Конструктивный способ лепки в детском саду. Основные методы и приемы лепки. Технология лепки из глины

Виды и способы лепки в детском саду

В дошкольном возрасте детям доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки. Поэтому материалами для лепки детей дошкольного возраста могут быть любые пластичные тела: глина, пластилин, тесто, снег, влажный песок.

Пластилин — упругий материал, который требует специальной подготовки перед работой. Он может быть однотонным и цветным. Работать с глиной можно начинать уже с 3-х лет.

Глина — это самый древний материал для лепки. Она очень нравится детям несмотря на то, что пачкает руки и по пластичности уступает пластилину. Для лепки с дошкольниками можно использовать специально подготовленную цветную керамическую глину, которая пригодна для обжига в муфельной печи. Можно использовать специально подготовленную цветную керамическую глину, которая пригодна для обжига в муфельной печи.

Лепка из соленого теста — древняя забава, дошедшая сквозь века до наших дней. Может благодаря простоте и дешевизне изготовления, а может из-за пластичности материала. Игрушки, картины, подсвечники, рамки — что только не выходит из податливого теста. Да и к тому же порой совместное творчество, а вовсе не очередная купленная игрушка сближает нас с ребенком, оставляя в душах обоих неизгладимое впечатление о детстве[9, с.55].

Зимой во время прогулок материалом для лепки может быть снег. Сначала с помощью воспитателя, а затем самостоятельно дети создают на участке целые снежные и ледяные ансамбли с лепными домами, животными, сказочными птицами и фигурами людей.

Также очень часто, особенно в летнее время, материалом для лепки дошкольникам может служить песок. Занятия с песком хороши своей универсальностью. Они интересны и полезны для маленьких детей. Игры с песком вносят в душу ребёнка веселье и радость и вместе с тем способствуют его развитию.

Для занятий с детьми применяются следующие виды лепки[9, с.58]:

-Предметная лепка, при которой ребёнок лепит отдельно взятый предмет. Для детей это удаётся порой легче, чем рисование. Здесь используется одна фигура или образ человека, животного или другого предмета, но быстрее и лучше у детей начинают получаться конструктивные или растительные предметы;

-сюжетная лепка – это изображение действий нескольких персонажей или персонаж и предметы. Сюжетная лепка проводится с детьми старших групп, хотя подготовительная работа к этому виду лепки начинается в предшествующих группах, где дети получили первоначальные навыки изображения разных предметов.

-декоративная лепка — это создание детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игрушек. Декоративная лепка позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета и роспись.

По способу создания образа выделяют следующие виды лепки[9]:

-по словесному описанию.

По способу организации детей и характеру их деятельности лепка может быть:

-коллективной – в сотворчестве со взрослыми или сверстниками;

-комплексной (интегрированной), когда лепка сочетается с другими видами художественной и познавательной деятельности, а также с разными играми.

Как правило, в ДОУ используют следующие приемы и техники лепки:

1) Конструктивный прием. При таком способе лепки фигурка лепится из отдельных частей, будто из деталей конструктора. Сначала задумывается образ, который состоит из разных деталей, а потом он лепится.

2) Скульптурный прием (лепка из одного куска).

3) Модульная лепка, которая напоминает составление мозаики или же конструирование из отдельных деталей. Так создается образ из модулей.

4) Лепка на форме. Основой для лепки могут служить баночки, пластиковые бутылки и формы. При таком приеме лепке материал раскатывается или оборачивается поверх предмета и разглаживается шов. Такой способ лепки характерен при создании ваз, горшков, кашпо.

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка[10, с.86]:

— повышает сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

— синхронизирует работу обеих рук;

— формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Наиболее частыми приемами развития творческих способностей детей являются:

-практические методы (упражнения и экспериментирование);

-наглядные методы и приемы (использование натуры, образа, схем, рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, показ способов действия и приемов лепки);

-словесные методы и приемы (рассказ, беседа, инструктаж, объяснения, разъяснения, чтение художественной литературы и т. д.);

-игровые методы (дидактические, творческие, развивающие игры), игровые приемы (внезапное появление объектов и игрушек, создание игровых ситуаций, обыгрывание изображений и др.).

Таким образом, анализ литературы показал, что существуют различные виды и способы лепки в детском саду, которые может использовать педагог в процессе продуктивной деятельности дошкольников.

Заключение

Расширение представлений об особенностях процесса социализации детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности открывает новые пути оптимизации проблемы социального развития посредством продуктивной деятельности, определяет условия и социально-педагогические возможности продуктивной деятельности.

Продуктивная деятельность в детском саду — это вид культурной практики, где происходит успешное формирование и реализация способностей воспитанников, и который можно организовать в форме совместной деятельности детей и взрослых.

К продуктивной деятельности относится рисование, лепка, конструирование, аппликация. От игры эти виды деятельности отличаются тем, что связаны с созданием какого-либо конечного продукта. Такие действия развивают образные формы мышления, а также целенаправленность, умение планировать и достигать результата. Кроме того, продуктивная деятельность оказывает позитивное влияние на эмоционально-личностное становление ребенка, дает возможность для творчества, воспитывает самостоятельность, формирует умение предвидеть будущий результат, развивает пространственно-образное мышление, дает толчок обогащению речи, а также повышает уровень подготовленности детей к школьному обучению.

Опираясь на мнение ученых, можно сделать вывод, что развитие умения взаимодействовать друг с другом, осуществляется посредством целенаправленного образования, содержанием которого являются различные аспекты социальной культуры. Накопленный в отношениях начальный социальный опыт требует своей реализации в системе взаимоотношений, нормы которых наиболее эффективно усваиваются детьми в продуктивной деятельности, которая усиливает внутренний план деятельности ребенка и его эмоционально образную активность, является средством саморазвития и стимулом к творческому самовыражению.

Зязюн И.А. отмечает, что с психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для продуктивной деятельности потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир[2].

Педагоги отмечают, что для ребенка, который воспитывается под влиянием изобразительного искусства, мир становится многозначным, многообразным, многоцветным, добрым и прекрасным, а сам ребенок — здоровым и успешным.

Одним из видов продуктивной деятельности в ДОУ является лепка. По мнению Н.А. Ветлугиной, занятия лепкой способствуют развитию креативного мышления и воображения.

Лепка необходима для развития у детей ощущений, восприятий и наглядных представлений. Среди способностей, которые развиваются при лепке, можно выделить такие, как: способность фантазировать, представлять, воображать. Лепка также позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета, его роспись.

Также лепка в детском саду имеет особое содержание. Практически всегда дети, в отличие от скульпторов, лепят не живых существ, а окружающие предметы. Ведь чаще всего дети лепят не объект эстетического наслаждения, а предмет, с которым после можно играть.

При надлежащем обучении и наставлений воспитателя дети в процессе лепки используют стеку, осознанно производят подбор каркаса и употребляют их для соединения разрозненных элементов и для передачи специфических особенностей формы.

Занятия лепкой в детском саду всегда имеют творческий характер, знакомят ребенка с различными свойствами глины и пластилина, с объемной формой, построением и пропорциями объектов. Ребенок обретает эстетическое наслаждение, у него формируется точность движений и глазомер, развиваются конструктивные навыки. Если данный вид творчества правильно организован, то лепка в детском саду может стать излюбленным занятием детей.

Как правило, в ДОУ используют следующие приемы и техники лепки: конструктивный прием, скульптурный прием, модульная лепка, лепка на форме.

Таким образом, в своем многообразии видов и способов, лепка заслуженно является одним из видов продуктивной деятельности дошкольников.

Список литературы

1. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 2012.144с.

2. Зязюн И.А. Онтология педагогического творчества / И.А.Зязюн// Педагогическая техника. 2014.С.154-156.

3. Коршунова, Л. С. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения/ Л.С.Коршунова, Б.И. Пружинин.– М.:Просвещение, 2013.187с.

Читать еще:  Когда собирать документы на пенсию по старости. Полгода до пенсии? Пора идти в Пенсионный фонд! Когда можно обращаться за пенсией?

4. Лейтес, Н. С.Ранние представления одаренности /Н.С.Лейтес // Вопросы психологии.2011.- № 4. С. 98 – 108.

5. Мотков О.И.Психология самопознания личности. Практическое пособие.М.: “Треугольник”,2013.136с.

6. Новлянская З. Н. Почему дети фантазируют. М.: Просвещение, 2012.187с.

7. Протодьяконова Н. В., Куликовская Н. Э. Особенности творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. 2015. №3. С. 844-846.

8. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология/ Г.А. Урунтаева. М., 2010.368с.

9. Халезова Н. Б. и др. Лепка в детском саду: Кн. для воспитателя дет.сада / Н. Б. Халезова, Н. А. Курочкина, Г. В. Пантюхина.2-е изд., испр. И доп. М.: Просвещение, 2012.88с.

10. Яковлева Е. В. Кинетический песок как одно из средств развития творческого воображения дошкольников [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). Казань: Бук, 2015. С. 86-89.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СПОСОБАМ И ПРИЕМАМ ЛЕПКИ

Ключевые понятия: виды лепки, приемы лепки, способы лепки, выразительные средства, произведения скульптуры, народная игрушка, рельеф, стеки, каркасы.

Виды лепки.

Предметная лепка– это изображение отдельного предмета. Сюжетная лепка – это изображение нескольких предметов, связанных между собой.

Декоративная лепка – это лепка посуды и предметов декоративного искусства (свистульки, матрешки и др.). К декоративной лепке относят и создание рельсов, т.е. украшение плоской формы разнообразными объемными деталями

Способы и приёмы лепки:

Младшая группа – раскатывание палочек продольными движениями о доску, между ладонями; скатывание шариков вращательными движениями; сплющивание.

Применяется информационно-рецептивный метод, т.е. подражательный, повторяющий формообразующие движения. Значение имеет не только показ, но и объяснение. Воспитатель поясняет каждое действие. Для лучшего закрепления того или иного способа изображения педагог предлагает перед лепкой произвести необходимые движения в воздухе. Необходимым условием является введение игровых приёмов, обыгрывание тех предметов, которые дети будут лепить

Содержание работы с детьми: палочки, столбики, колечки, яблоки, колобок, печенье.

Средняя группа – добавляются новые способы: вдавливание, растягивание (оттягивание), прищипывание, сглаживание (примазывание)

Используется полный или частичный показ с объяснением. Используются приёмы, расширяющие представления об окружающем: рассматривание предметов, наблюдение явлений окр. жизни. Приём обыгрывания темы и результата. Приём сравнения помогает детям правильно передавать пропорции.

Педагог должен научить детей вычленять форму предмета с помощью обследующего жеста, формировать способы обследования, сравнивать предметы между собой, определяя сходства и отличия.

Старшая группа — добавляются способы: вытягивание деталей из целого куска; ленточный способ, скульптурный способ изображения, лепка из целого куска (пластический).

Приёмы: заглаживание поверхности, налепливание, углубления, рельефы, вытягивание

Дети должны уметь пользоваться стеками, уметь передавать движение. Используется частичный показ, рассматривание предметов, наблюдение, беседы.

Методика обучения лепке в разных возрастных группах

Первая младшая группа

Обучение в первой младшей группе имеет свои особенности. Так, в начале года, когда дети еще не привыкли к занятиям, их объединяют маленькими группами (по 5—6 детей). Педагог са­дится рядом и медленно, размеренно показывает и объясняет необ­ходимые действия с глиной.

Первые занятия по лепке проводят в течение 5—8 мин с каж­дой подгруппой.

После ознакомления с материалом при­ступают к фронтальным занятиям со всей группой. На данном этапе применяется информационно-рецептивный метод, т. е. подражатель­ный, повторяющий формообразующие движения. Значение имеет не только показ, но и объяснение. Поэтому педагог поясняет каждое свое действие. Часть занятий можно проводить, демонстрируя процесс изображе­ния знакомых детям предметов. Длительность таких занятий со всей группой—не более 10— 12 мин. Педагог лепит не более 2—3 предметов, чтобы де­тям не надоело наблюдать за работой. Занятие заканчивается чте­нием потешки.

Необходимое условие при обучении малышей — введение игро­вых приемов, обыгрывание тех предметов, которые они будут ле­пить.

Занятия по лепке в первой младшей группе носят предметный характер, т. е. дети лепят отдельные фигурки, не связанные сюжетом. По мере приобретения навыков работы с глиной дети могут лепить и по собственному замыслу, но эти занятия сложны для малышей; поэтому подводить детей к лепке по собственному замыслу надо постепенно, активизируя их мыслительные процессы разнообраз­ными методами и приемами обучения, скажем, с помощью наводящих вопросов.

Важный момент в проведении занятия — оценка деятельности де­тей. Педагог обязательно рассказывает детям, как они работали во время занятия и как выполняли правила лепки, в целом занятию дает положительную оценку (хвалит всех).

Вторая младшая группа

Во второй младшей группе зада­чи изобразительного и технического характера связаны с дальней­шим обучением детей различать и лепить шар, цилиндр, диск, ориентировать в величине, составлять из них несложные фигуры.

Основное место педагог отводит информационно-рецептивному и репродуктивному методам. Вместе с детьми он рассматривает ша­ры, мячи, фрукты, карандаши и другие знакомые предметы. Важно, чтобы при этом они подержали предметы в руках, ощутили объем, размер. Можно предложить покатать предмет между ладонями: если он шаро­образной формы — круговыми движениями, если цилиндриче­ской — продольными.

Подобным образом, обследуются и предметы, состоящие из нескольких частей, например кукла-неваляшка. В таком случае внимание ребят педагог направляет сначала на форму основных частей — туловище, голова, а потом — более мелких, дополняющих образ,— руки.

Такое активное знакомство с формой предмета не только подводит к пониманию формы, но и позволяет понять строение. Одновременно уточняются пропорциональные соотношения меж­ду частями: туловище по размеру самое большое, голова меньше, чем туловище, а руки совсем маленькие.

Кроме того, анализируется и количество частей: одно туловище, одна голова, две руки.

Поч­ти все эти задачи ставились в первой младшей группе; во второй младшей группе знакомство с основными геометрическими телами включает и первоначальное обобщение: усвоив форму шара или ци­линдра, увидеть их в дальнейшем в других предметах (шар — в яблоке, апельсине, ягодах; цилиндр—в столбике, в заготовке для бараночек и др.).

На первых занятиях по лепке воспитателю целесообразно пока­зать приемы изображения и объяснить их.

Обучение детей во второй младшей группе (также и детей от 2 до 3 лет) должно предусматривать развитие детской самостоятель­ности. Поэтому в тех случаях, когда приемы знакомы, их не по­казывают.

С помощью игровой ситуации дети лучше понимают образ, который они создают, что очень важно, так как основная цель занятия — научить детей создавать в лепке выразительный об­раз, пользуясь разными средствами.

Анализ детских работ в конце занятия весьма ответственный момент в процессе обучения. Но, как и в первой младшей груп­пе, педагог анализирует в основном не качество отдельных изоб­ражений, а общий результат (некоторым детям можно указывать на недостатки).

Все приемы обучения, которые использует воспи­татель, направлены на развитие умственной активности и само­стоятельности с помощью разнообразных способов лепки.

Средняя группа

Для успешного прохождения ис­пользуют приемы, активизирующие внимание ребят во время лепки, а также приемы, расширяющие представления об окружающем.

В группе и во время прогулок организует рассматривание предметов и наблюдение явлений окружающей жизни, которые предлагает ребя­там для изображения. Педагог направля­ет внимание детей лишь на основную форму, на элементарные пропорции и строение и только на те действия, которые они могут понять, а потом изобразить. Например, рассматривая птичек, педа­гог обращает внимание на овальное туловище, на круглую голову, на маленький клюв в сравнении с головой, на плоский хвост, на то, где голова, где хвост.

Чтобы дети запомнили строение предмета, проводится обследо­вание. Наглядные объяснения педагога (где туловище, где голова и т. д.) повторяют дети. У них должно сложиться представле­ние о предмете в целом: форма, ее части, пропорциональные соотно­шения. Тогда, выполняя задание, дети осознанно будут решать по­ставленную задачу.

На первых этапах обучения педагог объясняет и пока­зывает способ лепки, полный или частичный. В основном же детям показывают незнакомые способы лепки или те, которые недостаточ­но освоены.

В средней группе педагог учит детей применять некоторые вы­разительные средства: изображать не только основную форму пред­мета, но и характерные детали. Рассматривая предметы, он на­правляет внимание детей на такие особенности, как углубление (яб­локо), вытянутый черенок (кабачок) и т. п.

Помогут создать более яркий образ, кроме наблюдений за жи­выми объектами, и метод «рассматривание игрушек, выполненных педагогом (скульптуры малой формы, фигурки), обыгрывание темы и результата работы.

Правильные пропорции дети научатся передавать, освоив прием сравнения. Умение срав­нивать части, детали изображения дети используют при лепке раз­ных предметов, например корзиночки из колец: лепят дно-диск и 4 столбика одинаковой длины. Из трех составляют корзинку, а четвер­тый используют для ручки.

Более выразительный образ можно создать с помощью стеки-палочки. Педагог показывает, как режут ею глину на части, сни­мают лишнюю, наносят на некоторые предметы мелкие детали, узоры.

Читать еще:  Командировочный приказ образец

Особого внимания требуют занятия по замыслу, которые подго­тавливаются всей предшествующей работой.

Расширяя представления детей о форме, пропорциях предмета, способах лепки, педагог, анализируя результаты работы, проводит короткую беседу, с тем, чтобы ребята задумались над конечным ре­зультатом. Старшая группа

В старшей группе педагог применяет методы и приемы, ко­торые определяются конкретной темой и общими задачами.

С первых этапов обучения используется натура, что для детей довольно слож­но, так как все время приходится сравнивать с образцом свое изделие.

Полный показ приемов в старшей группе почти не применяется, так как дети знакомы с изображением исходных форм. Показа тре­буют лишь те способы изображения, с которыми дети еще не встре­чались.

Дети лепят по представлению. Основная задача этих занятий — развивать самостоятельность в решении образа, воспринятого ра­нее, творческая активность в способах лепки.

Для создания отчет­ливых представлений нужно, чтобы у детей накапливался опыт. Воспитатель проводит с детьми наблюдения за живыми объекта­ми, читает художественную литературу, рассматривает иллюстрации, а также скульптуру малой формы, народные игрушки, муляжи и т. д.

Сюжетная лепка также требует особых приемов обучения. Как правило, сюжет, который дают детям для лепки, включает знакомые предметы.

В связи с этим показ способов лепки и объяснение по­следовательности изображения отпадают, а предварительная подго­товка к занятию может заключаться в рассматривании предметов, чтении художественной литературы, рассматривании иллюстраций, картин. Внимание детей обращается на форму предметов.

Во время беседы в начале занятия уточняется композиционное решение. На результаты лепки оказывает влияние ситуация, которую создает воспитатель.

Анализ работ в конце занятия проходит в виде беседы. Воспитатель задает вопросы о форме и пропорциях изображенных предметов.

Если дети лепили по представлению, то педагог предлагает рассказать, что изображено, хорошо ли передана форма, какими способами лепили. Если ребята лепили с натуры, педагог при анали­зе направляет их внимание на изображение формы, пропорций, про­сит сравнить с натурой.

Работы, выполненные по замыслу детей, анализируются не­сколько иначе: сначала рассматривается замысел в целом, потом разбираются форма, пропорции, изображение движения, способы лепки.

Литература

1.Горунович Л.Б., Братская Т.Б. Пути развития детского изобразительного творчества. Мн., 1996. С. 28-30.

2.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 1999. С 276-304.

ВОПРОС №4. Значение лепки в творческом развитии дошкольников. Организация занятий по лепке в ДОУ. Опишите виды, способы, основные приёмы, используемые в работе.

Лепка – способ работы художника с мягким пластичным материалом, выступает как один из ведущих видов скульптуры. Скульптура бывает круглая и рельеф — объемное изображение, приложенное к плоскости (барельеф — низкий рельеф — изразцы, горельеф — высокий рельеф — лепнина на стенах и потолках, контррельеф – изображение, выполненное теснением, т.е. вдавливанием внутрь материала, например теснение на бересте).). В скульптуре средством объёмного изображения передаётся характер образа. Опишите основные приёмы, используемые в работе. Раскрыть понятия: «скульптура», «барельеф», «горельеф», «контррельеф», «экопластика», «налеп», «глазурование».

Виды лепки:

1. Предметная лепка — лепка отдельных предметов

2. Сюжетная лепка (группа предметов, связанных единым замыслом)

3. Декоративная лепка

Объемная лепка требует использования особых методов и приёмов

(метод – система действий педагога, направленная на усвоение содержания;

приёмы — отдельные детали, составные части метода).

По способу выполнения лепку классифицируют на 3 вида:

1.конструктивный способ (лепка из отдельных частей)

2. скульптурный способ (лепка из целого куска)

3. комбинированный способ (объединяются 1 и 2 способы)

Приёмы лепки: Раскатывание, скатывание округлых форм, расплющивание, соединение частей с примазыванием, растягивание, прищипывание, оттягивание, налеп, продавливание.

Перед лепкой предмет тщательно обследуется, рассматривается, задаются вопросы, предмет может быть осмотрен руками, рассматривается наглядность.

Роль лепки для развития детей: формируются представления о форме предметов. Развивается воображение, мелкая моторика, творческие способности.

В младших группах лепка носит предметный характер (грибок, яблочко, баранка). Объяснение сопровождает показ.

В старших группах обучение лепки направлено на передачу формы, пропорций, движения, деталей, изучаются способы декорирования изделий, выполняются сюжетные композиции.

Объяснение не всегда сопровождается показом и наоборот.

В подготовительной группе лепка представляет собой выполнение сюжетных композиций по собственному замыслу, изображается человек и пропорции его фигуры.

Существуют различные способы декорирования, украшения лепных изделий: налеп, продавливание, роспись, глазурование (покрытие изделия стекловидным веществом с последующим обжигом).

Задачи творческого развития дошкольников в лепке:

— развивать интерес к лепке

— учить создавать форму предмета

— научить свободно, пользоваться материалами и оборудованием

— научить детей самостоятельно задумывать тему для лепки.

Для занятий по лепке тщательно подготавливается рабочее место – клеёнка или доска, стеки, тряпочка, теплая вода, наглядность, подиум для демонстрации наглядности.

В младших группах лепка носит предметный характер (грибок, яблочко, баранка). Объяснение сопровождает показ. В старших группах обучение лепки направлено на передачу формы, пропорций, движения, деталей, изучаются способы декорирования изделий, выполняются сюжетные композиции. Объяснение не всегда сопровождается показом и наоборот. В подготовительной группе лепка представляет собой выполнение сюжетных композиций по собственному замыслу, изображается человек и пропорции его фигуры.

Существует «плоскостная лепка» на картоне, на стекле.

Лепка способствует развитию мелкой моторики рук, развитию чувства формы и пропорций, развивает воображение, творческие способности.

Экопластика — это лепка из соленого теста, иначе можно назвать «мукосол», все названия одинаково верные.

Учить сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми.

Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы пред­метов в несложные сюжеты (в коллективных композициях): «Курица с цыплятами», «Два жадных медвежонка нашли сыр», «Дети на про­гулке» и др.

Формировать у детей умение лепить по представлению героев ли­тературных произведений (медведь и колобок, лиса и зайчик, Ма­шенька и медведь и т. п.). Развивать творчество, инициативу.

Формировать умение лепить мелкие детали; поль­зуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы, узор, складки на одежде лю­дей.

Формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки; побуждать использовать до­полнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки и т.д.).

Закреплять навыки аккуратной лепки.

Закреплять навык тщательно мыть руки по окончании лепки.

Декоративная лепка.

Продолжать знакомить детей с особенностя­ми декоративной лепки. Формировать интерес и эстетическое отно­шение к предметам народного декоративно-прикладного искусства.

Учить лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек (дымковской, филимоновской, каргопольской и др.).

Формировать умение украшать узорами предметы декоративного искусства. Учить расписывать изделия гуашью, украшать их налета­ми и углубленным рельефом.

Учить обмакивать пальцы в воду, чтобы сгладить неровности вы­лепленного изображения, когда это необходимо для передачи образа.

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

ТЕХНОЛОГИЯ РУЧНОЙ ЛЕПКИ ИЗ ГЛИНЫ

Лепка — придание формы пластическому материалу с помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков и т. п. Один из базовых приёмов широкого жанрового диапазона станковой и декоративно-прикладной скульптуры. Варьируется от мелкой пластики, этюда — до произведений близких по размерам к монументальным. Термин может расцениваться как синоним самого понятия «скульптура», однако употребляется обычно в таком качестве преимущественно по отношению к занятиям в начальных учебных заведениях (художественных школах), кружках и т. д. как вводный курс освоения первичных принципов техники. [1]

«Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

— Что ещё слепить тебе? — спросил Бог.

— Слепи мне счастье, — попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины».

Символичная притча о том, что все в этой жизни зависит от нас. А еще символично, что глина — именно тот материал, который Бог подарил человеку. Это действительно дар, ведь этот материал испокон веков приносят нам только пользу и большие блага.

Когда я стала искать информацию о глине, то пришла к выводу, что в учебных заведениях вполне возможно открыть новый курс «Глиноведение»! Ведь глина — это «волшебный» материал, который помогает человеку с древнейших времен. За многие тысячи лет до нашей эры, предки строили из необожженной глины свои жилища, а иногда возводили дворцынеобыкновенной красоты, модницы же украшали себя изделиями ручной работы из этого материала.

Помимо этого я облюбовала недалеко от дома кучку глины и после дождя, когда она размокала, пыталась сама лепить маленькие мисочки и ложечки. Мне было тогда 6 лет, но я до сих пор помню, как они выглядели. А еще помню, что украла спички и пыталась обжечь свои изделия, и очень огорчилась, что мои мисочки не затвердевают как настоящая посуда… Глина-это моя первая детская любовь и она на всю жизнь! Да, мне интересны и другие виды творчества, но без глины я не представляю своей жизни.

Читать еще:  Кукушка птица краткое описание. Кукушка обыкновенная. Другие особенности птицы кукушки

Сейчас много видео мастер-классов выложено в интернете и многие вещи, которые шикарно выглядят, на самом деле элементарно сделать. Усидчивость, наверное, важна, но на самом деле работа с глиной так увлекает, что даже маленькие дети по два часа высиживают на занятиях, а взрослые не замечают, как пролетает три часа. Но даже если с усидчивостью совсем плохо — тоже не проблема: незаконченную работу можно завернуть в несколько полиэтиленовых пакетов и оставить до следующего раза.

Вообще видов лепки из глины очень много, но основных, пожалуй, четыре. Первый это как раз гончарный круг, второй-лепка из жгутов глины (я ее называю лепка из колбасок), третий-лепка из пластов глины и четвертый-спомощью гипсовых форм. Можно долго и подробно рассказывать про каждый, но лучше один раз попробовать.

Первое, что нужно будет сделать – это выбрать материал, из которого вы будете творить. В наше время найти хорошую глину для лепки – это не проблема. Для этого достаточно зайти в любой магазин с канцтоварами для детей. В таких магазинах продаётся серая глина, которая прекрасно подходит для начинающих. Она мягкая, удобная и недорогая.

Для более сложных творений подойдёт растворимая голубая или природная глина. Важно помнить, что голубую глину перед тем, как растворять, обязательно нужно просеять. А вот для природной глины придётся устроить проверку. Для этого попробуйте сделать из неё фигурку и если на окончательной форме вы заметите трещины, то такую глину не стоит использовать для лепки.

Существует несколько типов глин, которые не годятся для лепки – это зернистая и шершавая.

Я не использую какие-либо специальные инструменты, а доверяюсь подручным предметам, которые есть у каждого в доме.

Можно пользоваться обычной домашней духовкой, но после запекания ее нужно будет помыть с моющим средством и желательно «выжечь» на большой температуре. В газовой духовке также можно запекать, но в ней сложнее регулировать температуру.

Если вас «затянет» лепка (а это случается очень часто), то маленькая электрическая печь станет вашей верной помощницей в создании шедевров.

Хочу напомнить, что в микроволновых печах запекать пластику ЗАПРЕЩЕНО.

2. Термометр, таймер.

Нужен для точного мониторинга температуры, можно купить банный или специальный термометр для пластики. В современных электрических печах термометры точные, поэтому можно обойтись без покупки дополнительного.

В противном случае лучше все-таки приобрести термометр, в случае его отсутствия вас может ждать множество разочарований от сгоревших или недопеченных ломких изделий.

Таймер поможет вам точно ориентироваться во времени запекания. Его не придется покупать отдельно, такая функция есть почти в каждом мобильном телефоне.

3. Рабочая поверхность.

Это может быть чистый лист белой офисной бумаги или вощеная бумага для выпечки, которая продается в каждом хозяйственном магазине. Однако при частой лепке такие поверхности не очень удобны, так как легко смещаются. Лучше всего взять керамическую плитку небольшого размера, лишенную фактуры (гладкую). Это позволит запекать изделие сразу же после окончания лепки прямо на ней, не прибегая к перемещению изделия на другую поверхность. Также в качестве поверхности для лепки отлично подходит стекло. Я использую «лишнюю» стеклянную полку от нового холодильника, но можно провести ревизию старых настенных картин или грамот в рамочках, вынув оттуда стекло. В конце концов можно сходить на ближайшую стеклорезкуи купить кусок оргстекла с обработанными краями.

4. Влажные салфетки для очистки рук и поверхностей от загрязнений. Салфеток нужно много, поэтому лучше купить большую пачку детских.

5. Зубочистки хотелось бы выделить отдельно, потому как они просто незаменимы для разнообразных манипуляций с пластикой: на них запекают и лакируют бусины, используют для укрепления фигурок, делают углубления и дырочки и т.д.

6. Режущие предметы.

Обычный кухонных нож не подойдет. Нет, резать глину им, разумеется, можно, но это не даст нужного нам ровного и аккуратного среза. Лучше всего использовать канцелярские лезвия и половинки обычных лезвий.

Профессиональный аналог — специальные лезвия для пластики (ровное, гофрированное и гибкое) и скальпель с множеством насадок. Точить затупившиеся лезвия зарубежные мастера рекомендуют обычной наждачной бумагой.

7. Скалка (роллер).

Подойдет любой предмет цилиндрической формы с гладкой поверхностью. Возьмите стеклянную детскую бутылочку, флакон от жидкости для снятия лака или капель, в общем все, что сможете придумать. Лепка здорово развивает сообразительность.

8. Прочие подручные инструменты.

А именно: пилочка для ногтей и другие инструменты для ногтевого сервиса, спица для вязания крючком, пустой стержень от шариковой ручки, шило, канцелярские ножницы, линейка, пластиковые колпачки для вырезания различных форм с ровными и тонкими краями, пластмассовые стеки от детского пластилинового набора, кухонные проволочные губки для посуды, фольга, цыганские иглы, скрепки, выпуклые узорные пуговицы, детские штампы и прочие всякие полезности.

9. Наждачная листовая бумага — для мокрой шлифовки.

Применяется при необходимости отшлифовать готовое изделие.

Вот мы и познакомились с материалами для лепки. Их выбор сейчас очень велик. Главное для нас — это познакомиться с ними и понять, что лепитьможет каждый, вне зависимости от наличия или отсутствия специального художетственного образования.

Подключайте фантазию, проведите ревизию в залежах инструментов, баночек и бутылочек, и вы обязательно найдете то, что нужно для начала.

Мои советы по лепке из глины:

После выбора глины и метода лепки, можно перейти к практической части. Благодаря рекомендациям, которые будут приведены ниже, вы сможете быстро преодолеть статус «новичка» и перейти к уровню «мастерства», т.е. к остальным, более сложным методам лепки фигурок.

1. Глина в процессе создания всегда должна быть влажной, поэтому если вам нужно отойти от изделия, накройте его влажной тряпкой.

2. Работать с глиной нужно двумя руками.

3. Трещины, которые появились в процессе лепки, можно сглаживать с помощью воды.

4. Любую фигурку (неважно какой способ вы выбрали) нужно начинать с больших частей и заканчивать маленькими.

5. Когда глина высыхает, она начинает активно сжиматься, поэтому нельзя допускать попадания в неё посторонних твёрдых предметов, иначе после полного высыхания на фигурке появится много трещинок. И как последствие – фигурка проживёт не долго.

6. Если вам всё же хочется, чтобы в фигурке были деревянные или металлические предметы, то оставьте для них углубления и после полной сушки прикрепите их туда.

7. Если решили работать с белой глиной, то, чтобы она оставалась такой же белоснежной, стоит придерживаться некоторых правил:

— В процессе лепки должны быть чистые руки, чистые инструменты и чистая поверхность

— Если в ваше изделие должны входить и другие цвета, то начните работу с более тёмных и ярких цветов, а заканчивайте белым

9. Несколько советов для работы с полимерной глиной:

— Лепите на гладкой поверхности

— Можно и нужно пользоваться зубочистками для проделывания отверстий и рисования узоров.

— На полимерной глине часто остаются отпечатки пальцев, поэтому используйте перчатки, чтобы ваше изделие оставалось гладеньким и аккуратным.

— Перчатки выбирайте тщательно, они должны быть как можно плотнее, иначе вам будет неудобно лепить

— Если вам необходимо что-то отрезать, используйте канцелярский нож.

Естественно, на лепке ничего не заканчивается. После того, как вы долепили свою фигурку, её необходимо обработать. Это делается для того, чтобы ваша фигурка имела замечательный вид и оставалась прочной длительное время.

Как происходит обработка? Для начала ваше творчество надо полностью высушить. Помните, что высохшаяГлина глина намного легче и светлее, поэтому вам не сложно будет определить высохла она или нет. Высушить её желательно сначала в пакете, а потом, если будет желание, можно досушить и обжечь в печке. Стоит знать, что обжигать можно только на несильном огне полностью высохшее изделие.

После того, как вы закончили этот длительный процесс, переходите собственно к обрабатыванию – нанесите белую эмаль на поверхность фигурки. Белая эмаль выровняет поверхность изделия. После выравнивания можете раскрасить фигурку.

Последнее, что можно сделать – это нанести тонкий слой клея ПВА. Он придаст блеск вашему изделию. Но его можно наносить только после того, как краска высохнет.

Желаю вам успехов и вдохновения!

1. Ватагин В. Как лепить животных // Художник. 1962, № 5. С.53-56.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector