Квалификационные требования — социальный работник

Квалификационные требования соцработников

В квалификационных требованиях к социальным работникам по уходу на дому убрали норму, которая позволяла работать лицам имеющим простое среднее образование, если они приняты на работу в период включая 2008 год. Отдельные работники имеют среднее образование и даже 8 классов, но стаж работы составляет 20 и более лет. Аттестация прошла в 2010 году, очередная в 2015 году. Поступать учиться нет возможности — возраст, средства и т.д. Могут ли нас уволить до очередной аттестации за не соотвествие квалификационным требованиям и в каком порядке?

В настоящее время действуют Типовые квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и других служащих системы социальной защиты и занятости населения (приказ Министра ТСЗН РК от 02.02. 2012 года № 31-ө-м) (гос. рег. в МЮ РК от 27.02.12 г. № 7442), где предусмотрены квалификационные характеристики должностей:

«Социальный работник по уходу за престарелыми и инвалидами»: требования к квалификации:

специалист высшего уровня квалификации:

высшей категории: высшее (или послевузовское) образование (социальное, медицинское, экономическое, психологическое, педагогическое) и стаж работы в качестве специалиста высшего уровня квалификации первой категории не менее 2 лет.

первой категории: высшее (или послевузовское) образование (социальное, медицинское, экономическое, психологическое, педагогическое) и стаж работы в качестве специалиста высшего уровня квалификации второй категории не менее 1 года.

второй категории: высшее (или послевузовское) образование (социальное, медицинское, экономическое, психологическое, педагогическое) и стаж работы в качестве специалиста высшего уровня квалификации без категории не менее 1 года.

без категории: высшее (или послевузовское) образование (социальное, медицинское, экономическое, психологическое, педагогическое) без предъявления требований к стажу работы.

специалист среднего уровня квалификации:

высшей категории: техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) (социальное, педагогическое, медицинское) и стаж работы в должности специалиста среднего уровня квалификации первой категории не менее 2 лет.

первой категории: техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) (социальное, педагогическое, медицинское) и стаж работы в должности специалиста среднего уровня квалификации второй категории не менее 1 года.

второй категории: техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) (социальное, педагогическое, медицинское) и стаж работы в должности специалиста среднего уровня квалификации без категории не менее 1 года.

без категории: техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) (социальное, педагогическое, медицинское) или основное среднее образование и сертификат по социальной подготовке;

«Социальный работник по уходу за детьми-инвалидами и инвалидами старше 18 лет с психоневрологическими заболеваниями» требования к квалификации:

специалист высшего уровня квалификации:

высшей категории: высшее (или послевузовское) образование (социальное, медицинское, экономическое, психологическое, педагогическое) и стаж работы в качестве специалиста высшего уровня квалификации первой категории не менее 2 лет;

первой категории: высшее (или послевузовское) образование (социальное, медицинское, экономическое, психологическое, педагогическое) и стаж работы в качестве специалиста высшего уровня квалификации второй категории не менее 1 года;

второй категории: высшее (или послевузовское) образование (социальное, медицинское, экономическое, психологическое, педагогическое) и стаж работы в качестве специалиста высшего уровня квалификации без категории не менее 1 года;

без категории: высшее (или послевузовское) образование (социальное, медицинское, экономическое, психологическое, педагогическое) без предъявления требований к стажу работы;

специалист среднего уровня квалификации:

высшей категории: техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) (социальное, педагогическое, медицинское) и стаж работы в должности специалиста среднего уровня квалификации первой категории не менее 2 лет;

первой категории: техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) (социальное, педагогическое, медицинское) и стаж работы в должности специалиста среднего уровня квалификации второй категории не менее 1 года;

второй категории: техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) (социальное, педагогическое, медицинское) и стаж работы в должности специалиста среднего уровня квалификации без категории не менее 1 года;

без категории: техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) (социальное, педагогическое, медицинское) или основное среднее образование и сертификат по социальной подготовке.

В то же время действует Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный приказом Министра ТСЗН РК от 21.05.2012 г. № 201-ө-м (гос. регистрация в МЮ РК от 25.06.2012 г. № 7755) (далее — КС).

Согласно п. 8, 9 Общих положении КС соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям должностных характеристик определяется комиссией (квалификационной, аттестационной). При этом особое внимание уделяется качественному и эффективному выполнению работ.

Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом, и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности также, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Таким образом, решение принимает (квалификационная, аттестационная) комиссия организации.

Для сведения: вышеуказанный приказ МТСЗН РК размещен на сайте Министерства (на государственном и русском языках), а также в Базе данных «Закон» МЮ РК.

Квалификационные требования — социальный работник

Кто такой специалист по социальной работе (соцработник)?

Социальный работник это специалист, оказывающий психологическую и материальную помощь населению. Наше общество остро нуждается в людях, умеющих слушать и понимать собеседника; людях, вызывающих доверие и уважение. Социальная работа предполагает взаимодействие в основном с незащищенными категориями граждан, нуждающихся в поддержке.

Кто нуждается в социальной поддержке?

Преимущественно соцработник взаимодействует с такими категориями граждан:

  • пенсионеры и люди с ограниченными возможностями;
  • дети и подростки, страдающие от врожденных и приобретенных заболеваний, семейного насилия и других проблем;
  • женщины, ставшие жертвой любого вида насилия;
  • граждане, попавшие в алкогольную или наркотическую зависимость;
  • люди, лишившиеся жилья, получившие травмы, потерявшие близких во время катастроф;
  • беженцы, вынужденные переселенцы;
  • многодетные семьи и другие.

Какими знаниями должен обладать соцработник?

В процессе работы специалисту соцслужбы необходимы следующие профессиональные знания:

  1. базовые основы психологии, медицины, социальной педагогики, коррекционной работы, конфликтологии;
  2. этические нормы социальной работы;
  3. виды и правила оказания социальных услуг;
  4. права и обязанности граждан, которым предоставляется социальная защита и помощь;
  5. основы планирования деятельности, программы для ведения бухгалтерии и учета,
  6. работа с базами данных и т.д.

Основные виды профессиональной деятельности соцработника

В своей профессиональной деятельности социальный работник:

  • предоставляет
    • социальные услуги клиентам организации социального обслуживания
    • комплексную реабилитационную помощь уязвимым категориям граждан
    • социально-психологическую помощь семьям и семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, кризисной ситуации, социально опасном положении
  • планирует социальные услуги и меры социальной поддержки населения
  • обеспечивает деятельность организации социального обслуживания населения
  • контролирует социальные услуги и меры социальной поддержки населения

Профессиональные стандарты для специалистов социальной сферы

Квалификационные требования и трудовые функции работников социального обслуживания приведены в профессиональных стандартах:

Профстандарт №3 Специалист по социальной работе

Профстандарт № 7 Руководитель организации социального обслуживания

Профстандарт №11 Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере

Профстандарт №12 Психолог в социальной сфере

Профстандарт №13 Специалист по работе с семьей

Нормативно-правовая основа деятельности соцработника

Для грамотной и корректной работы с людьми и документами важно соблюдать основные законодательные нормы, касающиеся профессиональной деятельности социального работника. Ниже приведены нормативно-правовые акты, касающиеся социального обслуживания населения.

  • Федеральный закон № 442-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»
  • Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Читать еще:  Какие изделия из металла востребованы. Какие металлоизделия пользуются спросом у населения? Технология изготовления ювелирных изделий методом литья

В целях реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» подготовлены нормативно- правовые акты:

Правительства Российской Федерации

  • Постановление Правительства РФ № 1075 от 18 октября 2014 г. «Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно»
  • Постановление Правительства РФ № 1236 от 24 ноября 2014 г. «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг»
  • Постановление Правительства РФ № 1239 от 24 ноября 2014 г. «Об утверждении Правил размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
  • Постановление Правительства РФ № 1285 от 1 декабря 2014 г. «О расчете подушевых нормативов финансирования социальных услуг»

Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России)

  • Приказ Минтруда России № 159н от 28 марта 2014 г. «Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг»
  • Приказ Минтруда России № 258н от 17 апреля 2014 г. «Об утверждении примерной номенклатуры организаций социального обслуживания»
  • Приказ Минтруда России № 485н от 25 июля 2014 г. «Об утверждении рекомендаций по формированию и ведению регистра получателей социальных услуг»
  • Приказ Минтруда России № 484н от 25 июля 2014 г. «Об утверждении рекомендаций по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг»
  • Приказ Минтруда России № 505н от 30 июля 2014 г. «Об утверждении рекомендуемых нормативов обеспечения мягким инвентарем получателей социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания»
  • Приказ Минтруда России № 425н от 30 июля 2014 г. «Об утверждении примерного положения о попечительском совете организации социального обслуживания»
  • Приказ Минтруда России № 500н от 30 июля 2014 г. «Об утверждении рекомендаций по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг»
  • Приказ Минтруда России № 552н от 13 августа 2014 г. «Об утверждении рекомендуемых норм питания получателей социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания»
  • Приказ Минтруда России № 651н от 18 сентября 2014 г. «Об утверждении порядка осуществления мониторинга социального обслуживания граждан в субъектах Российской Федерации, а также форм документов, необходимых для осуществления такого мониторинга»
  • Приказ Минтруда России № 725 от 15 октября 2015 г. «Об утверждении Методических рекомендаций по определению норм нагрузки социального работника в сфере социального обслуживания»
  • Приказ Минтруда России № 870н от 6 ноября 2014 г. «Об утверждении порядка направления граждан в стационарные организации социального обслуживания со специальным социальным обслуживанием»
  • Приказ Минтруда России № 874н от 10 ноября 2014 г. «О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг»
  • Приказ Минтруда России № 886 от 17 ноября 2014 г. «Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об этом поставщике (в том числе содержания указанной информации и формы ее предоставления)»
  • Приказ Минтруда России № 889 от 18 ноября 2014 г. «Об утверждении рекомендаций по организации межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении социальных услуг, а также при содействии в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальном сопровождении)»
  • Приказ Минтруда России № 953н от 28 ноября 2014 г. «Об утверждении порядка предоставления социальных услуг, а также порядка утверждения перечня социальных услуг по видам социальных услуг федерального государственного бюджетного учреждения «Всероссийский научно-методический геронтологический центр» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации»
  • Приказ Минтруда России № 935н от 24 ноября 2014 г. «Об утверждении примерного порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания»
  • Приказ Минтруда России № 934н от 24 ноября 2014 г. «Об утверждении методических рекомендаций по расчету потребностей субъектов Российской Федерации в развитии сети организаций социального обслуживания»
  • Приказ Минтруда России № 938н от 24 ноября 2014 г. «Об утверждении примерного порядка предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания»
  • Приказ Минтруда России № 939н от 24 ноября 2014 г. «Об утверждении примерного порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому»
  • Приказ Минтруда России № 940н от 24 ноября 2014 г. «Об утверждении правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений»
  • Приказ Минтруда России № 219 от 5 мая 2016 г. «Об утверждении методических рекомендаций по развитию сети организаций социального обслуживания в субъектах Российской Федерации и обеспеченности социальным обслуживанием получателей социальных услуг, в том числе в сельской местности»
  • Приказ Минтруда России № 471 от 25 августа 2016 г. «Об утверждении рекомендаций по предоставлению социально-медицинских услуг в форме социального обслуживания на дому ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны»
  • Письмо Минтруда России № 12-3/10/П-2728 от 23 апреля 2018 г. органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты населения (о направлении рекомендаций по уходу за ослабленными пожилыми людьми)
  • Анкета получателя социальных услуг
  • Рекомендации по уходу за ослабленными пожилыми людьми
  • Письмо Минтруда России № 12-3/10/П-727 от 12 февраля 2015 г. органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (об успешном опыте работы субъектов Российской Федерации в сфере социальной поддержки граждан пожилого возраста)
  • Письмо Минтруда России № 12-3/10/В-1700 от 16 марта 2015 г. руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации
  • Письмо Минтруда России № 12-3/10/В-3173 от 6 мая 2015 г. руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации
  • Письмо Минтруда России № 12-3/10/П-2598 от 6 мая 2015 г. органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
  • Письмо Минтруда России № 12-3/10/П-4935 от 17 августа 2015 г. органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
  • Письмо Минтруда России № 12-3/10/П-756 от 12 февраля 2016 г. органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
  • Письмо Минтруда России № 12-3/10/П-8340 от 23 декабря 2016 г. руководителям высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
  • ГОСТ Р 52495-2005. Социальное обслуживание населения. Термины и определения.
  • ГОСТ Р 52143-2003 Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг
  • ГОСТ Р 52498-2005 Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания

Квалификационные требования соцработников

В квалификационных требованиях к социальным работникам по уходу на дому убрали норму, которая позволяла работать лицам имеющим простое среднее образование, если они приняты на работу в период включая 2008 год. Отдельные работники имеют среднее образование и даже 8 классов, но стаж работы составляет 20 и более лет. Аттестация прошла в 2010 году, очередная в 2015 году. Поступать учиться нет возможности — возраст, средства и т.д. Могут ли нас уволить до очередной аттестации за не соотвествие квалификационным требованиям и в каком порядке?

В настоящее время действуют Типовые квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и других служащих системы социальной защиты и занятости населения (приказ Министра ТСЗН РК от 02.02. 2012 года № 31-ө-м) (гос. рег. в МЮ РК от 27.02.12 г. № 7442), где предусмотрены квалификационные характеристики должностей:

«Социальный работник по уходу за престарелыми и инвалидами»: требования к квалификации:

специалист высшего уровня квалификации:

высшей категории: высшее (или послевузовское) образование (социальное, медицинское, экономическое, психологическое, педагогическое) и стаж работы в качестве специалиста высшего уровня квалификации первой категории не менее 2 лет.

Читать еще:  Как снятся с учета как работодатель. ИП закрывает бизнес: как сняться с учета в ПФР и ФСС. Необходимые действия для прохождения процедуры

первой категории: высшее (или послевузовское) образование (социальное, медицинское, экономическое, психологическое, педагогическое) и стаж работы в качестве специалиста высшего уровня квалификации второй категории не менее 1 года.

второй категории: высшее (или послевузовское) образование (социальное, медицинское, экономическое, психологическое, педагогическое) и стаж работы в качестве специалиста высшего уровня квалификации без категории не менее 1 года.

без категории: высшее (или послевузовское) образование (социальное, медицинское, экономическое, психологическое, педагогическое) без предъявления требований к стажу работы.

специалист среднего уровня квалификации:

высшей категории: техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) (социальное, педагогическое, медицинское) и стаж работы в должности специалиста среднего уровня квалификации первой категории не менее 2 лет.

первой категории: техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) (социальное, педагогическое, медицинское) и стаж работы в должности специалиста среднего уровня квалификации второй категории не менее 1 года.

второй категории: техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) (социальное, педагогическое, медицинское) и стаж работы в должности специалиста среднего уровня квалификации без категории не менее 1 года.

без категории: техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) (социальное, педагогическое, медицинское) или основное среднее образование и сертификат по социальной подготовке;

«Социальный работник по уходу за детьми-инвалидами и инвалидами старше 18 лет с психоневрологическими заболеваниями» требования к квалификации:

специалист высшего уровня квалификации:

высшей категории: высшее (или послевузовское) образование (социальное, медицинское, экономическое, психологическое, педагогическое) и стаж работы в качестве специалиста высшего уровня квалификации первой категории не менее 2 лет;

первой категории: высшее (или послевузовское) образование (социальное, медицинское, экономическое, психологическое, педагогическое) и стаж работы в качестве специалиста высшего уровня квалификации второй категории не менее 1 года;

второй категории: высшее (или послевузовское) образование (социальное, медицинское, экономическое, психологическое, педагогическое) и стаж работы в качестве специалиста высшего уровня квалификации без категории не менее 1 года;

без категории: высшее (или послевузовское) образование (социальное, медицинское, экономическое, психологическое, педагогическое) без предъявления требований к стажу работы;

специалист среднего уровня квалификации:

высшей категории: техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) (социальное, педагогическое, медицинское) и стаж работы в должности специалиста среднего уровня квалификации первой категории не менее 2 лет;

первой категории: техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) (социальное, педагогическое, медицинское) и стаж работы в должности специалиста среднего уровня квалификации второй категории не менее 1 года;

второй категории: техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) (социальное, педагогическое, медицинское) и стаж работы в должности специалиста среднего уровня квалификации без категории не менее 1 года;

без категории: техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) (социальное, педагогическое, медицинское) или основное среднее образование и сертификат по социальной подготовке.

В то же время действует Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный приказом Министра ТСЗН РК от 21.05.2012 г. № 201-ө-м (гос. регистрация в МЮ РК от 25.06.2012 г. № 7755) (далее — КС).

Согласно п. 8, 9 Общих положении КС соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям должностных характеристик определяется комиссией (квалификационной, аттестационной). При этом особое внимание уделяется качественному и эффективному выполнению работ.

Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом, и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности также, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Таким образом, решение принимает (квалификационная, аттестационная) комиссия организации.

Для сведения: вышеуказанный приказ МТСЗН РК размещен на сайте Министерства (на государственном и русском языках), а также в Базе данных «Закон» МЮ РК.

Тема 5. Профессиональные требования к социальному работнику;

1. Обязанности в соответствии с квалификационным справочником.

2. Деятельность в соответствии с функциями.

3. Требования к знаниям специалиста социальной работы.

4. Требования к результатам освоения программы бакалавриата.

5. Характеристика профессиональной деятельности бакалавров

6. Духовно-нравственный портрет специалиста (бакалавра) социальной работы.

7. Кодекс этики со­циального работника.

Краткое изложение содержания лекции:

1. Обязанности в соответствии с квалификационным справочником.

Социальная работа является универсальным видом деятельнос­ти. Она требует от специалиста знаний в различных областях и уме­ний и применять на практике. Не случайно поэтому в квалифика­ционном справочнике социальному работнику предписан весьма широкий перечень должностных обязанностей.

Социальный работник обязан:

выявлять семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-ме­дицинской, юридической, психолого-педагогической, материаль­ной и иной помощи, в охране нравственного, физического и пси­хического здоровья;

устанавливать причины возникающих у них трудностей, кон­фликтных ситуаций (по месту работы, учебы, в семье и т.д.), оказы­вать им содействие в разрешении этих трудностей и конфликтов и социальную защиту;

содействовать в совместной деятельности различных обществен­ных и государственных организаций и учреждений по оказанию не­обходимой социально-экономической помощи нуждающимся груп­пам населения;

оказывать помощь в семейном воспитании, заключении трудо­вых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершен­нолетних детей, инвалидам, пенсионерам;

проводить психолого-педагогические и юридические консульта­ции по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовер­шеннолетними детьми с асоциальном поведением;

выявлять и оказывать содействие детям и взрослым, нуждаю­щимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи;

организовывать общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, выступать (в необходимых случаях) в качестве их общественного защитника в суде;

участвовать в работе по созданию центров социальной помощи семье (усыновления, попечительства и опеки; социальной реабилитации; приютов; молодежных, подростковых, детских и семей­ных центров; клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т.д.);

организовывать и координировать работу по социальной адап­тации и реабилитации лиц, вернувшихся из мест лишения свободы и специальных учебно-воспитательных учреждений.

2. Деятельность в соответствии с функциями.

Квалификационный справочник определяет обязанности и тре­бования к социальному работнику в самом общем плане без учета функций, специализаций, уровня подготовки социального работ­ника. Пока не касаясь двух последних аспектов, попробуем конкре­тизировать деятельность социального работника в зависимости от выполняемых им основных функций.

Реализация диагностической функции предполагает изучение социальным работником особенностей группы, слоя, отдельного человека, степени и направленности на них микросреды и поста­новку «социального диагноза».

Прогностическая функция реализуется путем программирования и прогнозирования влияния на объекты социальной работы всех социальных институтов общества, выработки определенной моде­ли социального поведения этих объектов.

Предупредительно-профилактическая (или социально-терапевти­ческая) функция позволяет предусмотреть и привести в действие со­циально-правовые, юридические, психологические, социально-ме­дицинские, педагогические и другие механизмы предупреждения и преодоления негативных явлений, организовать оказание социоте-рапевтической, социально-бытовой, психолого-педагогической, медицинской, юридической и иной помощи нуждающимся, обес­печить защиту прав семьи, женщин, подростков, детей, молодежи. Предупредительно-профилактическая функция, таким образом, направлена не только на оказание всевозможной помощи и под­держки уже оступившимся, слабо защищенным слоям, но и на пре­дупреждение всевозможных негативных последствий в положении, поведении, деятельности слоев, групп людей, отдельных личностей. Данная функция ассоциируется с пониманием социальной работы как в узком, так и в широком смысле слова.

Правозащитная функция в социальной работе предусматривает использование всего комплекса законов и правовых норм, направ­ленных на оказание помощи и поддержки, защиту населения. Это касается как населения, проживающего в стране, так и той его части, которая по тем или иным причинам оказалась за ее пределами. В соответствии с социально-педагогической функцией социальный работник призван выявлять интересы и потребности людей в раз­личных видах деятельности (культурно-досугОвой, спортивно-оздо­ровительной, технического и художественного творчества, туризма) и привлекать к работе с ними различные учреждения, организации, общественные, творческие и другие союзы, специалистов, трене­ров, организаторов культурно-досуговой деятельности и т.д.

Читать еще:  Когда могут снять инвалидность. Когда инвалидность дают бессрочно?

Психологическая функция предполагает различные виды консуль­тирования и коррекции межличностных отношений, помощь в со­циальной реабилитации всем нуждающимся, призвана способство­вать социальной адаптации личности.

При реализации социально-медицинской функции социальный работник обязан организовать работу по профилактике здоровья, помогать овладевать основами оказания первой медицинской по­мощи, культурой питания, санитарно-гигиеническими нормами, организовать работу по планированию семьи, формировать ответ­ственное отношение к репродуктивному и сексуальному поведению, содействовать подготовке молодежи к семейной жизни, развивать трудотерапию, способствовать формированию здорового образа жизни. В деятельности социального работника важна реализация соци­ально-бытовой функции, а именно: социальный работник обязан способствовать в оказании необходимой помощи и поддержки раз­личным категориям населения (особенно инвалидам, людям пожи­лого возраста, молодым семьям и др.) в улучшении их жилищных условий, организации нормального быта.

Коммуникативная функция призвана устанавливать контакты с нуждающимися в той или иной помощи и поддержке, организовы­вать обмен информацией, способствовать включению различных институтов общества в деятельность социальных служб, помогать восприятию и пониманию другого человека, больных и здоровых, нуждающихся и не нуждающихся в помощи и поддержке.

Рекламно-пропагандистская функция социальной работы прояв­ляется в организации рекламы социальных услуг, в пропаганде идей социальной защиты человека.

Нравственно-гуманистическая функция (как своеобразная кон­центрация определенных свойств, черт всех других функций) при­дает социальной работе высокие гуманистические цели, создает условия для достойного функционирования человека, групп и слоев в обществе.

Реализация организационной функции состоит в том, чтобы спо­собствовать организации социальных служб на предприятиях и в учреждениях, а также по месту жительства, привлекать к их работе общественность, направлять деятельность социальных служб на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению, в первую очередь слабо защищенным слоям и группам, отдельным личностям.

3. Требования к знаниям специалиста социальной работы.

Социальный работник может выполнять названные обязаннос­ти и реализовывать указанные функции только в том случае, если он владеет большим кругом соответствующих знаний и умений. Тре­бования, предъявляемые к знаниям и умениям специалиста в обла­сти социальной работы, изложены в Государственном образователь­ном стандарте высшего и профессионального образования, впервые утвержденном Госкомвузом Российской Федерации вначале в 1992, а затем в 1994 г. В настоящее время они пересмотрены и мы пользуемся Госстандартом 2000 для специалитета № специальности 040101.65, а затем и Госстандартом 2009 г. № бакалавриата 040400.62.

Эти требования представлены несколькими группами: 1) общими тре­бованиями к образованности специалиста; 2) требованиями к зна­ниям и умениям по циклу общих гуманитарных и социально-эко­номических дисциплин; 3) требованиями к знаниям и умениям по циклу общих математических и естественно-научных дисциплин; 4) требованиями к знаниям и умениям по циклу общепрофессио­нальных дисциплин направления и 5) требованиями к знаниям и умениям по циклу специальных дисциплин направления.

Перечислим требования к специалисту в области социальной ра­ботыпо двум последним циклам.

Согласно Государственному стандарту по циклу общепрофессиональных дисциплин направления (социальной работы) специалист должен: *

знать специфику работы в различной социальной среде;

знать и уметь использовать передовой отечественный и зарубеж­ный опыт социально-культурной деятельности;

уметь обеспечивать посредничество, с одной стороны, между личностью и семьей, а с другой — между различными обществен­ными и государственными структурами;

уметь обеспечивать связи между личностью и микросредой, де­тьми и взрослыми, семьей и обществом;

уметь оказывать влияние на отношения между людьми и ситуа­цию в малой группе, стимулировать клиента к выполнению соци­ально-значимой деятельности;

уметь работать в условиях неформального общения, способст­вуя проявлению инициативы и активной жизненной позиции кли­ента;

знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в ста­новлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребнос­тей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении человека;

уметь дать психологическую характеристику личности (ее тем­перамента, способностей и т.п.), интерпретацию собственного пси­хического состояния, владеть приемами психодиагностики и пси­хической саморегуляции;

иметь научное представление о социологическом подходе в трак­товке личности, факторах ее формирования в процессе социализа­ции, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о социальных общностях и социальных группах, видах и исходах социальных процессов;

знать типологию, основные источники возникновения и разви­тия массовых социальных движений, формы социальных взаимо­действий, факторы социального развития, типы и структуры соци­альных организаций и институтов;

владеть основами социологического анализа;

знать основы общей педагогики и ее специальных разделов;

знать формы, средства и методы педагогической деятельности;

владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитатель­ных ситуаций, определения и решения педагогических задач;

знать и уметь использовать формы и методы воспитательной работы и просвещения;

знать национальные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции регионов и уметь использовать их в социаль­ной работе;

знать нормы семейного, трудового, жилищного законодательст­ва, регулирующие охрану материнства и детства, прав несовершен­нолетних, пенсионеров, инвалидов и обеспечивающие их социаль­ную защиту;

знать основы уголовного и гражданского права;

знать порядок и организацию опеки, попечительства, усыновле­ния, лишения родительских прав, направления в специальные учеб­но-воспитательные учреждения;

знать организацию медико-социальной работы, санитарного просвещения и пропаганды здорового образа жизни;

уметь вести организационно-управленческую, исследовательско-аналитическую, научно-педагогическую и практическую дея­тельность на различных объектах профессиональной деятельности, определенной Государственным стандартом;

уметь оказывать первую медицинскую помощь.

По циклу специальных дисциплин направления (социальной рабо­ты) специалист должен:

владеть методикой и технологией социального прогнозирования и проектирования, уметь использовать полученные знания в реаль­ных проектах;

владеть процедурой и методами социальных инноваций, творче­ски использовать инновации в практике социальной работы;

знать особенности социальной экологии, методы оценки состо­яния окружающей среды, владеть экологической культурой;

знать и уметь разрешать актуальные проблемы геронтологии, уметь организовать медико-социальное обслуживание людей пожи­лого и старческого возраста, знать специфику социальной работы с этим контингентом;

применять полученные знания в решении современных проблем занятости населения, уметь вести социальную работу среди безра­ботных, оказывать им моральную и материальную поддержку, по­мощь в трудоустройстве;

уметь использовать углубленные знания специальных разделов психологии и педагогики социальной работы;

знать и уметь применять методы социальной статистики и исполь­зовать статистические измерения в социальной работе;

уметь вести социальную работу с учетом современной этногра­фической и демографической ситуации;

знать конкретный опыт деятельности территориальных органов и центров социальной защиты населения и уметь использовать его в практической деятельности;

владеть методикой исследовательской работы при анализе кон­кретных явлений и процессов в социальной сфере, уметь использо­вать и внедрять полученные результаты исследований;

знать и использовать в практической деятельности особенности специализированной подготовки: организации помощи населению, социальной работы в трудовых коллективах, медико-социальной помощи населению, социальной работы с молодежью, семьями и детьми, социальной реабилитации и трудотерапии, геронтологии и работы с пожилыми людьми и инвалидами, организации пенсион­ного обеспечения населения, экономики и менеджмента в социаль­ной сфере.

Общие требования к знаниям и умениям специалиста в области социальной работы конкретизируются с учетом избранной специа­лизации и определяются учебным планом вуза. Например, выпускники могут обучаться по специализациям социальный менеджмент в социальной работе, социальная работа с группа­ми населения, социально-медицинские услуги населению, основы психо-социальных технологий работы с населением и т.д.

Как приложение к данной лекции можно рассмотреть Госстандарт бакалавриата по направлению Социальная работа. Он утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 г. N 709. Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г. № 16295.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector