Содержание

Положение о трудоустройстве инвалидов образец. Положение о квотировании рабочих мест для инвалидов

Положение о трудоустройстве инвалидов образец. Положение о квотировании рабочих мест для инвалидов

ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 15 октября 2014 года N 588-П

О порядке квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов работодателями Саратовской области

(с изменениями на 23 ноября 2017 года)

В целях предоставления гарантий трудовой занятости инвалидов, в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», Законом Саратовской области «Об установлении квоты для приема на работу инвалидов» Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Положение о порядке квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов работодателями Саратовской области согласно приложению.

3. Настоящее постановление вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.

Положение о порядке квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов работодателями Саратовской области

Приложение
к постановлению Правительства области
от 15 октября 2014 года N 588-П

Положение о порядке квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов работодателями Саратовской области

1. Настоящее Положение определяет порядок квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов работодателями, расположенными на территории Саратовской области.

2. Расчет числа рабочих мест в счет установленной квоты производится работодателем самостоятельно в соответствии с законодательством о квотировании рабочих мест для инвалидов.

3. Трудоустройство инвалидов в счет установленной квоты производится работодателем самостоятельно либо по направлениям государственных казенных учреждений Саратовской области центров занятости населения (далее-ГКУ СО ЦЗН).

4. Инвалиды считаются трудоустроенными, если с ними оформлены трудовые отношения в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

5. Работодатели, * которым установлена квота для приема на работу инвалидов, представляют ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, на бумажном носителе в ГКУ СО ЦЗН:

информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения об указанных рабочих местах, по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению;

информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению.

6. Работодатель вправе запрашивать и получать от министерства занятости, труда и миграции Саратовской области (далее — министерство) и ГКУ СО ЦЗН информацию, необходимую для создания квотируемых рабочих мест.

7. Министерство оказывает ГКУ СО ЦЗН методическую помощь по вопросам квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

8. ГКУ СО ЦЗН на основе сведений, поступивших от работодателей: формируют банк данных рабочих мест, выделенных или созданных

работодателями в счет установленной квоты;

выдают инвалидам направления к работодателям для трудоустройства на квотируемые рабочие места;

ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляют в министерство отчет о квотируемых работодателями рабочих местах для инвалидов по форме согласно приложению N 3 к настоящему Положению.

9. Министерство осуществляет надзор и контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты путем проведения плановых и внеплановых проверок работодателей в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Приложение 1. Информация о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормат

Приложение N 1
к Положению о порядке квотирования рабочих мест
для трудоустройства инвалидов работодателями
Саратовской области

Информация о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах ____________________________ (наименование организации), в _________________ 20_____ году

Среднесписочная численность работников (без учета численности лиц, работающих по совместительству, и работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным
условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам

Количество квотируемых рабочих мест

Количество занятых квотируемых рабочих мест

Количество вакантных квотируемых рабочих мест

специальной оценки условий труда) (чел.)

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2020 году

Нормы обеспечения рабочими местами льготников установлены на законодательном уровне. Так, квота для инвалидов на предприятии предусматривается, если в штате числится более ста сотрудников.

Кроме того, ряд полномочий по социальной защите граждан передан в субъекты федерации. Они принимают собственные нормативные акты. Следовательно, предприниматель обязан исполнять не только общероссийский закон о квотировании рабочих мест для инвалидов, но и региональные нормы. А это ведет к необходимости организации специальной работы в данном направлении.

Скачать для просмотра и печати:

Общее понятие квотирования

Под квотированием в общем случае понимается резервирование рабочих мест. Производится оно путем создания документов, в которых описываются правила:

  • выделения в штате вакансий;
  • приема на них тружеников льготных категорий;
  • обеспечения привилегированных служащих:
    • специальными условиями;
    • необходимым оборудованием и местом для исполнения обязанностей.

Резервирование на производстве осуществляется с учетом:

  • норм действующего законодательства, распространяющегося на хозяйствующий субъект;
  • условий труда;
  • отрасли промышленности и иного.

Для учета в работе: исполнение нормативных требований строго проверяется контролирующими организациями.

Законодательная база

Нормы обязательного квотирования приведены в законе № 181-ФЗ от 24.11.1995. Так, в первой части статьи 21 говорится:

«Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников».

Причем обязанность по резервированию мест приложения сил для граждан с ограничениями по здоровью распространяется на хозяйствующие субъекты вне зависимости от формы собственности. Таким образом, индивидуальный предприниматель или госкорпорация должны предусмотреть особые условия труда для льготников в своем штате, если численность сотрудников превышает 35 человек.

Читать еще:  Проверить срок действия парковочного разрешения инвалида. Единый реестр автомобилей инвалидов предлагают создать в россии

Освобождаются от обязательного приема сотрудников-инвалидов следующие предприятия:

  • общественные организации граждан с ограничениями по здоровью;
  • компании с малой численностью.

Важно: запрещено предоставлять инвалидам трудовые места повышенной категории опасности. Данные берутся из аттестационных листов.

Более детально взаимодействия государства и участников рынка в области предоставления соцгарантий инвалидам расписаны в законе № 1032-1 от 19.04.1991. В частности, в 13-й статье акта подтверждена гарантия людям с физическими ограничениями на труд. А 25-я статья обязывает предпринимателей принимать участие в этой работе.

Скачать для просмотра и печати:

Полномочия регионов

Статья 20 закона № 181-ФЗ относит работу по трудоустройству инвалидов к полномочиям субъектов федерации. Региональные власти обязаны разработать порядок проведения специальных мероприятий по предоставлению соцгарантий льготникам и организовать его исполнение участниками рынка. При этом нормы резервирования могут быть:

  • исполнены в объемах, приведенных в 21-й статье указанного закона;
  • увеличены.

Скачать для просмотра и печати:

Кроме того, органы региональной исполнительной власти обязаны проводить мероприятия по:

  • вовлечению инвалидов в предпринимательскую деятельность;
  • созданию условий для их профессионального обучения (перепрофилирования);
  • стимулированию создания предпринимателями условий для труда людей, требующих соцзащиты.

К примеру, на предприятия, зарегистрированные в Камчатском крае, распространяется действие норм местного закона № 284 от 11.06.09. Количество квотированных мест в нем совпадает с тем же, предусмотренном общероссийским актом. Максимальные параметры установлены законами:

  • Ставропольского края № 14-кз от 11.03.04;
  • Ульяновской области № 41-ОЗ от 27.04.09.

Скачать для просмотра и печати:

Общий порядок резервирования трудовых мест для инвалидов

Строгие правила, касающиеся предоставления соцгарантий труженикам с проблемами по здоровью, накладывает на предпринимателей серьезные обязательства. Реализация их на практике состоит из планомерного выполнения нескольких оргмероприятий. Они таковы:

  1. Определение обязанности предприятия (организации) по исполнению законодательных требований. Для этого изучаются общероссийские и региональные нормативные акты (перечень зависит от места регистрации хозяйствующего субъекта).
  2. Расчет норма квотирования. Отталкиваться следует от численности штата (а не номинального количества сотрудников).
  3. Создание и утверждение локальных документов.
  4. Оформление учета в органах занятости.
  5. Возложение обязанностей по взаимодействию с Центром занятости на сотрудника. Предоставление отчетности и выполнение взятых обязательств.

Подсказка: задача по реализации норм законов № 181-ФЗ и № 1032-1 возникает после того, как численность сотрудников достигает 35 человек.

Изучение законодательных норм

Каждое предприятие формирует штатное расписание. В документе содержится перечень должностей и количество сотрудников, занимающих данные вакансии. По форме составления бумаги положено выводить итоговые показатели. Они и составляют штатную численность, на которую ориентировано законодательство.

Если в итоге получается более 35 сотрудников, то по закону № 181-ФЗ как минимум один из них должен быть льготником. В нормативных актах регионов могут содержаться иные цифры. Следовательно, их текст также следует внимательно изучить и внедрить в жизнь.

Подсказка: фактическое количество тружеников не является основанием для отказа от квотирования.

Пример. Руководитель ООО «Шторм» утвердил следующее штатное расписание (приведена выдержка):

Какие локальные акты и приказы нужно издать при выделении рабочих мест для инвалидов?

Вопрос: Какие локальные акты и приказы нужно издать при выделении рабочих мест для инвалидов? Обязательно ли проводить специальную оценку условий труда при выделении таких мест? Как отчитываться в центр занятости?

Ответ: Работодатель не ограничен в выборе локального нормативного акта, который должен содержать сведения о рабочих местах для трудоустройства инвалидов. При выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов необходимо издать приказ, содержащий информацию о количестве выделяемых в счет квоты рабочих мест с перечислением профессий, специальностей и должностей в соответствии со штатным расписанием, а также с указанием ответственного должностного лица.

Специальную оценку условий труда при выделении рабочих мест для инвалидов проводить не обязательно, если не истек пятилетний срок с момента проведения предыдущей оценки и отсутствуют основания для проведения внеплановой оценки.

По выделенным рабочим местам работодатель обязан отчитаться в службу занятости по форме и в сроки, установленные нормативными актами субъектов РФ, в которых организация осуществляет свою деятельность.

Обоснование: Согласно положениям п. п. 1 и 2 ст. 13 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон N 1032-1) одной из дополнительных гарантий занятости для отдельных категорий населения, обеспечиваемых государством, является квота для приема на работу инвалидов, устанавливаемая в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон N 181-ФЗ).

В силу ст. 20 Закона N 181-ФЗ обеспечение занятости инвалидов осуществляется, в частности, путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

В ст. 21 Закона N 181-ФЗ указано, что работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта РФ может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников. При этом в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда (ч. 2 ст. 21 Закона N 181-ФЗ).

Права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов установлены в ст. 24 Закона N 181-ФЗ. Из указанной нормы следует, что работодатели обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о рабочих местах для трудоустройства инвалидов (п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона N 181-ФЗ).

Однако законодатель не раскрывает, что следует понимать под созданием или выделением рабочего места. По общим правилам, основываясь на толковании норм закона, под выделением рабочего места следует понимать оформление в кадровых документах уже имеющегося у работодателя рабочего места, тогда как создание рабочего места предполагает его физическое формирование.

Учитывая, что законодателем не установлен конкретный перечень локальных нормативных актов, которые должны содержать сведения о рабочих местах для трудоустройства инвалидов, полагаем, что работодатель вправе самостоятельно определить вид указанных локальных нормативных актов.

Соответственно, сведения о рабочих местах для трудоустройства инвалидов работодатель вправе предусмотреть в любом локальном нормативном акте, разработанном в соответствии с требованиями ст. 8 Трудового кодекса РФ. Ввиду того что закон не устанавливает каких-либо обязательных требований к содержанию локальных актов, содержащих сведения о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов, форма таких актов может быть произвольная.

По нашему мнению, в указанных локальных актах достаточно отразить условия и порядок установления квоты в организации, порядок выделения рабочих мест с указанием перечня мероприятий, процедуру трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты, ответственность лиц, осуществляющих трудоустройство инвалидов. При этом, чтобы при каждом изменении среднесписочной численности не вносить изменения в действующий локальный нормативный акт, конкретное число рабочих мест для инвалидов рекомендуем устанавливать отдельными приказами.

Читать еще:  Расчет предварительной растяжки сильфонного компенсатора в excel. Расчет деформаций установке сильфонных компенсаторов. Устойчивость трубопроводов с осевыми сильфонными компенсаторами

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что если в организации закреплен порядок квотирования, то при выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов достаточно издать приказ, в котором нужно не только отразить, сколько рабочих мест выделяется в счет квоты, но и конкретно перечислить профессии, специальности, должности в соответствии со штатным расписанием организации, а также указать ответственное должностное лицо. Так, создание и выделение рабочих мест должны осуществляться по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов (ст. 20 Закона N 181-ФЗ, Постановление Минтруда России от 08.09.1993 N 150 «О Перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда»).

В случае если сведения о рабочих местах для трудоустройства инвалидов работодателем нигде не прописаны, то новые положения, содержащие такие сведения, работодатель может закрепить путем внесения изменений в действующие в организации локальные нормативные акты (правила внутреннего трудового распорядка, штатное расписание) либо разработать новые локальные нормативные акты (например, положение о квотируемых рабочих местах или положение о рабочих местах для трудоустройства инвалидов).

В некоторых субъектах РФ разработаны примерные формы приказов о квотируемых рабочих местах для трудоустройства инвалидов (например, Распоряжение Мособлтруда от 26.04.2013 N 44-Р «Об утверждении примерной формы приказа о квотируемых рабочих местах для трудоустройства инвалидов»).

Положения ст. 224 ТК РФ устанавливают обязанность работодателя создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Аналогичные положения закреплены в ст. 24 Закона N 181-ФЗ. Следовательно, рабочие места для инвалидов должны соответствовать специальным требованиям к организации труда различных категорий инвалидов в зависимости от имеющихся у них заболеваний.

Обязанность работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда установлена ст. 212 ТК РФ, которая предусматривает обеспечение проведения специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

В силу ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон N 426-ФЗ) специальная оценка условий труда (СОУТ) проводится с целью идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценки уровня их воздействия на работника. По результатам СОУТ устанавливаются классы (оптимальные, допустимые, вредные и опасные) и подклассы условий труда на рабочих местах.

В соответствии со ст. 8 Закона N 426-ФЗ СОУТ на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено указанным Законом. Внеплановая СОУТ должна проводиться в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест (ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ).

Следует отметить, что согласно положениям ч. 3 ст. 17 Закона N 426-ФЗ изменение наименования рабочего места не является основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, если это не влечет последствий, предусмотренных п. п. 3 — 5, 7 ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ.

Таким образом, при выделении из числа имеющихся рабочих мест, на которых ранее проводилась СОУТ, рабочих мест для трудоустройства инвалидов проводить СОУТ на выделенном рабочем месте не обязательно при условии, что к этому моменту не истек пятилетний срок с момента проведения предыдущей оценки и отсутствуют основания для проведения внеплановой оценки.

Согласно п. 3 ст. 25 Закона N 1032-1 работодатели обязаны ежемесячно предоставлять в органы службы занятости информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов, а также информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Формы представления таких отчетов федеральным законодательством не установлены. Конкретные сроки предоставления информации, а также формы отчетности могут быть установлены региональным законом о квотировании либо принимаемым на его основе правовым актом исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в сфере труда и занятости (ст. 7.1-1 Закона N 1032-1).

Следовательно, в случае выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов работодателю при формировании отчета в органы службы занятости следует руководствоваться порядком, установленным нормативными актами субъектов РФ, в которых организация осуществляет свою деятельность. При этом перед подачей отчета о выделении рабочих мест для инвалидов следует уточнить в региональном центре занятости форму и срок его представления.

За непредоставление информации в органы службы занятости работодатель несет административную ответственность (ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Информация о выделении рабочих мест для инвалидов может быть предоставлена работодателем лично непосредственно в службу занятости либо направлена почтовой связью заказным письмом или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи.

Таким образом, при выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов необходимо издать приказ, содержащий информацию о количестве выделяемых в счет квоты рабочих мест с перечислением профессий, специальностей и должностей в соответствии со штатным расписанием организации, а также с указанием ответственного должностного лица. Вид локального нормативного акта, содержащего сведения о создании и выделении рабочих мест для инвалидов, работодатель определяет самостоятельно (это могут быть правила, положения, инструкции и т.п.). СОУТ при выделении таких рабочих мест для инвалидов проводить не обязательно, если не истек пятилетний срок с момента проведения предыдущей оценки и отсутствуют основания для проведения внеплановой оценки. По выделенным рабочим местам работодатель обязан отчитаться в службу занятости по форме и в сроки, установленные нормативными актами субъектов РФ, в которых организация осуществляет свою деятельность.

Задать вопрос или заказать пособие можно тут

С уважением к вашему бизнесу,

Уже в продаже электронное методическое пособие «Все об уточненной налоговой декларации» автора Сушонковой Елены

Алгоритм квотирования рабочих мест для инвалидов и молодежи

Основная цель любой коммерческой организации — получение прибыли. Однако Российская Федерация — социальное государство, поэтому закон устанавливает для бизнеса требования и в социальной сфере. В частности, государство поддерживает инвалидов и молодежь, так как этим категориям граждан труднее всего найти работу. И главным инструментом содействия их занятости является квотирование рабочих мест.

Вопросы квотирования рабочих мест регулируются Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 01.06.2017; далее — Федеральный закон № 181-ФЗ), Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 29.07.2017) и другими нормативными актами, в том числе субъектов Российской федерации.

Читать еще:  Раствор тмс. Техническое моющее средство тмс-рм. Общая характеристика продукта

Например, в Москве данный вопрос регулируется Законом г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» (в ред. от 30.04.2014; далее — Закон г. Москвы № 90). Также в Москве действует Положение о квотировании рабочих мест в городе Москве (утверждено Постановлением Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП; далее — Положение о квотировании), которое определяет порядок организации квотирования рабочих мест (постановка и снятие с учета, предоставление отчетности и т. д.). Эти нормативные правовые акты определяют правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест.

Разберемся, что работодателю надо сделать, чтобы организовать работу с квотированием.

ШАГ 1. ОПРЕДЕЛИТЬ, ОБЯЗАНА ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНИМАТЬСЯ КВОТИРОВАНИЕМ

Квотированием рабочих мест для инвалидов и молодежи, согласно ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ, должны заниматься все работодатели, у которых численность работников превышает 100 человек.

Законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 % до 4 % среднесписочной численности работников.

Исключение составляют общественные объединения инвалидов и образованные ими организации.

Работодателям, численность работников которых составляет от 35 до 100 человек, законодательство субъекта Российской Федерации может устанавливать квоту для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 % среднесписочной численности работников.

Перед началом работы по квотированию необходимо выяснить, кого именно региональное законодательство относит к работникам, принимаемым по квотам.

Если в отношении инвалидов все ясно — это работники, признанные таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, — то критерии для отнесения к молодежи могут быть различными.

Пример
Закон г. Москвы № 90 относит к молодежи:
• несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
• детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечительства, в возрасте до 23 лет;
• выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет и выпускников вузов в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущих работу впервые.

Также могут разниться условия совместного квотирования инвалидов и молодежи.

Пример
Согласно ч. 3 ст. 3 Закона г. Москвы № 90, если количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, составляет более 2 % от среднесписочной численности работников, то количество квотируемых рабочих мест для молодежи уменьшается на соответствующую величину. Однако «обратной» нормы, позволяющей уменьшать квоту для инвалидов, если принять на работу молодежь сверх установленной квоты, этот закон не предусматривает.
Таким образом, московский работодатель может обеспечить выполнение квоты только при условии трудоустройства инвалидов, так как сделать это только за счет трудоустройства молодежи нельзя.

ШАГ 2. ОПРЕДЕЛИТЬ РАЗМЕР КВОТЫ

Квоту организация рассчитывает самостоятельно, исходя из среднесписочной численности работников.

Для расчета среднесписочной численности рекомендуем пользоваться указаниями Росстата по вопросам заполнения формы № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» (далее — форма № П-4) (Приказ Росстата от 01.09.2017 № 566).

Обратите внимание, что при расчете квоты на инвалидов не учитываются рабочие места с вредными и опасными условиями труда (ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ).

Пример
Среднесписочная численность работников в организации в Москве без учета рабочих мест с вредными условиями труда составляет 250 человек.
Размер квоты на инвалидов составит:
250×0,02 = 5 чел.

Возникает вопрос, как быть, если в результате расчета квоты получилось дробное число. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Если возникнет такая ситуация, лучше всего уточнить в службе занятости, как поступить. Например, в Москве должностные лица службы занятости предлагают округлять результат расчета в меньшую сторону.

ШАГ 3. ИЗДАТЬ ЛОКАЛЬНЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ О КВОТИРОВАНИИ

Если понятно, что организация обязана заниматься квотированием, и размер квоты рассчитан, следует принять соответствующее положение, в котором определить размер квоты, порядок работы по квотированию и ответственное за этот процесс лицо.

ШАГ 4. ВСТАТЬ НА УЧЕТ В СЛУЖБЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Учет работодателей для целей квотирования, как правило, ведут местные центры занятности.

Рассмотрим порядок учета работодателей на примере Закона г. Москвы № 90.

В Москве работодателей, осуществляющих квотирование, учитывает Отдел квотирования рабочих мест Центра занятости населения города Москвы.

Работодатели в течение месяца после государственной регистрации в налоговых органах встают на учет в территориальном подразделении Отдела квотирования. При постановке на учет работодатели заполняют регистрационную карточку, которая подписывается руководителем организации и главным бухгалтером и заверяется печатью организации, а также представляют следующие сведения и нотариально удостоверенные документы:

• копию устава или учредительного договора;

• информационное письмо органов государственной статистики об учете в Статистическом регистре Федеральной службы государственной статистики;

• данные о среднесписочной численности работников на день установления квот (форма П-4 или, если работодатель не сдает форму в органы статистики, письмо за подписью руководителя и главного бухгалтера, заверенное печатью).

При постановке на учет работодателю присваивается регистрационный номер, который указывается при сдаче статистической отчетности.

Обо всех изменениях регистрационных данных работодатель уведомляет территориальное подразделение Отдела квотирования.

Если у работодателя изменится место постановки на учет в налоговых органах, придется пройти перерегистрацию, а в случае ликвидации организации — сняться с учета.

Для снятия работодателя с учета представляется заявление работодателя о снятии с учета или решение собственника или судебных органов о ликвидации организации.

ШАГ 5. СДАВАТЬ ОТЧЕТНОСТЬ ПО КВОТИРОВАНИЮ РАБОЧИХ МЕСТ

Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов (ст. 25 Закона РФ № 1032-1).

Какие именно формы необходимо сдавать, уточняйте непосредственно в службе занятости вашего региона.

Например, работодатели г. Москвы ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, обязаны предоставлять в территориальное подразделение Отдела квотирования сведения о выполнении установленной квоты по определенной форме.
Предоставлять эти сведения в Москве можно также через «Личный кабинет» Интерактивного портала Центра занятости населения (https://czn.mos.ru/).

Также работодатели обязаны представлять в органы статистики отчет по установленной форме. Форму № П-4 заполняют организации всех видов экономической деятельности и форм собственности, кроме субъектов малого предпринимательства.

В случае непредставления этой формы организацию могут привлечь к ответственности по ст. 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в виде штрафа:

• на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб. (при повторном нарушении — от 30 000 до 50 000 руб.);

• на организацию — от 20 000 до 70 000 руб. (при повторном нарушении — от 100 000 до 150 000 руб.).

Ю. Ю. Жижерина,
директор по персоналу

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Кадровые решения» № 11, 2017.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector