Специалиста по социальной работе и. О нашей группе и о главных вещах, которым мы научились. Специалист по социальной работе отделения социальной помощи семье и детям

Специалиста по социальной работе и. О нашей группе и о главных вещах, которым мы научились. Специалист по социальной работе отделения социальной помощи семье и детям

Современный специалист по социальной работе – это профессионал, глубоко разбирающийся в вопросах социальных отношений, в правовых гарантиях граждан, точно улавливающий нравственно-психологические проблемы жизнедеятельности людей и способный грамотно оказать им соответствующую ситуации помощь. Его профессиональная деятельность, будучи связанная с регуляцией человеческих отношений, призвана органично реализовывать целый ряд взаимосвязанных специфических и достаточно сложных функций, а именно нравственно-гуманистическую; организационно-управленческую; информационно-коммуникативную (в том числе рекламно-пропагандистскую); аналитико-прогностическую; организационно-методическую; регуляционно-профилактическую; социоинтегративную и другие. [18] Такие требования, предъявляемые к специалистам социальной сферы, также существенны, так как одним из главных направлений деятельности специалиста по социальной работе является работа с человеком, в основе которой лежит общение, прежде всего в его индивидуально-личностном выражении. Специалист социальной сферы должен уметь выслушать и понять, объяснить и доказать, спросить и ответить, убедить и переубедить, создать атмосферу доверия в беседе и делового настроя в собеседовании, найти индивидуальный психологический подход к клиенту, разрешить конфликт, снять напряжение.

Профессия «специалист по социальной работе» создана для решения социальных проблем человека и общества, в их числе социальные и психологические конфликты, кризисные, стрессовые ситуации; эмоциональные и психологические проблемы; нужда и бедность; алкоголизм и наркомания; насилие и дискриминация; национальные проблемы и миграция; преступление и правонарушение; безработица и профессиональная адаптация; жилищная проблема; опекунство, попечительство, усыновление; родительская жестокость и другие. [19] В связи этим профессия специалиста по социальной работе и его мастерство остро востребованы. Следовательно, необходим специалист широкого профиля, владеющий основами юридических, медицинских, психологических знаний, в основные трудовые операции которого входит: сбор и анализ информации о личности; диагностика микросреды; прогноз дальнейшего развития и социализации личности; профилактика и социальная терапия негативных явлений окружающей среды; организационно-коммуникативная педагогизация среды; охранно-правовая защита; образовательно-воспитательные задачи; составление и ведение документации; работа с педагогическим коллективом.[20] Данная группа требований относится именно к минимуму профессиональных знаний, навыков и умений, полученных специалистом в учебном заведении.

В своей практике специалист по социальной работе выполняет различные социальные роли. Прежде всего, он – посредник в контексте: «человек – семья – общество», связующее звено между гражданином и государственно-социальными слоями, призванными заботиться о гражданине. Одновременно специалист по социальной работе – защитник интересов человека, защитник его прав и прав каждой семьи. Также, специалист по социальной работе должен быть участником совместной деятельности, ведущим организатором этой деятельности. Он своеобразный духовный наставник, который как бы ведет человека и его семью, на протяжении продолжительного времени осуществляет психологическое сопровождение, заботится о формировании общественных ценностей в социуме. Одновременно он и социальный терапевт, предотвращающий и разрешающий конфликтные ситуации своих подопечных.

Специалисты по социальной работе осуществляют сегодня свою профессиональную деятельность в разнообразных условиях, которые определяются факторами религии, этничности, культуры, языка, социального статуса, состава семьи и жизненного стиля клиентов, взаимодействуя с индивидами и семьями, чьи жизненные шансы могут быть ограничены вследствие бедности, слабого здоровья, дискриминации и инвалидности.

Таким образом, требования к специалисту по социальной работе в реальной практике следующие: быть постоянно занятым на должностях, непосредственно связанных с оказанием квалифицированной социальной помощи лицам и группам, находящимся в трудной жизненной ситуации, иметь профессиональную подготовку в области социальной работы, идентифицировать себя в качестве специалиста по социальной работе. Квалификационным справочником специалист по социальной работе наделяется разнообразными должностными обязанностями. Специалисты по социальной работе могут входить в следующие категории работников: управленцы высшего и среднего звена и практики. Они трудятся в самых разных сферах общественной жизни. Главная задача специалистов по социальной работе – научиться проводить в жизнь функциональную предназначенность тех служб, в которых они работают. Одним из главных направлений деятельности специалиста по социальной работе является работа с человеком, защита его прав и интересов, а также прав каждой семьи. Профессия «специалист по социальной работе» создана для решения социальных проблем человека и общества, он является посредником в контексте: «человек – семья – общество».

Формы брака
Способ, каким выбирается брачный партнер, подразделяет все формы брака на два типа – эндогамный и экзогамный. При эндогамии партнер выбирается только из той группы, к которой относится сам выбирающий, то есть это обычай, по которому разре .

С конца XIX в. по 1920 год
Элеонора Флекснер отмечала, что «период с 1896 по 1910 год стал известен среди активистов борьбы за права женщин, как «бой игрушечных барабанов.» Вопрос права женщин на участие в голосовании поднимался в шести штатах, и во всех шести был .

Деньги в никуда?
Молодые люди усердно работают для того, чтобы заработать деньги. Обзор компании Wall’s, которая производит мороженое, показывает, что средний показатель составляет 2.71фунтов (157 руб.) в неделю. Среди подростков14-16 лет, средний показат .

Чем занимается специалист по социальной работе — должностные обязанности

На сегодняшний день для россиян, испытывающих определенные жизненные трудности, нуждающихся в получении различного вида помощи, а также бытовых, медицинских или правовых услуг, организована деятельность лиц, предоставляющих социальные услуги, одним из которых является специалист по социальной работе (далее – ССР). В качестве сотрудника соцслужбы, он организует, координирует и оказывает испытывающим нужду в этом гражданам социальные услуги. Помимо этого, им разрабатываются и внедряются меры, направленные на повышение качества оказываемых услуг.

Основные требования к специалистам по социальной работе

Специалист по социальной работе (ССР) обязан уметь:

  • консультировать;
  • оказывать квалифицированную помощь;
  • содействовать взаимодействию граждан, нуждающихся в получении помощи, с профильными организациями (государственными или общественными), способными её оказать;
  • анализировать имеющиеся у граждан проблемы медицинского и социального характера на основании проделанной работы и собранных сведений.

К практическим навыкам относится обязательное владение методпит:

  • консультированию в социальной и здравоохранительной сферах обратившихся к нему граждан;
  • оказания частной или коллективной психологической и/или социальной помощи;
  • проведения мониторинга, анализа и экспертного прогноза своей деятельности;
  • реализации мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, подразумевающего следование основным принципам и нормам санитарии и гигиены.
Читать еще:  Сколько лет надо учиться на логопеда. Дефектолог-логопед: что за специальность, где учиться. Пожалела, что учусь на логопеда, потому что

Специалист по социальной работе должен:

  • знать Конституцию и законодательство Российской Федерации (особенно в области уголовного и гражданского права);
  • знать законодательные акты в области соцобслуживания населения, федеральной семейной политики;
  • владеть законодательными нормами, регулирующими права социально-незащищенных групп населения;
  • разбираться в основах таких дисциплин, как социология, психология, общая и семейная педагогика (в частности, владеть методической базой);
  • быть ознакомленным с современными научными достижениями в сфере социальной деятельности;
  • понимать специфику взаимодействия с различными соцгруппами;
  • знать и уметь применять на практике нормы и правила пожарной безопасности, охраны труда и техники безопасности, санитарии и гигиены;
  • разбираться в этнических особенностях своих подопечных (нюансах их быта, воспитания, традиций).

Профессионально необходимые личностные качества специалиста

Умение устанавливать взаимоотношения с обратившимся за помощью или нуждающимся в ней так, чтобы суметь расположить его к себе и в дальнейшем помочь преодолеть трудную жизненную ситуацию – одно из основных качеств, которым должен владеть ССР.

Помимо этого, к другим не менее важным качествам ССР относится:

обладание высоким уровнем эрудиции и знаний в области социологии, психологии, педагогики и т.д.;

  • коммуникабельность;
  • стрессоустойчивость;
  • сопереживание;
  • умение запоминать и анализировать;
  • умение управлять собственными эмоциями, вовремя от них абстрагироваться
  • хорошая концентрация и переключаемость внимания;
  • красноречие и хорошее владение словом;
  • аттрактивность;
  • высокое чувство ответственности;
  • пунктуальность;
  • профессиональный такт.
  • Духовно-нравственные качества ССР, требуемые ему для реализации своего функционала:

    • чувство социальной и гражданской справедливости;
    • милосердие;
    • сострадание;
    • умение давать оценку своим поступкам.

    Должностные обязанности специалиста по социальной работе

    Специалисту по социальной работе вменяется:

    • проявление уважения к личности и правам каждого гражданина, нуждающегося в оказании социальных услуг;
    • предоставление лицам, обращающимся за соответствующими услугами, правдивых и исчерпывающих сведений обо всех видах помощи, которая им положена;
    • выявление в зоне его ответственности (округ, микрорайон, организация и т.п.) граждан, нуждающихся в получении различного рода помощи (социальной, юридической, материальной, психологической и так далее), взятие их под особую опеку, устройство в соответствующие учреждения;
    • установление причинно-следственных связей, объясняющих, почему вышеперечисленные категории испытывают трудности;
    • содействие в координации общественных, государственных организаций по предоставлению необходимой помощи малоимущим;
    • пропаганда ЗОЖ, формирование здорового института семьи;
    • реализация мероприятий по предотвращению бытовых травм, а также увечий у подопечных, полученных ими в результате чрезвычайных происшествий или вследствие нарушения правопорядка;
    • консультация по вопросам социальной сферы (алгоритм разрешения трудностей в ячейках общества, самозащита, взаимодействие с лицами, не достигшими совершеннолетия и имеющими девиантное поведение);
    • предоставление социально-психологической помощи лицам, находящимся под социальным гнетом, юридической помощи в области трудового законодательства;
    • сбор и передача в соответствующие госорганы сведений и документации для лишения прав на несовершеннолетнего нерадивых родителей, взятие его под опеку или попечительство, оформление усыновления;
    • представление несовершеннолетних нарушителей закона в качестве общественного защитника;
    • содействие в создании и организации центров соцпомощи семьям (приютов, ассоциаций, объединений);
    • работа с лицами, пребывавшими в местах лишения свободы либо специализированных учебно-воспитательных центрах для их реабилитации и адаптации в социуме.

    Специалист по социальной работе способен решать такие профессиональные задачи:

    • контроллинг и управление процессом оказания соцпомощи на различных уровнях (государственном и местном);
    • поиск и применение наиболее действенных методов оказания соцпомощи, защиты нуждающихся лиц;
    • выстраивание отношений с коллегами и улучшение взаимодействия в социальной среде;
    • проведение научно-практических исследований.

    Права специалиста по социальной работе

    К правам специалиста по социальной работе относится:

    обеспечение материально-технической базой для оказания социальных услуг;

  • возможность получать необходимую документацию или иную информацию, непосредственно относящуюся к сфере его деятельности;
  • внесение предложений по улучшению качества работы собственному начальству (в рамках обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией специалиста);
  • получение социальных гарантий и других прав, в пределах предусмотренного законодательства;
  • предъявление требований к своему руководству по оказанию содействия в осуществляемой деятельности и получению своих правовых гарантий;
  • защита достоинства и профессиональной чести;
  • индивидуальный подход к выбору средств и методов ведения деятельности;
  • проведение работ в очередности, устанавливаемой по собственному усмотрению;
  • разработка исследовательской программы по согласованным с начальством направлениям;
  • участие в претворении в жизнь различных социальных проектов.
  • Область ответственности специалиста по социальной работе

    Специалист по социальной работе в рамках, установленных действующим законодательством, несет ответственность за:

    • несоблюдение собственных должностных обязанностей, которые прописаны в соответствующей должностной инструкции;
    • утрату материальных ценностей работодателя из-за причиненного вреда (трудовое, гражданское законодательство);
    • совершенные в процессе собственной деятельности противоправные действия (административное, гражданское, уголовное законодательство).

    Помимо этого, ССР ответственен за:

    • качество и добросовестность выполняемых им обязанностей;
    • ведение делопроизводства;
    • повышение собственной квалификации (согласно законодательно установленному порядку);
    • содержание в тайне любой информации о подопечных, полученной в ходе осуществления своей профессиональной деятельности;
    • поддержание соответствующего уровня собственных знаний, умений и навыков, необходимых в обязательном порядке для оказания квалифицированных социальных услуг;
    • использование гуманных методов работы с нуждающимся в получении социальных услуг.

    Проект по социальной работе «Мы справимся!»

    Курс повышения квалификации за 340 рублей!

    Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

    Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Педагогический колледж г.Тамбова»

    Проект «Мы справимся!»

    Автор: Сбитнева Дарья Сергеевна, группа СР-31

    Научный руководитель: Кириенко Татьяна Алексеевна, преподаватель

    зав. отделением «Социальная работа»

    ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ С ОВЗ ……………………………………5

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………17

    Проект по работе с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья «Мы справимся!»

    Актуальность. По оценкам экспертов на 2017 год в нашей стране насчитывалось детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 18 лет – 605 тыс. чел. Судя по динамике – этот показатель с каждым годом увеличивается.

    В связи с этим в современной политике нашего государства одной из первоочередных задач является решение проблемы интеграции людей с ОВЗ в общество и создание предпосылок к их полноценной и независимой жизни [35].

    В решении поставленной задачи, относительно детей с ОВЗ, особую значимость приобретает проблема социальной адаптации не только ребенка, страдающего той или иной патологией, но и семьи, в которой он воспитывается, т. к. социальная изоляция отрицательно сказывается на развитии и самореализации личности человека.

    Социальная поддержка таких семей — это решение целого комплекса проблем, связанных с помощью ребенку: с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество. Родители в подобных семьях испытывают воздействие многообразных негативных факторов, которые можно обозначить как семейный стресс. Семейный стресс может носить неожиданный и хронический характер, но всегда создает напряженность внутри семейной группы, что нарушает ее устойчивость.

    Одной из форм организации поддержки семей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, является Центр социальной помощи, осуществляющей деятельность по оказанию социальных услуг семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

    Читать еще:  Сколько стоит карта сбербанка visa classic. Карты Visa Сбербанка: виды, категории, преимущества. Условия снятия наличных

    Наиболее эффективным местом реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья является семья, как наиболее мягкий тип социального окружения ребенка. Успешность решения этих проблем напрямую связана с целенаправленной социально-педагогической работой, включающей широкий спектр долгосрочных мер помощи семье комплексного характера — медицинского, правового, психолого-педагогического. Сопровождение семьи и ребенка с ограниченными возможностями – это одна из основных форм работы с семьей.

    Система социально-педагогической помощи должна быть направлена на развитие ее собственных ресурсов и инициативы, так как только превращение семьи в активного субъекта социально-педагогической деятельности является решающим фактором эффективности процессов реабилитации и интеграции ребенка. Задача социального педагога в работе с семьей — это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию. К предупреждению относится материальная помощь семьям со стороны государства в виде выплаты пособий. Предоставление льгот, социальной помощи. Социальный педагог кроме педагогических проблем, работа с семьей, решает социальные, экономические, медицинские и психологические задачи. Главная цель — мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса [36].

    Поддержка и реабилитация самой семьи, позволяет наиболее плодотворно социализировать ребенка-инвалида. Необходимо определить перед ним и его семьей перспективы жизнеустройства. Это в свою очередь позволит не выпасть семье из общественной жизни и наиболее максимально быть полезными и востребованными социумом.

    На решение данных проблем и направлен проект поддержки семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Мы справимся!».

    При реализации данного проекта учитываются законные интересы всех участников программы (детей, родителей, сотрудников МКУ «ЦДСП»).

    Особенности контингента отделения

    Клиентами отделения являются дети с ограниченными физическими и умственными возможностями здоровья и дети с ослабленным здоровьем, проживающие в городе Тамбове, Тамбовском районе и близлежащих территориях.

    Проект разработан на основе:

    Международных актов, Федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативно-правовых актов области в сфере защиты прав и интересов детей — инвалидов и детей с ОВЗ, Устава Центра.

    Цель: оказание комплексной психолого-педагогической и социальной поддержки семье с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

    1. Содействовать в организации комплексной помощи семье и ребенку с ограниченными возможностями для его оптимального развития и адаптации в обществе.

    2. Создание условий для ранней и максимально полной адаптации и интеграции в общество ребенка, имеющего особенности в развитии, формирование у него положительного отношения в жизни, обществу, семье, учебе, труду с помощью комплекса медицинских, психологических, педагогических и других целевых мероприятий.

    3. Формировать интерес родителей к личностному развитию ребенка.

    4. Включать родителей в коррекционный процесс, осуществляемый силами специалистов центра.

    5. Повышения уровня их педагогической компетентности, нравственного, воспитательного потенциала, общей культуры семьи, оптимизации детско-родительских отношений, формирование здорового образа жизни.

    Нормативно-правовая база для разработки проекта:

    Конвенция о правах ребенка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989г.

    Конституция Российской Федерации [1].

    Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.03.2018)

    Конвенция о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006г.

    Об утверждении государственной программы Тамбовской области «Доступная среда» на 2016 — 2021 годы (с изменениями на 16 февраля 2018 года)

    Федеральной целевой программе развития образования на 2016 — 2020 годы

    Приказ управления образования и науки области от 02.08.2017 №2219 «О внесении изменения в приказ управления образования и науки области от 07.05.2014 № 1301 «Об утверждении Порядка работы Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Тамбовской области» (в редакции от 06.02.2017)»

    Постановление администрации Тамбовской области от 9.11.2016 № 1301 «Об утверждении Межведомственного комплексного плана по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2018 годы»

    Данный проект состоит из трех этапов:

    В реализации проекта участвуют

    — Муниципальное казенное учреждение «Центр предоставления дополнительных мер социальной помощи и работы с отдельными категориями граждан г. Тамбова».

    — Специалисты центра — директор, зам. директора, специалист по социальной работе с отдельными категориями граждан, психолог, логопед-дефектолог, воспитатель, культ организатор, медицинская сестра по массажу, врач-физиотерапевт, сотрудники технического персонала.

    — Отделение МКУ «ЦДСП» по работе с детьми с ограниченными физическими и умственными возможностями и детьми с ослабленным здоровьем.

    Семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

    Формы и методы работы с семьей

    Консультирование и информирование

    Индивидуальные и подгрупповые занятия

    Сроки реализации проекта: 2017г. – 2018г.

    На каждого ребенка составляется индивидуальный программа реабилитации (приложение 5), период реализации которой определяется в зависимости от степени социальной недостаточности и строится с учетом следующих принципов:

    опора на результаты психологической диагностики;

    проведение бесед с членами семьи, наблюдение за совместной деятельностью родителя и ребенка;

    поиск сильных сторон личности родителей и ребенка, сложившейся;

    системы воспитательных отношений в семье;

    учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

    коррекция и развитие с учетом интересов ребенка;

    Параллельно оказывается психолого-педагогическая помощь родителям, т.к. то или иное несоответствие в осуществлении взрослым роли родителя нетипичного ребенка приводит к возникновению затруднений во взаимодействии и воспитании ребенка.

    Результатом оказания социальных данных услуг являются:

    — Снижение напряженности или тревоги родителя;

    — Осознание родителями направленности ролевого поведения, реализация цели в воспитательном процессе, с учетом особенностей ребенка;

    — Повышение самооценки родителей.

    — Результатом психолого-педагогической и социально-педагогической поддержки ребенка с ОВЗ является:

    — Выработка адекватной самооценки и способности к само-принятию;

    — Развитие стремления к самопознанию саморазвитию, самореализации;

    — Формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции — научение осознанию своих эмоций, чувств, мыслей, анализу и принятию внутреннего мира других людей;

    — Развитие мелкой моторики, координации движений, вербальных и невербальных средств общения, умения контролировать себя;

    — Выявление и развитие творческих способностей у детей, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, воображении, и способствующих их индивидуальному самовыражению.

    Научно-
    образовательный
    портал IQ

    Специалисты по социальной работе стремятся стандартизировать свои чувства

    Инвалиды, сироты, пожилые люди, многодетные семьи, люди, оказавшиеся в беде, – круг подопечных специалистов по социальной работе огромен, а труд оплачивается не слишком высоко, хотя нередко бывает очень тяжелым и «нервным». Как подчеркивают сами представители данной профессиональной группы, их работа требует не просто индивидуального подхода, но тонкой психологической настройки на общение с клиентами. Под ней подразумеваются эмпатия (активное сопереживание чужим проблемам), умение сохранять достоинство и позитивный настрой («держать лицо») и гасить конфликты, вселять в людей веру в будущее.

    Читать еще:  Синоним к слову довести до сведения. Синоним доводить до сведения в словаре синонимов абрамова

    Об этом рассказали информанты в ходе исследования, проведенного Ольгой Симоновой в рамках исследовательского проекта «Профессиональная культура работников социальных служб: методология социально-антропологического исследования (на примере специалистов социальной работы)». Доклад «Эмоциональные аспекты профессиональной культуры специалистов по социальной работе» был представлен на международной конференции «Пересматривая профессионализм: вызовы и реформы социального государства» в НИУ ВШЭ.

    В основе такого поведения, несомненно, должны лежать личностные качества работника – природная доброжелательность и внимание к людям, отзывчивость, толерантность, отходчивость и оптимизм. Однако эти свойства приходится «профессионализировать» – и ради более успешной работы, и из чувства самосохранения, поддержания собственного психического здоровья, отметили респонденты. Иными словами, во многих ситуациях нужны «стандартизированные навыки» самоконтроля, алгоритмы «правильных», в том числе и эмоциональных, реакций, уверены представители профессии.

    Таких алгоритмов как раз и не хватает. «Правила управления чувствами берутся, скорее, из общей эмоциональной культуры, а не специализированной профессиональной эмоциональной идеологии», – констатирует Симонова. Именно поэтому, хотя специалисты по социальной работе и расценивают управление эмоциями как неотъемлемую часть профессии, они, тем не менее, часто переживают эмоциональные проблемы. Так, они отмечают диссонанс между своими истинными, чисто человеческими, и профессиональными чувствами, ощущают эмоциональную усталость и сложности в установлении контакта с подопечными. Само осознание этих вызовов свидетельствует о большей профессионализации подобной работы в социальной сфере, о кристаллизации особой профессиональной культуры, отметила исследователь.

    Доклад основан на анализе транскриптов 50 полуформализованных интервью со специалистами государственных учреждений по социальной поддержке населения в шести регионах России (Урал, Поволжье, Север, Сибирь, Москва, Центральный район).

    Надо держать лицо и развивать эмоциональный интеллект

    Вслед за американским социологом А. Р. Хохшильд исследователь разграничивает эмоциональную работу и эмоциональный труд – с тем, чтобы прояснить повседневные реалии сферы, в которой заняты специалисты по социальной работе. Эмоциональная работа у исследуемой профессиональной группы реально существует, эмоциональный же труд в этой области только формируется. По сути, эмоциональный труд – это эмоциональная работа с четко прописанными правилами, зафиксированными в профессиональном кодексе (эти нормы как раз пока не определены). Кроме того, этот труд должен признаваться со стороны руководства и, по сути, оплачиваться, то есть быть стандартизированной частью профессии, полагает Ольга Симонова.

    Общение со сложными клиентами, которые пытаются спровоцировать конфликт, – один из примеров эмоциональной работы. Вот показательное суждение респондента: «…Официально нам наши подопечные могут говорить все в любом тоне и любыми словами, а мы ответить не можем тем же, даже на оскорбление. Мы должны улыбаться, пытаться успокоить…».

    Вот еще пример эмоциональной работы, приведенный информантами: у людей, которые не могут решить свои проблемы из-за апатии, нужно «зажечь искорку интереса». И, напротив, эмоциональное перевозбуждение нужно уметь направить «в другое русло». Некоторые респонденты говорили о почти ювелирной работе, которая предполагает моментальную «диагностику» психического состояния клиента (здесь множество нюансов-маркеров – от позы тела до используемой лексики) и соответствующую реакцию на него: «С каждым надо стопроцентно индивидуально… Как он сел, как он разговаривает… Все сугубо индивидуально, начиная с тембра голоса. ».

    Своими эмоциями приходится жертвовать

    Информантов спрашивали и о профессиональных вызовах, с которыми они сталкивались в работе. Часть из них касается расхождения желаемых (точнее, необходимых в силу профессиональных функций) эмоций и реальных чувств – например, привычки принимать проблемы подопечных слишком близко к сердцу. Одна из опрошенных так сформулировала этот разлад: «Становится жалко, хотя, как говорят, жалеть нельзя…». Она вспоминает, как боялась непрофессионально среагировать на поведение девочки-сироты: «Когда я села на стул, она ко мне запрыгнула на колени, обняла за шею. …Я не знала, что мне делать…».

    Другой подобный диссонанс – необходимость «проглотить обиды», не отвечать на грубости клиентов.

    Еще одна проблема касается создания доверительных отношений с подопечными. Эмпатия, толерантность, умение понять человека и успокоить – важность этих умений для респондентов бесспорна. И все же общение отнюдь не всегда строится успешно. Так, один из респондентов рассказал о неудаче в помощи подопечной: «В общем, не смог найти с этой девочкой контакта».

    Специалисты по социальной работе говорили и об опасности эмоционального выгорания: «Поначалу у меня вообще были жуткие настроения, потому что я приходила домой, и я рыдала, я не могла, насколько близко принималось все это [проблемы клиентов к сердцу]». Такое неумение эмоционально дистанцироваться интерпретируется опрошенными как «показатель непрофессионализма». И, напротив, более сбалансированное отношение к проблемам подопечных трактуется как признак более профессиональной работы.

    В связи с рисками эмоционального выгорания респонденты говорили о необходимости не просто эпизодических тренингов по стрессоустойчивости («Надо знать, как негативные эмоции с себя снять»), но и регулярной работы психологической службы, которая бы проводила мониторинг психического состояния специалиста.

    Таким образом, специалисты по социальной работе, согласно их представлениям, выполняют «трудную моральную миссию» помощи социально уязвимым группам населения, миссию заботы, но при этом подчеркивают необходимость стандартизации такой работы, особенно в плане проявления чувств , отмечает исследователь.

    На отношение к клиентам влияют моральные правила работников

    В связи со всеми психологическими «издержками» возникает вопрос, каковы, собственно, эмоциональные «бонусы», которые влияют на мотивацию сотрудников и удерживают их в профессии. Один из таких «бонусов» – радость от того, что поддерживаешь людей, поясняли респонденты: «Для меня… это было такое счастье, когда чувствуешь, что эта деятельность реально помогает семьям», «Чем лучше ты сделаешь свою работу, тем больше морального удовлетворения ты получишь в конце рабочего дня». Кстати, это правило входит в личный, неформальный этический кодекс респондентов, о котором «не говорят, но все знают».

    В силу отсутствия профессионального этического кодекса они руководствуются именно общими моральными установками, которые настроены прежде всего на эмпатию: «Нужно терпеть, консультировать, общаться, помогать. … Человек должен понимать, что ему здесь рады и всегда ему здесь помогут». Иными словами, моральный компонент особенно силен в неофициальном профессиональном кодексе.

    Таким образом, правила управления чувствами в этой профессиональной сфере берутся, скорее, из общей эмоциональной культуры – в частности, гендерной, женской (особой способности к сопереживанию, а также умению проявить заботу), а не из «специализированной профессиональной эмоциональной идеологии», резюмирует Ольга Симонова. Информанты, ощущая разрыв между реальными и профессиональными чувствами, «артикулируют потребность в стандартизированных навыках в совладании с эмоциями, поскольку приносят, по их словам, свои чувства и заботу в дар», подчеркивает исследователь. Такой запрос говорит о процессе профессионализации специалистов по социальной работе в современных условиях, заключает эксперт.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector