Соц обслуживание детей. Социальное обслуживание

Социальное обслуживание семей с детьми в общей системе социальной защиты населения

При получении социальных услуг в учреждении социального обслуживания семьи и детей семья, дети (их родители или законные представители) имеют право:

— на выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации;

— на информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания учреждениями социальных услуг;

— на уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений;

— на конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику учреждения при оказании социальных услуг; эта информация является профессиональной тайной, за разглашение которой виновные должны нести ответственность по законодательству Российской Федерации;

— на защиту своих законных прав и интересов, в том числе в судебном порядке;

— на отказ от социального обслуживания.

Социальные услуги предоставляются при условии добровольного согласия семьи, детей (их родителей или законных представителей), кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Иностранные граждане или дети иностранных граждан, лица без гражданства, в том числе беженцы, имеют те же права в сфере социальных услуг, что и граждане Российской Федерации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Формы социального обслуживания семьи и детей

Социальное обслуживание семьи с несовершеннолетними детьми в настоящее время — это социальная помощь и поддержка членов семьи, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказание им комплекса социальных услуг и осуществление их социальной адаптации и реабилитации.
Важнейшая задача системы социального обслуживания семьи и детей — обеспечение реализации социальных прав и гарантий семьи, решение возникающих проблем посредством предоставления социально-правовых, социально-медицинских, социально-бытовых, социально-педагогических услуг и консультаций.

В значительной степени этому способствовала работа по реализации Федеральных законов «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», Указа Президента Российской Федерации «О президентской программе «Дети России» от 18 августа 1994 г., постановления Правительства Российской Федерации «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами» от 24 июня 1996 г.
Развитию специализированных учреждений (служб) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, способствовал Указ Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 г. «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав». Этот документ определяет систему мер профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на федеральном и местном уровнях, способы совершенствования и развития специализированных учреждений образования, здравоохранения, органов социальной защиты населения и др.
Ежегодно перечень государственных услуг утверждает Правительство Российской Федерации; он является обязательным для региональных органов власти и может быть расширен за счет финансовых возможностей местных органов власти. Этот перечень включает в себя основные социальные услуги, оказываемые семье и детям:
А) Социально-бытовые услуги, материальная и натуральная помощь:
• срочное социальное обслуживание и оказание срочной материальной помощи;
• содействие семьям, имеющим детей, тяжелобольных, детей-инвалидов; семьям и отдельным гражданам, испытывающим затруднения в передвижении, нуждающимся в постоянном уходе, доставке и приобретении продуктов, приобретении медикаментов, удовлетворении других насущных нужд;
• принятие от населения и реализация вещей (одежды, обуви и др.) на безвозмездной основе или за умеренную плату;
• распределение благотворительной и гуманитарной помощи (товаров, продуктов и др.);
• социальная помощь детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, опекунским семьям;
• организация мероприятий по привлечению средств для оказания адресной социальной помощи;
• создание при учреждениях вещевых фондов, фондов детской одежды для несовершеннолетних одиноких матерей и других категорий нуждающихся;
• содействие в трудоустройстве (в том числе временном) и получении профессии (специальности);
• содействие в посещении детьми театров, выставок и других культурных мероприятий;
• содействие в организации благотворительных обедов, летнего отдыха, санаторно-курортного лечения, детей;
• содействие в организации питания и быта остронуждающихся;
• содействие в выделении: денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, технических средств реабилитации детей-инвалидов, денежных пособий, льгот, доплат, компенсаций;
• содействие в написании писем, заявлений, подготовке и оформлении документов, в том числе по установлению опеки и попечительства;
• социально-бытовая помощь на дому нетрудоспособным малообеспеченным семьям;
• содействие в организации надомного труда детей-инвалидов и помощь в их дальнейшем трудоустройстве;
• организация для подростков, безработных мастерских и цехов при центре;
• содействие в перевозке детей-инвалидов к месту лечения, отдыха, в оформлении документов (в пределах региона).
Б) Социально-правовые услуги:
• помощь в написании и оформлении документов, связанных с защитой прав и интересов клиентов, в том числе детей;
• содействие в предоставлении социальных выплат;
• участие в правовом просвещении населения (выступления в местных средствах информации, лекции и т.д.), повышении его юридической компетентности (разработка памяток, информационных листовок и т.д.);
• участие в правовой защите личностных интересов детей.
В) Социально-реабилитационные услуги:
• организация «социального консилиума» (психолого-медицинско-педагогическое обследование);
• социальный патронаж несовершеннолетних, допускающих асоциальное поведение и антиобщественные поступки;
• составление индивидуальных коррекционных программ.
Г) Психологические услуги:
• психопрофилактика и психогигиена;
• психодиагностика и обследование личности клиента;
• психотерапевтическая помощь (индивидуальная, групповая, семейная);
• семейное психологическое консультирование (индивидуальное, групповое);
• психологическое консультирование (индивидуальное, групповое);
• социально-психологический консилиум;
• работа с людьми в тяжелых эмоциональных состояниях;
• посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки;
• психосоциальное консультирование;
• психологический патронаж;
• психологическое вмешательство в кризисных ситуациях;
• коррекция отношений и поведения;
• проведение тренингов по коммуникативному общению;
• развитие навыков эмоциональной саморегуляции;
• организация посреднических услуг;
• профориентация на основе тестирования;
• организация деятельности групп взаимоподдержки;
• психологическое просвещение;
• ознакомление родителей детей-инвалидов с психокоррек-ционными и психотерапевтическими методами.
Д) Педагогические услуги:
• педагогическая помощь детям в защите их интересов;
• консультативная помощь родителям и детям;
• групповая работа по развитию навыков общения и эмоциональной сферы детей;
• коррекционная помощь детям с нарушениями речевого развития, аутизмом, неврозами;
• содействие культурно-досуговой деятельности детей;
• практическая помощь в организации домашнего обучения детей-инвалидов;
• обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности детей-инвалидов.
Е) Социально-медицинские услуги:
• содействие в направлении в стационарные медицинские
наркологические учреждения лиц, нуждающихся в этом, в
том числе детей;
• организация консультирования по проблемам планирования семьи, сексуальных отношений и психосексуальных расстройств, воспитания здорового образа жизни;
• содействие в обеспечении детей-инвалидов необходимыми вспомогательными средствами;
• патронаж семей, имеющих детей с ограниченными физическими или умственными возможностями;
• обучение родителей навыкам ухода за ребенком-инвалидом;
• патронаж беременных женщин и кормящих матерей.

Методы социального обслуживания семьи и детей
Сегодня базовыми, типовыми моделями организации социальной работы с семьей и детьми по месту жительства (территориальными) являются центры социального обслуживания и реабилитации семьи и детей и районные социально-психологические службы. Кроме того, имеется определенное количество слабо взаимодействующих между собой социальных служб (не всегда территориальных) различной ведомственной принадлежности.

На основании разработанной концепции развития социальной службы, Основ законодательства Российской Федерации о социальной службе, типовых положений различных территориальных центров работы с семьей и детьми во многих регионах начали формироваться территориальные службы (ТСС).
Структура ТСС состоит из следующих специализированных территориальных центров:
• центр социальной помощи семье и детям, имеющий отделы социальной реабилитации и профилактической работы,консультативной помощи, развития семейного предпринимательства и т.д., а также подразделения по оказанию практической помощи: выездные комплексные бригады; служба экстренной психологической помощи; юридическая и психолого-педагогическая консультация; служба знакомств; социальный приют; отделение дневного пребывания детей и матерей с детьми;
• центр психолого-педагогической помощи семье и детям, призванный оказывать помощь в преодолении конфликтов в семье, повышать психологическую культуру населения в сфере семейного, супружеского, родительского общения; помогать семьям, испытывающим трудности в воспитании детей, в предотвращении эмоционального и психического кризиса; обеспечивать квалифицированную психолого-педагогическую помощь лицам различных групп риска;
• служба экстренной психологической помощи по телефону («телефон доверия»), задача которой — снизить психологический дискомфорт, уровень агрессивности членов семьи;
• социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, осуществляющий социальную и медико-психологическую помощь и поддержку тем, кто оказался в кризисной жизненной ситуации. • социальный приют для детей и подростков, организуемый в целях спасения беспризорных детей и подростков, предоставления им временного прибежища, медико-психологической помощи, решения задач их дальнейшего жизнеустройства. Приют может быть организован как самостоятельное учреждение ТСС и как часть социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних;
• центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, который осуществляет содержание и устройство на дальнейшее воспитание в семью или в государственное учреждение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (от рождения до 18 лет);
• реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, создаваемый в целях социальной адаптации ребенка, имеющего отклонения в физическом и умственном развитии, формирования у него положительного отношения к жизни, обществу, семье, обучению труду с помощью комплекса медицинских, социальных, педагогико-психологических и других мероприятий.
Политика государства, отвечающая интересам семьи, безусловно и в первую очередь должна быть социально ориентированной. Основными акцентами такой политики при главном приоритете — благо российской семьи — должны стать продекларированные в Конституции Российской Федерации положения о государственной поддержке семьи. Так, пунктом 1 статьи 38 Конституции РФ закреплено, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства».
Главные видимые проблемы сегодня, решение которых должно найти предметное отражение в государственной политике:
— низкий уровень рождаемости, в первую очередь из-за неуверенности женщины в завтрашнем дне;
— недостаточное количество государственных детских дошкольных и оздоровительных учреждений, обеспечивающих досуг детей;
— отсутствие комплексной и системной работы с подростками (дома детского творчества, общественные детские объединения и прочее), финансируемой из бюджетов разных уровней;
— недостаточный и не отражающий реальных потребностей на обеспечение ребенка уровень детских пособий и порядок использования «материнского капитала»;
— проблема детской безнадзорности и беспризорности, незащищенность женщины в семье, выражающаяся зачастую в ее униженном положении.
Перечисленные проблемы — это лишь некоторая часть общих проблем такого важного гражданского института, как семья.

Читать еще:  Стабилизатор изображения электронный или оптический. Что такое стабилизация в камерах GoPro. Оптическая стабилизация в фотокамере

Электронная библиотека

Социальное обслуживание семьи – это деятельность социальных служб по поддержке, оказанию социально – бытовой, социально – медицинской, психолого-педагогических, правовых и других услуг для социальной адаптации семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Существуют следующие виды социального обслуживания:

1) социальный патронаж детей и семей, которые нуждаются в постоянном нестационарном обслуживании в виде социально-бытовых услуг, содействия в получении медицинской и иной помощи;

2) предоставление временного приюта членам семей;

3) организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания с предоставлением социально-бытовой и иной помощи в дневное время, например, детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;

4) консультативная помощь семьям и прочее.

В указе Президента РФ «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» от 01.06.92

сказано о необходимости содействовать созданию и укреплению территориальной сети учреждений нового типа социальной помощи семье и детям (центров социальной помощи, психолого-педагогических консультаций, центров реабилитации детей-инвалидов, центров планирования семьи, центров усыновления, опеки, попечительства и прочего). Рассмотрим для примера некоторые из названных учреждений.

Служба социальной помощи предусматривает:

· выявление группы семей социального риск и оказание им содействия в получении материальной, медицинской, юридической, психолого-педагогической, социально-бытовой и иной необходимой помощи;

· выявление у взрослых и детей социальных, личных и ситуативных трудностей и помощь в их преодолении;

· проведение индивидуальной работы с детьми и взрослыми с асоциальным поведением.

Служба планирования семьи предусматривает организацию центров планирования семьи, формирование у населения ответственного отношения к репродуктивному и сексуальному поведению.

Служба социальной реабилитации проводит:

· социальную реабилитацию членов семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, вернувшихся из мест лишения свободы и пр.;

· оказание помощи бывшим воспитанникам интернатов, детских-домов;

· устройство детей, оставшихся без попечения родителей или проживающих в неблагополучных семьях;

· создание центров усыновления и попечительства, медико-педагогических диагностических центров социальной реабилитации, лечебных и учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних, социальных приютов, бирж для трудоустройства несовершеннолетних и женщин с детьми.

Служба психолого-педагогической помощи предусматривает:

· создание консультаций, центров повышения психологической устойчивости;

· организация служб доверия и служб знакомств;

· содействие в подготовке молодежи к семейной жизни;

· оказание помощи в воспитании детей в семье.

Служба социальной профилактики отклоняющегося поведения имеет своей целью организацию работы по предупреждению преступности, алкоголизма, наркомании, суицидов, бродяжничества, правонарушений и других асоциальных явлений в семье и прочее.

Среднее число обслуженных за год одним учреждением социального обслужи­вания семьи и детей в Российской Федерации сейчас составляет около 3 тыс. че­ловек. Больше всего человек в среднем обслуживается центрами психолого-педагогической по­мощи населению. Второе мес­то по численности обслуженных лиц занимают центры социальной помощи семье и детям. Изменения в обеспеченности услугами кризисных центров для мужчин и женщин не столь динамичны и масштабны. На всей территории страны действует только один кризисный центр для мужчин, в силу чего формально наг­рузку на него составляет численность всего мужского населения страны (око­ло 67 млн. человек). В отношении обеспеченности российских женщин услугами кризисных центров ситуация несколько лучше, за счет увеличения количества центров с 6 в 1997 г. до 18 в 2003 г. В настоящее время на 1 кризисный женский центр при­ходится 4,2 млн. россиянок.

Подробная информация об обеспеченности услугами учреждений социального обслуживания семьи и детей в России в последние десятилетия представлена в приложении Б.

Основной службой, предусмотренной для оказания семье комплекса разного рода услуг, является комплексный центр социальной помощи семье и детям.

функционирование регулируется Методическими рекомендациями по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр социальной помощи семье и детям», которые утверждены постановлением Минтруда России от 19 июля 2000 г. № 52. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. № 1063-р «О социальных нормативах и нормах» подобный центр создается из расчета 1 учреждение на 50 тыс. жителей, проживающих в городе (районе). При наличии в го­роде (районе) менее 50 тыс. жителей создается один центр.

Центр помощи семье и детям осуществляет:

· мониторинг социальной и демографической ситуации, уров­ня социально-экономического благополучия семьи и детей;

· выявление и дифференцированный учет семей и детей, ока­завшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социаль­ной поддержке;

· определение и периодическое предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, социально-психологических, социально-педагогических и иных социальных услуг;

· поддержку семей и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по пре­одолению сложных жизненных ситуаций;

· социальный патронаж семей и детей, нуждающихся в соци­альной помощи, реабилитации и поддержке;

· социальную реабилитацию детей с ограниченными умственными и физическими возможностями;

· оказание помощи гражданам, перенесшим психофизическое насилие;

· участие в работе по профилактике безнадзорности несовер­шеннолетних, защите их прав;

· участие в привлечении государственных, муниципальных и не­государственных органов, организаций и учреждений, а также обществен­ных и религиозных организаций и объединений к решению вопросов оказания со­циальной помощи гражданам и координацию их деятельности в этом направлении;

· внедрение в практику новых форм и методов социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости семьи и де­тей в социальной поддержке и местных социально-экономических условий;

Граждане имеют право обратиться в центр лично, по телефону или напpaвить письменное заявление. Допускается анонимное обращение граждан для получения от­дельных видов помощи. Зачисление на обслуживание производится на основании:

· заявления родителя (ей), опекуна или попечителя;

· заключения специалиста по социальной работе;

· направления территориальных органов социальной защиты населения, опеки и попечительства, образования, здравоохранения и внутренних дел, а также общественных организаций и объеди­нений;

· справки учреждения здравоохранения об отсутствии меди­цинских противопоказаний к обслуживанию.

Содержание социального обслуживания граждан центр оп­ределяется индивидуальными программами:

1) комплексной реабилитации, направленной на решение всей совокупности проблем граждан;

2) социальной реабилитации, направленной на решение только социальных проблем граждан или части из них;

1) комплексной адаптации, направленной на решение всей со­вокупности проблем, возникающих у граждан в связи со сменой ус­ловий и места жизнедеятельности;

2) социальной адаптации, направленной на решение социаль­ных проблем, возникающих у граждан в связи со сменой условий и места жизнедеятельности;

3) комплексной профилактики, направленной на предотвраще­ние реальной угрозы трудной жизненной ситуации;

4) социальной профилактики, направленной на предотвраще­ние социальных последствий реальной угрозы трудной жизненной ситуации.

В состав комплексного центра помощи семье и детям могут входить следующие отделения (конкретные направления работы каждого их этих отделений представлено в приложении В):

· помощи женщинам, оказавшимся в трудной жиз­ненной ситуации;

Читать еще:  Скачать практическое пособие монтера пути. Характеристика работ, задачи и должностные обязанности. Монтер пути учебное пособие

· профилактики безнадзорности несовершеннолет­них;

· дневного пребывания несовершеннолетних;

· реабилитации несовершеннолетних с ограничен­ными физическими и умственными возможностями;

21.3. Особенности социального обслуживания детей

Социальное обслуживание детей является самостоятельным видом социального обслуживания. Его специфика определяется особенностями обслуживаемых несовершеннолетних лиц – здоровые и больные дети, дети-инвалиды.

В зависимости от организации социального обслуживания детей можно выделить:

♦ традиционную форму предоставления социального обслуживания детей в социальных учреждениях, специально созданных для этих целей;

♦ семейную форму осуществления социального обслуживания отдельных категорий детей.

В свою очередь в зависимости от названных форм организации можно выделить предоставляемые детям социальные услуги.

Во-первых, это социальное обслуживание детей дошкольного возраста в детских дошкольных учреждениях (детские ясли, детский сад, ясли-сад, детский центр и пр.). Наиболее распространенный тип – детский сад с дневным пребыванием и обслуживанием в нем ребенка в рабочие дни недели. Есть также детские сады круглосуточного недельного пребывания. В детском саду ребенок получает необходимое питание и соответствующее социальное обслуживание. До 1 января 2005 г. существовал предельный размер платы, взыскиваемой с родителей, ребенок которых находится в детском саду, составлявший 20 %, а с родителей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, – не более 10 % затрат на содержание ребенка. Родители детей, у которых (по заключению медицинского учреждения) выявлены недостатки в физическом или психическом развитии, а также детей, находящихся в туберкулезных дошкольных детских учреждениях, полностью освобождались от платы за содержание детей [227] . Начиная с 1 января 2005 г. в соответствии с Законом о монетизации вопросы установления размеры оплаты за содержание детей в детских дошкольных учреждениях решают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

С таким решением федеральных органов исполнительной власти трудно согласиться по многим причинам. Назовем лишь некоторые из них: демографический кризис в стране; бедность подавляющей части населения и особенно семей с детьми; разное социально-экономическое развитие регионов и наличие среди них дотационных и пр. Полагаем, что в таких условиях социальное обслуживание детей должно являться федеральной гарантией и в юридическом, и в экономическом смысле. При этом отметим, что на этот счет 15 мая 2006 г. Конституционный Суд Российской Федерации принял постановление № 5-П. В нем отмечается, в частности, что «…пропорции в распределении расходов на содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях между родителями и муниципальными образованиями, определенные федеральными нормами, действовавшими до 1 января 2005 г., а также объем бюджетного финансирования, обеспечивавшего реализацию этих норм по состоянию на 31 декабря 2004 г., предполагают обязанность Российской Федерации и субъектов Российской Федерации оказывать финансовую помощь муниципальным образованиям в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств по содержанию детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях». Однако наличие данного акта в принципиальном плане не решает вопросов гарантированного финансирования системы детских дошкольных учреждений.

Во-вторых, речь идет о социальном обслуживании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Оно осуществляется в детских домах; детских домах-школах, школах-интернатах; санаторных детских домах (организованных для детей, нуждающихся в длительном лечении); специальных детских домах, школах-интернатах (создаваемых для детей с отклонениями в развитии).

Содержание и обучение воспитанников во всех таких учреждениях осуществляется на основе полного государственного обеспечения. В эти учреждения принимаются дети-сироты; дети, лишившиеся родителей по решению суда, а также дети, местонахождение родителей которых не установлено.

В учреждения могут приниматься временно дети одиноких матерей (отцов), дети безработных граждан, беженцев, вынужденных переселенцев, а также дети из семей, пострадавших в результате стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства (на срок не более года).

Дети членов одной семьи или дети, состоящие в родственных отношениях, направляются в одно учреждение, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам их воспитание и обучение должны осуществляться раздельно.

В-третьих, существует социальное обслуживание детей в приемной семье [228] .

Граждане (супруги), взявшие на воспитание ребенка (детей), считаются приемными родителями, ребенок, переданный им на воспитание, – приемным ребенком, а семья, где воспитывается ребенок, – приемной семьей.

Приемная семья образуется на основании договора между органом опеки и попечительства и приемными родителями. Между приемными родителями и приемными детьми не возникают алиментные и наследственные отношения.

Приемными родителями могут быть совершеннолетние граждане, за исключением тех из них, которые признаны судом недееспособными или ограниченно дееспособными, лишены судом родительских прав или ограничены в этих правах, и некоторые другие.

На воспитание в приемную семью передаются дети, оставшиеся без попечения родителей. К ним относятся дети-сироты, дети, родители которых неизвестны, лишены судом родительских прав либо ограничены в таких правах, признаны судом недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены, не могут по состоянию здоровья лично осуществлять их воспитание и содержание, находятся в лечебно-профилактических и некоторых других учреждениях социального назначения.

Дети, находящиеся в родстве между собой, передаются обычно в одну приемную семью, кроме случаев медицинских показаний или других причин, исключающих их совместное воспитание.

Договор о передаче ребенка возмездный. На содержание каждого приемного ребенка выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, белья, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр и т. д. Размер денежных средств, необходимых для содержания приемного ребенка (детей), периодически пересчитывается.

Труд приемных родителей оплачивается. Размер оплаты труда зависит от числа взятых на воспитание детей и определяется решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Если гражданин вначале был назначен опекуном несовершеннолетнего ребенка, то существует возможность заключения этим же гражданином договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью. Для этого нужно одновременно прекратить опеку над ребенком и заключить договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью [229] .

В последние годы в регионах страны получили свое развитие новые формы организации и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, – патронат (передача ребенка на воспитание во временно замещающую семью); социальный патронат; зачисление детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в воинские части в качестве воспитанников; семейные воспитательные группы. Это так называемые временно замещающие семьи, которые могут рассматриваться как альтернативная возможность обретения семьи.

Среди существующих форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [230] , в современных условиях приемная семья является предпочтительной формой устройства детей в семью. В ней учитываются в большей степени индивидуальные особенности и потребности ребенка.

В рамках временно замещающей семьи у ребенка появляется возможность формирования грамотных представлений о семейных ролях, традициях, взаимосвязях; у него накапливается позитивный опыт; он восполняет недостающий опыт семейной жизни и т. д.

Социальное обслуживание детей.

Самостоятельным видом социального обслуживания граждан является содержание детей в детских учреждениях. В современных условиях жизни нашего общества очень остро стоит проблема реального обеспечения прав детей во всех сферах их жизнедеятельности, в связи с чем в последние годы принят целый ряд специальных нормативных актов.

Федерации до 2000 г. (национальный план действий в интересах детей). В них наряду с общими мерами по решению приоритетных задач жизнеобеспечения детей предусматриваются специальные меры по улучшению положения детей, находящихся в особо трудных условиях, к которым относятся прежде всего дети-сироты и бездомные дети, дети-инвалиды, дети-беженцы. Количество детей этих категорий весьма значительно. В целях обеспечения полноценной реабилитации Основные направления определили в качестве первоочередных задач защиту прав и интересов детей, оказавшихся в особо трудных обстоятельствах; ослабление негативных последствий сиротства; оказание незамедлительной помощи детям в экстремальных ситуациях. Предусмотрены также меры по развитию сети социальных приютов для детей, попавших в трудные жизненные ситуации, разукрупнение государственных учреждений для детей-сирот и создание в них условий проживания, приближенных к семейным. Федеральный закон РФ « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 9 июля 1998 г. в числе основных направлений обеспечения прав ребенка в РФ определяет: содействие ребенку в реализации и защите его прав и денежных интересов со стороны государственных органов, родителей ребенка, педагогических, медицинских социальных работников и специалистов, которые в соответствии с законом несут ответственность по его воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите. Государство устанавливает государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизнедеятельности, включающие в себя минимальный объем социальных услуг по: образованию и профессиональному обучению, медицинскому обслуживанию профессиональной ориентации, обеспечению питанием (в соответствии с минимальными нормами), социальному обслуживанию, социальной защите, обеспечению прав на жилище, социальной адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Впервые на законодательном уровне определены конкретные органы, призванные обеспечить реализацию защиты прав ребенка.

Читать еще:  Справка о состоянии расчетов с пенсионным фондом

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. утверждено Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в котором предусмотрены следующие виды образовательных учреждений для детей:

· школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

· санаторный детский дом для детей-сирот, нуждающихся в длительном лечении;

· специальный ( коррекционный) детский дом для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;

· специальная ( коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.

Учредителями государственного учреждения могут быть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Учредителями муниципального учреждения являются органы местного самоуправления.

В соответствии с Типовым положением в образовательные учреждения принимаются: дети-сироты; дети, отобранные у родителей по решению суда; дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей которых не установлено. Временно, на срок не более одного года, могут приниматься дети одиноких матерей ( отцов), дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев и дети из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства.

Администрация учреждения имеет право в исключительных случаях разрешить временно ( до одного года) бесплатно проживать и питаться в учреждении своим выпускникам до их трудоустройства или дальнейшего обучения. Характерно, что кроме бесплатного содержания, обеспечения, социального обслуживания такие учреждения обеспечивают детям возможность посещать любые учреждения для дополнительного образования — музыкальные, художественные и спортивные школы, клубы, секции, кружки, студии и т. д.

Для осуществления профилактической работы по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних, оказания помощи по ликвидации трудной жизненной ситуации в семье, предоставления несовершеннолетним временного проживания до определения наиболее оптимальных форм его жизнеустройства создаются специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и др.).

Примерное положение о таком учреждении утверждено постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. № 10921.

В специальные учреждения принимаются несовершеннолетние лица: оставшиеся без попечения родителей; нуждающиеся в социальной реабилитации и экстренной медико-социальной помощи; испытывающие трудности в общении с родителями, сверстниками, педагогами и другими лицами; подвергшиеся физическому или психологическому насилию; отказавшиеся жить в семье или учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Специальные учреждения оказывают следующие услуги:

· предоставляют временное проживание несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в помощи государства;

· оказывают первую доврачебную помощь и проведение санитарной обработки;

· оказывают комплексную медико-социальную помощь и содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних в интернатное учреждение, семью и т.д.;

· выявляют и анализируют причины, обусловившие социальную дезадаптацию несовершеннолетних;

· разрабатывают и реализуют программы социальной реабилитации несовершеннолетних, включающие комплекс мероприятий, направленных на вывод их из трудной жизненной ситуации.

В необходимых случаях несовершеннолетние обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, другими предметами вещевого довольствия и медикаментами. Срок пребывания несовершеннолетних, формы и порядок работы с ними определяются самим учреждением. Государство оказывает всемерную поддержку приемным семьям как одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Статус и материальное попечение таких семей закреплены в Положении « О приемной семье», утвержденном постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 8292.

На воспитание в приемную семью передаются дети, оставшиеся без попечения родителей: сироты; дети, родители которых неизвестны; родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены; родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их содержание и воспитание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящихся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.

Ребенок ( дети), переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности) и другие социальные выплаты и компенсации, которые перечисляются в соответствии с законодательством Российской Федерации на счета, открываемые на имя ребенка (детей) в банковском учреждении.

За ребенком (детьми) сохраняется также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением; при отсутствии жилого помещения он имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Органы опеки и попечительства по месту нахождения имущества ( в том числе жилого помещения) ребенка ( детей) обеспечивают контроль за его использованием и сохранностью.

Ребенок (дети) в приемной семье имеет право на поддержание личных контактов с кровными родителями, родственниками, если это не противоречит интересам ребенка (детей), его нормальному развитию, воспитанию. Контакты родителей с ребенком (детьми) допускаются с согласия приемных родителей. В спорных случаях порядок общения между ребенком ( детьми), его родителями, родственниками и приемными

родителями определяется органами опеки и попечительства.

На содержание каждого приемного ребенка ( детей) приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг и предоставляются льготы, установленные законодательством Российской

Федерации для воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На ребенка (детей), передаваемого на воспитание в приемную семью на один год и более, выделяются средства на приобретение мебели.

Органы местного самоуправления исходя из установленных норм материального обеспечения выделяют на приемного ребенка (детей) денежные средства по фактически сложившимся ценам в данном регионе, а также производят оплату отопления, освещения, текущего ремонта жилья, приобретения мебели и услуг бытового обслуживания. Размер денежных средств, необходимых для содержания приемного ребенка (детей), пересчитывается ежеквартально с учетом изменения цен на товары и услуги.

При передаче ребенка ( детей) на воспитание в приемную семью на срок до достижения им совершеннолетия приемным родителям выплачиваются денежные средства до достижения ребенком (детьми) возраста 18 лет.

Размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливаются законами Российской Федерации.

Приемные родители ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка ( детей). Сведения об израсходованных средствах представляются ежегодно в орган опеки и попечительства.

Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.

Для приобретения продуктов питания приемная семья прикрепляется органом местного самоуправления непосредственно к базам, магазинам, снабжающим образовательные учреждения. Приемная семья пользуется преимущественным правом на получение путевок для детей, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха, санатории для совместного отдыха и лечения приемных родителей с детьми.

Вопросы материального и жилищного обеспечения, не обусловленные Положением, рассматриваются и решаются органами местного самоуправления.

Существенные льготы предусмотрены законодательством для детей из многодетных семей. Указом Президента РФ « О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 5 мая 1992 г. установлены льготы по оплате коммунальных услуг, право на бесплатный проезд на внутригородском транспорте для учащихся

общеобразовательных школ из многодетных семей. На весь период обучения детей в общеобразовательной школе они получают бесплатное питание, обеспечиваются школьной формой (или одеждой, ее заменяющей), а также спортивной формой и др. В настоящее время осуществляется и адресная поддержка семей с детьми в рамках

территориальных программ защиты населения и специальных программ поддержки семьи и детей. В некоторых регионах началось развитие новых видов социальных услуг, в том числе предоставление консультативно-психологической помощи семье и детям.

К указанному виду социальной услуги относится также содержание детей, имеющих родителей, в детских дошкольных и школьных учреждениях.

В соответствии с постановлением Верховного Совета РФ «Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях» от 6 марта 1992 г. размер платы, взимаемой с родителей за содержание детей в дошкольных учреждениях, не может превышать 20% стоимости содержания ребенка в этом учреждении, а с родителей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, — не более 10% таких затрат.

Если ребенок имеет психические или физические недостатки либо находится в туберкулезном дошкольном учреждении, то его родители полностью освобождаются от платы за содержание ребенка в детском дошкольном учреждении.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector