Отличие гудрона и битума. Гудрон — что это такое. Состав и применение

Битумы применялись в качестве строительного материала еще в глубокой древности. За 3000 лет до нашей эры в Вавилоне и Ассирии, расположенных в междуречье Тигра и Евфрата, природный битум использовали в качестве цементирующего и водоизолирующего материала.

Органические вяжущие вещества делят на две основные группы: битумные и дегтевые.

К битумным материалам относятся следующие:

Природные битумы — вязкие жидкости или твердообразные вещества, состоящие из смеси углеводов и их неметаллических производных. Природные битумы получились в результате естественного процесса окислительной полимеризации нефти. Природные битумы встречаются в местах нефтяных месторождений, образуя линзы, а иногда и асфальтовые озера. Однако природные битумы в чистом виде встречаются редко, чаще они пронизывают осадочные горные породы.

Асфальтовые породы — пористые горные породы (известняки, доломиты, песчаники, глины, пески), пропитанные битумом. Из этих пород извлекают битум или их размалывают и применяют в виде асфальтового порошка.

Нефтяные (искусственные) битумы, получаемые переработкой нефтяного сырья, в зависимости от технологии производства могут быть: остаточные, получаемые из гудрона путем дальнейшего глубокого отбора из него масел; окисленные, получаемые окислением гудрона в специальных аппаратах (продувка воздухом); крекинговые, получаемые переработкой остатков, образующихся при крекинге нефти.

Гудрон — остаток после отгонки из мазута масляных фракций;

он является основным сырьем для получения нефтяных битумов, используется в виде связующего вещества в дорожном строительстве.

К дегтевым материалам относят различные виды дегтя и пеки.

Наиболее широкое применение органические вяжущие вещества получили в гидротехническом, дорожном, промышленно-гражданском строительстве в виде кровельных, гидроизоляционных материалов, асфальтобетона, асфальтораствора, уплотняющих материалов. Органические вяжущие хорошо совмещаются с резиной и полимерами, что позволяет значительно улучшить качество битумных материалов в соответствии с требованиями современного строительства.

Возникла новая отрасль, производящая гидроизоляционные материалы (изол, бризол и др.) из вторичного резинового сырья. Изготовление рулонных кровельных и гидроизоляционных материалов осуществляется на полностью механизированных поточных линиях непрерывного действия.

Состав и строение битумов

Битумы относятся к наиболее распространенным органическим вяжущим веществам.

Элементарный состав битумов колеблется в пределах: углерода 70 — 80%, водорода 10 — 15%, серы 2 — 9%, кислорода 1 — 5%, азота 0 — 2%. Эти элементы находятся в битуме в виде углеводородов и их соединений с серой, кислородом и азотом. Химический состав битумов весьма сложен. Так, в них могут находиться предельные углеводороды от С9Н20 до С30Н62. Все многообразные соединения, образующие битум, можно свести в три группы: твердая часть, смолы и масла.

Твердая часть битума — это высокомолекулярные углеводороды и их производные с молекулярной массой 1000—5000, плотностью более 1, объединенные общим названием асфальтены”. В асфальтенах содержатся карбены, растворимые только в СCl4, и карбоиды, не растворимые в маслах и летучих растворителях. В состав битумов могут входить также твердые углеводороды — парафины.

Смолы представляют собой аморфные вещества темно-коричневого цвета с молекулярной массой 500—1000, плотностью около 1.

Масляные фракции битумов состоят из различных углеводородов с молекулярной массой 100—500, плотностью менее 1.

По своему строению битум представляет коллоидную систему, в которой диспергированы асфальтены, а дисперсионной средой являются смолы и масла. Асфальтены битума, диспергированные в виде частиц размером 18—20 мкм, являются ядрами, каждое из них окружено оболочкой убывающей плотности — от тяжелых смол к маслам.

Свойства битума, как дисперсной системы, определяются соотношением входящих в него составных частей: масел, смол и асфальтенов. Повышение содержания асфальтенов и смол влечет за собой возрастание твердости, температуры размягчения и хрупкости битума. Наоборот, масла, частично растворяющие смолы, делают битум мягким и легкоплавким. Снижение молекулярной массы масел и смол также повышает пластичность битума.

Парафин, содержащийся в нефтяных битумах, ухудшает их свойства, повышает хрупкость при пониженных температурах. Поэтому стремятся к тому, чтобы содержание парафина в битуме не превышало 5%.

Состав определил практические способы перевода твердых битумов в рабочее состояние: 1) нагревание до 140—170°С, размягчающее смолы и увеличивающее их растворимость в маслах; 2) растворение битума в органическом растворителе (зеленое нефтяное масло, лакойль и др.) для придания рабочей консистенции без нагрева (холодные мастики и т. п.); 3) эмульгирование и получение битумных эмульсий и паст.

Свойства битумов

Физические свойства органических и неорганических вяжущих веществ и материалов, изготовляемых на их основе, различны; Для органических веществ в отличие от минеральных характерны гидрофобность, атмосферостойкость, растворимость в органических растворителях, повышенная деформативность, способность размягчаться при нагревании вплоть до полного расплавления. Эти свойства обусловили применение органических вяжущих для производства кровельных, гидроизоляционных и антикоррозионных материалов, а также их широкое распространение в гидротехническом и дорожном строительстве.

Плотность битумов в зависимости от группового состава колеблется в пределах от 0,8 до 1,3 г/см3. Теплопроводность характерна для аморфных веществ и составляет 0,5—0,6 Вт/(м•°С); теплоемкость — 1,8—1,97 кДж/кг•°С. Коэффициент объемного теплового расширения при 25°С находится в пределах от 5•10-4 до 8•10-4°С1, причем более вязкие битумы имеют больший коэффициент расширения; при пониженных температурах — около 2•104°С-1. Устойчивость при нагревании характеризуется: 1) потерей массы при нагревании пробы битума при 160°С в течение 5 ч (не более 1%) и 2) температурой вспышки (230—240°С — в зависимости от марки).

Водостойкость характеризуется содержанием водорастворимых соединений (в битуме не более 0,2—0,3% по массе). Электроизоляционные свойства используют при устройстве изоляции электрокабелей.

Физико-химические свойства. Поверхностное натяжение битумов при температуре 20—25°С составляет 25—35 эрг/см2. От содержания поверхностно-активных полярных компонентов в органическом вяжущем зависит смачивающая способность вяжущего и его сцепление с каменными материалами (порошкообразными наполнителями, мелким и крупным заполнителем). Прочные хемосорбционные связи битум образует с наполнителем из известняка, доломита с большим количеством адсорбционных центров в виде катионов Са3+ и Ме+2.

Старение — процесс медленного изменения состава и свойств битума, сопровождающийся повышением хрупкости и снижением гидрофобности. Ускоряется под действием солнечного света и кислорода воздуха вследствие возрастания количества твердых хрупких составляющих за счет уменьшения содержания смолистых веществ и масел.

Реологические свойства битума зависят от группового состава и строения. Жидкие битумы, имеющие структуру типа золь, ведут себя как жидкости, течение которых подчиняется закону Ньютона. Твердые битумы, имеющие структуру типа гель, относятся к вязко-упругим материалам, так как при приложении к ним нагрузки одновременно возникает упругая (обратимая) и пластическая (необратимая) составляющие деформации. Для описания процесса деформирования вязко-упругих тел используют реологическую модель Максвелла и др.

Химические свойства. Наиболее важным свойством является химическая стойкость битумов и битумных материалов к действию агрессивных веществ, вызывающих коррозию цементных бетонов, металлов и других строительных материалов. По данным Н. А. Мощанского, битумные материалы хорошо сопротивляются действию щелочей (с концентрацией до 45%), фосфорной кислоты (до 85%), а также серной (с концентрацией до 50%), соляной (до 25%) и уксусной (до 10%) кислот. Менее стойки битумы в атмосфере, содержащей окислы азота, а также при действии концентрированных растворов кислот (особенно окисляющих). Битум растворяется в органических растворителях. Благодаря своей химической стойкости и экономичности битумные материалы широко применяют для химической защиты железобетонных конструкций, стальных труб и др.

Читать еще:  Перемещение работников отличие от переводов. Отличие перевода от перемещения. Какие бывают переводы

Физико-механические свойства. Марку битума определяют твердостью, температурой размягчения и растяжимостью.

Твердость находят по глубине проникания в битум иглы (в десятых долях миллиметра).

Температуру размягчения определяют на приборе “кольцо и шар”, помещаемом в сосуд с водой; она соответствует той температуре нагреваемой воды, при которой металлический шарик под действием собственной массы проходит через кольцо, заполненное испытуемым битумом.

Растяжимость характеризуется абсолютным удлинением (см) образца битума (“восьмерки”) при температуре 25°С, определяемым на приборе — дуктилометре.

Марку битума выбирают в зависимости от назначения. По назначению различают битумы строительные, кровельные и дорожные.

Строительные битумы применяют для изготовления асфальтобетона и растворов, приклеивающих и изоляционных мастик, покрытия и восстановления рулонных кровель.

Кровельные битумы используют для изготовления кровельных рулонных и гидроизоляционных материалов. Легкоплавким битумом марки БНК 45/180 пропитывают основу (кровельный картон); а тугоплавкие битумы служат для покровного слоя.

Что такое битум, его классификация и разновидности

Дегтевые вяжущие вещества и битум по своей сути — это такие же органические вещества, как, скажем, клеи или вяжущие. Данные вещества являются фундаментом для изготовления огромного ассортимента строительных материалов и изделий различного назначения: асфальтовых смесей и бетонов, ряда кровельных материалов, обладающих гидроизоляционными свойствами, мастик и эмульсии.

Описание материала

Битумы могут быть не столько естественными веществами природного происхождения, сколько и искусственными, что добывают при обработке продуктов нефтяной породы. Что касается естественных, то они по большей части распространены как отдельно взятые образования или добываются путем обработки горной породы. Кроме того, к ним относят дегтевые ресурсы, добывающиеся путем трансформации топлива в твердой породе, используя сложное и высокотехнологическое оборудование.

Незначительная часть битумов добывается в практически готовом виде, хотя основной способ получения основан на переработке тяжелых нефтяных остатков. При добыче ископаемого материала применяют комплексное физическое воздействие на битуминозную породу.

Как правило, можно определить ряд мастик или веществ, изготавливаемых на основе битумных материалов:

  1. Битумы. Данные материалы из нефтяных продуктов или смесей нефтяных или естественных битумов;
  2. Дегтевые. По большей части состоят из масел, мастик или пеков;
  3. Битумы смешанного вида. Продукты, которые добываются путем воздействия кислорода на нефтяные породы;
  4. Дегте-, битумнополимерные. Сплавы, в состав которых входят дегтевые вещества, полимеры и нефтяные битумы.

Фото строительно битума

Области применения и особенности эксплуатации

Битумные вещества и нефтяные элементы получили широчайшее распространение в строительстве и производстве стройматериалов. Что касается дегтевых продуктов, то их применение имеет несколько ограниченные рамки, поскольку они используются для изготовления различных химических продуктов.

Более того, сами дегтевые вещества и элементы, изготовленные с их использованием, быстро теряют свои эксплуатационные характеристики под влиянием различных внешних природных факторов, вроде воздействия кислорода, солнечных лучей или влажности.

Классификация битумов

Если классифицировать битумные вещества по степени их консистенции, то выделяют твердые, полутвердые (вяжущие, пластичные) и жидкие, то есть материалы с легкой текучестью.

Разновидности битумных веществ:

  • Природные битумы. Такая разновидность – наиболее качественная продукция. Она обладает хорошей атмосферостойкостью и коэффициентом прилипания к поверхности. Однако, такой битум используется достаточно ограничено ввиду его высокой стоимости и дефицитности;
  • Нефтяные битумы. Вещества, которые получают после обработки нефтяных продуктов или после фракционной перегонки на специальных нефтеперерабатывающих заводах;
  • Остаточные битумы. Такое вещество получается в том случае, когда из гудронов отобрали масла. Полутвердые и твердые элементы отличаются небольшим уровнем вязкости. Для его увеличения используют метод окисления;
  • Окисленные битумы. Вещества, поддавшиеся обработке кислородом, являются наиболее устойчивыми к изменениям погодных условий, а по своей прочности не сильно уступают природным битумам;
  • Крекинговые битумы. Этот продукт добывают путем окисления, то есть обработки воздухом, крекинг-остатков, которые остаются при переработке мазутных веществ.

По консистенции он бывает:

  1. Вязким. К ним относятся материалы, используемые в дорожном и коммерческом строительстве;
  2. Жидким и текучим (разжиженным). Вещество, которое используется для герметизации и гидроизоляции трубопроводов и прочих коммуникаций;
  3. Каменноугольным, твердым. К ним относятся материалы, которые эксплуатируются в строительстве;
  4. Жидким на сланцевой основе. Речь идет холодных и окрасочных битумах с функцией гидроизоляции.

Битумы обладают широким спектром особенностей и полезных свойств, которые выводят его на ведущий уровень среди прочих связующих строительных материалов.

Описание основных видов

Среди всех перечисленных видов битумов наибольшей популярностью пользуется именно горячий или холодный дорожный битум. Как правило, используют либо жидкий, либо вязкий, в зависимости от типа выполняемых работ. Вязкий битум – основополагающая основа при укладке дорог или их ремонте, так как он является веществом, повышающим полезные свойства горячего асфальта.

Что касается жидкого дорожного битума, то его изготовление сводится к добавлению нефтяного растворителя к вязкому. Исходя из погодных условий и климатических особенностей региона, выбирается тип битума (БН, БНД).

Материалы, которые имеют битум в своем составе, позволяют заделывать максимально широкие щели благодаря высокому уровню пластичности. Такой битум также может применятся в холодном виде, но при этом должен содержаться в виде эмульсии или быть разбавленным специальными растворителями.

Легко догадаться, что кровельный битум используется для производства и изготовления кровельных стройматериалов. Он может применяться как для покрытия кровельной основы (речь идет о покровных битумах), так и для пропитки кровли (пропиточный тип битума).

Данное вещество может быть простым или пропитанным кислородом, то есть окисленным. Стоит заметить, что такой материал, как евробитум имеет более высокие теплоизоляционные свойства, нежели простой искусственный битум.

На этом область применения битума далеко не заканчивается, ведь он отлично справляется с теплоизоляционными задачами. Таким образом, битум отлично смогут защитить трубы от коррозийного воздействия.

Мастики на основе битума позволяют сохранить показатели эластичности даже при низких температурах благодаря тому, что изготавливаются из полимерно-модифицированного сырья. Высокие изоляционные свойства могут быть сохранены при изготовлении материалов для гидроизоляционных работ, в которых он выступает в разжиженном виде.

Некоторые виды битума

Какие марки являются наиболее востребованными в отечественном строительстве

БД, то есть битум дорожный, подразумевает использование серии БНД 90 130 (речь идет о битуме нефтяном дорожном) и реже — БНД 60 90. Нефтяной битум также довольно распространен при выполнении дорожных работ и использует по большей мере БН 200 / 300 и БН 40 / 60. В подобной ситуации дробные показатели – это допустимые пределы коэффициентов пенетрации битума каждой конкретной марки.

Строительный битум разработан на основе следующих марок: БН 90 10, БН 70 30 и 50 50, где первое число — это число размягчения, а второе — усредненный коэффициент пенетрации. Также выделяют марки кровельного битума — БНК 45 и 190, 90 / 40 и 90 / 30.

Читать еще:  Оператор связи где учат. Профессия телефонист. Ценность представляют работники, которые

В состав таких мастик входят не только продукты нефтяного битума, но и целый ряд всевозможных полимеров, добавок и пластификаторов. Подобные операции позволяют материалу существенно повысить уровень пластичности, гибкости и термостойкости.

Совершенно очевидно, что битум – это производная от переработки гудрона, которая имеет ряд преимуществ и недостатков. Главное их отличие в том, что битум обладает лучшими показателями эластичности, гибкости и износостойкости, а использование гудрона позволит вам добиться лучших термоизоляционных показателей.

Битум применяется в решении ряда строительных задач, связанных с возведением зданий, сооружений, прокладкой дорог и коммуникаций.

Оценка материала

Природный или искусственный битум – это органическое связующее, обладающие огромным перечнем преимуществ, которые существенно преобладают над его недостатками. Популяризация его использования в строительстве, ремонте дорог и сфере кровельных работ наладило современное производство, которое на высокотехнологическом уровне получает различные смеси, мастики и битумы.

Если оценивать битум по пятибалльной системе, ему можно поставить твердую 4-ку. Данная оценка обусловлена только сложностями при транспортировке, которая требует специальных условий. Если исключить фактор транспортировки, битум (как строительный материал) однозначно заслуживает 5-ку, которая подтверждена его использованием в строительстве на протяжение многих веков.

И в завершение, предлагаем посмотреть видео о современных разработках в производстве битума, улучшающих его свойства:

Битум и смола 2020

Что такое битум?

Битум представляет собой смесь органических веществ, которые обычно представляют собой жидкость, состоящую из ароматических углеводородов. Он также встречается в твердой форме, как в случае минерального гильсонита. Кроме того, битум иногда называют асфальтом в Соединенных Штатах. Битум имеет тенденцию быть темным, вязким и образуется вблизи нефтяных и угольных месторождений.

Формирование битума

Битум обычно образуется в средах с обильными водорослями, растениями и другими органическими веществами. Из-за этого он обычно образуется в тех же условиях, что и нефть и уголь, а именно в озерах, болотах и ​​районах высокой растительности, где растительные вещества могут быть сохранены в грязевых отложениях, которые после их захоронения изменяются из-за тепла и давления. Основным геологическим источником битума является органический сланцы. Известное место, где битум просачивается из земли, — это земля, содержащая ямы Ла Бреа в Лос-Анджелесе.

Возможно также, что битум образуется в гидротермальных ваннах. Вены минерального гильсонита найдены в породах, происходящих из гидротермальных условий. Примером этого может служить бассейн Уинты в штате Юта.

Использование битума

Битум известен и используется с древности. Он использовался для строительства дорог, водонепроницаемых лодок, а также для строительства стен и зданий. Его самое раннее использование было, вероятно, герметизирующим средством для корзин и лодок. Битум также косвенно важен для палеонтологии и археологии из-за таких мест, как ямы Ла Бреа, где животные задерживаются и сохраняются в битуме или асфальте в течение десятков тысяч лет. В «Ярких ямах» La Brea содержится подробный отчет о естественной истории бассейна Лос-Анджелеса, который насчитывает 38 000 лет. Битум также использовался в лечебных целях. Имеются данные о том, что битум или асфальт из района Мертвого моря использовали для лечения кожных заболеваний.

Тар — вязкая черная жидкость, состоящая из углеводородов, которая может образовываться несколькими способами. Из-за этого химический состав смолы изменяется, хотя он всегда сделан из какого-то органического вещества. Он имеет много применений в качестве гидроизоляционного и герметизирующего агента. Он также используется для многих лечебных целей.

Образование

Тар может образовываться различными способами, и дегте будет иметь разные свойства в зависимости от того, как он образуется. Два распространенных типа: каменноугольная смола и древесная смола. Угольная смола перегоняется из источников нефти и угля, в то время как древесная смола получается из растительности с помощью аналогичного процесса дистилляции.

Угольная смола

Добыча угля или нефтепродуктов производится из углеводородов, которые происходят геологически в сочетании с угольными и нефтяными месторождениями. Эта смола используется при строительстве дорог. Кроме того, он также обладает медицинскими свойствами и использовался для лечения псориаза. Однако, поскольку он имеет высокое содержание бензола, он также считается канцерогеном.

Древесная смола получена из различных частей деревьев с помощью тех же методов дистилляции, которые использовались для получения каменноугольной смолы. Бипродукт процесса, который создает древесную смолу, является терпентином и древесным углем. Древесная смола образуется в процессе деструктивной дистилляции. Древесная смола используется в Северной Европе в течение тысяч лет для гидроизоляции лодок среди других целей. Он также имеет важные медицинские применения, поскольку он является микробицидным.

Общие сведения о применении смолы

Тар имеет много применений в качестве герметизирующего агента. Он используется для герметизации лодок и черепицы. Он также используется в процессе мумификации. Древесная смола используется для герметизации интерьеров зданий. Кроме того, он используется как аромат в конфетах и ​​пищевых продуктах, а также аромат для различных целей, включая сауны из-за его приятного запаха. Древесная смола также используется в косметике. С другой стороны, угольная смола считается опасным материалом из-за ее ассоциации с раковыми веществами, такими как бензол, и в основном используется в дорожном строительстве.

Схожесть между битумом и смолой

Битум и смола — это вязкие темные органические жидкости, которые просачиваются из-под земли. Они также используются как гидроизоляция и герметики при строительстве лодок и зданий. У них также есть лекарственные средства.

Различия между битумом и смолой

Хотя есть много сходств, между битумом и смолой существуют некоторые различия. Они включают следующее.

Битум в основном состоит из ароматических углеводородов, связанных с нефтяными отложениями. Тар, с другой стороны, может образовываться вместе с маслом или может быть образован из дерева.

Характеристики:

Битум может происходить в твердой форме или в виде темной вязкой жидкости, тогда как смола химически различна и встречается прежде всего в виде вязкой жидкости.

Производство:

Битум происходит естественным образом и может быть исследован с земли, тогда как смола обычно производится путем дистилляции.

Портал о стройке

09.11.2018 admin Комментарии Нет комментариев

Качество гудрона как компонента котельного топлива и сырья для производства битумов снижается. Нафтеновые кислоты, являющиеся ценным сырьем для переработки, при этом методе выщелачивания остаются в гудроне и не используются по целевому назначению.
Качество гудрона часто меняется в зависимости от задания по отбору масел, а также от количества поступающих различных нефтей.
Для регулировки качества гудрона осуществляется вывод небольшого количества ( порядка: на мазут) вязкого дистиллята.
Основным показателем качества гудрона является температура вспышки и вязкость. Большое внимание уделяется фракционному составу масляных дистиллятов.
График для определения пригодности нефти и. Выполнение требований к качеству гудрона в случае малопарафинистых нефтей облегчается: дуктильность по стандарту 3 может быть обеспечена и при использо — 350 вании гудронов более легких, чем гуд-роны парафинистых нефтей.
Ниже приведены данные о примерном качестве гудрона из западно-сибирских нефгей: плотность 99 кг / м3; вязкость условная при 80 С 140 — 200 с; температура размягчения по методу КиШ 39 — 40 С; температура вспышки 340 С. Кроме того, используют экстракты с установок селективной очистки масел и асфальта с установок деасфальтизации гудрона пропаном. На рис. 1 показана взаимосвязь производства окисленных битумов с другими технологическими процессами нефтеперерабатывающего завода.
График для определения пригодности нефти и требований к выкипаемости остатка с целью производства стандартных дорожных битумов. Важно отметить, что выполнение требований к качеству гудрона в случае малопарафинистых нефтей облегчается: дуктильность по стандарту может быть обеспечена и при использовании гудронов более легких в сравнении с гудронами парафинистых нефтей.
Неудовлетворительная работа вакуумной колонны непосредственно сказывается на качестве получаемого гудрона и на величине выбросов от битумных производств.
Качество битума, полученного из гудронов, выработанных по обычной и новой технологии. Таким образом, перегонка мазута по предлагаемой технологии улучшает качество гудрона для производства дорожных битумов и увеличивает выработку парафинового дистиллята как сырья для производства твердых парафинов.
НПЗ отдельных АВТ для обеспечения сырьем битумных установок, так как качества гудрона должны укладываться в узкие пределы.
Таким образом, оптимальный режим процесса деасфальтизации выбирают, исходя из качества перерабатываемого гудрона с учетам влияния основных факторов на выход и качество деасфальтизата.
Таким образом, оптимальный режим процесса деасфальтиза-ции выбирают, исходя из качества перерабатываемого гудрона с учетом влияния основных факторов на выход и качество деасфальтизата.

Читать еще:  Морфологический анализ что. Морфологический анализ (триз). Методологические и теоретические основания

Бензино-асфалътовал схема ( рис. 142) особенно выгодна тогда, когда потребность прилегающего района в нефтяном битуме велика и качество гудрона из данной нефти вполне удовлетворительно для производства битума. Прямая перегонка нефти по атмосферно-вакуумной схеме ведется с получением бензинового, лигроино-вого, керосинового, легкого и тяжелого дистиллятов, в остатке — асфальтового гудрона.
Реконструкция с заменой клапанных тарелок насадкой, произведенная в мае 1997 г., позволила решить две задачи: улучшить качество гудрона для производства битума и достичь качества широкой вакуумной фракции 350 — 500 С, удовлетворяющего требованиям, предъявляемым к сырью установок каталитического крекинга или гидрокрекинга.
Обследование 1 характеризует работу вакуумной части установки до реконструкции, остальные — после реконструкции и отличаются в основном полнотой отбора фракции 420 — 500 С, а следовательно, выходом и качеством гудрона. В обследованиях 2 и 3 фракционный состав и выход гудрона доведены до проектных требований. В обследовании 4 гудрон содержит почти в 2 раза больше фракций до 500 С, чем по проектным данным, и может служить сырьем для производства компаундированных моторных масел по сложившейся на НПЗ технологии.
Традиционно сырьем УЗК на всех НПЗ является гудрон. Качество гудрона в свою очередь определяется качеством нефти. Таким образом, нефть является определяющим фактором в технологической цепочке получения кокса. В зависимости от содержания серы в нефти определяется возможность выработки сернистого или малосернистого кокса. Например, для нефти, перерабатываемой Омским НПЗ, содержание серы составляет 0 58 — 0 64 % масс., содержание ванадия колеблется в интервале 6 0 — 13 ррт. Из гудрона такой нефти возможно получение кокса с содержанием серы 1 3 — 1 75 % масс., ванадия — до 220 ррт.
На свойства углерода оказывает влияние вид сырья. Так, в зависимости от качества гудрона и его компонентов ( асфальтита и деасфальтизата) изменяется исходный размер кристаллитов.
На свойства углерода оказывает влияние вид сырья. Так, в зависимости от качества гудрона и его компонентов ( асфальтита и деасфальтизата) изменяется исходный размер кристаллитов кокса и их склонность к дальнейшему упорядочению.
На свойства углерода оказывает влияние вид сырья. Так, в зависимости от качества гудрона и его компонентов ( асфальтита и деасфальтизата) изменяется исходный размер кристаллитов.
Характеристика нефтей. Предложенная классификация используется при решении ряда практических задач. В то же время она, как отмечалось ранее [2], обладает заметным недостатком: не определяет требований к качеству гудрона, направляемого на окисление.
Первый способ является распространенным, но имеет определенные недостатки. Щелочные реагенты и продукты реакций оседают на тарелках колонн, нарушая режим работы; накапливаясь в мазуте, вызывают прогары печных труб, ухудшают качество гудрона, битума, асфальта.
Анализ данных опытных пробегов показал, что повышение температуры мазута на выходе из вакуумной части печи с 395 до 420 позволяет увеличить отбор масляных фракций на 2 0 — 2 3 % на нефть, особенно увеличивается содержание четвертой масляной фракции, повышается ее вязкость и содержание серы. Подача пара в потолочный экран змеевика вакуумной части печи до 1 2 % на мазут при снижении в этом случае подачи водяного пара в низ колонны дает возможность повысить температуру мазута до 418 — 4203 без признаков разложения. Надо полагать, что увеличение подачи водяного пара в змеевик печи до 2 5 — 3 0 % разрешит довести температуру мазута на выходе из печи без разложения его до 425 — 430 и тем самым увеличить отбор масляных дистиллятов, а также значительно улучшить качество гудрона по вязкости, что необходимо для получения остаточных масел.
Битумное производство на отечественных заводах зачастую носит вспомогательный характер. Так, целевым продуктом установки деасфальтизации гудрона пропаном является масляный компонент. Качество асфальта деасфальтизации не регламентируется и варьируется в весьма широких пределах. Качество гудрона вакуумной перегонки, являющегося основным видом сырья для получения окисленных битумов, также зависит от требований, предъявляемых к дистиллятам, идущим в дальнейшую переработку.
Самотлорская и усть-балыкская нефти отличаются от ромашкинской в основном по групповому химическому составу. Они содержат меньшее количество асфальто-смолистых веществ, твердых парафинов и серы. Согласно эмпирической зависимости, разработанной БашНИИ НП для оценки нефтей с точки зрения получения битумов как самотлорская, так и усть-балыкская нефти относятся к группе пригодных для производства высококачественных битумов. В таблице 3 представлены качества ходовых гудронов самотлорской, уеть-балыкской и ромашкинской нефтей, представляющих собой остатки после отгона дистиллятов до 490 С. Гудроны западносибирских нефтей характеризуются чрезвычайно низкой вязкостью по сравнению с гудронами ромашкинской нефти. Они имеют температуру размягчения по КиШ в пределах 18 — 22 С, вязкость при 80 С в пределах 20 — 40 сек, тогда как эти показатели для гудрона ромашкинской нефти равны соответственно 38 — 40 С и 100 — 150 сек. Такая особенность гудронов западносибирских нефтей обусловлена, прежде всего, низким содержанием в них асфальтенов 4 6 — 5 9 % против 9 2 % в ромашкинском гудроне при относительно высоком содержании в них смол и ароматических углеводородов, являющихся хорошими пептизирующими веществами по отношению к асфальтенам. Эта особенность сказывается как на качестве получаемых битумов, так и на технологических параметрах процесса производства битумов.
Содержание в гудроне большого количества низкокипящих фракций ухудшает четкость деасфальтизации, а чрезмерное углубление отбора гудрона понижает выход деасфальтизата. Для сохранения надлежащих качественных и количественных показателей процесса необходимо в зависимости от характера сырья изменять соответствующим образом температурный режим и кратность пропана. В связи с этим надлежит контролировать качество гудрона, поступающего на установку.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector