Положение об охране труда (раздел X ТК РФ).

Однако способов оформить требования трудового законодательства может быть несколько, отсюда и вариативность в списке документов. Например, в ТК РФ прописано требование обозначить основные трудовые функции при приеме человека на работу. Работодатель может сделать это двумя способами: вписать их в трудовой договор или ознакомить нового сотрудника с должностной инструкцией.

Кроме того, большое значение имеет и специфика деятельности предприятия или отдельных категорий его сотрудников: работа, требующая обязательного медосмотра, деятельность, связанная с коммерческой тайной, и пр. В такой ситуации определить, какие из документов являются обязательными для работодателя, а какие факультативными, очень сложно.

Ниже представлен список локальных нормативных актов, которыми должны/могут пользоваться работодатели, чтобы регулировать трудовые отношения с работником. Это общие документы, действие которых распространяется на весь коллектив или на некоторые категории работников:

  1. Правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ).
  2. Положение о коммерческой тайне (Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»).
  3. Должностные инструкции (письмо Роструда от 09.08.2007 № 3042-6-0) — документ нужен, если трудовые функции не прописаны в трудовых договорах.
  4. Положение об оплате труда работников, Положение о премировании и материальном стимулировании работников (раздел VI ТК РФ).
  5. Положение об обработке персональных данных работников (ст. 86 ТК РФ).
  6. Положение об охране труда (раздел X ТК РФ).
  7. Инструкции по электробезопасности, пожарной безопасности и охране труда (раздел X ТК РФ).
  8. Штатное расписание (Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1).
  9. График отпусков (ст. 123 ТК РФ, Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1) — точки зрения на этот документ расходятся, чуть ниже мы поясним ситуацию.

Обратите внимание, должностные инструкции долгое время составлялись на основе ЕТКС. Сейчас идет процесс утверждения профессиональных стандартов. Для определенных профессий они уже являются обязательными. В остальных случаях профстандарты могут стать хорошей основой для разработки должностных инструкций.

Перечень локальных нормативных актов может быть дополнен положениями об отпусках, командировках, об аттестации персонала и пр. в соответствии с потребностями работодателя.

Широкое поле для трактовок Трудовой кодекс РФ оставляет и в отношении штатного расписания. Работодатель не обязан знакомить с ним работника, однако в письме Роструда от 15.05.2014 № ПГ/4653-6-1 говорится, что штатное расписание все же входит в группу локальных нормативных актов. Та же ситуация складывается с графиком отпусков. В любом случае руководитель должен помнить, что это обязательные кадровые документы, их наличие обусловлено требованиями федерального законодательства.

Стройте штатное расписание и график отпусков в программе Контур-Персонал.

Очень часто к локальным нормативным актам работодателя относят коллективный договор и отраслевые соглашения, меж тем гл. 7 ТК РФ прямо указывает на то, что они являются правовыми актами и регулируют социально-трудовые отношения.

Разработать, утвердить, согласовать

Локальные нормативные акты имеют определенный порядок оформления, который устанавливается внутренним приказом руководителя. В разработке ЛНА могут принимать участие разные специалисты, включая руководителей профильных подразделений: вопросы оплаты труда курирует бухгалтер или экономист, правила внутреннего распорядка составляются при участии кадровика и пр.

После того как подробно прописаны все детали, документ должен быть согласован с другими структурными подразделениями. Свои замечания специалисты передают в письменной форме.

Трудовой кодекс утверждает правило согласовывать локальные акты еще и с профсоюзной организацией или с представительным органом работников (ст. 372 ТК РФ). В течение пяти дней их представители могут выдвинуть свои предложения в письменной форме. Но надо помнить, что эти формирования являются добровольными, на предприятии их может не быть. В таком случае документы руководитель утверждает самостоятельно.

Как правильно составить ЛНА

Трудовое законодательство не утверждает четких требований и к тому, как следует оформлять локальные нормативные акты. В большей степени это зависит от содержания конкретного документа. Однако руководителю предприятия и специалисту кадровой службы стоит ориентироваться на ГОСТ Р6.30-2003, в котором изложены требования к организационно-распорядительным документам, которые актуальны и для ЛНА.

Бланк локального нормативного акта содержит:

  • название организации согласно учредительным документам;
  • наименование документа (положение, правила и пр.);
  • номер документа, дата и место его утверждения либо документ, которым он был утвержден;
  • виза согласования, если документ согласовывался с вышестоящими организациями;
  • специальная отметка, если есть приложения к документу;
  • виза утверждения руководителем;
  • дата, когда документ вступает в силу, если она отличается от даты подписания и если это не прописано в документе, который утверждает ЛНА.

И не забудьте о главном

Статья 22 ТК РФ обязывает работодателя под роспись знакомить работников с локальными нормативными актами, связанными с их трудовой деятельностью. Большинство кадровых документов сотрудник изучает в момент принятия на работу (ст. 68 ТК РФ).

В ходе трудовой деятельности работник тоже знакомится с документами в тех случаях, когда:

  • на предприятии утвержден новый локальный нормативный акт, касающийся непосредственно этого человека;
  • изменившиеся условия труда работника требуют дополнительно урегулировать трудовые отношения.

Утвержденного порядка, как знакомить персонал с ЛНА, нет. Работодатель может выбрать любой из вариантов:

  • оформить отдельный журнал ознакомления работников с локальными документами;
  • к каждому ЛНА в качестве приложения составить лист ознакомления;
  • в качестве приложения к трудовому договору подготовить перечень ЛНА, с которыми знакомится сотрудник.

В части локальных нормативных актов работодателя в трудовом законодательстве множество неурегулированных моментов, тем сложнее задача специалиста кадровой службы. От того, насколько полно и правильно составлены документы, соблюдены все процедуры оформления, зависит решение многих спорных вопросов. Разработка локальной нормативной документации — это не только обязанность работодателя, но и его «страховка» от конфликтов с недобросовестными работниками.

Что такое локальный акт? Локальные нормативные акты организации

Любое предприятие, компания или фирма имеют среди своей документации действующие локальные нормативные акты, которые могут быть дисциплинарными правилами, должностными инструкциями или разными положениями. Локальный акт может относиться:

  • к разряду общеустановленных (обязательных) актов для любого предприятия,
  • к разряду актов, добровольно созданных работодателем.

Какими бы ни были локально-нормативные акты организации, важно, чтобы они существовали в рамках закона, то есть не имели противоречий с законодательством. Существует ещё один характерный признак такого фирменного документа. Локальный акт является обязательным для исполнения как для работодателя, так и для его подчинённых.

В данной статье рассмотрим всевозможные особенности этой разновидности документов.

Локальный акт — это…

Следует начать с того, что трудовой кодекс Российской Федерации (пятая статья ТКРФ) регулирует отношения между работодателем и работником посредством охраны труда, возможных соглашений и актов с нормами трудового права. Локальные акты организации с приведёнными в них нормами трудового права также регулируют рабочие отношения.

Читать еще:  Хозяйственное общество примеры организаций. Хозяйственные общества в россии. Хозяйственные общества, их виды и особенности правового статуса

Подобный документ является общеустановленным для всех работодателей. Он соответствует и иной документации, которая содержит подобные критерии. Об этом говорит восьмая статья (первая часть) трудового кодекса. Однако какое-то определённое значение за понятием «локальный акт» не закреплено:

  • кто-то считает, что это локальные акты организации, которые содержат многократное повторение существующих правил поведения сотрудников, и устанавливает их работодатель (это неполное определение);
  • более правильным и полным будет следующее значение: «документ, содержащий нормы трудового права, который принимается работодателем в пределах его компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями».

Особенности документа (локально-нормативного акта)

  1. Возможные изменения в нём определяются работодателем.
  2. Нормы, содержащиеся в документе, не противоречат закону или трудовому договору.
  3. Он утверждается в виде инструкции или положения руководителем-работодателем (закрепляется в письменном виде). В некоторых случаях — при взаимодействии с профсоюзом организации.
  4. С этим документом обязательно знакомят сотрудника, подтверждая данное действие его личной подписью.
  5. Имеет законную силу со дня, когда он будет принят, или другой прописанной на бумаге даты.
  6. Прекращает своё действие, когда истекает его срок или в случае отмены работодателем/судом.

Какие документы относятся к локальным нормативным актам организации?

Ниже на фото приведен характерный для большинства организаций перечень документов, являющихся локальными нормативными актами.

Как принимаются локальные акты учреждения?

Каждый локальный нормативный акт организации проходит определённые этапы. Сначала он разрабатывается, потом согласовывается, затем утверждается, после чего только получает законную силу и вводится в действие.

Подобная последовательность создания таких документов может также устанавливаться характерным локальным актом (к примеру, согласно существующему в организации положению о порядке принятия локальных нормативных актов – образец акта приведён на фото).

Этап разработки локально-нормативных актов организации

Документ разрабатывается непосредственно специально занимающейся этой деятельностью (по назначению руководства) рабочей группой лиц (или лицом-исполнителем) на основании имеющегося приказа. Это может осуществить как простой сотрудник кадров или главный бухгалтер, так и объединение начальников подразделений.

Этап согласования локальных актов

После разработки локальный акт обязательно находится в процессе согласования с другими структурными подразделениями или отделами. При этом общие замечания, комментарии, согласие/несогласие работники отражают на отдельном специальном бланке.

Этап утверждения локальных актов учреждения (организации)

После процесса согласования документ направляется на утверждение начальству.

Перед тем как вынести своё решение, руководитель должен направить проект с обоснованием в профсоюзную организацию. Данный представительный орган со стороны сотрудников имеет максимум пять дней на рассмотрение и выдвижение в обратном порядке своего письменного мнения по поводу этого локального акта.

Если профсоюз соглашается с предложенным локальным актом, то этот документ вводится в своё действие.

Если же профсоюз не предоставил согласия, или же предоставил, но с учётом некоторых пожеланий, то руководитель обязан не позднее трёх дней (после получения ответа) организовать с представительным органом дополнительные консультации для достижения взаимопонимания и принятия решения.

Локальные акты школы

Стоит отдельно остановиться на документации в общеобразовательных учреждениях, которые могут самостоятельно создавать собственные локальные нормативные базы из актов потому, что Закон «Об образовании» Российской Федерации гласит, что устав общеобразовательного учреждения должен иметь определённый перечень локальных актов. Но при создании дополнительных документов, что вносят дополнения к существующему уставу (например, это могут быть новые локальные акты школы), необходимо обязательно зарегистрировать их в ИФНС. В противном случае возникнут несоответствия в нормативно-правовой базе организации.

Локальные акты учреждения общего образования являются законными и официальными правовыми документами. Они принимаются в надлежащей последовательности для регулирования отношений внутри школьной деятельности, отражённой в уставе организации.

Локальные акты школы должны отражать следующие принципы:

  • Они созданы для определённого образовательного учреждения и действуют, соответственно, в стенах одной организации.
  • Они представляют собой официальные письменные правовые документы, содержащие в себе все обязательные реквизиты.
  • В процессе создания и введения локального акта задействованы все субъекты процесса образования.

Виды локальных актов общеобразовательного учреждения

Школьные документы, а также локальные акты доу (дошкольного образовательного учреждения) могут быть нормативными. Такая документация содержит перечень определённых правил и норм, которые должны соблюдаться в обязательном порядке всеми участниками процесса образования. Для него характерно продолжительное во времени применение. Такие акты детализируют и дополняют правовую норму в отношении каждой отдельной школы.

Выделяют также и индивидуальные локальные акты. Как правило, они однократны и используются для закрепления определённого решения с юридической точки зрения.

Какие документы относятся к локальным школьным актам?

Локальные акты об образовании представляют собой постановления, решения, приказы, инструкции, правила, положения и договоры. Они отражают и регулируют разные стороны деятельности школы. К сведению, такую же разновидность документации имеют локальные акты доу. Рассмотрим каждый документ.

  • Постановления: эти локальные акты могут быть индивидуальными правовыми документами и нормативными. Они отражают в себе решение управляющего органа школы.
  • Решения: общее собрание сотрудников принимает локальные правовые акты. Такие документы очень часто носят характер рекомендаций.
  • Приказы: такой документ издаёт директор образовательного учреждения для разрешения основных задач. Например, ниже, на фото, приведён образец акта — приказ об утверждении правил внутреннего распорядка школы.
    Органы, которые управляют школой, такими документами, как постановления и приказы, утверждают положения, правила, инструкции.
  • Под положением поднимается такой локальный документ, который определяет правовой статус управляющего органа образовательного учреждения или школьные подразделения или главные правила пользования своими правомочиями.
  • Инструкции – это локальные акты, носящие повелительные нормативные предписания. Они устанавливают последовательность и метод выполнения какого-то действия.
  • Организационные моменты, дисциплинарные и хозяйственные стороны жизни регламентируют правила в школе.

    Как должны оформляться локально-нормативные акты

    Трудовым законодательством не создано определённых требований относительно оформления подобных документов. Но существует ГОСТ Р6.30-2003, включающий информацию о необходимых требованиях, которые нужно соблюдать при создании и оформлении локального акта. Согласно ему, любой документ (за исключением письма) оформляется на специальном бланке и содержит следующую информацию:

    • полное и сокращённое название организации (то наименование, что указано в учредительных документах);
    • указание прописными буквами наименования вида документа после названия организации;
    • дата утверждения и последовательный номер акта при регистрации;
    • указание места создания и оформления документа;
    • наличие подписи(ей) согласования;
    • указание в конце документа информации о приложениях;
    • соблюдение структуры документа, в которую входят все необходимые положения (общие, основная часть и заключительные);
    • разделы (с номером и заголовком), пункты и подпункты обязательно являются содержательной частью документа;
    • проводится обязательная нумерация страниц в середине верхнего поля листа (начиная со второй страницы).
    • Обязательно наличие грифа утверждения руководства организации в правом верхнем углу. Утверждение может быть представлено либо простой подписью начальника, либо отдельно созданным приказом. Всё заверяется печатью.

    Ознакомление с актом сотрудников организации

    После утверждения локально-нормативного акта он проходит стадию регистрации в специальном журнале и получает индивидуальный номер и указание даты, с которой он вступает в законную силу.

    С этим актом руководство обязано ознакомить тех своих сотрудников, деятельность которых затронута в самом этом документе, согласно статье 22 (часть 2) трудового кодекса Российской Федерации. Процесс ознакомления отражается на специальных ознакомительных листах в виде отдельного приложения к локально-нормативному акту, а также отражается в журнале ознакомления.

    Как локальные акты хранятся

    Все оригинальные акты должны храниться в одном месте (канцелярии, приёмной или отделе кадров). Копирование документов происходит при распространении документа среди отделов и структурных подразделений.

    Подобные локальные документы имеют неограниченный срок хранения в соответствии со списком типовых управленческих архивных документов, которые формируются при работе государственных органов, органов местного самоуправления и организаций.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector