Сферы профессиональной деятельности представление об организации производства. Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности. Сферы профессиональной деятельности

Презентация на тему: Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной

Первый слайд презентации

Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности Профессиональное самоопределение и карьера

Отрасль — исторически сложившаяся совокупность предприятий, производств, организаций, которая характеризуется единством экономического назначения производимой продукции или услуг, однородностью потребляемого сырья и материалов, общностью материально-технической базы и технологических процессов, специфичностью профессионального состава кадров и условий труда.

Отрасль Отрасль Отрасль Отрасль Сфера профессиональной деятельности

Сфера профессиональной деятельности Сфера материального производства Непроизводственная сфера

Сфера профессиональной деятельности Сфера материального производства Непроизводственная сфера Продукция Средства производства Предметы потребления Обе сферы профессиональной деятельности тесно связаны между собой и с социально-экономическим прогрессом общества.

По мере социально-экономического развития общества число работников в сфере материального производства уменьшается, а в непроизводственной сфере — увеличивается.

Предмет труда — то, на что направлен труд человека, на что работник воздействует, видоизменяя и приспосабливая его к удовлетворению различных собственных и общественных потребностей.

Предмет труда Природа Знаковая система Художественный образ Человек Техника

Профессиональная деятельность Человек ‒ природа Объект труда живые организмы: растения, животные и микроорганизмы Человек ‒ человек К этому виду относят профессии, которые связаны с взаимодействием с людьми. Деятельность заключается в воспитании, руководстве людьми и их обслуживании Человек ‒ техника Предметом труда являются технические сооружения и механизмы. К этому виду относятся профессии, которые связаны с автоматическими и механическими системами, материалами и видами энергии Человек ‒ знаковая система Предметом труда являются цифры, знаки, языки Человек ‒ художественный образ

Предпринимательство — творческая деятельность по созданию товаров или услуг за счёт собственных или заёмных средств с целью получения прибыли. Предпринимательская деятельность может осуществляться как в непроизводственной сфере, так и в сфере материального производства.

Процесс профессиональной деятельности 1 Определение целей и задач деятельности.

§ Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности Профессиональная деятельность человека осуществляется в определенных отраслях

§ 2. Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности
Профессиональная деятельность человека осуществляется в определенных отраслях экономики.

Отрасль — исторически сложившаяся совокупность предприятий, производств, организаций, характеризующаяся единством экономического назначения производимой продукции или услуг, однородностью потребляемого сырья и материалов, общностью материально-технической базы и технологических процессов, специфичностью профессионального состава кадров и условий труда.

Сфера профессиональной деятельности — это совокупность отраслей, объединенных по определенному признаку.

По результатам труда различают две крупные сферы профессиональной деятельности: сферу материального производства и непроизводственную сферу. В каждую из них входят определенные отрасли, которые представлены в нижеследующей схеме.
^ Сферы и отрасли профессиональной деятельности

Связь, доставка и сбыт в сфере материального производства

Жилищно-коммунальное хозяйство. Пассажирский транспорт.

Система массовых коммуникаций

В сфере материального производства производится два вида продукции: средства производства и предметы потребления. Непроизводственная сфера охватывает отрасли и виды профессиональной деятельности по обслуживанию населения, других отраслей экономики, управлению ими. Сфера материального производства и непроизводственные отрасли тесно взаимосвязаны. Состояние и развитие непроизводственной сферы оказывают активное воздействие на социально-экономический прогресс и являются важнейшими его показателями.

По мере социально-экономического развития общества число работников в сфере материального производства уменьшается, а в непроизводственной — увеличивается. Особенно быстрыми темпами развиваются в настоящее время обслуживающие отрасли (сервис).

В каждой отрасли можно выделить области профессиональной деятельности по ее направленности, т.е. по предмету труда.

Предмет труда это то, на что направлен труд человека, на что работник воздействует, видоизменяя и приспосабливая его к удовлетворению личных и общественных потребностей.

Согласно предмету труда выделяют 5 областей профессиональной деятельности: человек — природа, человек — техника, человек — знаковая система, человек — человек, человек — художественный образ.

Особой областью профессиональной деятельности является предпринимательство, которое может интегрировать себя в другие сферы и отрасли.

Предпринимательство — это творческая деятельность по созданию товаров или услуг за счет собственных или заемных средств с целью получения прибыли. Предпринимательская деятельность может осуществляться как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере.

Читать еще:  Торги котировки тендеры. Запрос котировок на поставку – простой способ госзакупок. Чем отличается конкурс от запроса котировок

Процесс это продвижение, ход, этапы развития, последовательность смены состояний и выполнения определенных действий.

Процесс профессиональной деятельности начинается с определения цели и задач этой деятельности, которые формулируются в должностных инструкциях, квалификационных характеристиках, профессиограммах и других технологических документах.

Основным компонентом процесса профессиональной деятельности является человек, т. е. субъект этой деятельности, тот, кто ее осуществляет.

Прежде всего человек должен быть готов к труду по конкретной профессии. Готовность к профессиональной деятельности это интегративное качество личности, позволяющее человеку успешно выполнять именно эту деятельность. Готовность включает в себя такие аспекты:

• физиологический (общее развитие, состояние здоровья);

  • нравственный (потребность в Труде, любовь к профессии, сформированность профессионально значимых нравственных качеств);
  • психологический (соответствие особенности и свойств психики — внимания, памяти, мышления, темперамента и т.п. — характеру труда);

• практический (наличие специальных знаний, умений и опыта).
Требования профессии к человеку излагаются в профессиограммах и психограммах. Требования к профессиональной подготовке по каждой специальности определяются государственными стандартами профессионального образования, они содержатся также в Едином тарифно-квалификационном справочнике (ЕТКС).

Трудовая деятельность человека обычно мотивируется. Мотив — это побудитель к деятельности. Мотивы трудовой деятельности могут быть общественно значимыми (удовлетворение потребностей общества), личностно значимыми (удовлетворение жизненно необходимых личных потребностей), корыстными (стремление к обогащению, славе, почестям и власти).

В процессе профессиональной деятельности человек выполняет следующие функции:

  • аналитическую (планирование, проектирование, организация деятельности, анализ ее эффективности);
  • энергетическую (затрата энергии мышц и биоэнергии);
  • технологическую (выполнение в строго определенной последовательности технологических операций и переходов);
  • транспортную (перемещение предметов труда и готовой продукции).

Свою профессиональную деятельность человек осуществляет, используя определенные средства труда.

^ Средства труда — это то, с помощью чего человек воздействует на предметы труда (преобразует их) с целью производства материальных и духовных благ. К средствам труда относятся орудия производства, а также земля, производственные здания, железные, шоссейные и другие дороги, нефте- и газопроводы, линии электропередач и т.д. Определяющая роль в составе средств труда принадлежит орудиям производства.

Схематично орудия производства можно представить следующим образом:

Тема: «Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности»»

Предмет: Технология, урок получения новых знаний

Тема: «Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности»»

Продолжительность:1 урок (45 минут)

Класс: 11, общеобразовательный

Технологии: мультимедийная установка, сеть Интернет, компьютеры, интерактивная доска

Аннотация: данный урок в 11 классе по теме «Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности» следует рассматривать из раздела «Организация производства», утвержденной МО РФ программы Технология 10-11 классы. Программа рассчитана на два года обучения (10-11 класс) 1 час в неделю.
Я решила разработать урок, который не только обобщит знания обучающихся по изученной теме, но и расширит их, углубит, привлечет внимание благодаря использованию мультимедийных средств и сети Интернет. На разных этапах урока применялись различные цифровые образовательные ресурсы: демонстрационные и программированные.
Учащиеся на данном этапе урока воспринимают и запоминают новый материал.
Содержание излагалось с помощью демонстраций ЦОР в качестве презентаций. Обучающиеся совместно с учителем знакомились с содержанием ЦОР информационного характера.
Для решения поставленных целей и задач урока использовались ресурсы сети Интернет, обучающиеся по аннотированным ссылкам находят нужную информацию, проходят тесты, и выполняют презентации.
Использование ИК технологий на всех этапах урока позволяет решать задачи мотивации обучающихся к изучению предмета, эффективно использовать время на уроке.

Практическая реализация: отзывы учеников об уроках с применением ИК технологий:
«Для меня ИКТ урок является интересным, т.к. это современно и облегчает в работе, помогает быстрее понять материал»

«Урок, где используют ИКТ мне нравится, потому что это интересно, не скучно, познавательно и ярко»

«ИКТ – увлекательный и захватывающий способ привлечь внимание ученика. За счет всевозможных схем, графиков информация усваивается легче»

«Икт урок мне нравится, т.к. наглядность материала способствует лучшему усвоению. Гораздо понятнее, когда задействован не только слух, но и зрение»
Конспект урока:

Цель: сформировать у обучающихся формирование межотраслевых комплексов
Задачи:
образовательная — систематизировать теоретические знания по теме «Сферы профессиональной деятельности», закрепить навыки работы с применением ИКТ на уроках технологии, стимулировать обучающихся к созданию новых разработок проектов.

развивающая — развивать познавательный интерес у обучающихся к предмету технология, развивать творческое мышление.

воспитательная — воспитывать рациональное распределение времени

Тип урока: урок изучения нового материала

Читать еще:  Трансформаторное масло количество в трансформаторе. Определение вязкости трансформаторного масла. Условная и кинематическая вязкость трансформаторного масла

Методы проведения: объяснение, показ презентации, работа с сетью Интернет

Материальное обеспечение: единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, презентация в Powerpoint

Организационная часть: обратить внимание на готовность домашнего задания (0,5 мин)

Сообщение темы и целей урока (0,5 мин)

Изучение нового материала (35 мин)

Учитель. Профессиональная деятельность человека осуществляется в рамках каких-либо конкретных отраслей экономики. Запишите определение отрасли и сферы профессиональной деятельности. Отрасль – исторически сложившаяся совокупность предприятий, производств, организаций, характеризующаяся единством экономического назначения производимой продукции или услуг, однородностью потребляемого сырья и материалов, общностью материально-технической базы и технологических процессов, специфичностью профессионального состава кадров и условий труда. Сфера профессиональной деятель это совокупность отраслей, объединенных по определенному признаку. Давайте познакомимся со сферами и отраслями профессиональной деятельности, и по каким они признакам различаются. Для этого предлагаю выход в Интернет на сайт по ссылке: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Давайте просмотрим презентацию «Отрасли профессиональной деятельности» (ЦОР [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].)
Процесс профессиональной деятельности начинается с определения цели и задач этой деятельности, которые формулируются в должностных инструкциях, квалифицированных характеристиках и других технологических документах. Основным компонентом процесса профессиональной деятельности является человек, т.е. субъект этой деятельности, тот кто ее осуществляет. Прежде всего, человек должен быть готов к труду по конкретной профессии. Сейчас мы просмотрим электронную фотогаллерею разных профессий и условия труда в различных сферах производственной деятельности.
(Просмотр презентации «Профессии сфер материального и нематериального производства» http://school149.avers-telecom.ru/dlrstore/39141603-5991-11da-8314-0800200c9a66/default_11_311.pps)
Для более четкого и наглядного представления классификацию сфер профессиональной деятельности можно изобразить в виде таблицы, которая представлена на сайте (по ссылкам найти сайт, посвященный профессиям file://localhost/F:/технология/Формула%20профессии%20-.mht)
Перечертите таблицу «Классификация сфер профессиональной деятельности по предмету, целям, орудиям и условиям труда» к себе в тетради. Опираясь на эту таблицу, можно составить формулу любой профессии, состоящую из четырех букв, где первая указывает тип, вторая – класс, третья – отдел, а четвертая – группу профессии. Например, формулу профессии учителя можно записать так: ЧПФМ. Запишите формулу профессии врача, пользуясь этой таблицей.
А вот как вам представлена динамическая блок-схема, раскрывающая содержание основных этапов процесса профессиональной деятельности. Просмотрим презентацию «Процесс профессиональной деятельности на примере учителя» ( ЦОР [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Теперь откроем файл с подобной презентацией о профессии врача «Процесс профессиональной деятельности на примере врача». На примере этих двух презентаций каждый из вас дома составит свою.
Закрепление изученного материала (7 мин)
Теперь пройдем тесты, которые нам позволят проверить приобретенные знания на уроке «Сущность и сферы профессиональной деятельности» (ЦОР [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Домашнее задание (1 мин)
Сделать собственную презентацию «Процесс профессиональной деятельности на примере других профессий», используя сеть Интернет.
Заключительная часть.(1 мин) Подведем итоги урока. Давайте обобщим основные моменты урока.

  • 2729122-1-konspekt_uroka_sfery_professionalnoy_deyatelnosti
    Размер файла: 54 kB Загрузок: 2

«Сфера, отрасль, предметы труда»

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Сферы, отрасли, предметы Труда.Технология 11 А класс Сфера профессиональной деятельности – это совокупность отраслей, объединённых по определённому признаку.Отрасль – это совокупность предприятий, объединённых однородностью сырья, общностью материально-технической базы и технологичностью процессов.Сфера и отрасль Сферы и отрасли профессиональной деятельностиСферы ПДСфера материального производстваСфера нематериального производстваОтраслипромышленность,сельское хозяйство,Лесное хозяйствоГрузовой транспортСвязь, доставка и сбыт всфере нематериальногопроизводстваОтраслиНаука, образование, искусство, культура, здравоохранение, торговля, жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, органы гос. управления, финансы, кредит, органы правопорядка, СМИ

Предмет трудаПредмет труда – это то, на что направлен труд человека, его преобразующая деятельность.Предмет трудаПриродаТехникаЧеловекХудожественный образЗнаковая система
Понятие профессиональной деятельности Процесс профессиональной деятельностиПроцесс ПД — это продвижение, ход, этапы развития, последовательность смены состояний и выполнения определённых действийПредпринимательство – это творческая деятельность по созданию товаров или услуг на свой страх и рискПредпринимательство Процесс профессиональной деятельностиМотивПроцесс профессиональной деятельности (ПД) (цели, задачи)Субъект (человек)Готовность к ПДФункцииСредства трудаОрудия труда Средства трудаСредства труда – это то, с помощью чего человек воздействует на предметы труда с целью производства материальных и духовных благСредства трудаЗемляПроизводственные зданияДорогиЛинии электропередачОрудия труда

Орудия производстваОрудия производстваФизические возможностиАвтоматические устройстваМашины Инструменты Контрольно-измерительные приборы

Оснастка –совокупность технических средств, которые дополняют машины и нужны для выполнения части технологического процессаРабочие инструменты – это орудия труда человека или средства измерения ФункцииАналитическаяЭнергетическаяТехнологическаяТранспортнаяФункциональные возможности человека

Читать еще:  Сумма всех пенсионных баллов. Расчёт баллов для получения трудовой пенсии по новой ф.

ФизическиНравственноПсихологическиПрактическиГотовность к ПДГотовность к профессиональной деятельности

Цели и задачи профессиональной деятельности: Профессиональнаядеятельностьсоздание содействие общемуматериальных и профессиональному и духовных ценностей развитию человекаи благ получение средств для жизни человекаПрофессиональная деятельность появилась с возникновением товарно-денежных отношений, обмена товарами и услугами. До этого (при господстве натурального хозяйства) производимый продукт шел на удовлетворение потребностей производителя. Это происходило из-за того, что не было разделения труда, каждый умел делать все «понемногу», в результа­те качество, внешний вид и другие признаки большинства изготовленных кустарным способом изделий были далеки от совершенства. В профессиональной сфере человеческой деятельности идет постоянное совершенствование, но при этом разные люди по-разному достигают профессиональных целей. Одни стремятся достичь идеала в своей работе, другие действуют в режиме исполнения определенных профессиональных норм и предписаний. Карьера — это активное достижение человеком успехов в профессиональной деятельности. Карьера тесно связана с профессиональным ростом мастерством. В это понятие включается также и получение более высокой оплаты труда, улучшение бытовых и жилищных условий, продвижение по служебной лестнице, занятие определенных постов и должностей, приобретение свободы в принимаемых решениях, адекватная оценка обществом трудовых заслуг, личная удовлетворенность профессиональной деятельностью.вертикальная горизонтальная(рост в должности) (рост профессионального мастерства)Карьера На профессиональную карьеру человека большое влияние оказывает уровень притязаний, т. е. высота поставленной человеком цели в профессиональных достижениях. Заниженный или завышенный уровень притязаний проявляется в выборе слишком легких или слишком трудных целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах. Люди, обладающие реальным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большой продуктивностью и критичностью. Уровень притязаний заниженный завышенный реальныйНа профессиональный рост положительно влияет призвание — склонность к определенной деятельности. План профессионального роста 1. Планируемая профессия: 4. Желаемый размер зарплаты: основной вариант до 5 тыс. руб. запасной вариант до 10 тыс. руб. 2. Предполагаемое образование: до 20 тыс. руб. среднее свыше 20 тыс. руб. среднее специальное 5. Предполагаемая должность: высшее высококвалифицированный рабочий иметь ученую степень бригадир 3. Профессиональное мастерство: мастер разряд начальник цеха класс директор предприятия (фирмы) категория6. Желаемые награды: 9. Сколько иметь детей: грамоты одного ордена и медали двух звание Героя России трех7. Где проживать: более трех город село8. Какую иметь квартиру: частный дом 1-2-комнатную квартиру 3-4-комнатную квартиру Принципы организации производства Промышленное производство — это сложный процесс превращения сырья, материалов полуфабрикатов и других предметов труда в готовую продукцию, удовлетворяющую потребностям рынка.Производственный процесс — это совокупность всех действий людей и орудий труда, необходимых на данном предприятии для изготовления продукцииФаза — комплекс работ, выполнение которых характеризует завершение определенной части технологического процесса и связано с переходом предмета труда из одного качественного состояния в другое.Операция — часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте (станке, стенде, агрегате и т.д.), состоящая из ряда действий над каждым предметом труда или группой совместно обрабатываемых предметов Операции различаются также в зависимости от применяемых средств труда:ручныемашинно-ручныемашинныеавтоматизированныеТип производства – совокупность его организационных, технических и экономических особенностей.Тип производства определяется следующими факторами:- номенклатурой выпускаемых изделий;- объемом выпуска;- степенью постоянной номенклатуры выпускаемых изделий;- характером загрузки рабочих мест. Производственная структура предприятия – это совокупность производственных единиц предприятия (цехов, служб), входящих в его состав, и формы связей между ними.Производственная структура зависит от вида выпускаемой продукции и его номенклатуры, типа производства и форм его специализации, от особенностей технологических процессов. Цех – это основная структурная производственная единица предприятия, административно обособленная и специализирующаяся на выпуске определенной детали или изделий либо на выполнении технологически однородных или одинакового назначения работ. Участок – это объединенная по определенным признакам группа рабочих мест. В составе предприятия выделяются следующие подразделения:Основные цехиВспомогательные цехиОбслуживающие цехиХозяйства производственного назначенияЦехи основного производства (в машиностроении, приборостроении) подразделяются:- на заготовительные;- обрабатывающие;- сборочные.Цехи и участки создаются по принципу специализации:- технологической;- предметной;- предметно-замкнутой;- смешанной.Производственный цикл – это календарный период времени, в течение которого материал, заготовка или другой обрабатываемый предмет проходит все операции производственного процесса или определенной его части и превращается в готовую продукцию Производственная структура цеха Состав и структура рабочего времениРабочее времяВремя рабочего процессаВремя перерывовПроизводительная работаПодготовительно-заключительное времяОсновное времяОперативное времяНезависящие от персоналаПредусмо-тренныеНепроизводитель-ная работаНепреду-смотренныеТехническое обслуживаниеЗависящие от персоналаВремя обслуживания рабочего местаВспомогательное времяОрганизационное обслуживание

  • otrasli.ppt
    «Сфера,отрасль, предметы труда
    Размер файла: 592 kB Загрузок: 4
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector