Одиссей и сирены миф краткое содержание. Для всех и обо всем. Сирены в легендах

Одиссей и сирены миф краткое содержание. Для всех и обо всем. Сирены в легендах

Краткое содержание мифа

Фигура Сирены. Бронза. 8,1 см. Этруски, V в. до н.э.

Сирены — мифические существа женского пола, женщины-птицы или русалки. Они были порождением одного из морских богов — то ли Форкиса, то ли Ахелоя — и одной из муз, вероятнее, Терпсихоры. Обитали сирены на одном из безжизненных островков Анфемоэссе близ Сицилии.

По преданию, сирены первоначально были нимфами в окружении юной богини Персефоны. Однажды, когда Персефона гуляла на лугу близ Энны у озера Перг, бог подземного царства, Аид, похитил её, чтобы сделать своей женой. Бедные нимфы не могли простить себе, что не уследили за своей прекрасной богиней. Никто не мог сказать им, куда исчезла Персефона, поэтому они решили самостоятельно отправиться на её поиски. Не найдя молодую богиню на суше, они отправились за помощью к матери Персефоны, Деметре. Отчаявшаяся мать превратила нимф в полуптиц и полурыб, чтобы они смогли искать Персефону в воздухе и водном царстве. Но и это не помогло. Когда же сирены обратились за помощью к обычным людям, смертные отказали им в помощи. Сирены в отчаянии переселились на пустынный остров и стали мстить всему роду человеческому: девы-рыбы пением утягивали моряков в пучину морскую. Крылатые девы высасывали кровь тех, кто останавливался их послушать.

Одиссей и сирены. Рисунок с античной вазы

Сиренам было предсказано, что они погибнут, когда кто-либо из путников пройдёт мимо их острова, не поддавшись искушению. Когда Одиссей проплывал на своём корабле мимо острова Анфемоэсс, он прислушался к предостережению Цирцеи и приказал всем на корабле заклеить уши воском, а его самого привязать к мачте. Лишь благодаря этой хитрости, корабль Одиссея остался цел, а сирены бросились в море и обратились в утёсы.

Образы и символы мифа

Уотерхаус Джон Уильям
Сирена, 1900

Образ сирены в древнегреческой мифологии представляет собой манящую, но губительную красоту. Сирен сопровождает многочисленная символика, которая и делает образ полным. Хотелось бы выделить основные символы в мифе о сиренах.

Птичьи и рыбьи тела символизируют ту часть натуры сирен, которая является животной и озлобленной.

Красота сирен показывает нам, насколько может быть обманчива внешность. Часто за красивым приятным лицом скрываются плохие мысли и намерения.

Одиссей и сирены. Рисунок с античной вазы

Пение сирен привлекает мужчин и заставляет их идти на верную смерть. Пение сирен символизирует опасность и угрозу. Не зря в современном мире сиреной называют сигнал, используемый для предупреждения о чём-либо.

Почти всегда сирены встречаются в море. Возможно, это связано с тем, что на водных пространствах путешественники становятся беззащитными и легче поддаются чарам сирен.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Герберт Дрейпер. Одиссей и сирены. 1909

Первые сохранившиеся упоминания о сиренах имеются в Одиссее Гомера. По его словам, они обитают между землёй Цирцеи и Сциллой на скалах острова, усеянных костями и высохшей кожей их жертв. Они погубили многих людей, чьи кости белеют на лугу. Сирены чарующими песнями заманивают плывущих мимо путников, которые, забыв про всё на свете, подплывают к волшебному острову и погибают вместе с кораблями.

В глубокой древности сирены воспринимались так же, как музы иного мира. Их часто высекали на каменных надгробиях в виде ангелов смерти, поющих погребальные песни под звуки лиры.

Скульптура сирены
Золото. 3×4 см
Конец IV века до н.э.

В Средневековье сирены тоже пользовались большой популярностью в качестве символов, они получили широкое распространение в гербах дворянских родов. Их изображали не только с птичьими чертами и с рыбьим хвостом, но даже с телом четвероногого животного.

Фонтан»Сирены» Ф. Ф. Щедрин
1805 год. Петродворец

Картины и скульптуры доклассической и классической эпохи также изображают сирен с туловищами птиц, и их довольно трудно отличить от гарпий. Сирены часто изображались на древних классических надгробьях и могли символизировать души умерших или духов, которые сопровождают душу к богу подземного царства Гадесу (Аиду).

Американский исследователь Джон Поллард указывает на то, что дошедшие до нас произведения искусства свидетельствуют о связи сирен с целым рядом ассоциаций и символов, сохранившихся в литературе, не считая изображений сирен на надгробиях и тех, которые повстречались Одиссею и его спутникам. Сирены изображаются рядом с Тесеем, Артемидой, Герой, Афиной, Дионисом; хотя большинство сирен женского пола, некоторые, особенно ранних эпох, имеют бороды. Они не только предвещают смерть или приводят к гибели, но также доставляют неземное наслаждение своим пением и символизируют животную силу.

Социальное значение мифа

Эдвард Бутибонн. Сирены. 1883

В греческой мифологии сирены — демоны в женском обличье. Сирены олицетворяют собой обманчивую, но очаровательную морскую поверхность, под которой скрываются острые утёсы или мели. Сирена — символ коварства, прельщения, гибельного соблазна материального мира, искушающего дух на его пути к цели.

Фредерик Лейтон
Рыбак и сирена
1858

В целом образ сирен актуализирует мотив гибельной женской красоты, свойственный греческой культуре на определенной стадии (при переходе от матриархата к патриархату). Сирены связываются с разрушением и смертью.

Также, вспоминая о сиренах, древние греки часто говорили о их двоедушии и видели в этом большую опасность, ведь никогда не знаешь, как они себя поведут: как прекрасная девушка или как животное.

Однако с сиренами связаны не только отрицательные ассоциации. Образ сирен может наделяться позитивными коннотациями (в контексте истолкования музыки и пения как символов миросозидания). У Платона, например, сирены располагаются на восьми сферах космического веретена богини Ананке, своим сладкозвучным пением создавая гармонию мира.

Одиссей, сирены, Сцилла и Харибда (краткое содержание мифов с иллюстрациями)

Перед расставанием с Одиссем Цирцея поведала, какие дальнейшие опасности таятся в пути:

Прежде всего ты сирен повстречаешь, которые пеньем
Всех обольщают людей, какой бы ни встретился с ними.
Кто, по незнанью приблизившись к ним, их голос услышит,
Тот не вернется домой никогда. Ни супруга, ни дети
Не побегут никогда ему с радостным криком навстречу.
Звонкою песнью своею его очаруют сирены,
Сидя на мягком лугу. Вокруг же огромные тлеют
Груды костей человечьих, обтянутых сморщенной кожей.
Мимо корабль твой гони. Залепи товарищам уши,
Воск размягчив медосладкий, чтоб их ни один не услышал
Спутник. А если ты сам пожелаешь, то можешь послушать.
Пусть лишь товарищи, руки и ноги связав тебе крепко,
Стоя привяжут концами тебя к основанию мачты,
Чтоб наслаждаться ты мог, обеим внимая сиренам.
Если ж ты станешь просить и себя развязать им прикажешь,
Пусть они еще больше ремней на тебя намотают.

Читать еще:  Не получается раздать wifi с айфона. Как раздать Вай-Фай с Айфона — Надежные способы. Почему интернет не раздается

(Гомер «Одиссея», песнь 12-я)

В древнегреческой мифологии сирены — демонические существа, рожденные рекой Ахелоем и одной из муз (от матери сирены унаследовали божественный голос). Сирены были полуптицами-полуженщинами (или же полурыбами-полуженщинами). Первым кораблём, который благополучно проплыл мимо острова сирен, был «Арго» с аргонавтами, среди которых был Лаэрт — отец Одиссея. Аргонавтов спас плывший с ними Орфей, который заглушил пение сирен своим пением и игрой на лире.

Чтобы спастись от гибели, Одиссей сделал так, как советовала Цирцея: залепил воском уши своим спутникам, а сам велел привязать себя к мачте. Одиссей услышал такую песнь сирен:

К нам, Одиссей многославный, великая гордость ахейцев!
Останови свой корабль, чтоб пение наше послушать.
Ибо никто в корабле своем нас без того не минует,
Чтоб не послушать из уст наших льющихся сладостных песен
И не вернуться домой восхищенным и много узнавшим.
Знаем все мы труды, которые в Трое пространной
Волей богов понесли аргивяне, равно как троянцы.
Знаем и то, что на всей происходит земле жизнедарной.

Одиссей приказал развязать себя, однако его спутники лишь сильнее связали его. После этого корабль Одиссея благополучно отплыл от острова сирен.

Джон Уильям Уотерхаус — Одиссей и сирены

Alan Lee — Сирены

W. Etty — Одиссей и сирены

Одиссей и сирены. Древнегреческая роспись, 5 век до н.э.

Густав Шваб — Одиссей и сирены

H.J. Draper — Одиссей и сирены

Victor Mottez — Одиссей и сирены

Willy Pogany — Одиссей и сирены

Джон Флаксман — Одиссей и сирены

Одиссей и сирены. Римская мозаика, 2 век

Одиссей и сирены

Одиссей и сирены

Одиссей и сирены

После острова сирен на пути Одиссея была новая опасность — Сцилла и Харибда, о которых также предупреждала Цирцея:

Два на дороге второй есть утеса. Один достигает
Острой вершиною неба, вокруг нее тучи теснятся
Черные. Прочь никогда не уходят они, у вершины
Воздух ни летом, ни осенью там не бывает прозрачным.
Смертный не мог бы взойти на утес иль спуститься обратно.
Даже когда двадцатью бы руками владел и ногами, —
Так этот гладок утес, как будто отесанный кем-то.
Мрачная есть в середине утеса большая пещера.
Обращена она входом на мрак, на запад, к Эребу.
Мимо нее ты направь свой корабль, Одиссей благородный.
Даже сильнейший стрелок, с корабля нацелясь из лука,
Полой пещеры не смог бы достигнуть своею стрелою.
Страшно рычащая Сцилла в пещере скалы обитает.
Как у щенка молодого, звучит ее голос. Сама же —
Злобное чудище. Нет никого, кто б, ее увидавши,
Радость почувствовал в сердце, — хоть если бы бог с ней столкнулся
Ног двенадцать у Сциллы, и все они тонки и жидки.
Длинных шесть извивается шей на плечах, а на шеях
По голове ужасающей, в пасти у каждой в три ряда
Полные черною смертью обильные, частые зубы.
В логове полом она сидит половиною тела,
Шесть же голов выдаются наружу над страшною бездной,
Шарят по гладкой скале и рыбу под нею хватают.
Тут — дельфины, морские собаки; хватают и больших
Чудищ, каких в изобильи пасет у себя Амфитрита.
Из мореходцев никто похвалиться не мог бы, что мимо
Он с кораблем невредимо проехал: хватает по мужу
Каждой она головой и в пещеру к себе увлекает.
Там и другую скалу, Одиссей, ты увидишь, пониже,
Близко от той. Отстоит от нее лишь на выстрел из лука.
Дико растет на скале той смоковница с пышной листвою.
Прямо под ней от Харибды божественной черные воды
Страшно бушуют. Три раза она их на дню поглощает
И извергает три раза. Смотри же: когда поглощает —
Не приближайся! Тебя тут не спас бы и сам Земледержец!
К Сциллиной ближе держися скале и как можно скорее
Мимо корабль быстроходный гони. Несравненно ведь лучше
Шесть людей с корабля потерять, чем всех их лишиться.

Одиссей спросил Цирцею, возможно ли отразить нападение Сциллы, чтобы не потерять шестерых товарищей, на что получил ответ:

Знай же: не смертное зло, а бессмертное Сцилла. Свирепа,
Страшно сильна и дика. Сражение с ней невозможно.
Силою тут не возьмешь. Одно лишь спасение в бегстве.

Когда корабль Одиссея оказался неподалеку от Сциллы и Харибды, Одиссей сказал кормчему избегать водоворота, порождаемого Харибдой, а гребцам приказал грести изо всех сил, при этом Одиссей скрыл от товарищей существование Сциллы, боясь, что узнав подстерегающую их опасность, они спрячутся внутри корабля и откажутся грести. Когда корабль проплыл мимо пещеры Сциллы, чудовище схватило шестерых моряков, но корабль с остальными спасся.

Джон Флаксман. Сцилла

H. J. Ford — Сцилла

Приключения Одиссея в хронологическом порядке:

Рене МЕНАР

Глава 52
ОДИССЕЙ

Предводители греков в Троянской войне возвращаются на родину. — Навплий мстит грекам за оклеветанного Одиссеем Паламеда. — Одиссей у циклопов. — Мех Эола, бога ветров. — Волшебница Цирцея превращает товарищей Одиссея в свиней. — Прорицатель Тиресий: Одиссей в царстве теней. — Одиссей слушает пение Сирен. — Сцилла и Харибда. — Одиссей у нимфы Калипсо. — Одиссей у феаков. — Одиссей истребляет женихов Пенелопы.

Одиссей вместе с товарищами ослепляет пьянствующего циклопа. Архаическая древнегреческая вазопись из Аттики, Элевсин. <Фото: (Creative Commons license): Panegyrics of Granovetter>

Предводители греков в Троянской войне возвращаются на родину. — Навплий мстит грекам за оклеветанного Одиссеем Паламеда. — Одиссей у циклопов. — Мех Эола, бога ветров. — Волшебница Цирцея превращает товарищей Одиссея в свиней. — Прорицатель Тиресий: Одиссей в царстве теней. — Одиссей слушает пение Сирен. — Сцилла и Харибда. — Одиссей у нимфы Калипсо. — Одиссей у феаков. — Одиссей истребляет женихов Пенелопы.

Предводители греков в Троянской войне возвращаются на родину

Согласно мифам древней Греции, падение Трои не принесло счастья грекам. Одни из греческих предводителей, принимавших участие в Троянской войне, так и не возвратились на родину; другие были убиты тотчас же по прибытии домой; многие же, прежде чем вернуться, странствовали много лет, подвергаясь разным несчастиям и невзгодам.

Царь царей, доблестный Агамемнон, вернулся в Аргос со своей пленницей Кассандрой, но был убит своей женой Клитемнестрой и ее сообщником Эгисфом.

Брат Агамемнона Менелай вместе с Еленой потерпел кораблекрушение и был выброшен на египетский берег, где прожил восемь лет вдали от родины.

Неоптолем, сын Ахиллеса, погиб от руки Ореста, у которого хотел отнять невесту Гермиону. Неоптолем был убит в дельфийском храме Аполлона, у подножия алтаря, как бы в наказание за то, что убил Приама в таком же священном месте.

Сохранилось несколько античных ваз с живописным изображением убийства Неоптолема.

Герои Филоктет и Диомед, оба вернувшись на родину, принуждены были ее покинуть, и уже навсегда.

Оба Аякса погибли: один в припадке безумия убил себя, другой утонул в море.

Навплий мстит грекам за оклеветанного Одиссеем Паламеда

Герой Паламед, которому Одиссей никогда не простил разоблачения своего притворного безумия, был оклеветан Одиссеем и обвинен в предательстве. Греческие предводители приговорили Паламеда к избиению камнями.

Читать еще:  Нефтяник род деятельности и виды этой профессии. Нефтяник: профессия или призвание? Анекдот в тему

Отец Паламеда Навплий решил отомстить грекам за несправедливую казнь сына. Навплий послал объявить их женам о смерти или неверности их мужей, и многие из них лишили себя жизни, услыхав такие печальные вести.

Когда же греки после взятия Трои возвращались домой, Навплий во время страшной бури зажег огни на самых опасных скалах; многие корабли разбились о них, а Навплий в сопровождении сыновей добивал несчастных, выброшенных на берег.

Одиссей у циклопов

Благодаря Гомеру подробная история странствований Одиссея (по-латыни Одиссей — это Улисс) сохранилась до наших дней.

Во время страшной бури, уничтожившей почти весь греческий флот, Одиссей и его товарищи были выброшены на берег неизвестной им страны. Это был остров циклопов, гордых одноглазых великанов, не признающими ни богов, ни законов. Циклопы жили на вершине высоких гор, в обширных пещерах.

Одиссей с двенадцатью спутниками отправился в пещеру к одному из циклопов, надеясь на его гостеприимство. Но на приветствие Одиссея и просьбу оказать ему гостеприимство во имя Зевса великан разразился смехом и ответил, что они, циклопы, нисколько не заботятся ни о Зевсе, ни о каком-либо другом бессмертном.

Затем циклоп схватывает двух спутников Одиссея, пожирает их и ложится спать среди своего стада баранов. Испуганный Одиссей придумывает следующую хитрость. Одиссей поит циклопа вином и, когда тот засыпает, берет дубину великана, заостряет ее конец, накаляет его в огне и с помощью своих спутников выкалывает глаз у спящего циклопа.

Проснувшись от страшной боли, великан повсюду ищет Одиссея и его спутников, но тот приказывает своим спутникам подлезть под баранов и плотно прижаться к ним, и сам первый показывает им пример.

Слепой циклоп ощупывает сверху баранов и выгоняет их из пещеры, надеясь легче потом добраться до Одиссея, который благодаря удавшейся хитрости уже на свободе. Одиссей садится вместе с товарищами на оставшийся корабль уплывает с острова циклопов.

Мех Эола, бога ветров

Убежав от циклопов, Одиссей скоро высаживается на остров, где царствует Эол, бог ветров.

Бог Эол радушно принимает Одиссея и дает ему с собою закрытый мех, говоря, что, пока мех не будет открыт, плавание Одиссея будет благополучно.

Но спутники Одиссея, воспользовавшись его сном и полагая, что мех наполнен вином, открывают его. Заключенные в нем Эолом ветры вырываются оттуда и подымают страшную бурю.

Корабль Одиссея прибывает к берегу острова людоедов. Они съедают нескольких товарищей Одиссея.

Волшебница Цирцея превращает товарищей Одиссея в свиней

Уплыв с острова людоедов, Одиссей плывет дальше и пристает к острову, где живет могущественная волшебница и чародейка Цирцея. [Цирцея — это укоренившаяся в русской традиции передачи имен героев античной мифологии латинская форма древнегреческого имени Кирка.]

Одиссей посылает к Цирцее своих спутников просить у нее приюта, но Цирцея поит их волшебным напитком, отнимающим память. Затем Цирцея превращает посланных к ней спутников Одиссея в свиней.

Это мифологическое превращение спутников Одиссея в свиней послужило темой для многих художественных произведений античного и нового искусства.

Из новейших художников англичанин Эдвард Бёрн-Джонс написал на сюжет превращения в свиней прекрасную по экспрессии картину.

Между тем Одиссей, напрасно прождав возвращения своих спутников от Цирцеи и наученный Гермесом, который ему дал растения, предохраняющие от волшебных чар, отправляется, в свою очередь, во дворец Цирцеи.

Цирцея дает Одиссею кубок. Едва только губы Одиссея прикоснулись к кубку Цирцеи, как она дотрагивается до головы Одиссея волшебным жезлом и произносит: «Ступай и ты в хлев к своим товарищам!»

Но чары Цирцеи бессильны, и Одиссей грозит ее убить, если Цирцея не вернет его товарищам человеческого образа. Цирцея повинуется, и они все остаются у нее еще целый год.

Прорицатель Тиресий: Одиссей в царстве теней

По совету волшебницы Цирцеи Одиссей отправился в Аид и вызвал оттуда тень прорицателя Тиресия, обладавшего даром понимать даже язык птиц.

Вызывая Тиресия, Одиссей приносит жертвы умершим, и тени толпою окружают его. Одиссей говорит с Агамемноном и с Гераклом, рассказывает Ахиллесу о храбрости его сына Неоптолема.

Тиресий предсказывает Одиссею еще долгое скитание и много трудностей и невзгод на его пути, но обещает ему, что Одиссей все же со временем вернется на свою родину.

Афинский живописец Никий написал Одиссея вызывающим тени умерших; эта картина пользовалась в античности такой славой, что царь Пергама Аттал предложил за нее огромную денежную сумму. Но художник гордо отказался от этой баснословной суммы и подарил свое произведение родному городу.

Сохранился античный барельеф; он находится теперь в Луврском музее; на нем представлен Одиссей, беседующий с тенью прорицателя Тиресия.

Сирены. Арнольд Бёклин, 1875 г.

Одиссей слушает пение Сирен

Продолжая свой путь, Одиссей должен был проехать мимо острова Сирен. Мифологические полуженщины-полуптицы, Сирены очаровывали своим пением мореплавателей и пожирали их, когда те устремлялись к Сиренам, забыв обо всем.

Предупрежденный Цирцеей об опасности Сирен, Одиссей воском залепил уши своих спутников, а себя приказал связать по рукам и ногам и привязать к мачте корабля, для того чтобы он не мог поддаться очарованию пения Сирен и последовать за ними, но мог услышать их бесподобное пение. Таким образом Одиссей и его спутники благополучно прошли мимо опасного острова.

СЦИЛЛА и ХАРИБДА

После острова Сирен корабль Одиссея оказался в узком проливе, находившемся между двумя чудовищами — Сциллой и Харибдой. Чудовище Сцилла было морским божеством женского пола. Сцилла пожирала мореплавателей, а из ее туловища росли лающие собачьи головы.

Харибда была чудовище-водоворот: трижды в день Харибда проглатывала и изрыгала воду пролива. Попав в водоворот между Сциллой и Харибдой, Одиссей лишается корабля и спутников. В продолжение девяти дней Одиссей, ухватившись за мачту, извергнутую Харибдой, носится по морю.

Выражение между Сциллой и Харибдой попало из античной мифологии в европейские языки и обозначает трудное, практически безвыходное положение между двух опасностей.

Одиссей у нимфы Калипсо

После Сциллы и Харибды и девятидневного нахождения в открытом море на обломке мачты, Одиссей попадает на остров нимфы Калипсо. Прекрасная нимфа Калипсо обитает в прекрасной пещере, среди роскошной природы, и проводит время за пением и тканьем. Одиссей прожил у Калипсо семь лет. Калипсо предложила Одиссею бессмертие, если он останется у нее навсегда. Но Одиссей отказывается: он не может забыть своей верной жены Пенелопы и своей родины Итаки.

Одиссей у феаков

От Калипсо Одиссей отправляется в легком челноке. Бог Посейдон вновь насылает на него бурю, и только благодаря нимфе Левкофее, давшей ему свое покрывало, Одиссей пристал к острову феаков.

Феаки были народом волшебных мореходов. Дочь царя феаков, прекрасная Навсикая, приводит Одиссея во дворец к родителям, которые принимают его радушно, снабжают его всем необходимым для дальнейшего плаванья.

Наконец, после двадцатилетнего скитанья, Одиссей попадает на свою родину — остров Итаку.

Одиссей истребляет женихов Пенелопы

Одиссей до того изменился за годы своего отсутствия, что его никто не узнает, кроме старой верной собаки Одиссея.

Все соседние цари, полагая, что Одиссей давно погиб, хотели принудить жену его Пенелопу избрать себе среди них другого мужа. Но верная Пенелопа не теряла надежды увидать любимого ею Одиссея. Поэтому Пенелопа, чтобы отделаться от докучавших ей женихов, объявила, что выйдет замуж только тогда, когда окончит покрывало, которое Пенелопа начала ткать. По ночам Пенелопа тайно распарывала свою дневную работу.

Читать еще:  ОПС - что это? Расшифровка аббревиатуры. Многозначные термины

Наконец одна из служанок Пенелопы выдала ее тайну царям. Женихи потребовали от Пенелопы решительного ответа, пользуясь еще и тем, что ее сын Телемах находился в отсутствии. В это-то время Одиссей является и просит гостеприимства у Пенелопы. Никто не узнает в этом утомленном и грязном путнике Одиссея. Его впускают, и старая кормилица Одиссея, по обычаю страны, приносит таз с водой, чтобы обмыть ноги усталого путника.

Однажды в детстве Одиссей был ранен в ногу кабаном. Рана Одисеея зажила, оставив глубокий шрам, и кормилица Эвриклея узнает по нему своего господина. Обрадованная, Эвриклея хочет поскорее сообщить эту радостную весть Пенелопе, но Одиссей не пускает ее и не велит говорить никому о его возвращении.

Между тем сын Одиссея Телемах возвращается. Одиссей открывается Телемаху, но просит хранить это в тайне и остается в своем доме под видом бедного странника.

У Одиссея был лук, который он, отправляясь в поход против Трои, оставил дома. Пенелопа объявляет своим женихам, что она выйдет замуж только за того, кто натянет этот лук и пробьет, как это делал Одиссей, двенадцать железных столбов. Женихи Пенелопы пробуют один за другим натянуть лук Одиссея, но безуспешно. Тогда бедный странник в свою очередь берется за лук Одиссея. Изумленные дерзостью этого нищего, царственные женихи Пенелопы хотят его прогнать, но Одиссей уже натянул лук и убивает стрелами всех искателей руки Пенелопы.

Кормилица Эвриклея рассказывает Пенелопе, кто скрывается под рубищем нищего. Пенелопа всматривается в него и — узнает Одиссея.

Богиня Афина возвращает Одиссею молодость и силы, и он много лет мирно правит своей страной.

В Неаполитанском музее находится античная фреска, найденная в Геркулануме, на которой изображена Пенелопа, узнающая Одиссея.

Кто такие Сирены — легенды и сказания

Сирены — чудовищные музы смерти, демонические существа, которые заманивали ничего не подозревающих мореходов в пучины океана, чтобы самым жестоким образом разорвать их на части. Откуда появился этот чудный образ полуженщины-полуптицы и были ли счастливцы, которые слышали божественное пение и оставались в живых?

Происхождение

По легенде, демонические сирены, держащие в страхе всю Сицилию и половину древнего мира, по природе своей не были жестокими существами: изначально они были нимфами и жили с юной и прекрасной богиней плодородия Персефоной.

Несчастье случилось, когда девушку похитил коварный Аид, владыка царства мертвых. Он затащил ее в свои владения, откуда не было выхода и навсегда запер в мире духов. Не в силах простить себе исчезновения своей богини, будущие сирены бросились за советом к безутешной матери Персефоны — Деметре. Та подарила им крылья, чтобы они смогли подняться высоко в небо и увидеть, куда подевалась юная богиня.

Но и с высоты птичьего полета не смогли нимфы обнаружить Персефону. Полные отчаяния, они обратились за помощью к простым смертным, но наткнулись на безразличие.

Только после этого женщины-птицы облюбовали крошечный безлюдный остров на Сицилии. Они мечтали отомстить богам и людям за свою потерю и поклялись не пропустить живым ни одного моряка.

Легенда о мореплавателях

Согласно древнегреческой мифологии, сиренам была предсказана гибель от рук мореходов, которые смогут проплыть мимо острова и не соблазниться их сладким пением. Все моряки знали о страшной угрозе, затаившейся между Сциллой и землями Цирцеи, и искали любые обходные пути этого маршрута.

Остров сирен был покрыт кожей и костями любопытных путников. Скалистое основание всегда прикрывал густой туман и разглядеть угрозу было нереально.

Лишь дважды мореплавателям удалось преодолеть пролив, где затаились птицы. Первыми это сделали аргонавты. Им удалось выжить благодаря содействию легендарного певца и музыканта Орфея. Наслышанный о коварстве сирен, он играл на своей лире весь путь, и чудесная музыка заглушила призывные крики.

Вторым на отважный поступок решился Одиссей и его команда. Предупрежденный Цирцеей, царь Итаки приказал своим морякам залить себе в уши растопленный воск, а себя приковать к мачте.

Как ни старались сирены, завидев Одиссея, но его корабль так и не сбился с маршрута и не пристал к берегам острова смерти. Боясь неминуемой гибели, полудевушки-полуптицы бросились в море и навек обратились в скалы.

Число сирен и список

Сведения о сладкоголосых созданиях сильно разнятся. Так, Гомер в своей «Одиссее» говорит лишь о двух демонических птицах, а в более поздних мифах рассказывается о трех бывших нимфах — Аглаофе, Пейсиное и Телксиепии. Одна из них пела, а две другие играли на кифаре и флейте.

При более детальном изучении древнегреческих сказаний можно обнаружить и другие упоминания о сиренах:

  • Аглаопа, Молпа и Фелксиопа родились у сына Океана Ахелоя и музы трагедии Мельпомены.
  • Левкосия, Лигейа и Парфенопа были превращены в сирен Афродитой в наказание за нежелание выходить замуж.

Символика образа в разное время

В средние века

В Средние века на арену вышло Христианство и большинство греческих и римских легенд было переосмыслено и переиначено на новый лад. Не обошло это и мифы о сиренах.

Авторы нового толкования провели прямую параллель между Одиссеем и Христом, а мачту, к которой тот был привязан, сравнили с крестом, на котором был распят Спаситель. Сиренам досталось роль метафорически выраженных плотских желаний и соблазна.

Веревки и цепи, сковывающие героя, — это вера, сила которой помогла ему удержаться от соблазна.

В современной культуре

Образ мистических существ не остался без внимания и в современной культуре. Несмотря на то, что вера в греческие мифы давно канула в Лету, сирены все еще притягивают к себе интерес современного человека.

История о морской нечисти не так давно была блестяще обыграна в американском фильме ужасов 2018 года «Сирена». А в 2006 году вышел одноименное, не менее захватывающее кино про это мифическое существо от японского режиссера Юкихико Цуцуми.

В 2002 году идея существования звонкоголосых полуженщин-полуптиц, одним лишь звуком своего пения способных свести с ума сотни моряков, была интересна обыграна в триллере Лафлэнда «Сирены».

Древнегреческие нимфы привлекают внимание не только режиссеров, но также художников и музыкантов по всему миру. Например, в 1999 году живописец Владимир Овчинников посвятил им целую серию работ.

А в 1900 году композитор Клод Дебюсси использовал образ сирен во второй части своего триптиха «Ноктюрны».

Упоминание в астрономии

Нимфы Персефоны существуют не только в нашем воображении, но и в реальном мире. Правда, в сотнях световых лет от земли.

31 октября 1923 года астрономом Карлом Райнмутом был открыт астероид, пересекающий орбиту Марса. Он получил название Сирена, но был утерян через 4 месяца после своего внезапного появления. Следующий раз он возник на экранах телескопов лишь в 1982 году.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector