Структура управления гуп и муп. Организация управления имуществом муниципальных унитарных предприятий федяева ирина валериевна. Общие характеристики организационной формы

Управление муниципальными унитарными предприятиями

Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Нормативно-правовые основы. ст. 113-115 Гражданского кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Понятие и сущность. Унитарным предприятием называется коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Унитарными могут быть только государственные и муниципальные предприятия. Разновидностью унитарного является казенное предприятие, которое создается органами местного самоуправления, если преобладающая или значительная часть производимой им продукции, работ и услуг предназначена для муниципального образования либо для осуществления отдельных дотируемых видов деятельности или ведения убыточных производств.

Муниципальное имущество, переданное муниципальным предприятиям и учреждениям, выделено из состава муниципальной казны и находится у муниципальных унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения, а у муниципальных учреждений и казенных предприятий — на праве оперативного управления.

Право хозяйственного ведения предполагает, что собственник имущества (муниципальное образование) устанавливает лишь общие правила функционирования унитарного предприятия, не вмешиваясь в его текущую хозяйственную деятельность. Предприятие самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом.

Право оперативного управления предполагает, что казенное предприятие или учреждение обладает правами владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом только в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника (муниципального образования). Собственник вправе изъять излишнее либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Таким образом, право оперативного управления является для хозяйствующего субъекта значительно более ограниченным, чем право хозяйственного ведения.

МУП не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться без согласия органа местного самоуправления. МУП ежегодно перечисляет в местный бюджет установленную собственником часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, а остальную часть вправе использовать по своему усмотрению.

Права в отношении МУП. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

Назначение на должность и заключение трудового договора с руководителями муниципальных предприятий и учреждений производятся различными способами. Нередко назначение на должность руководителей муниципальных предприятий и учреждений производится по конкурсу главой муниципального образования в порядке, установленном решением представительного органа муниципального образования. При этом организация и проведение конкурса на замещение вакантных должностей руководителей муниципальных предприятий и учреждений осуществляются конкурсной комиссией, которая создается и действует в соответствии с положением о конкурсной комиссии, утверждаемым решением представительного органа муниципального образования.

Прекращение трудового договора с руководителем муниципального предприятия или учреждения производится по основаниям, предусмотренным законодательством и условиями трудового договора. Увольнение руководителя муниципального предприятия или учреждения производится, как правило, главой муниципального образования.

Руководители муниципальных предприятий и учреждений представляют администрации муниципального образования и (или) представительному органу муниципального образования отчеты об использовании имущества, закрепленного за муниципальным предприятием или учреждением, по установленным формам.

При необходимости кроме периодической обязательной отчетности руководители муниципальных предприятий и учреждений обязаны представлять информацию и отчеты о деятельности возглавляемых ими предприятий и учреждений по запросам представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования.

Руководитель муниципального предприятия, учреждения несет персональную ответственность за достоверность и своевременность представляемой отчетности.

Назначение. Муниципальные предприятия имеются во всем мире. В российских городах и других муниципальных образованиях они выполняют подавляющую часть муниципальных услуг по тепло-, электро-, газо-, водоснабжению и водоотведению, пассажирским и грузовым перевозкам, содержанию и ремонту муниципального жилого и нежилого фонда, содержанию территории муниципального образования, уборке мусора, пожаротушению и др.

Целесообразность создания муниципальных предприятий обусловлена следующими факторами:

— потребностью в бесперебойном и гарантированном по объему и минимальным стандартам качества исполнении некоторых важнейших муниципальных услуг;

— локальным (местным) монополизмом предприятия в исполнении муниципальной услуги, вследствие чего орган местного самоуправления не желает быть зависимым от частника;

стремлением к обеспечению социальной справедливости и предотвращению дискриминации потребителей услуг (по районам проживания, по категориям потребителей);

— возможностью муниципальной власти влиять на цены и тарифы.

Чем менее устойчива социально-экономическая ситуация в стране и на территории, тем более склонна муниципальная власть оказывать муниципальные услуги силами муниципальных предприятий.

Проблемы управления. Сознавая ряд положительных моментов деятельности муниципальных предприятий, нельзя одновременно не видеть их существенные недостатки:

— большинство муниципальных предприятий выполняют либо общественные, либо социально значимые частные услуги и поэтому получают денежные средства из бюджета (несмотря на существование запрета прямого финансирования коммерческих предприятий напрямую из бюджета). Этим предприятиям выгоднее оставаться на иждивении, и они объективно не заинтересованы в экономном расходовании ресурсов и повышении своей рентабельности, ибо это приведет к сокращению бюджетных дотаций. Поэтому необходим постоянный и жесткий административный и финансовый контроль над экономической деятельностью муниципальных предприятий;

— муниципальное предприятие всегда желает быть монополистом в своей сфере деятельности и отрицательно относится к появлению любого конкурента, который, возможно, будет выполнять ту же услугу дешевле и качественнее.

Основная проблема российских МУП состоит в том, что большинство из них неэффективны, оказываемые ими муниципальные услуги исполняются некачественно, что вызывает жалобы населения; многие доведены до банкротства. Ответственность за это лежит на органах местного самоуправления, которые (в интересах населения) устанавливают экономически необоснованные цены и тарифы на продукцию и услуги МУП, не обеспечивающие их рентабельной работы. В то же время они не в полной мере компенсируют (или совсем не компенсируют) теряющиеся при этом доходы МУП, ссылаясь на дефицит бюджетных средств. Через некоторое время МУП неизбежно становится банкротом. Сами МУП также объективно не заинтересованы в повышении эффективности своей работы, ибо это приводит не к улучшению их финансового состояния, а к уменьшению или прекращению бюджетных дотаций. Будучи местными монополистами, они крайне отрицательно относятся к появлению конкурентов в сферах своей деятельности.

Читать еще:  Статусы о том что не хочу жить. Статусы про всё надоело я устал, устала. Статусы грустные про жизнь

Сама форма хозяйственного ведения, на основе которой имущественные комплексы МУП передаются их директорам, крайне неэффективна и обременительна для муниципального образования. После заключения договора (контракта) с руководителем МУП органы местного самоуправления фактически не вправе вмешиваться в его хозяйственную деятельность, кроме случаев, оговоренных законодательством и уставом предприятия. В отличие от акционерных обществ, где деятельность исполнительной дирекции подконтрольна совету директоров и собранию акционеров, а финансовую деятельность ежегодно проверяет ревизионная комиссия, директор МУП действует практически бесконтрольно. Зачастую неэффективное управление МУП приводит к тому, что имущество предприятия описывается за долги судебными приставами и таким образом утрачивается муниципальная собственность, а органы местного самоуправления не вправе воспрепятствовать этому. Поэтому за экономической деятельностью муниципальных унитарных предприятий необходим постоянный и жесткий административный и финансовый контроль. В зарубежной практике формы хозяйственного ведения не существует.

Пути повышения эффективности управления МУП. Многие исследователи выступают в таких условиях за массовую приватизацию МУП и передачу выполняемых ими услуг частному сектору. Не отрицая преимуществ частного сектора, органы местного самоуправления в то же время справедливо опасаются потери управляемости предоставлением жизненно важных муниципальных услуг, особенно в монопольных сферах. Поэтому идет активный поиск и отработка промежуточных (компромиссных) форм хозяйствования в жизнеобеспечивающих и малоконкурентных сферах муниципальной деятельности, при которых имущественный комплекс МУП остается в муниципальной собственности, но передается в управление частным хозяйствующим субъектам, т.е. функции собственника и управляющего муниципальной собственностью оказываются разделенными. Во многих зарубежных странах муниципалитеты передают в управление частным компаниям такие жизненно важные муниципальные объекты, как водопровод, городские очистные сооружения и даже метрополитены, не приватизируя их имущественные комплексы.

Компромиссными формами управления имущественными комплексами муниципальных предприятий могут считаться следующие.

Аренда имущественных комплексов МУП как единого целого. В роли арендаторов могут выступать хозяйственные общества самых разных организационно-правовых форм. Сильные стороны: получение гарантированных поступлений платежей в местный бюджет независимо от результатов хозяйственной деятельности арендатора, возможность дифференцировать арендные платежи в зависимости от профиля предприятия, изменять их в соответствии с инфляцией. Отрицательные стороны: цели арендатора и арендодателя могут не совпадать, краткосрочная аренда не мотивирует предпринимателя инвестировать в муниципальную собственность.

Концессия — форма долгосрочной аренды (до 50 лет), предусматривающая в качестве условия инвестирование средств концессионера в имущественный комплекс предприятия. Концессия может быть наиболее эффективной для монопольных и инвестиционно привлекательных предприятий муниципального хозяйства, например в сферах водоснабжения или теплоснабжения. Эффективность в этих сферах может быть обеспечена за счет мероприятий по ресурсосбережению, на реализацию которых у муниципального образования нет собственных средств. Муниципальное образование может освободить концессионера от арендной платы за переданное имущество при условии инвестирования этих средств в реконструкцию и развитие предприятия.

Доверительное управление. Это передача имущественного комплекса МУП на определенный срок доверительному управляющему — физическому или юридическому лицу. Последний обязуется управлять имущественным комплексом МУП в интересах муниципального образования за вознаграждение, предусмотренное договором доверительного управления. Поскольку источником вознаграждения являются доходы предприятия, доверительный управляющий объективно заинтересован в их увеличении. Обычный срок договора доверительного управления, согласно Гражданскому кодексу РФ, не должен превышать 5 лет, однако допускается установление иных предельных сроков.

Акционирование имущественных комплексов МУП при сохранении за муниципальным образованием контрольного пакета или даже 100% акций. С юридической точки зрения это равносильно приватизации, поскольку муниципальная собственность превращается в акционерную. Однако реальные рычаги управления предприятием остаются у органа местного самоуправления, а форма акционерного общества позволяет ему установить необходимый контроль совета директоров над деятельностью предприятия и повысить его заинтересованность в улучшении результатов финансово-хозяйственной деятельности. Недостатком акционирования является то, что получение дивидендов на акции акционерного общества (в отличие, например, от аренды) не гарантировано. Однако для убыточно работающих МУП это несущественно.

Итак, выбор наиболее эффективной формы управления имущественными комплексами МУП является весьма сложной задачей. Принятие оптимального решения по данному вопросу в каждом конкретном случае требует учета многих, зачастую противоречивых факторов и творческого подхода. Можно предположить, что в перспективе муниципальные унитарные предприятия и хозяйственное ведение как форма управления муниципальной собственностью исчезнут.

22. Управление в государственных унитарных предприятиях

Важное место в АПК отводится хозяйственным структурам, ос­нованным на государственной собственности и коллективной форме хозяйствования, к которым относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Унитарным предприятием является коммерческая организа­ция, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Она может быть государствен­ной и муниципальной. Имущество государственного или муни­ципального предприятия находится соответственно в государ­ственной или муниципальной собственности и принадлежит та­кому предприятию на праве хозяйственного ведения или опера­тивного управления.

Учредительным документом унитарного предприятия является устав, в соответствии с которым осуществляются вся деятельность и управление предприятием.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ве­дения, создается по решению уполномоченного на то государ­ственного органа или органа местного самоуправления.

В условиях рыночной экономики деятельность государствен­ных унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения регламентируется «сверху» (уполномоченным органом) по следу­ющим основным направлениям: назначение на должность руково­дителей предприятий, заключение с ними контрактов, утвержде­ние уставов предприятий, осуществление контрольно-инспекционых функций. По остальным вопросам такое предприятие функ­ционирует и управляется аналогично другим субъектам рыночных отношений.

По отношению к унитарным предприятиям, основанным на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие),

собственник (государство в лице органов исполнительной власти) осуществляет прямое управление, в том числе и хозяйственными функциями: назначает и снимает руководителей и специалистов, устанавливает плановые задания, определяет размеры оплаты тру­да, финансирует программы, осуществляет оперативный контроль хозяйственной и финансовой деятельности и т. д.

23. Управление в хозяйственных товариществах

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полно­го товарищества и товарищества на вере.

Читать еще:  Тематическая карта по охвату территории. Элементы географических карт

Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени това­рищества и несут ответственность по его обязательствам принад­лежащим им имуществом.

Полное товарищество создается и действует на основе учреди­тельного договора, который подписывают все участники.

Участник полного товарищества обязан участвовать в его дея­тельности в соответствии с условиями учредительного договора. Прибыль и убытки товарищества распределяются между его участ­никами пропорционально их долям в складочном капитале. Учас­тники солидарно несут субсидиарную ответственность своим иму­ществом по обязательствам товарищества.

Согласно ГК РФ управление деятельностью полного товарище­ства осуществляется по общему согласию всех участников, но уч­редительным договором товарищества могут быть предусмотрены случаи, когда решение принимается большинством голосов. Учас­тник полного товарищества имеет один голос, если учредитель­ным договором не предусмотрен иной порядок определения коли­чества голосов.

Каждый участник товарищества вправе знакомиться со всей документацией по ведению дел независимо от того, уполномочен он вести дела товарищества или нет.

В.соответствии с Гражданским кодексом РФ товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарище­ство, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и от­вечающими по обязательствам товарищества своим имуще­ством, имеется один или несколько участников-вкладчиков, ко­торые несут риск убытков, связанных с деятельностью товари­щества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принима­ют участия в осуществлении товариществом предприниматель­ской деятельности.

Высшим органом управления товариществом на вере является собрание полных товарищей (действующих членов) (рис. 12).

Число голосов каждого полного товарища пропорционально его доле в общем числе долей.

Руководство деятельностью товарищества осуществляет упол­номоченный, избираемый из числа полных товарищей. Вкладчи­ки не вправе участвовать в управлении и ведении дел товарище­ства, а также оспаривать действия полных товарищей.

Уполномоченный, как правило, имеет контрольный долевой пакет собственности среди полных товарищей и, по сути, имеет возможность единолично управлять товариществом. Это обстоя­тельство играет определенную роль в формировании системы внутрихозяйственных производственных, экономических и соци­ально-психологических отношений, а также отражается на резуль­татах деятельности предприятия в целом.

Структура управления гуп и муп. Организация управления имуществом муниципальных унитарных предприятий федяева ирина валериевна. Общие характеристики организационной формы

Организационная структура предприятия МУП «РПКХБ»

Под организационной структурой управления предприятием понимается состав отделов, служб и подразделений в аппарате управления, системная их организация, характер соподчиненности и подотчетности друг другу и высшему органу управления предприятия, а также набор координационных и информационных связей, порядок распределения функций управления по различным уровням и подразделениям управленческой иерархии.

Базой для построения организационной структуры управления предприятием является организационная структура производства.

На МУП «РПКХБ» используется линейно-функциональная структура (рис. 1), предусматривающая создание при основных звеньях линейной структуры функциональных подразделений. Основная роль этих подразделений состоит в подготовке проектов решений, которые вступают в силу после утверждения соответствующими линейными руководителями.

Рис. 1. Схема организационной структуры МУП «РПКХБ»

Наряду с линейными руководителями (директорами, начальниками отделов и служб) существуют руководители функциональных подразделений (планово-экономического отдела, производственно-технического отдела, отдела техники безопасности, бухгалтерии), подготавливающие проекты планов, отчетов, которые превращаются в официальные документы после подписания линейными руководителями.

Эта система имеет без цеховую структуру управления, характеризующуюся делением не на цехи, а на участки.

Основным достоинством этой структуры является то, что она, сохраняя целенаправленность линейной структуры, дает возможность специализировать выполнение отдельных функций и тем самым повысить компетентность управления в целом.

Преимуществом функциональной структуры является то, что она стимулирует деловую и профессиональную специализацию, уменьшает дублирование усилий и потребление материальных ресурсов в функциональных областях, улучшает координацию деятельности.

Функциональные отделы более заинтересованы в реализации целей и задач своих подразделений, чем общих целей всей организации. Это увеличивает вероятность конфликтов между функциональными отделами.

На МУП «РПКХБ» целесообразно использовать функциональную структуру в связи с ограниченной номенклатурой продукции, работ и услуг, которые для обеспечения своего функционирования требуют решения стандартных управленческих задач.

Имущество предприятия

Имущество предприятия находится в муниципальной собственности, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается на его самостоятельном балансе.

Продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия, а также имущество, приобретенное им за счет полученной прибыли, являются муниципальной собственностью и поступают в хозяйственное ведение предприятием.

На момент утверждения настоящего Устава чистые активы предприятия составляют 5643672 рубля ПМР, в том числе недвижимое имущество по объектном, согласно Приложения №2 к настоящему Уставу.

Размер уставного фонда предприятия 5642585 рублей ПМР.

Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия окажется меньше размеров уставного фонда, орган, принявший решение о создании предприятия, производит в уставном порядке уменьшение уставного фонда.

Увеличение уставного фонда предприятия может быть произведено как за счет дополнительной передачи ему имущества, так и за счет имеющихся активов.

Источниками формирования имущества предприятия являются:

1. имущество, переданное предприятию по решению муниципального образования;

2. прибыль, получения в результате хозяйственной деятельности;

3. заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций;

4. амортизационные отчисления;

5. капитальные вложения и дотации из бюджета;

6. целевое бюджетное финансирование;

7. добровольные взносы (пожертвования) организации и граждан;

8. иные источники, не противоречащие законодательству Приднестровской Молдавской Республики.

Предприятие имеет право подавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом только с согласия уполномоченного исполнительного органа муниципального образования в порядке установленном законодательством Приднестровской Молдавской Республики порядке.

Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

Права предприятия на объекты интеллектуальной собственности, созданные в процессе осуществления их хозяйственной деятельности, регулируются законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

Предприятие самостоятельно распоряжается результатами производственной деятельности, выпускаемой продукции (кроме случаев, установленных законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики), полученной чистой прибылью, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты установленных законодательством Приднестровской Молдавской Республики налогов, других обязательных платежей и перечисления в республиканский бюджет части прибыли от использования имущества предприятия.

Читать еще:  Тарифный план двойная выгода 100 агент. Ростелеком: тариф (пакет) навсегда

Часть чистой прибыли, остающийся в распоряжении предприятия, может быть направлена на увеличение уставного капитала предприятия.

Остающаяся в распоряжении предприятия часть прибыли используется Предприятием в установленном порядке, в том числе на:

1. отчисление за использование имущества собственнику в размере 10%;

2. внедрение, освоение новой техники и технологий, мероприятия по охране труда и окружающей среды;

3. создание фондов предприятия, в том числе предназначенных для покрытия убытков;

4. развитие и расширение финансово-хозяйственной деятельности предприятия, пополнение оборотных средств;

5. строительство, реконструкцию, обновление основных фондов;

6. проведение научно — исследовательских, опытно-конструктивных работ, изучение конъюнктуры рынка, потребительского спроса, маркетинг;

7. покупку иностранной валюты, других валютных и материальных ценностей, ценных бумаг;

8. рекламу продукции и услуг предприятия;

9. приобретение и строительство жилья (долевое участия) для работников предприятия, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики;

10. материальное стимулирование, обучение и повышение квалификации сотрудников предприятия.

Предприятие создает резервный фонд. Резерв резервного фонда составляет до 15% уставного фонда предприятия, если иное не установлено законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

Резервный фонд предприятия формируется путем ежегодных отчислений в размере 5%, если иное не установлено законодательством Приднестровской Молдавской Республики, от доли чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, до достижения размера, предусмотренного настоящим пунктом Устава.

Резервный фонд предприятия предназначен для покрытия его убытков, в случае отсутствия иных средств, и не может быть использован для других целей.

Предприятие имеет право образовывать другие фонды в размерах, допускаемых действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, в том числе:

1. социальный фонд — средства, которые используются на решение вопросов укрепления здоровья работников предприятия, в том числе на профилактику профессиональных заболеваний;

2. фонд материального поощрения работников предприятия — средства, которые используются для материального поощрения работников предприятия;

3. конкретные размеры указанных фондов, порядок их формирования и основании действующего законодательства Приднестровской Молдавской Республики.

5.5. Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Правовое положение унитарных предприятий регулируется Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

В унитарной форме могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия. Имущество, которым они наделяются, находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятиям на праве хозяйственного владения или оперативного управления. Органом управления унитарного предприятия является руководитель, назначаемый собственником (либо уполномоченным собственником органом).

Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия. В равной мере и предприятие такого типа не отвечает по долгам собственника имущества. Таким образом, меры экономического обособления унитарных предприятий обозначены четко и жестко. Вместе с тем есть ситуации, когда собственник имущества имеет право отдавать обязательные распоряжения предприятию и несостоятельность последнего вызвана действиями учредителя-собственника.

Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

Уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.

Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке государственному или муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме.

Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия.

Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее 1000 МРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия.

Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов.

Кредитор предприятия вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это предприятие, и возмещения убытков.

Собственник решает вопросы: •

создания, реорганизации и ликвидации предприятия; •

определения предмета и целей его деятельности; •

контроля за использованием и сохранностью имущества.

Собственник имеет право на получение части прибыли.

В составе государственных предприятий есть такие, которые, будучи образованными на базе федерального имущества, функционируют в режиме оперативного управления этим имуществом. Такие предприятия называются федеральными «казенными» предприятиями.

Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие), выполняет следующие функции: •

владеет и пользуется имуществом в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника; •

распоряжается имуществом лишь с согласия собственника;

• самостоятельно реализует продукцию, если иное не установлено правовыми актами;

Собственник вправе изъять излишнее или не по назначению используемое оборудование.

Опыт стран с рыночной экономикой позволяет утверждать, что государственные предприятия могут эффективно использоваться в системе государственного предпринимательства.

В унитарных предприятиях в отличие от хозяйственных товариществ и обществ руководство их деятельностью осуществляется единоличным руководителем (директором), назначаемым собственником — государственным органом или органом местного самоуправления и подчиненным ему.

Типовым уставом казенного завода, созданного на базе ликвидируемого федерального государственного предприятия, и другими нормативными актами установлены жесткая отчетность руководителя предприятия и персональная ответственность за результаты хозяйственной деятельности вверенного ему предприятия.

Широкие возможности для участия государства в предпринимательской деятельности открываются благодаря смешанным хозяйственным формам, акции которых принадлежат и государству, и частным вкладчикам. В зарубежных странах в отличие от наших госпредприятий все субъекты государственного предпринимательства обязаны ежегодно издавать публичные годовые отчеты о своей производственно-коммерческой и финансовой деятельности, что позволяет государству корректировать, направлять их деятельность, а при необходимости — подвергать их реорганизации и даже ликвидации.

Практика показывает, что глубокое обновление госсобственности может успешно осуществляться путем ее реформирования, разгосударствления. Оно предполагает переход от монополии государственных предприятий к многообразию организационно-правовых форм.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector