Положения об отделе внутреннего аудита предприятия. Особенности проведения внутреннего аудита в организации. Функции службы внутреннего аудита

Как проводится внутренний аудит на предприятии

Внутренний аудит применяется в большинстве крупных компаний. Он нужен для предотвращения появления существенных недочетов. Проводится в соответствии с заданным алгоритмом.

Что собой представляет внутренний аудит

Внутренний аудит представляет собой проверку деятельности компании, которая проводится в интересах собственника. Процедура осуществляется на основании регламента, составленного самой фирмой. В процессе проверяются документы, проводится опрос сотрудников.

Основные задачи

Рассмотрим задачи внутреннего аудита фирмы:

  • Организация эффективной финансово-хозяйственной деятельности.
  • Налаживание продуктивного взаимодействия с контрагентами.
  • Предупреждение появления существенных нарушений.
  • Снижение количества убытков.
  • Обеспечение соответствия деятельности закону.
  • Проверка достоверности информации, изложенной в документах.

Внутренний аудит нужен, прежде всего, руководителю компании. Результаты проверки помогут оптимизировать производство.

Законодательная база

Работа специалистов, осуществляющих внутренний аудит, должна соответствовать международным (МСВА) и отечественным стандартам. Она регламентируется ФЗ №307 «О деятельности аудитора». Кроме того, проверка не должна противоречить этим нормам:

  • ФЗ №115 «О противодействии отмыванию преступных доходов» от 7 августа 2001 года.
  • ФЗ №273 «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года.

Стандарты внутреннего аудита должны также содержаться во внутренних документах компании.

Что проверяется в процессе внутреннего аудита

Проведение внутреннего аудита предполагает комплексный подход. То есть осуществляется проверка всех аспектов деятельности предприятия. В частности, это:

  • Ведение учета ОС, нематериальных активов, кассовых операций, финансовых итогов, капитала и прочего.
  • Операции по валютным, расчетным и прочим счетам, расчетам с контрагентами, страховыми компаниями.
  • Состояние ОС, документальное оформление средств, правильность начисления амортизации, исполнение плана ремонтных работ.

Аудитор также должен удостовериться в информационной безопасности. Проверяется обработка информации в компании, действующая информационная система, наличие коммерческих тайн. Специалист проводит аудит системы защиты сведений.

Разновидности внутреннего аудита

Существуют различные виды внутреннего аудита. Проверка подразделяется на типы в зависимости от задач, поставленных перед аудитором. Существуют следующие его разновидности:

  • Проверка системы управления.
  • Организационно-технический контроль.
  • Контрольный аудит основных направлений деятельности.
  • Проверка на соответствие работы внутренним и законодательным нормам.
  • Установление целесообразности деятельности должностных лиц.

Все рассматриваемые разновидности аудита обязательными не являются. Проводятся они по инициативе руководителя.

Документальное сопровождение аудита

В рамках проверки нужно обязательно составить ряд документов. В обратном случае аудит не будет правомерным.

Издание приказа об аудите

Проверка осуществляется на основании приказа руководителя. Этот документ устанавливает следующие аспекты работы:

  • Даты проведения проверки.
  • Сотрудники, которые будут заниматься аудитом.
  • Условия для проведения внутреннего аудита.
  • Контроль над работой аудитора.

В приказе должны содержаться четкие указания относительно начала аудита.

В рамках аудита проводится контроль множества сфер. Выполняется много операций, последовательность которых нужно соблюдать. Для соблюдения алгоритма рекомендуется составлять чек-лист. Он включает в себя список контрольных вопросов. Не существует законов, регламентирующих составление этого документа. Чек-лист заполняется в соответствии с пожеланиями руководителя. Он позволяет решить эти задачи:

  • Правильное планирование контрольного мероприятия, соответствующее закону.
  • Исполнение промежуточного и выборочного контроля деятельности аудитора.
  • Осуществление всех основных этапов процедуры.
  • Облегчение работы аудитора.
  • Возможность проведения комплексной и целостной процедуры.

Составлять чек-лист можно на основании положений ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года.

Этапы проведения внутреннего аудита

Внутренний аудит можно подразделить на три этапа:

  1. Подготовка. Включает в себя издание приказа, составление чек-листа.
  2. Рабочий. В рамках его проводится проверка документации на предмет соответствия нормам закона, опросы сотрудников и руководящего состава.
  3. Итоговый. Составляется заключение, в котором прописываются результаты процедуры.

Каждый из этих этапов имеет свое значение. К примеру, если не будет проведена адекватная подготовка, процедура в дальнейшем станет не такой эффективной.

Инструменты внутреннего аудита

Составляющие внутренней проверки зависят от нужд компании. К примеру, это могут быть следующие инструменты:

  • Проверка правильности составления смет, проектов и планов.
  • Анализ имеющихся заказов на поставку сырья.
  • Проверка исполнения договоров поставки.
  • Установление фактического списания материалов в производство.
  • Установление правильности расчетов, проверка отражения их итогов в учете себестоимости товаров.
  • Проверка счетов-фактур.
  • Проверка правомерности начисления амортизации.
  • Исполнение контроля за движением средств.
  • Своевременное отражение в бухучете всех хозяйственных операций.
  • Установление правильности расчетов с контрагентами.

Этот перечень может быть дополнен. Характер дополнений определяется спецификой деятельности компаний.

Аудиторы в ходе своей работы используют самые различные инструменты. К примеру, если проверяются счета-фактуры, актуален следующий порядок контроля:

  • Установление верности ведения книги продаж и покупок.
  • Анализ счетов-фактур на предмет наличия пропущенных номеров.
  • Контроль над внесением всех проводок в Главную книгу.
  • Проверка верности счетов покупателей.
  • Сверка сведений аналитического и синтетического учета.
  • Сверка дат выполняемых операций с датами, указанными в счетах-фактурах.

Проверка движения материальных ценностей проводится посредством инвентаризации. К этой процедуре нужно подготовиться. Подготовка включает в себя эти этапы:

  • Составление списка материалов, которые подлежат инвентаризации.
  • Формирование инвентаризационной комиссии.
  • Получение расписки о том, что все документы, касающиеся МПЗ, находятся в бухгалтерии.

Анализ верности начисления амортизации выполняется на основании документов. В перечень бумаг, подлежащих аудиту, входят инвентарные карточки. Аудитор также может проводить перерасчет.

Результаты внутреннего аудита

Результаты аудита фиксируются в отчете. В нем прописывается эта информация:

  • Перечень проверенных документов и областей деятельности.
  • Выявленные недочеты.
  • Рекомендации по исправлению недочетов.
  • Лицо, которое проводило аудит.

Отчеты об аудите должны быть сохранены. Они могут сравниваться между собой для того, чтобы проанализировать динамику деятельности компании. На основании отчетов производится работа по исправлению обнаруженных недочетов.

К СВЕДЕНИЮ! Не каждый сотрудник может участвовать в аудите. Желательно, чтобы у специалиста было соответствующее образование. Получить все необходимые знания можно на специализированных курсах.

Организация службы внутреннего аудита с нуля. Практический опыт

Автор: Велижанская Татьяна, руководитель службы внутреннего аудита АО «СТАТУС», член Ассоциации «Институт внутренних аудиторов»

В современных условиях все больше компаний принимают решение о формировании подразделений внутреннего аудита – это связано и с популяризацией функции, и возрастающими требованиями регулятора в части организации системы внутреннего контроля в соответствии с лучшими практиками и концепцией Трех линий защиты. В данной статье хотелось бы поделиться практическим опытом создания службы внутреннего аудита и обратить внимание на важные аспекты периода становления службы.

1. Регламентация деятельности внутреннего аудита

Очевидно, что при создании службы внутреннего аудита, первым делом, следует провести регламентацию её деятельности. Имеющиеся в открытом доступе документы и Международные основы профессиональной практики внутреннего аудита вполне достаточны для того, чтобы сформировать дееспособную регламентную базу с определением целей, полномочий, ответственности и подчинённости службы внутреннего аудита (далее СВА). Вопрос подотчетности СВА лучше зафиксировать в учредительных документах компании, в которых также должно быть определено, каким органом управления утверждается Положение о службе, которое будет являться основополагающим документом деятельности СВА.

Первое на что хотелось бы обратить внимание — это то, что при определении функций и задач СВА в Положении, следует, во-первых, четко понимать, как и какими ресурсами эти функции будут реализованы, а во-вторых – насколько они соответствуют целям и будут востребованы пользователями. К примеру, прописав функцию оценки эффективности системы внутреннего контроля по определенным направлениям деятельности, мы можем попасть в ситуацию, в которой берем на себя обязательства на постоянной основе оценивать систему внутреннего контроля по указанным направлениям деятельности. Может быть, нужна какая-то периодичность проведения оценки или она будет разовой при наступлении определённых обстоятельств? Поэтому, на мой взгляд, в Положении о СВА уместней описать верхнеуровневые задачи, такие как: оценка эффективности систем внутреннего контроля и управления рисками в целом, применение риск-ориентированного подхода при планировании. Также следует предусмотреть возможность внесения изменений в Положение на периодической основе в связи с меняющимся риск-профилем компании.

Читать еще:  Письмо партнерам об уходе из компании. Пожелание начальнику при уходе на пенсию

2. Планирование

Планирование работы на основе риск-ориентированного подхода 1 в соответствии со стандартами деятельности 2 должно основываться на формализованной оценке рисков. Риск-ориентированное планирование работы СВА в компании, в которой служба создается впервые, – это первый принятый вызов: требуется за очень короткий срок сформировать профессиональное суждение о состоянии системы внутреннего контроля, определить наличие проблем в бизнес-процессах. По сути, без вводных данных нужно оценить присущие риски и формализовать их. В нашем конкретном случае уровень зрелости контрольной среды оценивался СВА как низкий, в том числе и потому, что не все бизнес-процессы и процедуры внутреннего контроля были описаны, нормативная база требовала значительной переработки, оценка систем внутреннего контроля и управления рисками проводилась несистемно, информация о наличии рисков своевременно не доводилась до органов управления, мероприятия по их минимизации проводились не в полном объеме.

С чего-то надо было начинать. Учитывая то, что компания имеет разветвленную региональную сеть, использование «территориального метода» планирования проверок для формирования профессионального мнения о состоянии СВК и сбора данных о наличии проблем в процессах по принципу «снизу вверх» стало наиболее подходящим. В силу того, что штатной численности СВА было явно недостаточно 3 , первые проверки осуществлялись совместно с сотрудниками подразделений компании (бухгалтерия, подразделение по работе с региональной сетью, подразделение безопасности). По результатам проверок региональной сети были определены основные процессы, требующие повышенного внимания со стороны службы и оценки эффективности их функционирования. Отчет совету директоров за первый год функционирования СВА предоставлялся с данными о недостатках в процессах, оценкой рисков и системы внутреннего контроля, рекомендациями для принятия системных решений. План работы на следующий год уже был ориентирован на проведение процессных аудитов по принципу «сверху вниз» и продолжена работа по проверкам филиальной сети, результаты которых были наиболее востребованы исполнительным руководством.

Обращаю внимание на важный аспект планирования работы – это периодичность внесения изменений в план работы и резерв рабочего времени, который мы себе оставляем для проведения внеплановых заданий. Периодическое информирование совета директоров о состоянии дел компании, позволило совету реализовать свое право «заказа проверок» по интересующим вопросам и тематикам. На практике получилось, что резерв на проведение внеплановых заданий в размере 15% был исчерпан уже к середине года за счет «крупного заказа» по факту реализовавшихся рисков, последствия которых привели к потере клиентов, нарушениям законодательства в профессиональной деятельности. Увеличение резерва рабочего времени до 25% в плане следующего года также не позволило «избежать» внесения изменений в план работы и их согласование с советом директоров, потому как стремительно меняющаяся ситуация и участие СВА в служебном расследовании по признакам мошеннических действий персонала, вновь «съедает» весь резерв рабочего времени. Поэтому изменения в план работы целесообразнее вносить не менее 2 раз в год, меняя структуру плана таким образом, чтобы резерв времени на внеплановые мероприятия составлял оптимальные 10-15%, а задания совета и исполнительного руководства выполнялись в рамках плановых работ.

3. Отчётность

Отдельно стоит рассказать о составе отчетности для совета директоров. Информирование совета директоров обо всех проведенных проверках, выявленных проблемах и рисках, о количестве рекомендаций, оставленных по результатам аудитов, неизбежно приводит к тому, что отчет содержит значительный объём информации, дается оценка системы внутреннего контроля по каждому направлению деятельности. Но для совета директоров наиболее важно предоставить целостную картину состояния дел в компании, дать оценку эффективности системы внутреннего контроля в целом, поэтому рекомендую отчет с этого и начинать. Для лучшего взаимопонимания и взаимодействия с советом директоров советую определить ключевые метрики и критерии оценки системы внутреннего контроля и системы управления рисками (например, утвердить Методику оценки эффективности систем внутреннего контроля и управления рисками), пороги существенности, формат отчетности и механизм информирования совета директоров о существенных нарушениях и реализованных рисках.

4. Взаимодействие с внутренними и внешними стейкхолдерами

И, пожалуй, самый важный аспект деятельности службы – это взаимодействие с подразделениями компании, внешним аудитом и регулятором.

Если взаимодействие с советом директоров и исполнительным руководством достаточно регламентировано, и в результатах деятельности СВА заинтересованы все стороны, то при выстраивании коммуникаций с линейным менеджментом и сотрудниками компании, в которой служба внутреннего аудита только создана, требуется планомерная работа по разъяснению назначения функции, выгодах, которые можно извлечь из аудитов и проверок. Нужно обладать высокими коммуникативными навыками, чтобы объяснить, чем отличается внутренний аудит от внешнего, нет ли дублирования задач с бухгалтерией и службой внутреннего контроля компании. При согласовании результатов проверок и разработке корректирующих мероприятий требуется дипломатия и тактичность, чтобы убедить сотрудников включиться в процесс улучшений, повысить заинтересованность сторон в результатах деятельности компании. Чтобы исключить возможные недоразумения, рекомендую порядок взаимодействия с подразделениями определить внутренним регламентом с обязательным определением сроков предоставления информации и оповещения о начале проверки, порядка документирования действий, правами и обязанностями сотрудников службы внутреннего аудита. Желательно предусмотреть возможность проведения проверок совместно с сотрудниками профильных подразделений, а также ответственность за выполнение планов корректирующих мероприятий.

При подготовке информации для внешнего аудитора нужно быть готовым к тому, что внешним аудитом будет осуществляться оценка того, насколько внутренним аудитом выполняются основные функции и задачи, эффективно ли выстроено взаимодействие с исполнительными органами, достаточно ли информации предоставляемой совету директоров для оценки состояния дел в компании. На основании вашей информации будут сделаны первые выводы об эффективности существующих систем внутреннего контроля и управления рисками и качестве корпоративного управления. Кроме того, внешними аудиторами запрашивается отчетность и методология СВА, и вот здесь будет уместно предоставить информацию о том, что Методика оценки эффективности систем внутреннего контроля и управления рисками утверждена советом директоров, а формат предоставляемой отчётности содержит всю необходимую информацию для объективной оценки эффективности функционирования систем внутреннего контроля и управления рисками.

Особого внимания требует формат взаимодействия с регулятором. В рамках надзора сотрудники Банка России 4 вправе запросить внутренние нормативные документы, регламентирующие организацию внутреннего контроля и систему управления рисками, которые скрупулезно сопоставляются, запрашивается документальное подтверждение того, что прописанные мероприятия выполняются в полном объеме. От службы внутреннего аудита ожидается, что в рамках своей деятельности служба предоставляет объективные и периодические оценки состояния системы внутреннего контроля, обеспечивает контроль за выполнением планов мероприятий, направленных на улучшение системы внутреннего контроля. Особое внимание уделяется периодичности оценки эффективности функционирования системы управления рисками, порядку информирования совета директоров об идентификации существенных рисков и нарушениях процедур внутреннего контроля и управления рисками. В ходе выездных проверок деятельности компании сотрудники регулятора очень внимательно относятся к составу рабочей документации службы внутреннего аудита, сделанным выводам, описанию методов определения выборки, вплоть до того, что пересчитывают долю объектов аудита с нарушениями в общем объеме выборки.

Следует отметить, что при возникновении разночтений по каким-либо вопросам, позиция регулятора, как правило, обоснована не только строго регламентированными правилами, но и документами, рекомендуемыми к использованию. Чтобы избежать каких-либо разногласий с Банком России, от компании потребуется аргументированная и документально подтвержденная позиция, сформированная на основании профессионального суждения и, если возможно, подкрепленная позицией регулятора, потому как на практике не исключены ситуации, когда мнение регулятора основано на документах, рекомендуемых к исполнению. Поэтому, невзирая на нехватку времени и ресурса, штудируем нормативные базы, регламентирующие деятельность компаний, не пропускаем ни одной рекомендации по организации системы внутреннего контроля, системы управления рисками. Своевременно реагируем на изменения и предлагаем на рассмотрение совету директоров и исполнительному руководству вопросы, касающиеся организации системы управления рисками и внутреннего контроля и формализуем все эти изменения.

В заключение хотелось бы отметить, что построение эффективно функционирующих систем внутреннего контроля и управления рисками – это все же результат совместной деятельности совета директоров, исполнительного руководства и службы внутреннего аудита. В данном процессе очень важна объективная и своевременная информация по оценке состояния дел со стороны службы внутреннего аудита, вовлеченность СВА в деятельность компании, а системный подход и проактивная позиция службы позволят реализовать функцию внутреннего аудита даже с минимальной численностью и в довольно в короткие сроки.

Читать еще:  Платежная карта мастеркард. Платежная система MasterCard Worldwide это. Есть ли разница между Visa и MasterCard

1 Применение риск-ориентированного подхода при планировании работы определено в Положении о СВА

2 Международные основы профессиональной практики внутреннего аудита, ст. 2010.А1

3 СВА представлена одним сотрудником

4 К организациям, поднадзорным ЦБ РФ, отнесены: кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы, страховые организации, страховые брокеры, общества взаимного страхования, организаторы торговли, клиринговые организации, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании инвестиционного фонда, управляющие компании паевого инвестиционного фонда, управляющие компании негосударственного пенсионного фонда, специализированные депозитарии инвестиционного фонда, специализированные депозитарии паевого инвестиционного фонда, специализированные депозитарии негосударственного пенсионного фонда, ломбарды.

Положения об отделе внутреннего аудита предприятия. Особенности проведения внутреннего аудита в организации. Функции службы внутреннего аудита

УФК по Вологодской области
официальный сайт
Предыдущая версия сайта

официальный сайт Казначейства России
www.roskazna.ru

Положение об отделе внутреннего контроля и аудита

об отделе внутреннего контроля и аудита

Управления Федерального казначейства по Вологодской области

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Положением об Управлении Федерального казначейства по Вологодской области (далее — Управление), утвержденным приказом Федерального казначейства от 27 декабря 2013 г . № 316 , приказом Федерального казначейства от 14 июня 2017 г. № 130 «Об организационно – штатной структуре управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации».

1.2. В своей деятельности отдел внутреннего контроля и аудита Управления Федерального казначейства по Вологодской области (далее – Отдел) руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, приказами руководителя Управления и настоящим Положением.

1.3. Отдел организует свою работу в соответствии с Планами деятельности Управления, Годовым планом внутреннего контроля и внутреннего аудита Управления и планами работы Отдела.

2.1. Задачами Отдела являются:

осуществление в установленном порядке внутреннего контроля и внутреннего аудита деятельности структурных подразделений Управления;

организация внутреннего контроля в Управлении;

формирование отчетности о контрольной и аудиторской деятельности Управления;

организация управления внутренними (операционными) казначейскими рисками;

проведение анализа исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций).

III . Структура и организация деятельности

3.1. Отдел является самостоятельным структурным подразделением Управления и подчиняется непосредственно и исключительно руководителю Управления.

3.2. Руководство Отделом осуществляется начальником Отдела. Начальник Отдела назначается на должность и освобождается от должности руководителем Управления в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г . № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», приказом Федерального казначейства от 1 сентября 2015 г. № 227 «Об утверждении Схемы рассмотрения Управлением внутреннего контроля (аудита) и оценки эффективности деятельности Федерального казначейства кандидатур на должность начальника отдела внутреннего контроля и аудита территориального органа Федерального казначейства, федерального казенного учреждения «Центр по обслуживанию деятельности Казначейства России».

В отсутствие начальника Отдела (командирование, отпуск, временная нетрудоспособность и т.д.) общее руководство Отделом осуществляет заместитель начальника Отдела или сотрудник Отдела на основании приказа Управления.

3.3. Штатная численность сотрудников Отдела утверждается руководителем Управления.

3.4. Заместитель начальника Отдела, а также сотрудники Отдела назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем Управления в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

4.1. В рамках поставленных задач Отдел выполняет следующие функции:

4.1.1. организует и осуществляет в установленном порядке внутренний контроль соответствия деятельности структурных подразделений Управления по исполнению государственных функций и полномочий требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, иных документов, регламентирующих деятельность Управления, и принятых управленческих решений в установленной сфере деятельности (далее – внутренний последующий контроль), а также внутренний аудит эффективности и надежности внутреннего контроля, осуществляемого методами «самоконтроль» и «контроль по уровню подчиненности», «смежный контроль» достоверности отчетности, включая бюджетную, том числе:

осуществляет планирование контрольной и аудиторской деятельности в Управлении, за исключением деятельности по внутреннему контролю, осуществляемому методами «самоконтроль» и «контроль по уровню подчиненности», «смежный контроль»;

организует и осуществляет проверки деятельности структурных подразделений Управления;

обеспечивает в установленном порядке формирование и направление руководству Управления отчетности о контрольной и аудиторской деятельности;

осуществляет в пределах своей компетенции контроль за своевременностью и полнотой устранения выявленных нарушений в деятельности структурных подразделений Управления;

4.1.2. в пределах своей компетенции готовит в установленном порядке и по итогам проведенных контрольных и аудиторских мероприятий предложения и рекомендации:

по устранению и/или предупреждению в дальнейшем нарушений законодательства Российской Федерации;

по совершенствованию функциональной структуры и технологического процесса обеспечения исполнения федерального бюджета, кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в Управлении, по совершенствованию деятельности Управления и его структурных подразделений по исполнению установленных полномочий, по повышению экономности и результативности деятельности в Управлении;

по совершенствованию систем внутреннего последующего контроля и внутреннего аудита, по повышению эффективности внутреннего контроля, осуществляемого методами «самоконтроль» и «контроль по уровню подчиненности», «смежный контроль», управления внутренними (операционными) казначейскими рисками в Управлении;

по повышению эффективности использования бюджетных средств и государственного имущества;

4.1.3. осуществляет в пределах своей компетенции организацию управления внутренними (операционными) казначейскими рисками в Управлении;

4.1.4. проводит в установленном порядке анализ исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций);

4.1.5. осуществляет в рамках возбуждения дел об административных правонарушениях подготовку процессуальных и иных документов, а также составление протоколов об административных правонарушениях;

4.1.6. осуществляет в установленном порядке оценку эффективности функционирования системы управления внутренними (операционными) казначейскими рисками в Управлении;

4.1.7. осуществляет в установленном порядке сбор, обобщение информации, полученной от других структурных подразделений Управления о выявленных внутренних (операционных) казначейских рисках, подготовку и направление в Федеральное казначейство отчетности по управлению внутренними (операционными) казначейскими рисками, а также предложений по актуализации классификаторов внутренних (операционных) казначейских рисков;

4.1.8. осуществляет в пределах своей компетенции организацию внутреннего контроля в Управлении;

4.1.9. обеспечивает в установленном порядке формирование и направление в Федеральное казначейство отчетности о контрольных и аудиторских мероприятиях, проводимых в Управлении, информации о результатах деятельности Отдела, иной запрашиваемой Федеральным казначейством информации по вопросам, относящимся к компетенции Отдела;

4.1.10. осуществляет в установленном порядке координацию взаимодействия Управления с контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации (контрольно-счетными органами муниципальных образований), правоохранительными органами, а также с иными органами и организациями в установленной сфере деятельности;

4.1.11. обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений организаций и граждан в пределах компетенции Отдела и в соответствии с поручением руководителя Управления (заместителей руководителя Управления), подготовку проектов ответов заявителям по указанным обращениям в установленный законодательством Российской Федерации срок;

4.1.12. осуществляет в пределах компетенции Отдела ведение делопроизводства;

4.1.13. осуществляет внутренний контроль соответствия деятельности Отдела по исполнению государственных функций и полномочий требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, иных документов, регламентирующих деятельность Управления, а также принятых управленческих решений в пределах компетенции Отдела;

4.1.14. осуществляет взаимодействие в пределах компетенции со структурными подразделениями Управления, центрального аппарата Федерального казначейства, Межрегионального операционного управления Федерального казначейства, территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления;

4.1.15. осуществляет организацию ведения нормативно-справочной информации, относящейся к функциям Отдела;

4.1.16. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию документов, образовавшихся в ходе деятельности Отдела;

Читать еще:  После выплаты декретных что еще должна получать. Единовременное пособие после родов – когда выплачивается, и кто его может получить

4.1.17. обеспечивает в пределах компетенции Отдела выполнение норм и требований по защите сведений, составляющих государственную тайну, сведений ограниченного доступа, не составляющих государственную тайну, а также сведений ограниченного распространения, в случае, если предполагается защищать также и информацию ограниченного распространения с пометкой «Для служебного пользования»;

4.1.18. обеспечивает исполнение технологических регламентов Федерального казначейства, относящихся к функциям Отдела;

4.1.19. участвует в тестировании и внедрении прикладного программного обеспечения, используемого при реализации функций Отдела;

4.1.20. участвует в мероприятиях мобилизационной подготовки и гражданской обороны Управления;

4.1.21. обеспечивает соблюдение требований охраны труда и правил противопожарного режима в пределах компетенции Отдела;

4.1.22. осуществляет поддержание контента сайта Управления в сети Интернет в актуальном состоянии в пределах компетенции Отдела;

4.1.23. участвует в подготовке проектов правовых актов, регламентирующих деятельность Управления по работе сайта Управления в сети Интернет;

4.1.24. участвует в информационном обеспечении работы сайта Управления в сети Интернет в части соблюдения процедур и сроков публикации информации и размещении информации в разделах «Анонсы», «Новости», «Публикации»;

4.1.25. осуществляет управление в установленном порядке внутренними (операционными) казначейскими рисками в пределах компетенции Отдела;

4.1.26. осуществляет иные функции в пределах компетенции Отдела.

5.1. Отдел имеет право:

5.1.1. представлять в установленном порядке Управление в других организациях по вопросам, входящим в компетенцию Отдела ;

5.1.2. вести служебную переписку, оказывать устные и письменные консультации и разъяснения по вопросам, входящим в компетенцию Отдела ;

5.1.3. принимать в рамках установленных полномочий самостоятельные решения по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Отдела ;

5.1.4. запрашивать и получать в установленном порядке от структурных подразделений Управления необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках структурных подразделений Управления ;

5.1.5. требовать от структурных подразделений Управления выполнения предложений (рекомендаций) по устранению и недопущению в дальнейшем выявленных нарушений законодательства Российской Федерации, соблюдения сроков представления Плана мероприятий, направленных на устранение нарушений (недостатков), отраженных в акте проверки и Отчета о его выполнении ;

5.1.6. привлекать в установленном порядке и с согласия руководителя Управления сотрудников структурных подразделений Управления для участия в проведении контрольных мероприятий, а также для подготовки проектов документов по вопросам, относящимся к компетенции Отдела, и необходимых для выполнения возложенных на Отдел задач и функций;

5.1.7. работать со сведениями, составляющими государственную тайну, на основании оформленных в установленном порядке допусков ;

5.1.8. принимать участие при поручении Федерального казначейства в комплексных и тематических проверках деятельности территориальных органов Федерального казначейства;

5.1.9. с согласия руководителя Управления использовать служебный автотранспорт для выполнения возложенных на Отдел задач;

5.2. Начальник Отдела, осуществляя руководство Отделом, вправе:

5.2.1. давать поручения (по согласованию с руководителем Управления) структурным подразделениям Управления и получать информацию от структурных подразделений Управления по вопросам, относящимся к компетенции Отдела;

5.2.2. проводить совещания по вопросам, относящимся к компетенции Отдела;

5.2.3. принимать участие в совещаниях, проводимых руководством Управления, при обсуждении на них вопросов, касающихся вопросов относящихся к компетенции Отдела;

5.2.4. вносить на рассмотрение руководству Управления предложения по совершенствованию деятельности Отдела, численности Отдела, по вопросам стимулирования и наложения на сотрудников Отдела дисциплинарных взысканий за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них должностных обязанностей и иным вопросам, касающимся деятельности Отдела.

VI . Взаимоотношения и связи со структурными подразделениями

Управления и другими структурами

6.1. Отдел осуществляет свою деятельность во взаимодействии:

6.1.1. со структурными подразделениями Управления;

6.1.2. с Управлением внутреннего контроля (аудита) и оценки эффективности деятельности Федерального казначейства;

6.1.3. с Контрольно-счетной палатой Вологодской области и контрольно-счетными органами муниципальных образований в соответствии с Соглашениями об информационном взаимодействии;

6.1.4. с правоохранительными органами и иными органами и организациями по вопросам входящим в компетенцию Отдела.

7.1. Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных настоящим положением на Отдел задач и функций несет начальник Отдела.

7.2. Начальник и сотрудники Отдела несут ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведений, ставших им известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

7.3. Все сотрудники Отдела несут персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных лично на них, при этом степень ответственности устанавливается должностными регламентами сотрудников Отдела.

  • © Управление Федерального казначейства
    160000, г. Вологда, ул. Предтеченская, 10

По вопросам прохождения обращений
и жалоб граждан

Особенности организации внутреннего аудита

Целью аудита в Российской Федерации законодательно определено выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц. В формировании достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом и отдельных ее показателей, в частности, принимают участие различные службы организаций, в том числе службы внутреннего аудита.

Организация внешнего аудита рассмотрена нами ранее, теперь же более подробно осветим особенности организации внутреннего аудита.

Внутренний аудит — организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. Основная цель внутреннего аудита заключается в обеспечении эффективности функционирования всех видов деятельности на всех уровнях управления, а также в защите законных имущественных интересов организации и ее собственников (акционеров).

Внутренний аудит в организациях может решать следующие задачи:

  • • контроль за соответствием финансово-хозяйственной деятельности предприятия действующим нормативным актам;
  • • проверка наличия, состояния, правильности оценки имущества, эффективности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов, и т.п.;
  • • контроль правильности организации, методологии и техники ведения бухгалтерского учета;
  • • проверка правильности и достоверности учета затрат на производство;
  • • контроль полноты отражения выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг);
  • • проверка точности формирования финансовых результатов, объективности использования прибыли и фондов;
  • • анализ финансово-хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия;
  • • разработка и представление обоснованных предложений по улучшению организации системы контроля, бухгалтерского учета и расчетной дисциплины, повышению эффективности программ развития, изменению структуры производства и видов деятельности;
  • • консультирование учредителей, руководителей подразделений, специалистов и работников аппарата управления по вопросам организации и управления, права, бухгалтерского учета, налогообложения, анализу хозяйственной деятельности и другим проблемам.

Аудиторы службы внутреннего контроля могут решать также другие организационно-управленческие, правовые, технологические, технико-экономические и прочие задачи, связанные со спецификой видов деятельности организации. Как правило, внутренний аудит осуществляется специальной службой организации или ее работниками (специалистами), непосредственно подчиненными руководству хозяйствующего субъекта.

К институтам внутреннего аудита относятся: ревизоры; ревизионные комиссии; внутренние аудиторы; группы внутренних аудиторов; отдел (служба) внутреннего аудита. Последний вариант наиболее эффективен на крупных предприятиях. Служба внутреннего аудита должна являться самостоятельным подразделением аппарата управления и подчинятся только руководителю организации.

Руководитель службы внутреннего аудита назначается и освобождается от занимаемой должности только руководителем предприятия. На должность руководителя службы и ведущих специалистов целесообразно назначать высококвалифицированных специалистов с высшим экономическим образованием, опытом бухгалтерской и экономической работы, имеющих аттестат аудитора. Штат и структура службы зависят от особенностей производственно-хозяйственной и финансовой деятельности организации, объема, сложности и условий выполняемых работ.

Руководитель и работники службы должны выполнять обязанности, возложенные на них должностными инструкциями. При этом они должны соблюдать этические принципы аудиторской деятельности.

Деятельность службы внутреннего аудита должна осуществляться в соответствии с планом внутреннего аудита, разработанным руководителем службы и утвержденным руководителем организации. Выполнение конкретной работы по контролю того или иного объекта осуществляется внутренней аудиторской группой или аудитором в соответствии с программой внутреннего аудита.

Программы разрабатывают ведущие специалисты аудиторской службы на основании плана внутреннего аудита, они утверждаются руководителем службы (отдела) внутреннего аудита. При должной организации внутренний аудит способствует повышению ответственности руководителей структурных подразделений и материальноответственных лиц организации за выполнение ими своих обязанностей, предотвращению негативных явлений при осуществлении хозяйственных операций, связанных с движением имущества и обязательств экономического субъекта. Сходство и различие внешнего и внутреннего аудита представлено в табл. 1.4 [56].

Сравнительная характеристика внешнего аудита и внутреннего аудита

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector