Роль и значение машиностроения рисунок. Каково значение машиностроения? Значение машиностроения для экономики России

Конспект урока «роль, значение и проблемы развития машиностроения». Значение машиностроительного комплекса в экономике страны

Сущность, структура и характерные особенности машиностроительной отрасли в России.

1. Сущность, структура и характерные особенности машиностроительной отрасли в России…………………………………………………………. 4

1.1. Значение машиностроения в отраслевой структуре промышленности…………………………………………………………. 4

1.2. Факторы отраслевой структуры, специализации и формы организации машиностроительного производства………………………8

1.3. Динамика пропорций и тенденции совершенствования отраслевой структуры…………………………………………………….19

2. Управление формами общественной организации и размещением предприятий……………………………………………………………….29

2.1. Сущность, формы и показатели концентрации производства…..29

2.2. Централизация, децентрализация и делегирование полномочий в управлении………………………………………………………………. 33

2.3. Департаментизация и кооперация………………………………. 39

2.4. Централизация и децентрализация………………………………..48

2.5. Дифференциация и интеграция……………………………………51

2.6. Экономическая эффективность концентрации производства в промышленности……………………………………………………….. 56

2.7. Оптимальные размеры предприятий и размещение отраслей промышленности………………………………………………………….62

2.8. Показатели эффективности размещения предприятий машиностроительной отрасли…………………………………………. 71

3. Функционирование машиностроительной отрасли и ее субъектов в рыночной экономике…………………………………….………………..74

3.1. Классификация продукции машиностроительной отрасли…………………………………………………………………….74

3.2. Количественная оценка конкурентоспособности машиностроительной продукции………………………………………..82

3.3. Рыночная конъюнктура и конкурентоспособность продукции…90

4. Отрасль, фирма, предприятие в различных типах конкурентной среды……………………………………………………………………….92

4.1. Совершенная конкуренция………………………………………. 92

4.2. Монополистическая конкуренция и эффективность фирмы……94

4.3. Поведение фирмы на олигополистическом рынке……………..103

4.4. Ценовая дискриминация…………………………………….……115

4.5. Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта………………………………………………………………….121

4.6. Показатели монопольной власти…………………………. ……128

5. Организационно – производственные основы выпуска продукции…132

5.1. Основные организационно – правовые формы предприятий….132

5.2. Производственная структура предприятий машиностроительной отрасли..………………………………………………………………….140

5.3. Структура и организация производственного цикла………..….146

5.4. Организация поточных и автоматизированных методов производства……………………………………………..………………152

6. Тенденции и перспективы развития машиностроительной отрасли. 159

6.1. Научно-технические перспективы развития машиностроения..159

6.2. Планирование технического развития предприятий в отрасли..163

6.3. Инновационная и инвестиционная политика…………….……..167

6.4. Совершенствование системы оплаты труда как фактора социальной стабильности……………………………………………….174

6.5. Промышленная политика – инструмент перехода к экономическому росту…………………………………………………..179

Список использованных источников……………………………………. 189

За последние годы в России проделана огромная работа по перестройке всей политической и экономической жизни, осу­ществлению радикальной реформы хозяйственного механизма. К сожалению, непродуманность осуществления этой реформы привела экономику страны к затяжному кризису. Этот кризис затянулся на долгих девять лет и лишь начиная с 1999 года ситуация стала меняться в лучшую сторону. ВВП страны в 1999 г. вырос на 5,4 %, в 2000 г. — на 9, в 2001 г. — на 5, в 2002 г. — на 4,3 %, т.е. за четыре последних года ВВП увели­чился примерно на 1/4. Если к этому прибавить прирост около 6 % в 2003 г., то за 1999-2003 гг. ВВП страны должен возрасти примерно на 32 %. Но даже с учетом его роста к концу 2003 г. мы достигли лишь 70% уровня ВВП 1990 г.

Достигнутые в течение последних пяти лет успехи в экономическом развитии позволили отодвинуть нашу страну от края, на котором мы оказались в результате беспрецедентного для мир­ных лет российской истории падения производства в 90-е гг.

Машиностроение по праву считается ведущей отраслью про­мышленности страны. Именно ее развитие отражает уровень научно-технического потенциала и обороноспособности России. Машиностроение определяет перспективы индустрии в мире в целом. В развитых странах на долю этой отрасли приходится более 1/3 общего объема промышленной продукции: в Японии — 50 % , в Германии — 48, в Швеции — 42, в США — 40, во Фран­ции — 38, в Великобритании — 36 %. Машиностроительный ком­плекс России производит лишь около 21 % промышленной про­дукции. Машиностроительный комплекс (МК), включающий в себя соответственно машиностроение и металлообработку, ремон­тное производство, а также малую металлургию, является мате­риальной базой технического перевооружения. От него в реша­ющей степени зависит производительность общественного тру­да, научно-технический прогресс, материальное благосостояние народа. Предприятия этой отрасли очень тесно связаны между собой и с производственными мощностями всех других отрас­лей хозяйства. Главная задача машиностроения — обеспечение всех отраслей народного хозяйства высокоэффективными маши­нами и оборудованием; резкое повышение технического уровня, качества и конкурентоспособности продукции на внешнем рын­ке и достижение в этой области передовых научно-технических позиций в мире; быстрый переход на производство новых поко­лений машин и механизмов, способных обеспечить многократ­ный рост производительности труда и внедрение прогрессивных технологий, в первую очередь энерго- и ресурсосберегающих; подъем уровня механизации и автоматизации всех стадий про­изводственной разработки образцов до массового выпуска гото­вых изделий.

Актуальны также углубление специализации и расширение кооперирования производства; развитие предприятий сборочного и механосборочного типов, специализированных заводов по изготовлению деталей, агрегатов, заготовок отраслевого и ме­жотраслевого назначения; ускорение обновления основных про­изводственных фондов; повышение эффективности использова­ния действующих и значительное сокращение сроков создания и освоения вводимых производственных мощностей

Большинство задач, поставленных жизнью пе­ред этим стержневым, структурообразующим сектором эконо­мики, не было выполнено. Как и в других отраслях, в МК в 1990-2002 г. произошел значительный спад производства боль­шинства видов станков, электромашин, электродвигателей, ав­томобилей, автобусов, сельскохозяйственной техники, оборудо­вания для легкой и пищевой промышленности, медтехники, запчастей к машиностроительной продукции. По оценкам Гос­комстата России, сокращение физических объемов машиностро­ительной продукции в 2002 г. по сравнению с 1990 г. составило 43 %.

Среди основных причин падения научно-технического уровня продукции машиностроения:

Отказ от государственной поддержки передового производства в рамках соответствующих программ, снятие государствен­ных дотаций;

Сокращение госзаказов на эти виды оборудования. Сейчас за­метно снижение и до этого невысокой доли экспорта машин и оборудования (в 80-е годы экспортировалось только 3 % из­делий машиностроения, да и то по демпинговым ценам, чаще всего в страны третьего мира).

Все это говорит о чрезвычайно низком научно-техническом уровне нашего машиностроения.

В 1997-2002 гг. осуществлялось:

Расширение производства современного технологического обо­рудования, в первую очередь для отраслей ТЭК и обрабатыва­ющих отраслей;

Совершенствование структуры выпуска автомобилей;

Читать еще:  Перечень федеральных дорог общего пользования. Автомобильные дороги федерального значения России это

Развитие производства конкурентоспособного оборудования и инструментов;

Расширение ассортимента транспортных средств, строитель­но-дорожных машин, сельскохозяйственной техники;

Снижение издержек во всех отраслях машиностроительного производства.

В результате реализации этих мероприятий правительством, произошла стабилизация производства в 2000 г. и начало роста по целому ряду видов продукции.

Один из основных путей решения многих проблем машино­строения — это развитие внутреннего рынка машиностроитель­ной продукции. Особенность российского производственного сектора состоит в том, что в нем доминируют естественные монополии или оли­гополии, в основном сырьевой направленности, которые являют­ся одновременно и финансовыми монополистами в силу разви­того у них экспортного потенциала. Без их заказов машиностроение России не может развиваться нужными темпами.

Основными направлениями технологической модернизации предприятий машиностроительного комплекса на ближайшее время будут:

Развитие новых технологий, в первую очередь, энерго- и ре­сурсосберегающих, способствующих повышению конкурен­тоспособности машин и оборудования;

Приведение структуры производства в соответствие с требова­ниями рынков;

Формирование крупных структурообразующих объединений, холдингов и корпораций, имеющих повышенную финансо­вую устойчивость и способных к саморазвитию;

Увеличение темпов обновления и ввода новых основных фон­дов на устойчиво работающих предприятиях;

Создание федеральных научных центров высоких технологий, объединяющих вокруг себя научные, производственные и финансовые организации для образования самоподдерживающихся и саморазвивающихся корпоративных систем.

Ниже (таблица 1) представлены некоторые результаты ра­боты машиностроения и металлообработки.

Основные показатели работы машиностроения и металлообработки

Роль и значение машиностроения в рыночной экономике России

Тема 1.1. Основные сведения по технологии машиностроения

ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ

МДК 03.01. РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Машиностроение представляет собой комплекс отраслей промышленности, изготавливающих средства производства, транспорта, а также предметы потребления и оборонную продукцию. В машиностроительный комплекс входит 7,5 тыс. предприятий. Из них 92% акционированы, основная доля госсобственности сконцентрирована в научных и проектных организациях. Машиностроение является ведущей базовой отраслью экономики и ее главным системообразующим элементом, определяющим состояние производственного потенциала и обороноспособности государства, устойчивое функционирование всех отраслей промышленности и наполнение потребительского рынка.
В структуре машиностроения насчитывается 19 крупных комплексов, 9 отраслей и более 100 специализированных подотраслей и производств. К комплексным отраслям, сходным по технологическим процессам и используемому сырью, относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительная и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и др.
Доля машиностроения в промышленном производстве одна из самых больших — 19,5%, однако это в полтора-два раза ниже, чем в экономически развитых странах, где она составляет 35-50%.
Доля машиностроения в общем объеме валового внутреннего продукта (ВВП) составляет 18%, что в два раза ниже, чем в странах Европейского Союза (ЕС). При этом наблюдается слабая динамика развития отрасли. Объемы производства в машиностроении за последние четыре года увеличились в 1,5 раза, однако основной рост (порядка 20%) пришелся на 1999-2000 годы, что было связано со слабым рублем в результате кризиса 1998 года. После того, как позиции рубля укрепились, темпы роста в машиностроении стали в два раза ниже, чем в других секторах экономики.
Наиболее перспективной областью машиностроения в Минпромнауки считают автомобилестроение, концепция развития которого одобрена правительством в июле 2002 года.
Следующим по потенциальным возможностям рынком считается энергетическое и транспортное машиностроение, а также машиностроение для газовой и нефтяной промышленности.
В наиболее критическом состоянии сегодня находится станкостроение.
Объемы производства в тракторном и сельскохозяйственном машиностроении также демонстрируют устойчивую тенденцию снижения объемов производства.
Переход к рыночной экономике наиболее тяжело и болезненно сказался на машиностроительном комплексе, что было обусловлено отсутствием системного подхода к реформированию отрасли на макроуровне, грубым несоответствием между целями проводимых реформ и ее ресурсными возможностями. Отрасль не была объективно подготовлена к необоснованно высоким темпам реструктуризации, ее производственный потенциал не соответствовал структуре спроса, программа конверсии проводилась без учета реальных возможностей переориентации предприятий машиностроения на новый потребительский рынок, новую систему платежных отношений и положения России в мировом хозяйстве. Резко сократился экспорт машиностроительной (прежде всего военно-технической) продукции в страны третьего мира, а всеобщая либерализация импорта вызвала резкое снижение финансовых поступлений в отрасль, ослабление ее научно-технической базы, сокращение возможностей по модернизации основных фондов предприятий и выпуску наукоемкой продукции, потерю высококвалифицированных кадров и их воспроизводства.
В результате непродуманной экономической политики, приведшей к катастрофическому несоответствию скоропалительно проведенных рыночных реформ реальным результатам и, по существу, деиндустриализации страны, объемы производства машиностроительной продукции за период 1992-2002 годы сократилась в 2,5 раза, причем удельный вес машиностроения в общем объеме промышленного производства сократился с 20,5 до 18,6%. Для сравнения, аналогичный показатель в Японии достигает почти 50%, в Германии 48%, в Швеции 42% в США 40%, во Франции 38%, в Китае 25%, а в бывшем СССР он достигал 30-40% от ВВП.
Произошло резкое сокращение использования производственных мощностей, обострилась проблема технологической структуры производства, в основе которой лежит замещение устаревших технологий и основных фондов современными. Соответственно, с каждым годом нарастают процессы деградации производственного потенциала: степень износа основных фондов составляет более 50%, в том числе по машинам и оборудованию — около 72% (при ежегодном увеличении на 1,5-2%), а удельный вес производств, соответствующих пятому технологическому укладу (возникшему в развитых странах в 90-е годы), составляет лишь 8%.
Нарастает процесс неуклонного старения и ухудшения качественного состава, инженерных и производственных кадров (средний возраст инженеров на предприятиях Урала составляет 50-60 лет), что в значительной мере предопределяется низким уровнем заработной платы и отсутствием необходимого комплекса социальных мероприятий, и вместе с тем потерей престижности машиностроительных отраслей для молодежи. В результате резко снижается квалификация, теряется преемственность поколений.
Роль и значение каждой страны в мировой экономике определяются степенью овладения передовыми технологиями. Для России, как одной из наиболее ресурсоемких стран мира, про­блема разработки и внедрения передовых технологий имеет первостепенное значение.
Разработанная в середине 90-х годов прошлого века программа «Национальная технологическая база» предусматривала три ключевых элемента: дальнейшее развитие технологий, где мы традиционно сильны; поддержание надлежащего уровня там, где отставания нет; и, по крайней мере, сохранение на существующем уровне технологий, в которых мы отстаем, но без которых нельзя обойтись. Но с 1997 года финансирование данной программы практически прекратилось, что ведет к устойчивому отставанию России от индустриально развитых стран, которое по ряду высоких технологий уже достигает десять и более лет. В настоящее время объем мирового рынка наукоемкой продукции составляет 2,2 трлн. долл., а доля России в нем 0,3%; по прогнозам, при условии реализации мероприятий по структурной перестройке экономики, эта доля может составить к 2010 г. 4,4%, достигнув 94-98 млрд. долларов.
Стратегия структурного реформирования машиностроительной отрасли связана с решением многочисленных актуальных вопросов органи­зационного и правового характера. Среди них важную роль призвано сыграть создание интегрированных структур, предусматривающих, в частности, оптимальный баланс, устойчивое развитие и воспроизводство научно-конструкторского и производственного потенциалов и направление государственных инвестиций на объекты реформируемой структуры. Это позволит проводить на современном уровне прикладные наукоемкие высокотехнологичные исследования и разработки в условиях существующих ограничений бюджетных средств в сочетании с развитием фундаментальных научных исследований как основы создания инновационных технологий и новейших принципов.

Читать еще:  Проверить скорость еты. Максимальная скорость модема Yota. Влияние оказывается факторами

Роль машиностроения в развитии экономики России

Министерство образования и науки Российской Федерации.

Казанский национальный исследовательский технологический университет им. А.Н.Туполева.

Выполнил: студент Краснов Илья

Проверил: доцент кафедры ТМП:

Иванова Вера Николаевна.

Содержание

1. Роль машиностроения в развитии экономики России

2. Экспортные возможности российского машиностроения

2.1. Энергетическое машиностроение

2.2. Автомобильная промышленность

2.3. Железнодорожное машиностроение

Введение

Машиностроение как отрасль существует более двухсот лет. По числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции оно занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности. Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны. Машиностроение определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности мира, обеспечивает машинами и оборудованием все отрасли экономики, производит разнообразные предметы потребления.

Машинотехническая продукция является третьей статьей российского экспорта (после топливно-энергетических товаров и металлов). По объему экспорта продукции машиностроения и ее экспортной доле Россия сильно уступает не только промышленно развитым странам, но и многим развивающимся, причем не только новым индустриальным.

Роль машиностроения в развитии экономики России

Машиностроение представляет собой комплекс отраслей промышленности, изготавливающих средства производства, транспорта, а также предметы потребления и оборонную продукцию. В машиностроительный комплекс входит 7,5 тыс. предприятий. Из них 92% акционированы, основная доля госсобственности сконцентрирована в научных и проектных организациях. Машиностроение является ведущей базовой отраслью экономики и ее главным системообразующим элементом, определяющим состояние производственного потенциала и обороноспособности государства, устойчивое функционирование всех отраслей промышленности и наполнение потребительского рынка.

В структуре машиностроения насчитывается 19 крупных комплексов 9 отраслей и более 100 специализированных подотраслей и производств. К комплексным отраслям, сходным по технологическим процессам и используемому сырью, относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительная и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и др. [2]

Доля машиностроения в промышленном производстве одна из самых больших — 19,5%, однако это в полтора-два раза ниже, чем в экономически развитых странах, где она составляет 35-50%.

Доля машиностроения в общем объеме валового внутреннего продукта (ВВП) составляет 18%, что в два раза ниже, чем в странах Европейского Союза (ЕС). При этом наблюдается слабая динамика развития отрасли. Объемы производства в машиностроении за последние четыре года увеличились в 1,5 раза, однако основной рост (порядка 20%) пришелся на 1999-2000 годы, что было связано со слабым рублем в результате кризиса 1998 года. После того, как позиции рубля укрепились, темпы роста в машиностроении стали в два раза ниже, чем в других секторах экономики.

Наиболее перспективной областью машиностроения в Минпромнауки считают автомобилестроение, концепция развития которого одобрена правительством в июле 2002 года.

Следующим по потенциальным возможностям рынком считается энергетическое и транспортное машиностроение, а также машиностроение для газовой и нефтяной промышленности.

В наиболее критическом состоянии сегодня находится станкостроение.

Объемы производства в тракторном и сельскохозяйственном машиностроении также демонстрируют устойчивую тенденцию снижения объемов производства.

Переход к рыночной экономике наиболее тяжело и болезненно сказался на машиностроительном комплексе, что было обусловлено отсутствием системного подхода к реформированию отрасли на макроуровне, грубым несоответствием между целями проводимых реформ и ее ресурсными возможностями. Отрасль не была объективно подготовлена к необоснованно высоким темпам реструктуризации, ее производственный потенциал не соответствовал структуре спроса, программа конверсии проводилась без учета реальных возможностей переориентации предприятий машиностроения на новый потребительский рынок, новую систему платежных отношений и положения России в мировом хозяйстве. Резко сократился экспорт машиностроительной (прежде всего военно-технической) продукции в страны третьего мира, а всеобщая либерализация импорта вызвала резкое снижение финансовых поступлений в отрасль, ослабление ее научно-технической базы, сокращение возможностей по модернизации основных фондов предприятий и выпуску наукоемкой продукции, потерю высококвалифицированных кадров и их воспроизводства.

В результате непродуманной экономической политики, приведшей к катастрофическому несоответствию скоропалительно проведенных рыночных реформ реальным результатам и, по существу, деиндустриализации страны, объемы производства машиностроительной продукции за период 1992-2002 годы сократилась в 2,5 раза, причем удельный вес машиностроения в общем объеме промышленного производства сократился с 20,5 до 18,6%. Для сравнения, аналогичный показатель в Японии достигает почти 50%, в Германии 48%, в Швеции 42% в США 40%, во Франции 38%, в Китае 25%, а в бывшем СССР он достигал 30-40% от ВВП.

Произошло резкое сокращение использования производственных мощностей, обострилась проблема технологической структуры производства, в основе которой лежит замещение устаревших технологий и основных фондов современными. Соответственно, с каждым годом нарастают процессы деградации производственного потенциала: степень износа основных фондов составляет более 50%, в том числе по машинам и оборудованию — около 72% (при ежегодном увеличении на 1,5-2%), а удельный вес производств, соответствующих пятому технологическому укладу (возникшему в развитых странах в 90-е годы), составляет лишь 8%.

Нарастает процесс неуклонного старения и ухудшения качественного состава, инженерных и производственных кадров (средний возраст инженеров на предприятиях Урала составляет 50-60 лет), что в значительной мере предопределяется низким уровнем заработной платы и отсутствием необходимого комплекса социальных мероприятий, и вместе с тем потерей престижности машиностроительных отраслей для молодежи. В результате резко снижается квалификация, теряется преемственность поколений.

Читать еще:  Производственная инструкция для старшего аппаратчика лаборанта химводоочистки. Обязанности и функции аппаратчика химводоочистки. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

Роль и значение каждой страны в мировой экономике определяются степенью овладения передовыми технологиями. Для России, как одной из наиболее ресурсоемких стран мира, про­блема разработки и внедрения передовых технологий имеет первостепенное значение.

Разработанная в середине 90-х годов прошлого века программа «Национальная технологическая база» предусматривала три ключевых элемента: дальнейшее развитие технологий, где мы традиционно сильны; поддержание надлежащего уровня там, где отставания нет; и, по крайней мере, сохранение на существующем уровне технологий, в которых мы отстаем, но без которых нельзя обойтись. Но с 1997 года финансирование данной программы практически прекратилось, что ведет к устойчивому отставанию России от индустриально развитых стран, которое по ряду высоких технологий уже достигает десять и более лет. В настоящее время объем мирового рынка наукоемкой продукции составляет 2,2 трлн. долл., а доля России в нем 0,3%; по прогнозам, при условии реализации мероприятий по структурной перестройке экономики, эта доля может составить к 2010 г. 4,4%, достигнув 94-98 млрд. долларов.

Стратегия структурного реформирования машиностроительной отрасли связана с решением многочисленных актуальных вопросов органи­зационного и правового характера. Среди них важную роль призвано сыграть создание интегрированных структур, предусматривающих, в частности, оптимальный баланс, устойчивое развитие и воспроизводство научно-конструкторского и производственного потенциалов и направление государственных инвестиций на объекты реформируемой структуры. Это позволит проводить на современном уровне прикладные наукоемкие высокотехнологичные исследования и разработки в условиях существующих ограничений бюджетных средств в сочетании с развитием фундаментальных научных исследований как основы создания инновационных технологий и новейших принципов. [4]

Значение отрасли машиностроения

В настоящее время значение отрасли машиностроения в экономике любого государства трудно переоценить – вывод машиностроительной отрасли на современный уровень является залогом эффективной динамики различных направлений в экономике. Именно основанный на внедрении инноваций подход к развитию все новых технологий обуславливает и расширяет перспективы машиностроения. В свою очередь, процесс постоянного совершенствования машиностроения активизирует развитие станкостроительного сегмента, так как, наряду с другими видами высокотехнологичного производственного оборудования, парк современных металлорежущих станков обеспечивает рост производственного потенциала при выпуске все новых видов конкурентоспособной продукции.

Развитие машиностроения может считаться перспективным лишь тогда, когда данный процесс базируется на обширных теоретических знаниях, накопленном опыте, создании и внедрении инновационных технологий. Конструкторы, инженеры и менеджеры развитых в промышленно-экономическом отношении стран всегда уделяли самое пристальное внимание развитию станкостроительной сферы. Что вполне закономерно, поскольку от уровня развития машиностроения (и станкостроения в частности) напрямую зависят перспективы машиностроения, а значит, обеспечения различными машинами и оборудованием всех без исключения сфер экономики любого государства, считающего себя прогрессивным в техническом отношении.

Значение отрасли машиностроения и ее конструктивную роль определяет, прежде всего, тот непреложный факт, что оно является базовой отраслью экономики, находящейся в тесной неразрывной взаимосвязи с приоритетными сферами производственной деятельности. Машиностроение – основа развития промышленно-технологического потенциала, поскольку напрямую способствует удовлетворению потребностей рынка.

Машиностроение должно быть эффективным

Наращивание производственного потенциала машиностроительного сектора промышленности, способствующее ускорению всех этапов любого технологического процесса – одно из наиболее востребованных на сегодняшний день стратегически значимых направлений развития отечественной экономики. Благодаря неуклонному стремлению конструкторов и технологов совершенствовать средства производства и творчески взаимодействовать в ходе всего процесса их разработки удается многократно сократить временные интервалы в ходе выполнения производственных операций на протяжении всего технологического цикла. Это и является движущей силой повышения эффективности производства в целом.

Совершенствование современного станочного оборудования имеет своей целью сокращение трудозатрат и экономию времени, что благоприятно сказывается на конечной себестоимости выпускаемой продукции. Трудно переоценить также роль фактора повышения надежности станочной техники за счет ее оснащения новейшими измерительными и контролирующими устройствами, встроенными системами диагностирования. Создание гибких станочных модулей невозможно и без широкого применения роботов-манипуляторов, осуществляющих вспомогательные операции по установке заготовок и снятию готовых изделий, смене режущего инструмента, очистке рабочей зоны станка от стружки и т.д.

Создание станков с ЧПУ – приоритетный вектор станкостроения

В сфере станкостроения сегодня приоритетным вектором деятельности является создание станков с числовым программным управлением (ЧПУ). Наличие управляющих устройств на основе микропроцессоров преобразует такие станки в многофункциональные высокопроизводительные станочные модули, в которых высокий уровень автоматизации органично сочетается с гибкой универсальностью и способностью последовательно выполнять множество операций в рамках единого технологического цикла.

Инновационные высокоточные станки с ЧПУ способны обрабатывать широкую номенклатуру разнообразных заготовок, причем процесс обработки осуществляется в полностью автономном режиме, когда участие человека сводится к минимуму или вообще к нулю. Другими словами, современный парк станков с ЧПУ является базовой основой для совершенствования гибкой автоматизации производственного процесса, что в условиях мелкосерийного, среднесерийного и массового производства способствует качественному повышению уровня производительности труда.

Особенно эффективным является применение объединенных в гибкие производственные системы функциональных комплексов, в состав которых интегрированы действующие по управляемой компьютером единой программе станки, роботы-манипуляторы и средства контроля. Такая интеграция обуславливает возможность стремительного наращивания темпов крупносерийного многономенклатурного производства, увеличения его производительности при минимальных затратах и оперативного перехода к изготовлению новых, более совершенных образцов выпускаемых изделий.

Переход от бессистемного использования станков и другого технологического оборудования к созданию машинных систем в виде гибких производственных линий на базе программного компьютерного управления не просто повышает производительность труда, но и самым радикальным образом изменяет сам характер машиностроительного сектора. Это совершенно очевидно, поскольку гибкие производственные линии, на полностью автоматизированном производстве, обеспечивают значительную экономию времени при минимизации трудозатрат, что, в конечном счете, существенно снижает себестоимость выпускаемой продукции.

В свете вышеизложенного можно уверенно констатировать, что опережающие темпы развития машиностроения, обуславливающие возможность насыщения промышленного производства новейшими технологиями и техническими средствами, в конечном итоге являются главным источником и основным залогом повышения уровня благосостояния населения страны, ее дальнейшего экономического роста, инновационного развития.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector