Когда появился термин социология в каком веке. Введение. Уральский государственный экономический университет

Учебные курсы

Лекция 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА:

РАЗВИТИЕ, ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ

Термин ”социология” происходит от латинского слова ”societas” (общество) и греческого ” hoyos ” (слово, учение). Из чего следует, что ”социология”- есть наука об обществе в буквальном смысле слова.

На всех этапах истории человечество пыталось осмыслить общество, выразить свое отношение к нему (Платон, Аристотель). Но в научный оборот понятие ”социология” было введено французским философом Огюстом Контом в 30-х годах XIX века. Как самостоятельная наука социология активно формировалась в XIX веке в Европе. Причем наиболее интенсивно в ее становлении участвовали ученые, пишущие на французском, немецком и английском языках.

Основателем этой науки является французский философ Огюст Конт (1798-1857гг.) Огюст Конт впервые обосновал необходимость выделения социального знания в самостоятельную науку и впервые определил ее предмет и специфические, лишь ей присущие методы.

Огюст Конт был основоположником теории позитивизма, которая утверждала необходимость создания доказательной базы при изучении общественных явлений, какую имеют естественные науки. Поэтому социология, считал О.Конт, должна основываться только на научных методах получения эмпирической информации, таких, какими являются, например, методы наблюдения, сравнительный или исторический анализы фактов, метод использования статистических данных и эксперимент.

Научный подход к изучению общества, предложенный О.Контом, должен был противостоять умозрительному рассуждению об обществе, который предлагала в то время метафизика (философское направление, которое утверждало, что реальность, в которой мы живем есть лишь плод нашего воображения). Это способствовало тому, что социология сразу стала развиваться как эмпирическая наука.

Точка зрения Конта на социологию как науку тождественную обществознанию, господствовала в научной литературе до конца XIX века. В конце 19 — нач. 20 вв. в научных исследованиях общественных явлений стал выделяться на ряду с экономическим, демографическим, правовым и другими аспектами также и социальный. Предмет социологии в этой связи начинает менять свое содержание и сводится к изучению социальных сторон общественного развития.

Первым социологом, определившим социологию как специфическую науку, отличную от обществознания, был Эмиль Дюркгейм ( 1858 -1917 ) — французский социолог и философ, создатель “ Французской социологической школы “ С его именем связан переход социологии от науки, тождественной обществознанию к науке, связанной с изучением социальных явлений и социальных отношений общественной жизни, т.е. самостоятельной, стоящей в ряду других общественных наук.

Институционализация (в данном случае как общественное признание науки) социологии в нашей стране началась после принятия постановления Совнаркома в мае 1918 г. “ О социалистической академии общественных наук “, где специальным пунктом было записано “, что одной из первоочередных задач советской науки является проведение ряда социальных исследований в Петорградском и Ярославском Университетах. С этой целью в России был организован Социобиологический институт. В этом же году в Петроградском Университете был образован первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением во главе с Питиримом Сорокиным.

В этот период издается обширная социологическая литература теоретического профиля. Основная проблема, которая обсуждалась в ней в те годы – это определение направления дальнейшего развития: или по пути русской социологической мысли или по пути социологии марксизма. В этой связи в развитии российской социологии наблюдаются две различные социологические школы: представителей немарксиской социологической мысли ( М. Ковалевский, П. Михайловский, П. Сорокин и др. ) и социологии марксизма, на развитие которой решающее влияние оказала книга Н.И. Бухарина ( Теория исторического материализма: Популярный учебник марксистской социологии М. — 1923 ), в которой социология отождествлялась с историческим материализмом и превращалась в составную часть философии.

А после выхода в свет краткого курса “ История ВКПб “ И. В. Сталина социология в административно- приказном порядке была упразднена. Был наложен строжайший запрет на конкретное изучение проблем и явлений социальной жизни, а сама социология была объявлена буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марксизмом, но и враждебной ему. Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены. Само слово” социология ” оказалось вне закона и было изъято из научного обихода, ушли в небытие и социологи — профессионалы.

Принципы, теория, методы познания и освоения социальной действительности оказались несовместимы с личной диктатурой, волюнтаризмом и субъективизмом, царившим в то время в советском обществе. В степень науки была возведена социальная мифология, именуемая «история партии», а позже к ней добавился «научный коммунизм», в то время как реальная наука была объявлена лженаукой.

Оттепель шестидесятых годов отразилась и на социологии : началось возрождение социологических исследований, они получили права гражданства, но социология как наука так и осталась «вне закона». Она оставалась поглощенной социальной философией, а конкретные социальные исследования как несовместимые со спецификой философской гносеологии, выводились за пределы социального знания.

Стремясь сохранить за собой право проводить конкретные исследования, социологи были вынуждены главный акцент делать на “ позитивных аспектах социального развития страны и игнорировать негативные факты. Это объясняет то, что труды многих ученых того периода до последних лет “застоя” носили однобокий, беспроблемный характер. Партийной идеологией не только не принимались, но и осуждались тревожные сигналы социологов по проблемам разрушения природы, нарастании отчуждения труда и демографических проблем, отчуждения власти от народа и т. д.

Цензура не пропускала такие научные понятия как «экология», «отчуждение», «социальная динамика», «социология труда», «социология политика», «социология семьи», «социология религии», «социальная норма» и др., которые были под запретом царившей тогда идеологии. Их использование для ученого могло иметь своим следствием зачисление его в число последователей и пропагандистов революционно буржуазной социология.

К середине 60-х годов социологические исследования получили право на жизнь, и вместе с этим стали появляться первые крупные социологические труды по социальной инженерииии и конкретному социальному анализу С. Г. Струмилина, А. Г. Здравомыслова, В.А. Ядова и др. Были созданы первые социологические учреждения — отдел социологических исследований в институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском Университете.

В 1962 году в СССР была основана советская социологическая ассоциация. В 1969г был создан Институт конкретных социологических исследований ( с 1972г — Институт социологических исследований, а с 1978г — Институт социологии АН СССР). С 1974 года стал издаваться журнал “ Социологические исследования “.

Но развитие российской социологии снова затормозилось в период “застоя”. А после выхода в свет “Лекций по социологии “ Ю. Левады, Институт социологических исследований был обвинен в насаждении буржуазных теоретических концепций и советскими идеологами было принято решение о создании на его базе Центра опросов общественного мнения. Вновь понятие “социология” оказалась под запретом и заменено понятием прикладная социология. Теоретическая социология полностью отрицалась.

Запрет на развитие теоретической социология в России продолжался до 1988 г. Наконец, закончился семидесятилетний период борьбы за существование социологии как самостоятельной науки об обществе. ( Постановление ЦК КПСС от 7 июня 1988 г. « О повышении роли марксистско — ленинской социологии в решении узловых и социальных проблем советского общества»)

В отличие от России в Европе и США социологии всегда уделялось и уделяется большое внимание. Именно поэтому лидирующими являются американская и европейская социологические школы. Только в США в настоящее время работает 90 000 ученых в области социологии, 250 факультетов выпускают людей с социологическим образованием, социальные исследования стали доходным бизнесом, т.к. влиятельные политические круги не жалеют средств для изучения социальных проблем и своевременном проведении реформ в целях достижения стабильности в обществе.

В послереволюционной России первый выпуск ста человек-социологов состоялся в 1989 г. Сейчас около 20 000 людей профессионально причастны к этой специальности, но не имеют базового образования, поэтому спрос на специалистов очень большой.

В истории социологии как науки в зависимости от того, какой стороне общественной жизни придавалось наибольшее значение в социологии 19 века выделяли несколько различных направлений. Географическая школа абсолютизировала влияние географической среды и ее отдельных компонентов (климат, ландшафт и т.д.). Демографическая школа интерпретировала общественное развитие в понятиях наследственности, “расового подбора” и борьбы “высших” и “низших” рас. Органическая школа (организм) рассматривала общество как подобие живого организма, а социальное расчленение общества — как аналогичное разделению функций между различными органами.

Читать еще:  Корректировка рсв за 1 квартал года. Корректировка расчета по страховым взносам

В конце 19 начале 20 веков широкое распространение получили различные разновидности психологической социологии — инстинктивизм, бихевиоризм, интроспекционизм, которые объясняли содержание и проблемы общественной жизни в терминах желаний, чувств, интересов, идей, верований и т.п. Наряду с попытками объяснения общественной жизни в терминах индивидуальной психологии появились теории, выдвигающие на первый план коллективное сознание, а так же сами процессы и формы социального взаимодействия.

Второй линией развития социологии были эмпирические социальные исследования. В начале 20 века появились первые центры социальных исследований: Лондонское социологическое общество (1903), Немецкое социологическое общество (1909), Американское социологическое общество (1905). В 1916 году в Петрограде было создано Русское социологическое общество имени М.М. Ковалевского (1851-1916), учителя П. Сорокина.

Историками социологии высоко оценивается вклад в развитие социологии английского философа Герберта Спенсера(1820-1903), французского социолога и философа Эмиля Дюркгейма (1858-1917), немецкого социолога Макса Вебера (1884-1920). Выдающимся в 20 веке был русско-американский социолог Питирим Александрович Сорокин (1889-1968), высланный из Советской России в сентябре 1922 года. П. Сорокин успешно выполнил роль систематизатора социологического знания. В понимании П. Сорокина, социология – это наука о социокультурных явлениях, рассматриваемых в своих рядовых видах. Явления, изучаемые социологией, в конечном счете сводятся к социальному взаимодействию (П.Сорокин) или социальным действиям (М.Вебер ) отдельных людей, социальных групп, обществ.

Постепенно наряду с развитием теоретической социологии происходило ее разделение на отдельные научные направления. Еще Э. Дюркгейм, помимо общей социологии, выделял социологию религии, юридическую социологию, социологию морали и социальную морфологию.

Более обширный список специальных социологических направлений представил П. Сорокин: демографическая социология, аграрная социология, социология народа, социология семьи, брака, религии, знания, социология войны, революции, социология преступления и наказания; социология искусств; экономическая и политическая социологии.

Современная социология дифференцирована на множество направлений, которые представляют собой эмпирическую часть социологии или эмпирические теории. В 60-х годах ХХ века американский социолог( ученик П.Сорокина) Роберт Мертон назвал эмпирические направления социологии теории среднего уровня и классифицировал их на три группы: 1. Теории по субъекту исследовании( напр., социология личности, социология семьи, социология группы и т.д.); 2. Теории по сфере деятельности субъекта (напр., социология труда, социология религии, социлология культуры и т.д.) и 3. Теории междисциплинарные (напр., биосоциология, геронтосоциология и т.д.)

Процесс развития социологии в настоящее время не завершен. Социология отностится к числу наук, которые в настоящее время бурно развиваются. Но как и всякая наука социология может развиваться только при наличии благоприятных условий со стороны общества, т.е. когда имеется достаточное бюджетное финансирования для проведения научных исследований и нет цензуры и идеологического давления на исследователей.

Уральский государственный экономический университет

Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russia

1967 год, 4 декабря

620000, Россия Россия , Екатеринбург, ул.8 Марта, д.62

Уральский государственный экономический университет (УрГЭУ-СИНХ) — учебное заведение высшего профессионального образования города Екатеринбурга и Свердловской области, один из крупнейших вузов Урало-Сибирского региона.

УрГЭУ — профильный экономический вуз России. Готовит экономистов различного профиля.

В настоящее время [когда?] в УрГЭУ обучаются около 20 тысяч студентов. За 40 лет университет подготовил свыше 65 тысяч специалистов для разных отраслей народного хозяйства [1] .

В УрГЭУ работают более 500 преподавателей, среди них 80 докторов наук и более 240 кандидатов наук, преимущественно в сфере экономики и финансов, 2 члена-корреспондента РАН, 7 заслуженных деятелей науки РФ; 12 человек избраны действительными членами ряда общественных академий. УрГЭУ — это один из немногих вузов в стране, где почти все заведующие кафедрами являются докторами наук. Среди профессорско-преподавательского состава УрГЭУ десятки преподавателей являются обладателями патентов и зарегистрированных программ, два профессора — авторы открытий [1] .

Ректор университета (с 2005 года) — М. В. Федоров.

18 февраля 2010 года ректор УрГЭУ Михаил Васильевич Федоров единогласно избран президентом АНО «Большой евразийский университетский комплекс» на Совете ректоров вузов Свердловской области [2] .

Содержание

Первое здание университета [ править ]

В историческом здании университета некогда располагалось Екатеринбургское духовное училище, домовая церковь, молельный зал с куполообразной крышей.

В середине XIX века у Екатеринбурга возникла потребность в духовном учебном заведении. Поэтому в 1858 году на фундаменте таможни в юго-западной части Екатеринбурга, где позже располагалась усадьба купца Коробкова, было построено Екатеринбургское духовное училище.

Училище закончили известные писатели и ученые, среди которых профессор Петербургского университета и изобретатель радио Александр Попов, писатели Дмитрий Мамин-Сибиряк и Павел Бажов, известный историк русской церкви Антон Карташёв и другие.

Уникальность здания заключается и в том, что оно было первым в Екатеринбурге образовательным учреждением, соответственно, его открытие положило начало образовательной деятельности на Урале.

5 декабря 2008 года старое здание университета отметило 150-летие. В 1858 году в Екатеринбурге на пересечении улиц Монастырской и Уктусской было завершено строительство здания для Екатеринбургского духовного училища, основанного в 1833 году. В 1918 году в здании открыли военную академию. В 1919 году корпус передали только что открытому Уральскому университету. В 1960-е годы, когда начались преобразования в народном хозяйстве и Советскому Союзу потребовались экономисты с высшим образованием, встал вопрос об открытии экономических вузов. В здании бывшего духовного училища начал работать филиал Московского института народного хозяйства имени Плеханова. В 1967 году организован Свердловский институт народного хозяйства (СИНХ) на базе Экономического факультета УрГУ и филиала Московского института народного хозяйства имени Плеханова. В 1981 году построено новое учебное здание СИНХа.

Фотографии университета [ править ]

Названия университета в разные годы [ править ]

1967—1990 — Свердловский институт народного хозяйства (СИНХ).

1990—1993 — Уральский институт народного хозяйства (УрИНХ).

1993 по н. в. — Уральский государственный экономический университет (УрГЭУ).

В ноябре 2010 года ректорат УрГЭУ объявил конкурс среди студентов и преподавателей на новое название вуза. «Оно в концентрированном виде должно отражать: евразийский масштаб деятельности университета; универсальный набор специальностей, включающий не только экономико-управленческую направленность, но и гуманитарную, технологическую составляющие. Аббревиатура должна быть приятна на слух», — сообщает официальный сайт УрГЭУ [3] . Однако, студенты были недовольны идеей ректората. «Осмелюсь напомнить, что стабильность — признак мастерства, и ведущие учебные заведения мира веками не меняют своих названий. Это не мешает им расширять набор образовательных программ», — написал на форуме один из посетителей сайта УрГЭУ [4] .

Ректоры университета в разные годы [ править ]

  • 1967—1968 — Готлобер Валентин Михайлович
  • 1968—1971 — Пономарев Леонид Николаевич
  • 1971—1982 — Веселов Николай Григорьевич
  • 1983—2005 — Камышов Валентин Митрофанович
  • 2005—2015 — Федоров Михаил Васильевич
  • 2015 — н.в. — Силин Яков Петрович

Структура университета [ править ]

Структура университета с 2011 года включает:

  • 4 института (41 кафедра),
  • колледж,
  • 11 центров,
  • 4 филиала,
  • 3 представительства,
  • информационно-библиотечный комплекс,
  • музей.

При университете ведут свою работу 7 университетских общественных организаций.

В разные годы университет имел разную структуру.

Структура университета в период с 2009 по 2011 года:

  • Факультет мировой экономики и финансов
  • Факультет менеджмента и права
  • Торгово-технологический факультет
  • Факультет сферы услуг и информационных технологий

Структура университета до 2009 года:

  • Экономический факультет
  • Финансовый факультет
  • Факультет менеджмента и международных экономических отношений
  • Торгово-экономический факультет
  • Факультет техники и технологии пищевых производств
  • Факультет сервиса и туризма (2006-2008)

Институты университета [ править ]

В состав университета входит 4 института:

Институт экономики — 10 кафедр:

  1. Кафедра делового иностранного языка
  2. Кафедра мировой экономики
  3. Кафедра внешнеэкономической деятельности
  4. Кафедра политической экономии
  5. Кафедра региональной и муниципальной экономики
  6. Кафедра общей и экономической истории
  7. Кафедра экономики труда и управления персоналом
  8. Кафедра корпоративной экономики и управления бизнесом
  9. Кафедра экономики предприятий
  10. Кафедра экономики и права

Институт финансов и права — 4 кафедры:

  1. Кафедра финансовых рынков и банковского дела
  2. Кафедра бухгалтерского учёта и аудита
  3. Кафедра государственных и муниципальных финансов
  4. Кафедра финансового менеджмента
  5. Кафедра гражданского права
  6. Кафедра предпринимательского права
  7. Кафедра публичного права
  8. Кафедра теории государства и права
Читать еще:  Кому положен районный коэффициент к заработной плате. Северная надбавка при переезде

Институт менеджмента и информационных технологий — 3 кафедры:

  1. Кафедра менеджмента
  2. Кафедра государственного и муниципального управления
  3. Кафедра маркетинга и международного менеджмента
  4. Кафедра статистики, эконометрики и информатики
  5. Кафедра бизнес-информатики
  6. Кафедра прикладной математики
  7. Кафедра философии
  8. Кафедра физического воспитания и спорта
  9. Кафедра социологии и психологии

Институт торговли, пищевых технологий и сервиса — 2 кафедры:

  1. Кафедра коммерции, логистики и экономики торговли
  2. Кафедра товароведения и экспертизы
  3. Кафедра туристического бизнеса и гостеприимства
  4. Кафедра сервисной экономики
  5. Кафедра пищевой инженерии
  6. Кафедра технологии питания
  7. Кафедра управления качеством
  8. Кафедра физики и химии
  9. Кафедра графического дизайна
  10. Кафедра иностранных языков

Институт непрерывного образования

Институт дополнительного профессионального образования

Центр дистанционного образования

Центр параллельного и дополнительного образования студентов

Уральский государственный экономический университет

По дисциплине Социология

Студент 2 курса

гр. ЭПБ — 07сп АРМ

Скутин Николай Анатольевич

Екатеринбург 2009 г.

1. Когда возникла наука социология?

в середине 19 века

2. Кто ввел термин «социология»?

О. Конт

3. Какие изменения и процессы в обществе явились социальными предпосылками возникновения социологии?

накопление знаний об обществе, дифференциация гуманитарного знания

развитие капитализма после буржуазных революций,

классовые конфликты между трудом и капиталом в 30-40 гг. XIX века

4. В чем проявилось влияние естествознания на формирование социологии?

естествознание дало образец научных методов сбора информации

5. В чем сущность закона 3-х стадий О. Конта?

развитие человечества и интеллектуальное развитие отдельного человека проходят в своем развитии 3 стадии — теологическую, метафизическую и позитивную

6. Как О. Конт хотел первоначально назвать социологию?

социальной физикой

7. Какое место О. Конт отводил социологии в системе наук?

высшее, т.к. общество наиболее сложный объект изучения науки, а социология изучает именно его

8. Как О. Конт сформулировал социальную, прикладную цель социологии?

прогресс и порядок

9. Каково содержание фразы в развитии социологии, которую американский исследователь Мартин Элброу, навал «универсализмом»?

стремление понять процессы общественной жизни как всеобщие, аналогичные универсальным законам природы

10. Кто ввел в социологию понятие «социальный факт»?

Э. Дюркгейм

11. Что из ниже перечисленного не относиться к социальным фактам?

численность населения страны

уровень самоубийств в обществе

12. Выберите наиболее правильное, полное определение эмпирической социологии.

сбор многочисленных фактов, сведений, мнений членов социальных групп, их последующее обобщение, формулирование первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни

13. Как точнее охарактеризовать закономерности, изучаемые социологией?

закономерности, складывающие как средние, результирующие из действий множества разнонаправленных процессов

14. По какому принципу выделены в структуре социологии такие части, как микросоциология, мегасоциология, макросоциология?

по уровню изучения общества

15. Какая часть социологии выделена не по предмету изучения?

прикладная социология

16. Почему объективное знание об обществе в социологии получить труднее, чем знание о природе в естественных науках?

потому что законы природы известны давно, а законы общества изучаются недавно

17. Какое из ниже перечисленных определений, по Вашему мнению, наиболее полно и точно характеризует предмет социологии как науки?

социология – это наука о массовых, типичных формах поведения людей как представителей социальных общностей, о закономерностях функционирования и развития общества как единой системы

18. Что относиться к познавательной функции социологии?

получение научных представлений о сущности и содержании социальных явлений, исследование связей, характера и закономерностей явлений

19.Личность в социологическом понимании – это:

социальные качества индивида, приобретаемые им в обществе

20.Обладает ли социология «монополией» на изучение личности?

нет, т.к. личность изучают и другие науки

21. Процесс становления личности в обществе называется

социализацией

усвоение индивидом социальных норм, правил и образцов поведения, отражающих накоплений прошлый опыт, культуру

23.Важна ли социализация для общества?

да, т.к. она обеспечивает его целостность

24.Социализация личности – это процесс, который

осуществляется в течение всей жизни человека

25.Социализация личности осуществляется более интенсивно

в детстве и юности

26.Являются ли понятия «социализация» и «воспитание» синонимами?

нет

27.Правильно ли сказать: социализация общества?

нет

28.Можно ли использовать слова «адаптация» и «социализация» как взаимозаменяемые?

нет

29.Можно ли быть успешно социализированным, но плохо воспитанным?

да

30.Можно ли быть хорошо воспитанным, но плохо социализированным?

нет

31.Являются ли «группы равных» средством социализации?

да

32. Процесс, при котором индивид утрачивает усвоенные им прежде ценности и нормы, называется

ресоциализацией

33.Освоение индивидом социальных ролей осуществляется в процессе

социализации

34.Социальная роль – это

определенный способ поведения индивида в обществе, соответствующий социальным ожиданиям

35.Социальные роли бывают:

врожденными и приобретенными

36. Гендерная роль зависит от

культуры общества

37.Ролевой набор личности является результатом процесса

социализации

38.Выберите понятие, наиболее широкое по объему:

социализация

39.Может ли быть ролевой конфликт между группами людей?

нет

40. Ролевой конфликт – это:

конфликт внутри личности

41. Социальный статус – это:

положение человека в обществе, определяемое его принадлежностью к тому или иному социальному слою

возможно и то, и другое

43.Термин «социальный контроль» был введен в социологию

Г. Тардом

44. Как связаны между собой механизм социального контроля и процесс социализации?

они отражают две стороны одного целого

45.Элементами социального контроля являются:

социальные нормы и социальные санкции

46.Социальные нормы – это:

требования, предъявляемые обществом к индивиду

47.Откуда возникают социальные нормы?

из культуры, они отражают накопленный опыт

48.Социальные санкции – это:

и то, и другое вместе

49.Социальный контроль выполняет в обществе функции:

сохранения целостности общества и социальной селекции

50.Можно ли избежать социального контроля?

нет

51.Отметьте, на какие профессии возложены функции социального контроля (отметьте 3 правильных варианта):

государственного чиновника

школьного учителя

судьи

52.Можете ли Вы осуществлять социальный контроль?

Да

53.Социальная норма перестает действовать как норма и превращается в призыв, когда

за ее невыполнение не применяются негативные санкции

54.Определите тип социальной санкции: получение диплома

формальная позитивная

55.Определите тип социальной санкции – увольнение с работы:

формальная негативная

56.Определите тип социальной санкции – комплимент

неформальная позитивная

57. Выберите самое полное, точное определение. Девиантное поведение – это:

поведение не соответствующие социальным ожиданиям

относительный характер

59.Девиации относительны потому, что:

представление о нормах и девиациях, отклонениях от норм, различны в разных культурах и на разных этапах развития одной и той же культуры

60. Видами девиаций выступают:

позитивные, негативные, социально одобряемые и осуждаемые

60.Что означает термин «позитивная девиация»?

отклонение, которое выше, лучше нормы

62.Биологические теории, объясняющие причины девиантного поведения, утверждают, что:

к девиациям предрасположены люди определенного анатономического типа, например, сильные, активные «мезаморфы»

63.Кто ввел в социологию термин «аномия»?

Э. Дюркгейм

64.Выберите самое полное, точное определение. Аномия – это:

состояние общества, когда старые ценности устаревают, а новые не успевают сформироваться, распространиться, стать массовыми, вследствие чего возникает нормативный вакуум, безнормность

65.Кто из социологов связал аномию с социальным неравенством?

Р. Мертон

66.Какая теория объясняет аномию следующим образом: аномия появляется и принимает массовый характер в отдельные переломные периоды развития общества, когда старые нормы утрачивают свое значение для большинства людей, а новые еще не сформированы или не приобрели массового характера.

теория аномии Э. Дюркгейма

67.Какая теория объясняет девиантное поведение следующим образом: девиации появляются из-за того, что социальное неравенство затрудняет отдельным социальным группам доступ к одобряемым обществом достижения.

теория аномии Р. Мертона

68.В чем сущность теории стигматизации?

переход от первичных к вторичным устойчивым девиациям возникает из-за страсти общества навешивать на людей ярлыки, когда более сильная социальная группа клеймит более слабую как преступников, девиантов, заставляя чувствовать себя изноем

Читать еще:  Когда перечисляют деньги на детскую карту

69.Какое определение не относится к понятию «общество»:

виды деятельности, складывающияся в процессе исторического развития

70.Выберите верное: гражданское общество – это

отношения и организации людей в обществе, существующие без вмешательства государства, политики

71.Выберите самое широкое понятие:

общество

72.Что из перечисленного не является разновидностью социальных институтов?

институт социология РАН

73.Правильно ли, что большие социальные институты включают в себя ряд более мелких?

да

74.Может ли ускоряться социальное время?

да, т.к. социальные процессы и деятельность людей с прогрессом общества становятся насыщеннее, протекают быстрее

75.Какие общности выделены не по территориальному признаку:

старики

76.Выберите пару понятий, относящихся к теории глобального общества:

ядро-периферия

77.Кто разработал теорию постиндустриального общества?

Д. Белл

78.Кто разработал теорию глобального общества?

И. Валлерштайн

79.Кто разработал теорию коммуникативного общества?

Н. Луман

80.Какое определение будет более общим? Социальная стратификация – это:

относительно устойчивые совокупности людей, имеющие общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества

81.Как называется группа людей, членство в которой передается по наследству?

сословие

82.Выберите наиболее точный термин для следующего определения: «…структурированная система социального неравенства, в которой индивиды и социальные группы ранжированы в соответствии с занимаемым в обществе социальным положением, статусом»

социальный статус

83.Страта в социологии отражает:

социально-классовую принадлежность в обществе

84.Социальная стратификация – это

характеристика социального неравенства

85.Какой тип мобильности может характеризовать приход большевиков к власти в России?

групповая мобильность

86.Какому типу мобильности соответствует переход из одной группы в другую без изменения социального статуса?

горизонтальная мобильность

87.Кто из русских социологов разработал фундаментальную концепцию социальной мобильности?

П. Сорокин

88.К маргинальным слоям населения можно отнести:

эмигрантов

89.Можно ли назвать маргиналом инженера с высшим образованием и стажем работы 20 лет, уволенного с предприятия по сокращению штатов?

нет

90.Экономическая социология как самостоятельная научная дисциплина возникла:

еще находится в стадии становления

91.Выберите две проблемы, относящиеся к общему «проблемному полю» экономики и социологии:

социальные проблемы занятости

проблемы экономической культуры

92.Какие понятия являются общими для экономики и социологии?

мотивы

потребности

93.Как соотносятся между собой экономика и культура?

именно культура определяет уровень развития экономики

94.Можно ли сказать, что экономическая культура – это: «проекция» всей культуры в сферу экономики и экономических отношений?

да

95.Выберите наиболее широкое по смыслу понятие:

экономическая культура

96.Почему экономическая культура является регулятором экономического поведения людей?

ее ценности и нормы включаются в мотивацию экономического поведения

97.Почему экономическая культура выполняет роль социальной памяти экономического развития?

она передает накопленный опыт, правила и образцы экономического поведения из поколения в поколение

98.Может ли экономическая культура влиять на развитие рыночной экономики?

да

99.Выберите наиболее общее определение экономического поведения:

это поведение, связанное с обеспечением материальных условий жизни человека, направленное на удовлетворение его материальных и духовных потребностей

100. Можно ли считать поведение человека, собирающего милостыню, экономическим поведением?

да

102. Какой социальный институт считается исторически более древним?

семья

103. Выберите один из предложенных ответов, наиболее полно характеризующий сущность семьи:

семья – это социальная система, сочетающая в себе черты социального института и малой группы

104. Какое из предложенных определений является более точным? Посредством института брака общество:

узаконивает создание семьи

Когда возникла социология?

Когда возникла социология?

Я думаю, что социология возникла, когда французский философ Огюст Конт ввёл понятие «социология», заменив им «социальную физику», и высказал мысль о законах статики и динамики, отражающих социальные процессы. Хотя конечно же изучением развития социальных процессов, поиском закономерностей в социальных процессах мудрейшие люди занимались с древних времён, но именно в XIX веке в связи с успехами науки в области естествознания социология оформилась как наука, именно в середине XIX века становилась всё более популярной идея о том, что наука способна найти решения социальных проблем с помощью почти математически-точных методов. Тогда и возник термин «социология», дабы отличить новую науку от «социальной физики» и других гуманитарных наук.

Социология как наука зародилась и оформилась в качестве научной дисциплины в XIX веке. Она вобрала в себя лучшие достижения человеческой мысли об обществв и блаодаря применению конкретно-научных методов продвинула наши знания дальше. В ряду творцов научной социологии выделяютсся О. Конт, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер. С них открывается собственно научный период истории социологии.

Огюст Конт (), давший имя социологии, начал творить чуть раньше Маркса. Поэтому он выразил в своём творчестве идеалы прогресса, политической и экономической свободы, надежду на то, что с помощью науки можно решить все социальные проблемы. На вопрос о том, как вылечить больное общество, Конт отвечал просто: надо создать такую же точную и объективную науку об обществе, каким является естествознание. Именно эту науку он назвал социологией.

Социология после трудного становления приобрела наконец-то статус самостоятельной науки именно во времена Огюста Конта. На этом пути были и открытия, и надежды, и разочарования, маленькие победы и крупные поражения, ибо долгие годы догматический стиль мышления, боязнь нововведений сдерживали ее развитие. Но, несмотря на все противоречия, социологическая мысль продолжала развиваться.

Термин “социология” в буквальном смысле слова означает “наука об обществе” или “учение об обществе”. Впервые его употребил Огюст Конт, крупнейший французский ученый, живший в 19 веке. В главных своих сочинениях — “Курс позитивной философии” и “Система позитивной политики” — он высказал рациональную идею о необходимости всестороннего анализа общественных явлений. То, что О. Конт большое внимание уделял познанию не столько сущности, сколько явления, стало основанием для возникновения позитивистских взглядов и концепций, получило дальнейшее развитие в трудах его последователей.

Постепенно объектом изучения становилась все большая группа вопросов, характеризующих состояние сознания человека, его поведение и отношение к происходящим в обществе процессам, профессиональное, национальное и региональное их звучание.

В настоящее время среди проблем, ставших ведущими для социологии, являются: социальное положение человека в обществе и группе, социальная структура, участие в управлении, “человеческие отношения”, общественное мнение, межличностное общение и другие вопросы, связанные с конкретной исторической и социально-экономической ситуацией. Таким образом, социология возникла в ответ на потребности общественного развития.

Социология личности оперирует категориями, которые нередко рассматриваются как синонимы, — формирование, развитие, воспитание, социализация. Их неодинаковое использование затрудняет возможности социологического анализа.

Когда употребляется понятие “формирование личности” , то имеется в виду единство объективных и субъективных условий, определяющих процесс становления и развития человека. Конечно, только при учете влияния всей совокупности общественных отношений в сочетании с субъективной деятельностью классов, общественных организаций и самого человека можно говорить о многостороннем воздействии на личность и соответственно формировать ее развитие.

Понятие “развитие личности” характеризует последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности. Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека определенного представления об окружающем его мире. Хотя воспитание и учитывает влияние внешней среды, однако оно воплощает те усилия, которые осуществляют социальные институты.

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком ответственных поручений, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе говоря, социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом.

Поэтому я считаю, что основы современной науки социологии были заложены выдающимся французским учёным 19 века Огюстом Контом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector