Морфологический анализ что. Морфологический анализ (триз). Методологические и теоретические основания

Морфологический анализ что. Морфологический анализ (триз). Методологические и теоретические основания

Форма:
нуль; точка; линия; прямоугольник; поверхность; шестигранник; шар; тела Платона; фракталы; лист Мёбиуса; растительные формы и т.п.;

Покрытие:
асфальт; щетина; побелка; пятно бульона; лак для ногтей; пляжный песочек; диэлектрик и т.п.

Доверившись алгоритму, не спеша (. ) и детально проанализируем сочетания, полученные на шаге 4.

Итак, на какие идеи может навести:

Сочетание N 1: прямоугольник + лак для ногтей

Представим себе визитку или рекламный сувенир, на которых рабочий телефон, домашний телефон, сотовый телефон, личный E-mail или иная нужная информация покрыты сверху соскабливаемым и непрозрачным составом. Например, тем самым, который используется при проведении некоторых лотерей. Зная реакцию соотечественников на запреты, очевидно, многие из них непременно будут соскабливать этот слой, прорываясь к истинному знанию личного телефона и т.п.… А раз будет действие — значит запомнят визитку/сувенир и Вашу фирму, будут рассказывать и показывать коллегам. Проверено — см. Главу 2.

Сочетание N 2: прямоугольник + пятно бульона

Представим себе визитку или бэдж, графические элементы на котором со временем плавно изменяют свои очертания… В чем дело? На бэдже или ином рекламном сувенире питательным раствором (бульоном) нанесено невидимое изображение. На эту поверхность «поселяются» безвредные микроорганизмы, которые начинают размножаться, тем самым постепенно окрашивая и заполняя картинку… Не исключено, что рекламные агенты смогут по-новому терроризировать Заказчика, указывая на свой бэдж и говоря: «Этим живым русским тамагочи уже пора есть — быстро-быстро проплачивайте!». А можно ли использовать две-три разноцветных колонии микробов? Конечно… Может быть, это новый вид «живых» абстрактных картин, изменяющихся в течение дня или недели? Не исключено.
Например: в Японии наиболее интересные изображения, наблюдаемые при исследованиях на электронных микроскопах, используют в качестве готовых декоративных рисунков для тканей.

Сочетание N 3: поверхность + щетина

Что бы это значило? Представьте себе, приходит жена домой и говорит: «Милый, отстегни потолок, я купила новенький!». Застежку «липучка» знают все, но почему-то не догадываются использовать ее для крепления бэджей, ценников, деталей одежды и прочих элементов выставочных стендов в частности и интерьеров в целом…

Другой вариант: на каждой щетинке, чешуйке — полезная информация. Например, покроем стену стенда чешуйками-визитками — пусть посетители отрывают. Естественно, визитки могут быть обновляемыми, иметь разный цвет, образовывать — при взгляде издалека — цельный рисунок и т.п.

Впрочем, еще несколько десятков решений ранее описано автором статьи здесь: [2; с. 91-99].

Сочетание N 4: прямоугольник + пляжный песочек

Визитка с песком? Если на корпоративную визитку нанести полосу абразива, мы получим обычную «шкурку», с помощью которой можно поправить грифель карандаша, подточить ноготь, прочистить свечу зажигания… Кончено, у данного решения есть вполне понятные ограничения: представьте себе, что такая визитка или сувенир будет распространяться не торговцами автомобилями, а окулистами…

Сочетание N 5: растительные формы + диэлектрик

Диэлектрик это понятно. А что такое растительные формы? Деревья, кусты, травы… Трава похожа на щетину — это у нас уже было. Трава колышется под ветром на диэлектрике… А что если вспомнить школьный электроскоп, лепестки которого соединяются-разъединяются под действием электростатического заряда? То есть, искусственный ворс, трава, щетинки-световоды могут распушаться, или наоборот, притягиваться под действием небольшого заряда… Или колыхаться в такт медленной музыке. Да. Правда, мы вновь оторвались от исходной визитки и явно придумываем новый вид рекламного бизнеса по созданию аттракционов, витрин, стендов и т.д. для различных зрелищных мероприятий.
При внимательном прочтении предыдущего абзаца, выясняется, что в нем изложена серия новых и явно патентоспособных идей по Международной классификации изобретений GO9F «Изобретения в области рекламы». Их патентование, при условии широкого внедрения, означает… официально разрешенную монополию.

Обычно создание морфологического анализа связывают с двумя именами: средневековым монахом Раймондом Лулием (примерно 1235 — 1316 г.г.) и астрофизиком Фрицем Цвикки, работавшим в США в середине XX века [3].
Во-первых, морфологический анализ — прекрасная тренинговая процедура, позволяющая сбить «инерцию мышления», иначе взглянуть на известное… Выше было продемонстрировано, как на основе знания, доступного выпускнику средней школы, можно усовершенствовать традиционную визитку. Более того — получить ряд оригинальных идей в других областях деятельности.
Конечно, большинство из конкретных вариантов нереализуемы в рамках одной фирмы. Но — при правильном выполнении шагов — морфологический анализ даёт отличную от нуля вероятность получения гаммы решений.
В докладе «Математическое творчество», прочитанном в 1880 г. в Париже на заседании Психологического общества, математик Жюль Анри Пуанкаре: сказал «Творить — это уметь распознавать, уметь выбирать такие факты, которые открывают нам связь между законами, известными уже давно, но ошибочно считавшимися не связанными друг с другом. Среди выбранных комбинаций наиболее плодотворными часто оказываются те, которые составлены из элементов, взятых из очень далеких друг от друга областей. Я не хочу сказать, что, для того чтобы сделать открытие, достаточно сопоставить как можно более разношерстные факты; большинство комбинаций, образованных таким образом, были бы совершенно бесполезными, но зато некоторые из них, хотя и очень редко, бывают наиболее плодотворными из всех».

А. Пуанкаре, Математическое творчество // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М., Изд-во МГУ, 1981 г., с. 356-365.

Во-вторых, кроме получения новых идей, если так можно выразиться, «с нуля», морфологический анализ позволяет развивать уже имеющиеся идеи. Допустим, в результате решения какой-либо насущной проблемы, у решателя имеются 4 идеи: Идея-1, Идея-2, Идея-3 и Идея-4. Каждая из них обладает как «плюсами», так и «минусами»… Что делать? Можно поступить формально и построить таблицу:

Таблица 14. Расширение поискового поля с помощью морфологического анализа

и рассмотреть всевозможные попарные сочетания идей.

Опыт показывает: маловероятно, что из 4-х идей мы получим 4 х 4 =16 полноценных идей, но 5-6-7 новых, частично или полностью снимающих «минусы» и усиливающих «плюсы» исходных — да, это вполне реально.

Многие фирмы используют этот подход, так, например: «Клейкие желтые бумажки Post-it фирмы ЗМ теперь имеют 18 цветов, 27 размеров, 56 форм и 20 ароматов. Если все это перемножить, получится, что существует около полумиллиона комбинаций. Модульные грузовики SCANIA, например, теперь могут быть выполнены по вашему индивидуальному заказу. Почему бы не создать собственную куклу? Barbie теперь продается в 15 000 вариантах. [. ] Меняйте одежду, цвет глаз, цвет кожи, прическу, аксессуары, имя, только не трогайте ноги. И все это за $40 (что является двойной ценой). Чтобы получить куклу по индивидуальному заказу, вам нужно заполнить вопросник. Анне Пардуччи, вице-президент компании — владельца Barbie Mattel, заявляет, что задачей является «создание базы данных детей для того, чтобы установить персональные отношения со всеми этими девочками»». (Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерстрале, Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта, Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2001 г., с. 181-182).

Мы часто используем этот подход во время разбора практических задач на наших семинарах.

Каких-то принципиальных ограничений по использованию метода не известно.
Из усилителей морфологического анализа, прежде всего, имеет смысл назвать ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач Г.С. Альтшуллера, и, конечно, практику, практику и еще раз практику применения метода.

За 25 лет своей консультационной деятельности, автор данной статьи встретил в литературе… всего два примера применения морфологического анализа, в которых содержались действительно новые идеи. Предполагаемая причина — незнание различных «хитростей метода», которые можно узнать, лишь применяя этот метод многократно. Вернемся к шагам алгоритма.

Шаг 0. Еще до применения метода, нужно определить, чего собственно мы хотим:

  • вариант-1: мы хотим — в принципе — не изменять объект качественно и просто получить новую визитку;
  • вариант-2: мы хотим — лишь отталкиваясь от визитки — придумать гамму новых рекламоносителей, новых направлений искусства и/или бизнеса.

В зависимости от этого мы и будем строить свою работу далее. При этом полезно помнить: морфологический анализ увеличивает вероятность получения интересного решения, но не гарантирует его…

Шаг 1. Здесь особых секретов нет.

Читать еще:  Основная или по совместительству. В чем разница между совмещением и совместительством. Продолжительность работы при совмещении и совместительстве

Шаг 2. Выбор основных характеристик объекта, которые выражаются отвлеченными понятиями.

Теоретически, на этом шаге можно рассматривать 10 или 20 параметров, однако позже, на этапе «довоображевывания», большинство людей с трудом оперируют более чем двумя-тремя абстрактными параметрами одновременно, а тем более придумывают новое [3; с. 100] Поэтому лучше — особенно первое время — не использовать более 2-х параметров. Что это может быть? В принципе, любые характеристики исходного объекта: энергообеспечение; размеры; форма; материал; направление; структура; движение; связи с другими объектами и т.п. В то же время, прозевав важную характеристику, можно потерять целый веер решений…[1; с. 53] Поэтому простейшая рекомендация: если метод не дает решений — вернитесь к шагу 2, замените характеристики и вновь пройдите алгоритм.
В зависимости от цели анализа, выбранной на шаге 0, можно делать анализ более абстрактным (и тогда, скорее всего, мы уйдем далеко от исходного объекта), либо более конкретным.
Скажем, выбрав на шаге 2 не просто «Форму», как в Таблице 13, а «Форму плоских тел»: ромб, круг, плоская спираль Архимеда, «змейка», звезда — мы явно получим не принципиально новый рекламный сувенир, а нечто «визиткообразное».

Шаг 3. Перечисление вариантов реализации характеристик, выбранных на шаге 2.
Обратите внимание — в Таблице 13 перечисляются не те варианты Формы и Покрытия, которые встречаются у визиток, а Формы и Покрытия которые бывают вообще… (И именно поэтому мы получим новые решения). Откуда их можно взять? Из справочника, энциклопедии, опыта коллег, поисковой машины в Internet и т.д. Принципиально другое: мы не должны думать, подходит нам вариант или нет — это мы сделаем позже, на шаге 4. На шаге 3 мы просто выписываем различные варианты. Желательно, чтобы они обладали «острыми», провоцирующими наш мозг свойствами. Например, «пятно борща» легкопредставимо, а некая абстрактная «питательная среда для развития микроорганизмов» — явно нет.

Шаг 4. Рассмотрение различных полученных комбинаций и их «довоображевывание».

Перебирая все сочетания, либо — если их много — только случайно отобранные, нужно стремиться всячески «дотянуть» выбранное сочетание. Аристотелевская логика здесь плохой советчик, лучше использовать возникающие ассоциации и стремиться довести их до разумного варианта. Впрочем, если какое-то сочетание «никак не идет», «не дает зажигания» — смело бросайте и берите новое, благо их достаточно много. Для уверенно владеющих ТРИЗ здесь можно рекомендовать использовать «ресурсный подход» и закономерности развития технических систем (ЗРТС).

Предыдущие шаги алгоритма достаточно просто «поставить на компьютер» (что неоднократно делалось в различных странах), но очень трудно это сделать для шага 4. Почему? Человек способен не только выйти, например, на сочетание «прямоугольник + щетина», но и дофантазировать его до ряда работоспособных решений, а компьютер, пока что не работающий с широкими контекстами — нет.

К частным случаям морфологического анализа можно отнести диаграмму Генри Гантта (Gantt), одного из пионеров в исследовании организации бизнеса. Сама по себе диаграмма проста: по вертикальной оси откладываются элементы какого-либо Проекта, по горизонтальной — время (дни, недели); на пересечении этих двух координат — изменение элементов Проекта во времени. Так, например, в СССР описывались «пятилетние планы» (Источник: Д. Шелдрейк, Теория менеджмента от тейлоризма до японизации, СПб, «Питер», 2001 г., с. 80.)

И последнее: «. как ни парадоксально, само творческое мышление, его технология, принцип действия, не претерпели качественных изменений. Считалось и до сих пор считается, что только немногие люди от рождения наделены способностью к творчеству. Эти люди упорно размышляют над задачей — и внезапно приходит озарение. Невозможно раскрыть механизм этого процесса, научиться им управлять, сделать его доступным всем. Такой взгляд на творчество поразительно устойчив, он господствует и по сей день» — писал создатель ТРИЗ Генрих Саулович Альтшуллер (1924-1998 гг).

Литература к главе:
1. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения, М., «Московский рабочий», 1973 г.

2. Викентьев И.Л., Ефремов В.И., Кривая, которая вывезет, в Сборнике: Правила игры без правил, «Карелия», Петрозаводск, 1989 г. Введение в эту работу опубликовано здесь.

3. Zwicky F., The morphological method of analysis and construction, Сourant, Anniversary Volume, 1948.

4. См. также Раздел «Фантограмма» в электронной книге: «Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы» (распространяется бесплатно).

Метод Морфологический анализ

Морфологический анализ (метод морфологического анализа) — основан на подборе возможных решений для отдельных частей задачи (так называемых морфологических признаков, характеризующих устройство) и последующем систематизированном получении их сочетаний (комбинировании). Относится к эвристическим методам.

Цель морфологического анализасостоит том, чтобы максимально расширить область поиска решения и сформировать наиболее полное множество альтернатив, охватывающее все возможные способы решения проблемы.

Основные схемы морфологического анализа:

— метод морфологического ящика (наиболее приемлем для больших и сложных объектов). Состоит в определении всех возможных параметров решения задачи, формирования матрицы и анализ различных сочетаний до выбора наилучшего варианта сочетания.

— метод выделения опорных элементов исследуемой системы и работа с комбинациями вариантов решения;(метод букета)

— метод отрицания и конструирования. В основе этого метода морфологического анализа — замена сформулированных идей на противоположные и анализ несоответствий;

Данный метод можно реализовать посредством составления так называемых морфологических карт, которые содержат, с одной стороны, перечень необходимых параметров, отражающих предполагаемый и ожидаемый результат, а с другой – варианты решений, среди которых надо делать выбор, чтобы достичь результата.

Такими параметрами могут быть, например, своевременность исполнения, равномерность загрузки, инновационность деятельности, качество работы. Все это параметры управления. Их реализация зависит от таких факторов, как контроль исполнения, ясность распоряжений, учет загрузки, нормы загрузки, информационное обеспечение, планирование работ, распределение персонала, обучение персонала, мотивирование исполнения, критерии качества, мотивирование качества и др. Все эти факторы определяют возможные решения. Но решения могут быть ключевыми и второстепенными, промежуточными и окончательными. Выбор и обоснование решений и позволяет сделать морфологическая карта. Решение должно соединить все эти факторы, отражать комплекс действий, способных изменить положение.

Метод морфологического анализа состоит из следующих основных этапов:

1. Определение максимально полного перечня критериев выбора.

Каждый из критериев рассматривается как «простейшая» цель выбора и описывает желаемый частный результат действий. В совокупности все критерии выбора образуют цель принятия решения, достижение которой устраняет причину возникшей проблемы.

2. Определение «частичных» решений, удовлетворяющих каждому из перечисленных критериев выбора.

В результате данного этапа образуется морфологическая карта или таблица, в каждой строке которой расположены «частичные» решения, удовлетворяющие отдельным критериям выбора (табл. 4.1). В идеальном случае на карте должны быть представлены все возможные «частичные» решения. Такую запись можно осуществить, если в каждой строке таблицы предусмотреть дополнительный элемент, означающий «другие средства».

3. Разработка всех возможных вариантов решения проблемы.

Каждый вариант состоит из цепочки, содержащей ровно по одному «частичному» решению, достаточному для достижения каждой «простейшей» цели. В таблице один из таких вариантов показан в виде цепочки связанных «частичных» решений. Тогда общее число альтернатив определяется как произведение общего количества всех «частичных» решений, удовлетворяющих разным критериям выбора.

Метод морфологического анализа предполагает построение матрицы с занесением в нее различных данных.
Строится матрица в виде таблицы:

Далее на пересечении колонок А1-В1,А1-В2 и так далее заносятся причины возникновения проблемы в зависимости от внутренних факторов организации и внешних факторов среды, также в колонках могут быть перечислены методики разрешения той или иной проблемы, например применение аутсорсинга, бенчмаркинга и т.д. Методики могут повторяться, таким образом, выявляется наиболее оптимальный вариант, альтернатива для решения проблемы.

Метод морфологического анализа (иногда он называется методом морфологического ящика) представляет собой комбинацию метода классификации и метода обобщения. Его суть состоит в декомпозиции проблемы по составляющим ее элементам, поиске в этой схеме наиболее перспективного относительно всей проблемы элемента ее решения.

Однако морфологический анализ предполагает не простую декомпозицию, т.с. разложение целого на составляющие его части, но выделение элементов по принципам функциональной значимости и роли, т.е. влияния элемента или подпроблемы на общую проблему, а также прямую или опосредованную связь с внешней средой (иногда это называют надсистемой).

В качестве примера возьмем проблему распределения функций. Менеджер заметил, что в процессах управления очень часто встречаются задержки при принятии решений, подготовке документов либо реагировании на распоряжения (резолюции). Многие объясняют такое положение неудачным распределением функций и полномочий между подразделениями, неравномерной загрузкой.

Читать еще:  Не получается раздать wifi с айфона. Как раздать Вай-Фай с Айфона — Надежные способы. Почему интернет не раздается

Можно исправлять положение, опираясь на эти разумные объяснения, но менеджер должен понимать, что причина может быть глубже и включать в себя множество факторов эффективной деятельности персонала. Надо решать проблему комплексно, опираясь на глубокий и всесторонний анализ существующего положения дел. Для этого нужно провести морфологический анализ проблемы распределения функций.

Итак, исходной позицией морфологического анализа является постановка проблемы. Далее проводится ее декомпозиция, т.е. разделение на составляющие. В качестве примера можно назвать проблемы структуры системы управления, профессионализма персонала, мотивации деятельности, трудоемкости функции, учет загрузки и др.

Далее проводится декомпозиция каждой из представленных проблем в отдельности. При этом не исключено, что проблемы переводятся с одного иерархического уровня на другой.

Но декомпозицию проблем надо делать не только «вниз», но и «вверх». Ведь распределение функций зависит не только от внутреннего состояния системы управления, но и от внешних факторов ее функционирования: конкуренции, экономической обстановки, рынка специалистов, системы обучения, государственного регулирования и др.декомпоз по внутр и внеш факторам.

Таким образом строится морфологическая схема проблем, и на ее основе проводится анализ каждой из проблем, чтобы найти главную, связать ее с другими. При анализе проблем можно использовать и другие методы исследования, такие как мозговой штурм, синектика и др.

Пределом развития морфологической схемы вверх и вниз является возможный переход в другой класс проблем, который сделает эту схему бесконечной.

Для того чтобы морфологическая схема была построена корректно, следует использовать ряд операторов, посредством которых можно проверять принадлежность проблемы к той или иной иерархической ступени или переходить с одной ступени на другую при декомпозиции проблем. Эти операторы существуют в форме ключевых вопросов, ответ на которые дает возможность переводить проблему на новую ступень морфологической схемы.

Любую проблему можно сформулировать в виде исходного действия. Например, изменить распределение функций. Это исходная проблема (ИП).

Первый оператор морфологического анализа: зачем это нужно? Целевые установки (ЦУ): создать инновационный климат, повысить профессионализм деятельности, обеспечить ритмичность работы.

Второй оператор морфологического анализа: как это можно сделать? Механизм решения проблемы (МР): издать общее распоряжение, изменить структуру лидерства (перераспределить персонал), использовать компьютерные программы, изменить структуру системы управления, обучить персонал.

Важно включить в морфологический анализ и декомпозицию причин возникновения проблем, причем с дифференциацией причин на внешние и внутренние. Вопрос: почему возникла проблема (ВП)? В нашем примере это могут быть изменение структуры информации, целей развития, стиля управления, возникновение отрицательных традиций, нерациональное использование техники управления, снижение профессионального уровня. Внешние причины могут заключаться в социально-психологических перегрузках урбанизированной жизни, дефиците или высокой стоимости компьютерной техники, общем изменении менталитета.

Морфологический анализ помогает глубже понять содержание проблемы и не просто найти ее решение, но и выбрать наиболее удачное, учитывая средства и методы, причины и последствия.

Разновидностью морфологического анализа является другой метод исследования – метод «букета проблем». Он основан на поиске такой формулировки проблемы, которая в большей мере способствует нахождению ее решения.

Дело в том, что решение любой проблемы во многом зависит от того, как она поставлена, как сформулированы вопросы, отражающие суть этой проблемы. Корректная постановка вопроса всегда отражает знание пути его решения. На этом и построен метод «букета проблем». Технология использования этого метода включает несколько этапов (рис. 2.13):

1. Постановка проблемы так, как она представлена в реальной практике управления. Например, как использовать компьютер в деятельности менеджера?

2. Обобщение проблемы, представление ее в общем виде. Здесь может быть использовано множество формул и уровней обобщения. В нашем примере – повысить производительность управленческой деятельности, обеспечить профессионализм управления, поднять авторитет менеджера и пр. Обобщение позволяет определить класс проблемы, ее истоки, главное в выборе ее решения.

Рис. 2.13. Технология использования метода морфологического анализа (метода «букета проблем»)

3. Определение проблемы-аналога. Эти действия заключаются в поиске аналогичных проблем в других областях деятельности или природных сферах. Можно по поставленной нами выше проблеме (как использовать компьютер в деятельности менеджера) сформулировать аналог следующим образом: «отрастить вторую голову», «увеличить скорость мысли», «обеспечить выживание» и т.д. Это звучит парадоксально, но в исследовании не надо бояться парадоксов. Они могут подсказать удачные решения, убедить в необходимости решения проблемы, показать важность ее, они определяют отношение к проблеме, позволяют увидеть исходную проблему в новом ракурсе.

4. Установление роли и принципов взаимодействия проблемы в комплексе других проблем. Может быть, можно решить проблему не саму но себе, а через решение другой проблемы, т.е. решение первоначальной проблемы будет следствием решения другой проблемы. Например, в нашем примере это может быть замена менеджера другим лицом, владеющим компьютером, изменение распределения функций и полномочий в системе управления так, чтобы менеджер не нуждался в индивидуальном владении компьютером, создание должности личного помощника менеджера, владеющего компьютерной техникой, разработка предельно простых компьютерных программ и т.д.

5. Формулировка обратной проблемы. Это бывает очень полезным, ибо такая проблема может подсказать решение, навести исследователя на его удачный вариант. Рассмотрим наш вариант. Компьютеризация деятельности менеджера снижает действие человеческого фактора управления, а это отрицательно сказывается на эффективности управления при любом уровне его технической вооруженности. Такое формулирование обратной проблемы позволяет увидеть опасность неудачных решений, устанавливать критерии выбора успешных решений.

Морфологические карты дают уверенность в том, что ни одно возможное решение проблемы не будет упущено. Кроме того, заполнение этих карт не требует много времени. Основными преимуществами морфологического анализа считаются:

• равноценность всех элементов анализируемого объекта;

• максимальная четкость формулировки поставленной задачи;

• снятие ограничений в анализе элементов исследуемого объекта;

• возможность получения новых или развития уже имеющихся идей.

Однако при использовании морфологического анализа приходится сталкиваться с рядом трудностей:

Во-первых, основная трудность состоит в определении набора критериев, которые должны быть существенными, независимыми друг от друга, немногочисленными, но охватывать при этом все аспекты решаемой проблемы. Эти трудности идентичны тем, которые возникают при выборе частных показателей эффективности для оценивания альтернатив.

Во-вторых, аналогичная трудность возникает при поиске «частичных» решений. Их список должен быть достаточно полным, чтобы охватить все способы решения проблемы, но и достаточно малым, чтобы ограничить количество комбинаций. Поэтому важно оставаться на уровне «широких» альтернатив, опуская незначительные различия между ними.

В-третьих, при формировании альтернатив необходимо проверять и учитывать несовместимость отдельных «частичных» решений между собой. Этот фактор требует глубокого понимания сути проблемы и высокой квалификации участников процесса принятия решений.

В-четвертых, большое значение имеет преодоление проблемы размерности, возникающей в связи с тем, что количество комбинаций очень быстро возрастает по мере увеличения количества критериев и «частичных» решений. Например, таблица 10х10 дает уже 10 млрд. комбинаций. Уменьшение размерности достигается наложением различных ограничений, которые позволяют отбросить варианты, не подлежащие рассмотрению.

Недостаток морфологического анализа состоит в том, что для разработки критериев выбора и поиска приемлемых комбинаций «частичных решений» требуется хорошее знание структуры проблемы, которую сам метод не раскрывает.

Достоинство метода заключается в том, что он помогает ЛПР глубже понять проблему и заставляет его расширить область поиска решения.

Подводя итог, следует сказать, что морфологический анализ – это метод, при котором проблема декомпозируется (разбивается) на части, далее обсуждается, и выявляются все возможные альтернативы для решения данной проблемы.

ТРИЗ. Морфологический анализ и синтез предмета

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Описание презентации по отдельным слайдам:

ТРИЗ. Морфологический анализ и синтез предмета (методические рекомендации) Подготовил: Пономарева Любовь Васильевна, УР, г.Сарапул, МБОУ «СОШ №25» lyusya.ponomareva.73@mail.ru

История рождения ТРИЗ. Инженер Генрих Альтшуллер

Несколько слов об истории метода. Метод морфологического анализа и синтеза был разработан в 30-х гг. швейцарским астрономом Ф. Цвикки. Первое результативное применение метода было продемонстрировано в 1942 г. в США, где Цвикки в короткое время получил несколько десятков новых технических решений ракетных двигателей и ракет, среди которых, как оказалось позже, были предложены решения, повторяющие засекреченные в то время немецкие ракеты ФАУ-1 и ФАУ-2.

Читать еще:  Настрой на счастливую жизнь. Настройка на успешный день. Насколько эффективно позитивное мышление

Основной идеей морфологического анализа является упорядочение процесса выдвижения и рассмотрения различных вариантов решения задачи. Расчет строится на том, что в поле зрения могут попасть варианты, которые ранее не рассматривались. Последовательность действий при этом следующая: 1.Точно сформулировать проблему (т.е. объект или предмет разработки). 2.Определить важнейшие элементы объекта. 3.Определить варианты исполнения элементов. 4.Занести их в таблицу. 5.Оценить все имеющиеся в таблице варианты. 6.Выбрать оптимальный вариант.

Старшие классы объект – часы и луноход Таблица 1. Изделие «часы» Бесконечная МАТРИЦА: ПРИЗНАКИ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ Форма часов А А1-бесформенная А2-овал А3-треугольник Материал часов В В1-сыр В2-яичница В3-мех Материал стрелок С С1-дерево С3-мех С3-песок Форма стрелок Д Д1-прямые Д4-треугольник Д3-бесформенные А А1 А1 А1 А2 А2 А2 А3 А3 А3 В В1 В2 В3 В1 В2 В3 В1 В2 В3 С С1 С2 С3 С1 С2 С3 С1 С2 С3 Д Д1 Д2 Д3 Д1 Д2 Д3 Д1 Д2 Д3

ПРИЗНАКИ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ Материалкабины А А1-дерево А2-овал А3-радуга Колеса из В В1-сыр В2-апельсин В3-дерево Доп. детали С С1-щупальца С3-куриные С3-человеческие А А1 А1 А1 А2 А2 А2 А3 А3 А3 В В1 В2 В3 В1 В2 В3 В1 В2 В3 С С1 С2 С3 С1 С2 С3 С1 С2 С3 Д Д1 Д2 Д3 Д1 Д2 Д3 Д1 Д2 Д3

Спасибо за внимание! С уважением к Вам, Ваша коллега Пономарева Любовь Васильевна

Литература: http://triz-plus.ru/morfologicheskij-analiz/morfologicheskij-analiz http://berezaklim.ru/u4eb_rabota/metodika/texno/texno5/proekt/46.htm http://cheburaschka17.blogspot.ru/2013_03_01_archive.html?m=1 http://my-day.pro/g-s-altshuller-knigi/ https://trizway.com/art/video/190.html https://4brain.ru/triz/vvedenie.php https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4_%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%88%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BC%D0%B0 https://www.inventech.ru/pub/club/088/ Альтшуллер Г. С., Злотин Б. Л. и др. Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач). — Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989. Техническое творчество: теория, методология, практика. Энциклопедический словарь-справочник. / Под ред. А. И. Половинкина, В. В. Попова. М.: НПО «Информ-система», 1995. https://voxfree.wordpress.com/metod-kontrolnyh-voprosov/

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

  • Пономарева Любовь Васильевна
  • Написать
  • 436
  • 27.04.2018

Номер материала: ДБ-1518872

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

  • 27.04.2018
  • 158
  • 27.04.2018
  • 174
  • 27.04.2018
  • 213
  • 27.04.2018
  • 172
  • 27.04.2018
  • 330
  • 26.04.2018
  • 468
  • 26.04.2018
  • 144
  • 26.04.2018
  • 209

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Морфологический анализ (ТРИЗ)

Морфологический анализ (метод морфологического анализа) — метод решения задач, основанный на подборе возможных решений для отдельных частей задачи (так называемых морфологических признаков, характеризующих устройство) и последующем систематизированном получении их сочетаний (комбинировании). Относится к эвристическим методам.

Метод разработан швейцарским астрономом Фрицем Цвикки. Благодаря этому методу он смог за короткое время получить значительное количество оригинальных технических решений в ракетостроении.

Содержание

Содержание метода [ | ]

Для проведения морфологического анализа необходима точная формулировка проблемы для рассматриваемой системы. В итоге даётся ответ на более общий вопрос посредством поиска всевозможных вариантов частных решений, независимо от того, что в исходной задаче речь шла только об одной конкретной системе.

Основные этапы применения метода.

1. Выясняется цель задачи — поиск вариантов функциональных схем, либо принципов действия, либо структурных схем, либо конструктивных разновидностей разрабатываемой системы. Возможно исследование одновременно по нескольким признакам.

2. Выделяют узловые точки (оси, отдельные части задачи), которые характеризуют разрабатываемую систему с позиции ранее сформулированной цели. Это могут быть частные функции подсистем, принципы их работы, их форма, расположение, характеристики и свойства (состояние вещества и энергии, вид совершаемого движения, физические, химические, биологические, психологические, потребительские свойства и т. д.). Удобно предварительно (допустим, из анализа аналогичной системы) построить соответствующую блок-схему (функционирования, принципа действия, структурную схему), элементы которой и образуют узлы.

Количество узлов обычно выбирается из условия обозримости и реальности анализа получаемых впоследствии вариантов: при ручной обработке — 4…7 узлов, при работе на компьютере — в пределах физической возможности вычислительной техники и отведенного на решение задачи времени. Удобно задачу решать в ряд этапов: сначала по ограниченному числу наиболее важных узловых точек, а затем — для дополнительных, второстепенных или выявленных в ходе анализа и представляющих интерес новых узлов.

3. Для каждой узловой точки предлагаются варианты решений: либо исходя из личного опыта (зависит от эрудиции), либо беря их из справочников и банков (баз) данных (то есть на каждую ось нанизываются возможные решения, по аналогии со счетами).

Варианты должны охватывать всю область возможных решений для данной узловой точки. Но чтобы задача была обозримой, рекомендуется сначала выделять укрупненно-обобщенные группы вариантов, которые при необходимости впоследствии конкретизируются. Варианты могут быть не только реальные, но и фантастические.

4. Проводят полный перебор всех вариантов решений (каждый раз берут по одному варианту для каждой оси) с проверкой комбинаций на соответствие условиям задачи, на несовместимость отдельных вариантов в предлагаемой их общей группе, на реализуемость и иные условия.

При необходимости для выбранных решений можно повторить морфологический анализ, конкретизируя узлы (оси) и варианты. Морфологический анализ удобнее и нагляднее проводить с применением морфологических таблиц (ящиков).

Формальное комбинирование вариантов создает впечатление автоматизма в применении метода. Однако его эвристическая природа весьма существенна и зависит от следующих субъективных факторов:

  • интуитивное выделение узлов и их признаков, состава вариантов. Отсутствие уверенности, что учтены все (и особенно, перспективные) узлы и варианты;
  • конкретное решение является следствием анализа просматриваемых комбинаций, возникновения продуктивных ассоциаций и образов.

Например, необходимо предложить новую эффективную конструкцию устройства для транспортирования по снегу — снегохода.

Точное определение класса изучаемых систем (устройств) позволяет раскрыть основные характеристики или параметры, облегчающие поиск новых решений. Применительно к снегоходу как транспортному средству морфологическими признаками могут быть функциональные узлы снегохода: А — двигатель, Б — движитель, В — опора кабины, Г — управление, Д — обеспечение заднего хода и т. п.

Каждая характеристика (параметр) обладает определённым числом различных независимых свойств. Так, двигатели: А1 — внутреннего сгорания, А2 — газовая турбина, А3 — электродвигатель, А4 — реактивный двигатель т.д.;
движители: Б1 — воздушный винт, Б2 — гусеницы, Б3 — лыжи, Б4 — снегомёт, Б5 — шнеки и т. д. ;
опора кабины: В1 — опора кабины на снег, В2 — на двигатель, В3 — на движитель и т. д. ;

По заданной проблеме в матричном выражении (морфологическом ящике) фиксируются наиболее существенные параметры.
Например, для снегохода матрица будет иметь вид:

Возможные сочетания: А1, Б3, В2, или А1, Б2, В3, или А2, Б1, В2 и т. д. Общее количество сочетаний в морфологическом ящике равно произведению чисел элементов на осях. В нашем примере: 4*5*3 = 60.

Матрица — символическая форма описания решений. Она дает представление о всех возможных конструктивных схемах снегохода путём фиксирования в каждой строке матрицы одного из элементов. Набор этих элементов будет представлять возможный вариант исходной задачи. Рассматривая разные сочетания этих элементов, можно получить большое сочетание всевозможных вариантов решений, в том числе и самых неожиданных. Так, морфологическая матрица для реактивных двигателей, работающих на химическом топливе, построенная Ф. Цвикки, содержала 576 возможных вариантов решений.

Ответственный этап метода — оценка вариантов решений, вытекающих из структуры морфологической матрицы. Сравнивают варианты по одному или нескольким наиболее важным для данной технической системы показателям.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector